Плавный пуск вентилятора охлаждения двигателя своими руками


Реле плавного старта вентилятора охлаждения автомобиля

Почему быстрый старт вентилятора охлаждения неприемлем для автомобиля? Тут несколько ответов:

1. На бортовую сеть идет большая нагрузка (это проводка, аккумулятор, генератор); 2. Помимо предыдущего идет и большая физическая нагрузка на крепления вентилятора и его подшипник; 3. Приходится использовать необоснованно большой предохранитель, так как пусковой ток может составлять до 30А.

Теперь определимся с задачами, которые мы поставим перед собой:

1. Главная наша задача – создать, так сказать, соф-старт. 2. Для этого использовать только штатную проводку. 3. Ограничится уже имеющимися кнопками. 4. Изначально автомобиль не обладал реле включения вентилятора, поэтому исправим это.

Как устроено представленное устройство? На самом деле, это ШИМ генератор импульсов, который запускается и начинает генерацию импульсов постоянной частоты на третий выход с изменяющейся по времени шириной следования импульса.

Время ширины задается емкостью конденсатора С3. Эти импульсы следуют до драйвера полевого транзистора, под управлением которого находится мощность нагрузки выхода устройства. Диод, который установлен на выходе, служит для того, чтобы погасить обратные неприемлемые выбросы электродвигателя.

Для диода была использована диодная сборка Шотки с общим катодом. Полевик использован Р-канальный, по причине того, что он должен регулировать положительное напряжение. Если бы использовался N-канальный, то потребовалась бы переработка всей проводки, которая связана с охлаждением двигателя, а в наши задачи это не входит.

В представленном устройстве часть элементов выполнена навесными, а другая – прикреплена на печатную плату.

Приступаем к созданию устройства. Сначала нужно достать реле, разобрать его и извлечь все внутренности, оставив только клеммы.

Получается что-то вроде этого.

Отрезав все ненужное, приступим к навесному монтажу.

Навесной у нас будет вся правая часть схемы, то есть все, что выходит с 3 ножки NE555. Если паять это все на плате, то размеров платы вообще не хватит.

Навесную часть почти закончили.

Можно приступать и к самой плате. У меня самого вышла такая ситуация, что пришлось немного обрезать плату, чтобы транзистор и диоды корректно располагались за пределами платы. В конце статьи плата показана полной, так как ее модификацию под нужные размеры я оставил на потом.

Следующий шаг – впаиваем обрезанную плату в реле.

Напоследок осталось впаять перемычки и прикрепить радиатор.

Вот и все. Устройство уже готово. Теперь его нужно покрыть лаком или попробовать залить канифолью. Собранное устройство не требует никаких настроек и оно подойдет к любому электродвигателю, так как ее максимальный ток составляет 74А. Использованный контролер IRF4905 дешевый, его легко найти в любом магазине электротоваров.

Вот вам вид готового к работе устройства.

Источник

Особенности «Борея-К»

Это более новая модель, она выпущена в 2021году и имеет достаточно большие отличия от более ранних моделей. Однако надо сказать, что никаких грандиозных преимуществ он не имеет, при выборе модели не нужно сильно ориентироваться на ее новизну, если вам нужны впаянные провода — выбирайте «Борей-КВ».

Появились два новых входа — включение и выключение. На первый можно поставить кнопку на принудительный продув, на второй — кнопку «брод».

В «Борее-К» существенно изменено программирование и подключение внешних датчиков. В частности он может работать в следующих конфигурациях:

1. Со штатным датчиком температуры, это был единственный вариант для более ранних моделей «Борея».

2. С автономным датчиком температуры, для более ранних моделей «Борея» для этого надо было установить на плате перемычку и только в модели«Борей-КВ1».

3. Каскадная, ведомый блок повторяет все действия ведущего.

4. С двумя датчиками, один на ДВС, второй может устанавливаться в другом месте и может быть как датчиком температуры, так и давления. Типовое применение — датчик температуры подкапотного пространства, в пробках вентилятор будет срабатывать не только по температуре ДВС, но и по перегреву воздуха под капотом.

Ниже приведены соответствующие схемы подключения.

«Борей-К» поставляется по умолчанию запрограммированным под схему (первую) со штатным датчиком температуры первого типа, это самый массовый вариант использования «Борея». Пользователю при этой схеме подключения не нужно будет подробно разбираться с программированием «Борея», достаточно просто правильно подключить блок параллельно штатной системе, настроится он автоматически. Либо, в отсутствии штатной системы, надо поднести магнит (нажать магнитную кнопку) в момент достижения нужной температуры, которую «Борей» и запомнит.

Внешний вид Борея:

Плавный пуск вентилятора охлаждения двигателя своими руками

_________________ — Да не боись, всего двенадцать вольт… и восемьсот ампер.

Gudd-Head
_________________ [ Всё дело не столько в вашей глупости, сколько в моей гениальности ] [ Правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа ] Могу не отвечать пару месяцев, не беспокойтесь.

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

samsung
Gudd-Head
_________________ [ Всё дело не столько в вашей глупости, сколько в моей гениальности ] [ Правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа ] Могу не отвечать пару месяцев, не беспокойтесь.

Приглашаем 20 мая на вебинар, посвященный линейке поставок компании MEAN WELL и ее подходу к производству источников питания — как экосистемы продукции и услуг, которая позволяет подобрать оптимальный источник питания для любых задач электропитания. Рассмотрим весь спектр выпускаемой продукции MEAN WELL в области AC/DC-, DC/DC- и DC/AC-преобразователей с подробным разбором интересных и уникальных новинок, их применении и многое другое.

zzaj
Компания Infineon представила новое семейство защищенных силовых ключей PROFET™+2 12V. Изделия объединяют в себе функции диагностики и различные защиты. Ключи PROFET™+2 12V имеют одно из самых низких в отрасли сопротивлений в открытом состоянии RDS(ON) (от 2,6 мОм) и выпускаются в миниатюрном корпусе TSDSO-14 с шагом выводов 0,65 мм. Благодаря функции ReverseON все семейство соответствует строгим требованиям по защите от обратной полярности питания, впервые реализованной в одном чипе.
[email protected]
_________________ Перед тем, как улучшиться, ситуация ухудшается. TDA7294 + ИИП 350W + Орбита 35АС-016 = танцует весь микрорайон.
ПРИСТ расширяет ассортимент
thrashes
WaL97
Огромное спасибо всем за советы. Варианты появились, буду пробовать.

_________________ — Да не боись, всего двенадцать вольт… и восемьсот ампер.

m.ix
может разобрать веник и посмотреть как сей паравоз устроен? так же глянуть схемы как их тут обзывают плавный розжиг ламп салона.

_________________ Лечу лечить WWW ашу покалеченную технику.

WaL97
может разобрать веник и посмотреть как сей паравоз устроен?

_________________ — Да не боись, всего двенадцать вольт… и восемьсот ампер.

m.ix Значит туда не дошли высокие технологии. ТОгда самому придётся придумывать. Есть ещё вариант, тут обсуждался кроме розжига. Чем сильнее напор на двигатель, тем быстрее он крутится. Типа что то стабилизации оборотов.

Есть ещё своего рода комповый реобас. Ставить термодатчик внешний. И если он нагревается, то вентилятор будет по мере нагрева датчика крутится всё быстрее и быстрее.

Можно куда сложнее прикрутить МК.

Лично я с ШИМ в фонариках встречался но не в коллекторных двигателях.

ХОтя прикупил шурик бесколлекторный.

ПО этому и спрашивал о потрахах твоего веника.

_________________ Лечу лечить WWW ашу покалеченную технику.

leon21
Maxim_Cat
Поддерживаю! И прошивка написана продуманно. И работает отлично! Разработка из категории установил и забыл. Вот мой вариант, немного доработанный и адаптированный для ВАЗ-2110 https://www.drive2.ru/l/7205138/
les1982
_________________ Люди могут жить без мозгов.
bandycot _________________ Ищу запчасти для двигателей УД-25 УД-2
Рена
Рена
leha67 Правда 42А?так вашей классике уже много лет!и генератор нужно было уже давно заменить,а может и всю машину. вы посчитайте ток который потребляют фары,печка,ПТФ,система зажигания,музыка. даже если вы плавный пуск сделаете,то легче от этого генератору не станет!он все равно будет работать на пределе. тем более у старушки классики на холостых зарядки нет,соответственно акб по городу будет сдыхать,а значит будет тоже сосать ток с гены. поставте нормальный генератор и будет вам счастье. тем более есть генераторы от поздних моделей которые станут без проблем! и еще проводку не мешало бы проверить на «тухлость»

кстати,учтите что АКБ отдает при старте двигателя в среднем 300А,и по этому импульс от вашего вентилятора ему не страшен-весь скачок будет как раз на фиговой проводке.

Dyrokol
Рена
Часовой пояс: UTC + 3 часа

Принцип работы

Таким образом, рабочая температура двигателя на малых скоростях и в летних пробках фактически не превышает 90-92 o C, за исключением конечно аномальной летней жары. За 9 месяцев работы контроллера (с апреля по декабрь) и 15 000 км пробега, на моём ВАЗ 2110 1.6 16V (+ГБО) двигатель ни разу не нагревался больше 95 o C, и соответственно ни разу не сработала штатная система охлаждения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]