История создания
История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.
Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.
Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.
В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.
Технические характеристики мотоцикла Тула
Двигатель | |
Тип | Одноцилиндровый, двухтактный |
Объем | 200 см.куб. |
Охлаждение | Воздушное, принудительное |
Мощность | 12 л.с. |
КПП | 4 ступени, ножное переключение |
Общие данные | |
Масса | 130 кг |
Грузоподъемность | 170 кг |
Расход | 4 литра на 100 км |
Объем топливного бака | 12 литров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Размер шин | 10 дюймов |
Учитывая технические характеристики можно выделить несколько основных недостатков конструкции:
- большой вес усложняет проходимость по бездорожью;
- небольшая максимальная скорость;
- широкий профиль резины не позволяет маневрировать на поворотах, особенно в дождливую погоду.
Технические характеристики
Марка мотоцикла Тула | ТМЗ-5.951 | ТМЗ-5.952 |
Двигатель | двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см | двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см |
Мощность (л. с.) | 12,5 | 13 |
Бензин | А 76 | А 76 |
Запас/резерв топлива (л) | 11/0,5 | 11/0,5 |
Скорость (км/ч) | 90 | 85 |
Масса (кг) | 129 | 126 |
Номинальное напряжение (вольт) | 12 | 12 |
Ход колес перед/зад. | 130 мм/80 мм | 130 мм/80 мм |
Коробка передач | четырехступенчатая | четырехступенчатая |
Диаметр тормозов (мм) | 150 | 150 |
Топливо (расход на 100 км/л) | 3,6 | 3,6 |
Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:
Основные характеристики
Скажем честно, при оценке мотоцикла Тула характеристики не имеют решающего значения. Но поскольку многие именно на них обращают своё внимание в первую очередь, не будем нарушать традиции. Краткие технические характеристики выглядят следующим образом:
- Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый, оснащённый системой принудительного охлаждения. При объёме 200 куб. см. он развивает мощность 12,5 л. с. на ТМЗ-5.951, и 13 л. с. у более поздней модификации ТМЗ-5.952. Масло приходилось заливать непосредственно в топливо.
- Система запуска – стартером-генератором.
- Основное топливо – бензин марки А-76.
- Масло МС-20 добавлялось в пропорции 25 грамм на 1 литр топлива.
- Коробка передач – с ножным переключением, имеет 4 ступени.
- Максимальная скорость – 85 – 90 км/час, в зависимости от модификации.
- Расход топлива (средник) – 3,6 литра на 100 км.
- Вес (сухой) – 129 кг у ранних и 126 кг у поздних модификаций.
Машина имела цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску по схеме маятника. А дальше… Дальше начинались проблемы, которые так и не удалось решить до конца.
Преимущества и недостатки
К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:
- простота и удобство в обслуживании;
- повышенная проходимость;
- надежность в эксплуатации;
- сравнительно низкая стоимость;
- небольшой расход топлива.
Среди недостатков отмечается следующее:
- проводка расположена не совсем удачно, в результате чего в нее нередко проникает влага, пыль и грязь.
- не оборудован обтекателем;
- достаточно массивный, что бывает критичным на плохой дороге;
- развивает не очень высокую скорость;
- плохая устойчивость байка в ненастную погоду и склонность к «подсеканию» при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами.
Модификации
За все время мотоцикл Тула трижды подвергался модификации:
- ТМЗ-5.951. Производилась модель 6 лет, начиная с 1984 г. Имела вес 129 кг. Могла развивать скорость в час не более 85 километров. Мотор обладал мощностью в 12,5 лошадиных сил.
- ТМЗ-5.952. Также производилась 6 лет, с 1990 года. Оснащение более легкой рамой позволило уменьшить общую массу на 3 кг. Стал более мощным движок, правда, прибавилась только половина лошадиной силы. Увеличились скоростные качества – теперь можно было разогнаться до 90 километров в час.
- TM3-5.971. Начал производится в одно время с предыдущей моделью и фактически являлся ее переконструированной модификацией с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Проведено усиление рамы. Вместе с тем ни двигатель, ни руль с передней вилкой не подверглись изменениям. Модель представляла собой трехколесный мотоцикл с багажником на 129 кг веса (без пассажира). Также предусматривалось крепление прицепа на 1 центнер груза. Соединительные узлы были спрятаны под пластиковой облицовкой.
Трицикл Тула 5.971
МОЙ МОТОЦИКЛ
Кто нибудь видел такой аппарат? Я точно не видел. Фоточка из журнала вот потому и нечеткая. Так что это за чудо мототехники?
В конце 1992 года коллектив расширил гамму своей мотопродукции новинкой: 3-колесным мотоциклом TM3-5.97I. Какие жизненные требования легли в основу конструкции нового для России транспортного средства и на какую категорию покупателей они ориентировали эту новая модель? Развитие фермерских хозяйств, дачного и индивидуального строительства, да и просто условия жизни в сельской местности породили целую армию соотечественников, которых весенне-осенняя распутица отрезает от цивилизации и затрудняет любой вид деятельности. Это и стало основными причинами, побудившими завод создать транспортное средство, способное доставить пассажира и мелкие партии грузов в труднодоступные для обычного транспорта места. Всем был хорош «Муравей» — только проходимость не очень. А «Тула», обладая завидной «вездеходностью», не могла перевозить большие грузы. Поэтому разработка конструкции трицикла ТМЗ-5.971 основывалась на использовании хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации узлов обеих моделей. То есть они соединили два в одном — неплохое решение, на мой взгляд. Двигатель с принудительным охлаждением и лепестковым клапаном на впуске остался без изменений, то есть он полностью взаимозаменяем. Рама мотоцикла после всесторонних серьезных испытаний была усилена, ведь нагрузки на нее значительно увеличились. Но при этом она тоже полностью унифицирована по присоединительным размерам с мотоциклетной. Не изменились также передняя вилка и рулевое управление. Вообще, можно говорить о том, что в качестве передней части трицикла использована аналогичная часть ТМЗ-5.952, к которой в точках крепления маятника и амортизаторов присоединяется грузовой модуль ТМЗ-9.906 (см. фото).
Рама модуля представляет собой пространственную конструкцию из труб и стальных штампованных деталей, на которую крепятся узлы грузового мотороллера — дифференциал и балансиры, спрятанные под облицовку из пластика АБС. Из-за разницы в конструкциях мотоцикла и мотороллера получилось, что колея задних колес несимметрична относительно продольной оси трицикла. Визуально это заметно по различной ширине багажных площадок справа и слева. Испытания показали, что в эксплуатации это никак не заметно.
Грузоподъемность багажника до 120 кг (без пассажира) и 90 кг с пассажиром.
На дифференциальной коробке заднего моста укреплено сцепное устройство для буксировки прицепа. За счет прицепа масса полезного груза, который может перевозить мотопоезд, увеличивается на 100 кг. Завод уже выпустил прицеп
ТМЗ-9.601, предназначенный для эксплуатации не только с трициклом, но и с другими мотоциклами с объемом двигателя 200 см/куб и более. Кстати, владельцы мотоциклов «Тула — 952» и «951-х» имели возможность переоборудовать их в трицикл. но для этого им нужно было, во-первых, купить грузовой модуль ТМЗ-9.906, и во-вторых, безо всяких переделок, в соответствии с инструкцией присоединить его к мотоциклу. Это занимало не более двух часов.
Дальнейшей истории этого транспорта я, если честно незнаю и не нашел, так что на этой ноте пока закончу……
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЦИКЛА TM3- 5.97I.( скобки — с прицепом TM3-9.606) Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный с газораспределением поршнем и клапаном не впуске; рабочий объем цилиндра, см/куб — 199, диаметр X «од поршня, мм —62X66, степень сжатия (геометрическая) — 9,5, максимальная мощность, кВт (л. с.)/об/мин — 10,00 {13,6)/5000, максимальный крутящий момент, м. н. (кГс- м)/об/мин — 16,5 (t,66)/4900; смазка двигателя — совместно с топливом, содержание масла, % — 3; системе охлаждения двигателя: принудительная, воздушная, вентилятором; мощность, потребляемая вентилятором, кВт (я. с.) — 0,736 (1).
Силовая передача: сцепление — демпферное, многодисковое в масляной ванне; коробка передач: двухходовая, шестеренчатая, 4-ступенчатая; передача от коленвала на сцепление — цепная, цепь —ПВ-9.525-1300 ТУ-3-6-79; передача от коробки передач на главную передачу — цепная, цепь — ПР-12,7-1820-2 ГОСТ 13568-75; дифференциал с коническими шестернями и двумя сателлитами; передача от редуктора к задним колесам — полуосями с резимометаллическими шарнирами.
Ходовая часть: рама—штампованная сварная; передняя вилка — телескопическая с гидравлическими амортизаторами, ход переднего колеса по оси, мм — 155; подвеска задних колес — независимая, пружинная с гидравлическими амортизаторами; тормоза: колодочного типа с ручным приводом на переднее и ножным на задние колеса; колеса дисковые разборные; размер шин, мм (дюйм) — 170—254 (6,70—10).
Общие данные: радиус поворота, м, не более — 3; количество перевозимых людей — 2; грузоподъемность с учетом массы водителя, кг — 230 (330); максимальная скорость, км/ч — 70 (40); время разгона на участке 400 м, с — 36 (42); выбег с установившейся скорости 50 км/ч, м — 200; контрольный расюд топлива, л/100 км, не более — 5,5 (6,1); минимальный расход топлива, л/)00 км — 5,2 (5,5); расход топлива в городском цикле, п/100 нм — 6,0 (6,5); тормозной путь, м, не более: со скорости 40 км/ч -~- 11 (15), со скорости 60 км/ч — 21; установленный ресурс до капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в инструкции, км, не менее — 16 000 (13 500); установленная безотказная наработка, км, не менее— 1000 (850),
Возможности тюнинга
Современные технологии позволяют сделать тюнинг мотоцикла Тула на высоком уровне.
Вариант тюнинга №1
Можно провести следующие манипуляции:
- Установить китайский движок (бензиновый, 4-хтактный) Racer воздушного охлаждения. Карбюратор японский, рабочий объем – 200 «кубиков».
- Поставить пятиступенчатую коробку передач.
- Поменять аккумулятор (12-вольтовый, емкость 7 Ач).
- Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).
Мотоцикл можно еще покрасить и по возможности заменить проводку.
В результате на выходе получится мотоцикл мощностью 14,3 лошадиных сил, способный развивать скорость в 100-110 км/ч, с расходом автомобильного бензина чуть более 2 литров на 100 км. Имеет приборную панель, которая отображает нужные параметры. Заводить тюнинговую версию можно как ножным, так и электрическим стартером.
Особенности и недостатки
При своем необычном виде байк отличается не только внешними качествами. Он отлично подходит для экономичных поездок. Дозаправка необходима после преодоления 300 километров. При объеме топливного бака в 12 литров, расход составляет примерно 4 литра на 100 километров. Для мопеда такого класса это очень хороший показатель.
Довольно мягкая подвеска, состоящая из амортизаторов с мотоцикла Восход и устойчивой телескопической вилки, позволяет мягко проходить все дорожные ухабы даже с небольшим грузом. Только при подъеме в горку возникают проблемы с набором скорости.
К сожалению, по словам владельцев, у тульской техники есть свои недостатки, отчетливо заметные сразу после покупки новенького агрегата. При первой же поездке может возникнуть проблема с проводкой Тулы. Частенько клеммы катушки с током касаются бензобака, создавая замыкания в цепи.
Второй распространенной проблемой является расположение кикстартера, не позволяющего завести мотор в вертикальном положении. При желании устранить проблему выясняется, что кикстартер закреплен на болте, практически не имеющем резьбы.
Во время эксплуатации заметен легкий дым, идущий из двигателя. Причиной тому является отдельно лежащий жиклер в поплавковой камере и подача бензина прямотоком через распылитель с отверстием около 3 мм.
Даже краска оставляет желать лучшего. При транспортировке грузов в глаза отчетливо бросаются потертости на корпусе. Более того, после продолжительной эксплуатации выступает налет и ржавчина в узлах механизмов. Однако мотоцикл Тула, характеристики которого вполне удовлетворяют потребностям владельца, способен преодолевать большие расстояния без поломок основных рабочих элементов.