Почему глохнет машина на холостом ходу и что делать

Эта неисправность – общая для двигателей, от старых карбюраторных до современных впрысковых, «болеют» ей и бензиновые моторы, и дизеля. Разбирая возможные причины крайне нестабильной работы на холостом ходу, мы для наглядности возьмем известные модели ВАЗ, и только для дизельных моторов придется сделать исключение.

Общие проблемы на всех двигателях при холостых оборотах

Проще всего разобрать все распространенные типы моторов и характерные для них неполадки, которые приводят к нестабильной работе вхолостую. Иногда двигатель вообще глохнет, если не подгазовывать, что не только неудобно, но и небезопасно.

Карбюратор

Простая система, встречающаяся в основном на достаточно старых моделях. Проблемы чаще всего обусловлены значительным износом и загрязнением системы, особенно если она обслуживается нерегулярно. Обычно возникают такие поломки:

  1. Забит жиклер холостого хода. В данном элементе очень тонкий канал, который легко забивается грязью. Даже попавшая песчинка может существенно ухудшить работу.
  2. Проблемы с подачей топлива или воздуха. Слишком бедная смесь провоцирует перебои, которые особенно заметны на холостом ходу.
  3. Сбитые настройки зажигания. Тут может быть много причин, лучше проводить настройку периодически.

Карбюратор – специфический узел, но разобраться с ним несложно, если потратить немного времени, изучить принцип работы и расположение основных элементов системы. На нем могут быть различные датчики, которые также выходят из строя.

Инжектор

Более совершенное решение, используемое на большинстве современных бензиновых двигателей. Система на порядок надежнее карбюраторной, но и в ней могут возникать сбои. Причины:

  1. Неправильная работа электронного блока управления (ЭБУ).
  2. Вышедший из строя датчик. Обычно их несколько, и главная проблема — в определении неисправной детали.
  3. Засоры форсунок. Каналы имеют небольшой диаметр, поэтому могут загрязняться со временем.

В инжекторе все на порядок проще в плане конструкции, но из-за большого количества электроники поиск проблемы может вызвать затруднения. Чаще всего у определенных моделей есть типичные неисправности, лучше почитать информацию на тематических форумах.

Дизель

Моторы, работающие на солярке, существенно отличаются от бензиновых по принципу работы и конструкции топливной системы. Поэтому и неисправности другие. Частые проблемы:

  1. Неполадки в воздушных и топливных магистралях.
  2. Использование низкокачественного дизтоплива.
  3. Неисправности топливного насоса высокого давления.

Кстати!
В зимний период всему виной может быть подмерзание топливной магистрали и образование парафиновых отложений в системе.

Перебои в работе карбюраторных и дизельных движков

Почему плавают обороты двигателя в карбюраторных машинах? Нестабильная деятельность может быть вызвана следующими причинами:

  • Сбой регулировок на холостых режимах.
  • Отказ электромагнитного клапана карбюраторного двигателя.
  • Избыточное скопление продуктов сгорания в жиклере.

Дизельные моторы имеют скачки и падения в показаниях прибора при промежуточных режимах и при работе вхолостую.

В этих случаях говорят, что плавают обороты дизельного двигателя. Причиной является ржавчина, образовавшаяся на крыльчатке топливного насоса высокого давления. Вода, содержащаяся в дизельном топливе, вызывает образование коррозии.

Последствия нестабильной деятельности моторов

Все перечисленные причины, работающих с перебоями движков, вызывают ряд негативных последствий:

  • увеличение расхода бензина или дизельного топлива;
  • загрязнение окружающей среды выхлопными газами, содержащими повышенный процент вредных газов;
  • повышенный износ узлов и деталей силового агрегата.

Почему глохнет машина на холостом ходу: причины

Специалисты выделяют несколько распространенных причин, встречающихся чаще всего. Стоит разобрать их, чтобы знать, почему при переключении на нейтраль или на холостых оборотах двигатель работает плохо или вообще глохнет:

  1. Электронный регулятор холостого хода есть на большинстве современных двигателей. Причинами выхода его из строя могут быть повреждения, большая степень износа или проблемы с калибровкой.
  2. Загрязнение дроссельной заслонки или впускного тракта. Со временем внутренние поверхности покрываются налетом, который нарушает геометрию и препятствует нормальной работе. Заслонка часто заедает в определенном положении или нормально не открывается, что и провоцирует неполадки.
  3. Забитый жиклер холостого хода на карбюраторе чаще всего не дает машине нормально работать на холостых оборотах. Но проблема может быть и в других жиклерах – подачи воздуха или топлива.
  4. Неисправности или сбои в работе топливного насоса. Если он не создает необходимое давление в системе, машина будет плохо работать ввиду нехватки топлива. А если в машине используется механический вариант, то нередко всему виной разрыв мембраны.
  5. Забитый топливный фильтр ограничивает подачу бензина или дизтоплива в мотор, из-за чего он некорректно работает на всем диапазоне оборотов.
  6. Сбой или выход из строя датчика массового расхода воздуха. В этом случае ЭБУ получает неверные сведения, и работа двигателя нарушается.

Не стоит игнорировать плохую работу на холостых оборотах, даже если под нагрузкой мотор работает нормально. Чаще всего со временем проблема перерастает в еще более серьезную.

Взаимосвязь двигателя и подсистем автомобиля: теория

Для понимания теории возникновения такой ситуации, необходимо представлять себе, как именно функционирует силовой агрегат автомобиля. Стоит понимать, что работа ДВС на любых режимах зависит от таких факторов, как:

  • состав ТВС;
  • исправность ТНВД и насоса;
  • УОЗа или УОВТ (для дизелей);
  • компрессии;
  • состояния искрообразующих элементов;
  • работы ГРМ и многого другого.


Почему инжектор плохо заводится холодную

Если в одной из систем автомотора возникнут нарушения, то это автоматически приведёт к изменению режима функционирования. Например, если уменьшится компрессия, доля газов, появляющихся в процессе химического распада, не будет участвовать в общей работе, а только мешать. В результате сила напора на поршень снизится, спадут обороты, и двигатель заглохнет.

То же самое можно сказать про систему смазки и генератор. Если напряжение гена падает по какой-нибудь причине, и снижается эффективность смазки, обороты двигателя становятся ниже требуемого уровня. И наоборот, если идут вниз обороты, уменьшается напряжение. Всё это приводит к возрастанию количества энергии, необходимой для вращения кривошипа.

Если работа двигателя стабилизируется после нажатия педали акселератора, будь это в режиме ХХ или на дороге, значит, наблюдается небольшой сбой одной из систем мотора (если инжектор) или сбой системы ХХ (если карбюратор). Если и это не помогает, мотор надо везти на профессиональную диагностику.

Диагностика

Важно разобраться, при каких условиях возникают неполадки, чтобы понимать, где их искать. Типичные проблемы не составит труда найти даже неопытному водителю, если помнить несколько простых рекомендаций:

  1. Если машина глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше, в первую очередь проверьте расходомер воздуха. Со временем он покрывается масляным налетом и дает некорректные данные, в цилиндры подается обогащенная смесь, которая заливает свечи на холостых оборотах, из-за чего двигатель глохнет. Не стоит спешить – через некоторое время бензин испаряется, свечи высыхают, и потом авто может заводиться. Проверьте систему подачи топлива. Иногда виной всему перебои в работе топливного насоса.
  2. Когда автомобиль глохнет на холодную, стоит проверить все элементы воздушной системы на предмет подсоса воздуха. Также виной могут быть различные шланги, хомуты и другие соединения. Вторая распространенная проблема – выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости, если он дает некорректные данные, то на холодном двигателе ЭБУ дает обедненную смесь, на которой он не может нормально работать. Регулятор холостого хода отвечает за повышение оборотов в период, пока температура ДВС не достигла рабочего диапазона. Если он вышел из строя, то на холодную будет подаваться обычная смесь, на которой мотор не сможет нормально работать.
  3. Если неполадка возникает на прогретом двигателе, в первую очередь проверьте систему впуска. Снимите резиновую гофру и осмотрите состояние впускного тракта в месте, где установлена дроссельная заслонка. Если система чистая, то проверяется датчик дроссельной заслонки, именно он чаще всего провоцирует проблему. Нужно обязательно убедиться, что нормально работает датчик холостого хода.

Кстати! Если у вас есть диагностический разъем, стоит заехать на СТО, чтобы проверить систему на ошибки. Очень часто там есть все данные о неисправностях, поэтому не придется искать причину самостоятельно.

Причины для карбюраторных автомобилей

Для карбюратора причины довольно простые и устранить их легко:

1. Если электромагнитный клапан перестал получать питание. Чтобы исправить поломку, необходимо проверить питание автомобиля.

2. Если сам клапан пришел в непригодность – сгорела обмотка. Решение только одно – замена электромагнитного клапана.

3. Произошел засор жиклера. Необходима чистка.

Ликвидировав все факторы поломки, следует настроить холостой ход на карбюраторе. Сделать это можно самостоятельно или в связи с отсутствием навыка доверить настройку мастеру.

Что делать в первую очередь

Очень часто машина глохнет из-за проблем, не связанных с системой подачи топлива. Особенно если до этого все было нормально и неисправность возникла неожиданно. В этом случае помните простые рекомендации:

  1. В первую очередь убедитесь, что в баке есть топливо.
  2. Проверьте, отключена ли противоугонная система.
  3. Убедитесь, что топливный насос работает нормально. При включении зажигания он должен гудеть, если никаких признаков работы нет, стоит его заменить.
  4. Обратите внимание на работу двигателя. Если обороты ниже, чем должны быть на холодную, то проблема в регуляторе холостого хода.
  5. Когда мотор функционирует с перебоями (плавают обороты, ощущается лишняя вибрация и т. д.), проверьте систему на предмет подсоса воздуха.
  6. Осмотрите все соединения. Нередко всему виной отсоединившийся провод на катушке или нарушение контактов в другом месте.
  7. Проверьте, как двигается дроссельная заслонка, дергая за привод под капотом. Если она поворачивается с трудом или вообще заела, машина не будет нормально работать.

Еще одна причина, которая может возникать периодически, – пробитые высоковольтные провода. Проблема ярко проявляется в сырую погоду, а если на улице сухо, то может пропасть.

Последовательность устранения неисправности

В случае появления эффекта остановки двигателя на ХХ необходимо последовательно выполнить следующие работы:

  • полная диагностика автомобиля, с расшифровкой всех кодов ошибок;
  • замена неисправных датчиков, узлов и модулей, на неисправность которых указывают результаты диагностики;
  • контроль давления топлива в рампе;
  • поиск возможного наличия подсоса во впускной системе;
  • промывка узлов дроссельной заслонки и регулятора ХХ специальным средством;
  • проверка узлов системы зажигания;
  • замена топливного и воздушного фильтра;
  • слив топлива и заправка качественным ГСМ.

Источник

Как устранить неисправность самостоятельно

Нет универсальной инструкции, так как все зависит от типа мотора и детали, которая вышла из строя или работает неправильно. Но можно провести некоторые работы, которые не отличаются сложностью и чаще всего позволяют устранить неисправность:

  1. В карбюраторном двигателе в первую очередь прочистите все жиклеры. Для этого их нужно снять и продуть. Важно запомнить, на сколько оборотов был вкручен каждый элемент. Можно попробовать отрегулировать холостой ход, подкручивая соответствующий жиклер. Также важно проверить, двигаются ли все узлы на карбюраторе, нередко они заедают или ходят туго, проблему решит снятие и чистка или использование ремонтного комплекта. Заодно проверьте, не заел ли поплавок и не поврежден ли он.
  2. Обязательно проверьте впускную систему на предмет подсоса воздуха. Осмотрите резиновую гофру при ее наличии, подергайте соединения и подтяните хомуты при необходимости. Проверьте, нет ли трещин на резиновых шлангах.
  3. Снимите узел дроссельной заслонки и очистите ее, если на внутренних стенках есть налет. Удобнее всего использовать очиститель карбюратора или тормозов. Спрей быстро разъедает налет, и он легко стирается или вообще стекает.
  4. Очистить форсунки своими руками может быть проблематично, но можно использовать специальное средство, которое добавляется в топливо. Если проблема незначительна, нормальная работа восстановится.
  5. Нередко причина в пробитых высоковольтных проводах или изношенных свечах, не дающих нормальной искры. Лучше всего просто заменить эти расходные материалы, чтобы обеспечить идеальную работу системы зажигания.
  6. Стоит осмотреть датчики. Если они недорогие, проще всего заменить их. В некоторых моделях данные узлы можно очистить для восстановления нормальной работы. Также стоит проверить расходомер, так как от него напрямую зависит качество топливной смеси.
  7. Лямбда-зонд – еще один элемент, неисправность которого нарушает работу двигателя. Выяснить, что он не работает, можно с помощью компьютерной диагностики.

Важно! Если вышеописанные работы не принесли результата, лучше обратиться к специалистами, чтобы провести более тщательную проверку и выявить, из-за чего машина работает неправильно.

Если двигатель глохнет или работает неустойчиво на холостых оборотах, важно выявить проблему и устранить ее. Чаще всего это не отнимает много времени и обходится недорого. Характер работ может отличаться на разных двигателях, поэтому лучше всего изучить типичные проблемы своего авто, чтобы знать, что проверять в первую очередь.

Признаки сбоев в топливной системе

О наличии возможных сбоев в работе системы питания автомобиля можно судить по характерным признакам поведения транспортного средства на дороге:

  • Провал – в процессе нажатия педали «газ» автомобиль небольшой интервал времени (от 1 до 30 секунд) продолжает движение с набранной скоростью (или же с замедлением), и лишь спустя время начинает набирать скорость;
  • Рывок – напоминает провал, однако он более кратковременный;
  • Раскачивание – периодичные провалы;
  • Подергивание – это несколько рывков, которые следуют друг за другом;
  • Вялый разгон – это сниженная интенсивность увеличения скорости транспортного средства.

Кроме того, о наличии неисправностей системы питания двигателя вы можете судить по следующим признакам:

  • Увеличенный расход топлива;
  • Пуск двигателя не срабатывает;
  • Понижены или повышены обороты холостого хода;
  • Затруднение в процессе пуска горячего/холодного двигателя;
  • Затруднительная работа двигателя автомобиля в режиме холодного хода.

Основную роль играет техническое состояние автомобильного двигателя.

Смещение фаз газового распределения, износ кулачков распределительного вала, неправильная регулировка зазоров тепла, пониженная или же неравномерная компрессия в цилиндрах, а также прогар клапанов существенно снижают мощность автомобиля, вызывают вибрацию и повышают расход топлива.

Так же немаловажную роль играет карбюратор и его неисправности. Рассмотрим наиболее часто встречаемые неисправности карбюратора на примере Солекс. О том как правильно чистить, проверять и регулировать карбюратор, на примере ВАЗ 2109, описано в статье. И так.

Если цилиндропоршневая группа изношена, то картерные газы, пары масла и смолистые вещества могут попасть в область карбюратора, засорить фильтрующий элемент фильтра, а также осесть на жиклерах и иных элементах карбюратора, тем самым нарушая работу двигателя.

Дизельные двигатели

Commonrail осуществляет управления форсунками впрыска, путем электронного сигнала от блока управления двигателем. В данной системе возможны неисправности топливных магистралей (негерметичность), что приводит к завоздушиванию системы и как следствие плохому запуску автомобиля и нестабильной работе на холостых оборотах. Для устранения необходимо произвести замену дефектной топливной магистрали и прокачку системы для удаления воздуха.

В редких случаях возникновение неисправности обусловлено попаданием предметов в корпус воздушного фильтра в результате происходит перекрытие подачи воздуха в цилиндры и нестабильная работа на ХХ-оборотах и как следствие двигатель глохнет. А также при неисправности нескольких топливных форсунок двигатель будет глохнуть на малых оборотах. Для устранения стоит произвести проверку топливных форсунок на производительность на специализированном стенде, при необходимости заменить изношенные детали.

Система насос-форсунка отличается механическим приводом управления форсунки. Симптомы и методы устранения дефектов идентичны CommonRail, существует небольшое отличие дефектов. На данной системе существует возможность неисправности механического привода нескольких форсунок, что тоже скажется на работе ДВС. Метод устранения это замена привода.

Причины для инжекторных автомобилей

В этом случае найти причину будет сложнее, так как подачу топлива регулирует электроника. Стоит заметить, что сам инжектор не чисто электронная установка, а комплекс – электронно-механическая система. Если поломка случилась с электроникой, то лучше доверить это дело специалисту. А если неполадки произошли с механической частью, то исправить их можно и самостоятельно.

Холостые обороты начинают «плавать» в том случае, когда в систему поступает не равномерное количество воздуха. Это может быть связано с:

1. Неисправностью датчика подачи воздуха.

2. Деформацией резиновых трубок. Чтобы найти необходимую трубки, нужно запустить двигатель и по очереди пережимать каждую пока мотор не остановится.

3. Неисправностью модуля зажигания.

4. Не отрегулированными клапанами.

Основные причины загрязнения карбюратора

Главным врагом системы карбюратора является некачественный бензин. В нем может находиться огромное количество разнокалиберного сора. Но мусор в топливо может попадать уже «на борту», например из многолетнего осадка на дне бензобака, который поднимается каждый раз при заправке на СТО.

Конечно, перед карбюратором предусмотрен топливный фильтр, но его часто забывают вовремя менять, отчего понижается его защитная и пропускная способности. Это же касается и топливного насоса. На нем, как правило, есть фильтрующая сеточка. Нужно проверять состояние таких мест. Вполне возможно, что насос также засорился, отчего и начал глохнуть мотор.

Старость шлангочек и прочих резиновых деталей в топливной системе — еще одна опасность на пути следования бензина к камерам сгорания. Если такие детали не менялись 15-20 лет, то рассчитывать на их надежность уже бессмысленно. Снаружи резина растрескивается, но самое страшное разворачивается внутри — структура внутренних стенок под действием химических компонентов бензина разрушается и по каналам движутся кусочки шлангов. При этом источник мусора может располагаться уже за фильтром.

Не так редко выходит из строя и мембрана топливного насоса. Еще задолго до своей «кончины» этот элемент способен систематично загрязнять каналы продуктами разрушения материала.

Виноват ли карбюратор

Если двигатель карбюраторный, то 90% подобных неисправностей возникает из-за карбюратора. Наиболее простой причиной является его засорение. Поэтому чистка и промывка карбюратора является периодическим обслуживанием.

Любая микроскопическая соринка, которая каким-то образом прошла через фильтры, может серьезно усложнить работу двигателя и создать немало проблем, как у начинающих водителей, так и у профессионалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]