Каталитический нейтрализатор (в народе просто катализатор) — это элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для снижения токсичности продуктов горения топливовоздушной смеси. Частично глушит звук выхлопа за счёт отбора тепла. Контролируется одним или двумя кислородными датчиками (лямбда-зондами), на основании сигналов с которых ЭБУ (электронный блок управления) корректирует пропорции топливовоздушной смеси. В целом, ни на что, кроме попытки сохранения экологии на планете Земля, не влияет.
Удаление катализатора — это противозаконное вмешательство в конструкцию выхлопной системы автомобиля, которое заключается в вырезании элемента полностью, или в выбивании его начинки. Делается это из нескольких соображений, но итог всегда получается один и тот же — машина выбрасывает в атмосферу выхлопные газы без какого-либо снижения токсичности. Считается также, что удаление катализатора позволяет снизить расход топлива и моторного масла, а ещё повысить мощность двигателя…
Статья получилась в таком ключе, что автор по многим пунктам почти прямым текстом отговаривает удалять катализатор без установки нового. На самом деле цель материала не в том, чтобы кого-то переубеждать в чём-то. Задача статьи — собрать в одном месте как можно больше непредвзятой и понятной информации, на основании которой читатель смог бы сделать максимально объективные выводы и расширить кругозор.
Вы уже удалили катализатор?
Посмотреть позже другие автоопросы
Зачем удаляют каталитический нейтрализатор
Для удаления каталитического нейтрализатора есть несколько причин,
и основная среди них — высокая стоимость замены
Очень редко при удалении катализатора задаются целью повысить мощность двигателя или снизить расход топлива. Об этом элементе выхлопной системы автомобиля вообще никто не вспоминает до тех пор, пока он исправно работает. Однако, как и любая другая деталь машины, каталитический конвертер далеко не вечный.
Он работает в крайне жёстких условиях. Буквально, на передовой. Принимает на себя отработавшие газы непосредственно из выпускного коллектора. А здесь они горячие, плотные и быстро двигаются. Соответственно, со временем катализатор выходит из строя — забивается, оплавляется или вообще осыпается. В результате пропускная способность выхлопной системы уменьшается и мотор, как принято говорить, сам себя душит.
Это и является самой распространённой причиной удаления каталитического нейтрализатора. Примерно 25% отечественных автолюбителей покупают и устанавливают новый. Остальные — вырезают износившийся, и различными народными методами пытаются обойти с новыми возникшими проблемами. Но о них поговорим позже.
Почему же нельзя просто так взять, и заменить отказавший катализатор? Всё просто. Деталь эта не из дешёвых. Если покупать новый нейтрализатор в оригинальном исполнении, то даже на самую простую машину он может обойтись в 10 — 30 тысяч рублей. Прибегать в данном случае к поиску бывшего в употреблении катализатора — нецелесообразно. Равно, как и покупать дешёвую подделку под оригинал.
Понятно, что такие расходы для многих отечественных автомобилистов — немалые, если не неподъёмные вообще. Особенно, если учесть, что замена забитого катализатора лично автовладельцу никакой ощутимой выгоды не принесёт. На скорость, как говорится, эта деталь не влияет. Только на экологию…
Справедливости ради следует отметить, что это не единственная цель удаления катализатора. Бывают случаи, когда на этом настаивают мастера с СТО (понятно, не с дилерских), обещая значительное повышение мощности, приёмистости и, конечно же, снижение расхода топлива чуть ли не в полтора-два раза. Есть и такие, которые после прочтения пары статеек в Интернете пришли к поспешному выводу, что удаление катализатора — отличный и дешёвый вид тюнинга.
Как бы там ни было, чаще всего катализатор удаляют без замены по одной и той же причине — старый забился (осыпался, оплавился), а новый оригинальный стоит минимум, как два-три полных бака бензина. Вот и получается, что 75% машин с пробегом более сотни тысяч километров на отечественных дорогах ездят без катализаторов.
Что делать?
Вначале скажу одно, проявляется увеличение расхода, только у тех, кто ставил себе обманку на вторую «ЛЯМБДУ». Здесь прошивка остается стандартной, заводской, как и оба датчика кислорода, просто мы обманываем второй при помощи специальной вставки. А именно через первый ДК и увеличивает поток газов.
Так как же решить проблему. Есть всего три основных способа:
- Поставить универсальный катализатор. Как я и писал сверху, этот способ понравится многим (тут как говорится и экологи довольны – не загрязняем атмосферу, вам хорошо – он стоит чуть дороже пламегасителя, ну и окружающие довольны – от машины не воняет как от «шестерки»). Он создаст противодавление в трубе, и таким образом количество кислорода, проходящее возле первого ДК, уменьшится, как правило, расход приходит в норму. Стоит отметить, что его также нужно правильно рассчитать, есть под определенные объемы движков, можно вварить в магистраль под авто (а не в «катколлектор»), таким образом, даже если разрушится, не дойдет до мотора. Кстати цена универсального нейтрализатора на рядовую иномарку около 5000 – 7000 рублей, недорого согласитесь?
- Поставить пламегаситель. ОН также повысит противодавление в трубе, ведь зачастую пламегаситель имеет меньший внутренний диаметр и камеры, которые «гасят» давление. Как правило, после установки, расход нормализируется
Срок службы катализатора
От такого катализатора толку никакого нет — под замену или удаление
Срок службы катализатора — варьируется от пары сотен до 150 тысяч километров. Зависит этот пробег от многих факторов:
- оригинальная запчасть или подделка;
- качество топлива;
- октановое число бензина;
- своевременность замены воздушного фильтра;
- манера вождения;
- техническое состояние двигателя;
- запылённость окружающей среды;
- средняя температура в регионе;
- состояние дорог (глубокие ямы, посыпка реагентами и прочее).
В идеальных условиях каталитический нейтрализатор полноценно способен отработать 100 — 150 тысяч километров. После этого начнутся проблемы. В том числе, будет уменьшаться мощность и приёмистость двигателя, постепенно увеличится расход топлива, могут плавать обороты холостого хода и так далее. Когда катализатору придёт полный песец, машина будет с трудом заводиться, может глохнуть на ходу, либо её эксплуатация вовсе станет невозможной.
Кстати, хоть это и мало кого интересует, но снижение токсичности выхлопных газов со временем тоже ухудшается. Активная поверхность начинки катализатора уменьшается, и в а всё больше и больше пагубно на неё влияющих соединений. Полностью забитый катализатор не помогает в борьбе за пресловутую экологию вообще никак.
Плохо ли, когда этот элемент выходит из строя
Из сказанного ранее становится ясно, что катализатор является элементом, необходимым для улучшения экологических характеристик машины.
Но если его не будет, тогда технические характеристики, в числе которых мощность и расход топлива, начнут наоборот улучшаться. Самому мотора абсолютно все равно, есть в системе выхлопа катализатор или нет. Это нужно, чтобы автомобиль соответствовал экологическим стандартам, не загрязнял окружающую среду, мог быть допущен к езде в странах, где эконормы самые высокие. К их числу можно смело отнести страны ЕС. В России также действуют правил экологичности, но они несколько менее жесткие.
Так если вырезать, что изменится в автомобиле? Практически ничего.
Но тут справедливо спросить, почему тогда на авто загорается Check и возникают проблемы в работе ДВС.
Когда катализатор оплавляется или забивается, то газ не может уже спокойно через него проходить. Из-за этого часть газа, который уже вышел из двигателя, начинает возвращаться обратно, поступает внутрь камеры сгорания.
Если говорить буквально, двигатель сам себя начинает этим душить.
Но когда вы проверили катализатор на забитость, и оказалось, что с ним все нормально, можно предположить иной сценарий, почему горит лампа проверки мотора. Это часто связано с банальным пробегом и естественным износом. В современных авто есть ламбда-зонды, то есть кислородные датчики. Один стоит до катализатора, второй после. Они подают сигнал о работоспособности узла, проверяют степень чистоты газа. Если уровень вредных выбросов повышается, тогда зонд дает сигнал об отказе катализатора или снижении его работоспособности.
Тут потребуется поменять нейтрализатор.
На некоторых авто машина может не заводиться, либо заводиться и глохнуть, если не работает катализатор.
К такому тоже необходимо быть готовым.
Признаки убитого катализатора
Работоспособный катализатор должен просвечиваться полностью
Существует несколько косвенных признаков, указывающих на частичный или полный износ каталитического нейтрализатора:
- повысился уровень оксида углерода в выхлопных газах (но это надо замерять);
- снизилась мощность двигателя (тоже на глаз не очень-то определишь);
- повысился расход топлива;
- начали «плавать» обороты холостого хода;
- у выхлопных газов появился более резкий и ощутимый запах;
- повысился уровень шума выхлопной системы;
- стал появляться видимый дымок;
- на приборной панели горит индикатор Check Engine;
- катализатор «отходил» более 100 тысяч километров.
Стоит отметить, что отдельно практически ни один из этих признаков не позволяет точно установить факт серьёзного износа катализатора. Наиболее явный и гарантированный способ убедиться в этом — варварская разборка при помощи болгарки. Также в некоторых запущенных случаях можно увидеть износ, если просто снять катализатор. Он либо не просвечивается (забился наглухо или оплавился), либо его начинка высыпается наружу (осыпание).
Выбил катализатор, это плохо для машины?
Как я писал сверху это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто, то двигателю все равно до этого нейтрализатора, есть он или его нет.
Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.
И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.
Если оплавления нет, но загорелся «ЧЕК» то возможно, от большого пробега он просто износился. В современных машинах есть так называемые датчики кислорода (лямбда зонты), один стоит перед катализатором, другой после и улавливает наличие вредных соединений, если их процент вырос — то вторая (или еще называют нижняя «лямбда») подает сигнал, что нейтрализатор не работает (либо делает свою работу не так как нужно) И ЕГО НУЖНО ЗАМЕНИТЬ. Кстати некоторые машины могут даже не запуститься (дань экологии).
Таким образом — выбивая или удаляя его, вы просто освобождаете выпускной тракт автомобиля от препятствия в виде фильтра и понижаете его экологическую норму. НО ЕЩЕ РАЗ — ЭТО НИКАК НЕ СКАЗЫВАЕТСЯ НА РЕСУРСЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА!
НО чтобы ваш автомобиль нормально ездил вам нужно «прошиться» под пониженный экологический класс (обычно это ЕВРО2) или поставить обманку. Иначе программа в ЭБУ не даст вам нормально ездить.
Удаление катализатора и экономия на покупке нового
Катализатор находится в этом месте
Если говорить честно о плюсах и минусах удаления катализатора, то этот пункт является единственным адекватным преимуществом (и одновременно — оправданием). Как уже было сказано выше, деталь в оригинальном исполнении стоит сравнительно немалых денег. А с учётом бесполезности катализатора в плане динамических характеристик автомобиля, его замена закономерно у многих вызывает сомнения.
Конечно, просто так взять, и удалить катализатор без других действий (и расходов) — не получится. Придётся, как минимум, вставить на его место пламегаситель. А ещё надо будет как-то «обмануть» ЭБУ, чтобы он «не заметил» пропажу. Да и сама процедура, если вы не решились проделать её самостоятельно, стоит денег. В общем, расходов не избежать. Хотя сократить их, конечно же, можно.
Как нормализовать расход после вырезания автоката?
Самый простой способ снизить расход бензина и масла – установить каталитический конвертер обратно. Если покупка новой детали не входит в планы из-за высокой стоимости, можно рассмотреть вариант ремонтного или универсального автоката.
Второй вариант – грамотно провести тюнинг после удаления. Обратиться в сервис для измерения давления в выходном узле, установить пламегаситель с нужным выходным и выходным отверстием, обеспечивающим правильное противодавление. Подкорректировать данные кислородных датчиков при помощи обманок или провести прошивку ЭБУ.
Удаление катализатора и расход топлива
После удаления катализатора расход может уменьшиться, увеличиться,
а также остаться на прежнем уровне
По этому пункту кто чего говорит. Одни утверждают, что расход после удаления катализатора никак не меняется. Другие с печалью отмечают, что топлива машина стала брать даже больше прежнего. Естественно, есть и такие, которые говорят об уменьшении расхода, называя разные показатели. У кого-то это 3%, а у тех, кто более заинтересован убедить вас удалять катализатор, обещают до 30% экономии на топливе.
На самом же деле ситуация с расходом топлива после удаления каталитического нейтрализатора далеко не всегда однозначная. Если сократить все похожие факторы, то можно оставить всего лишь три возможных исхода:
- Расход топлива повысится. Это происходит в тех случаях, когда катализатор удаляют без каких-либо манипуляций с кислородными датчиками или прошивкой ЭБУ. Последний «обнаруживает» пропажу, и начинает жёстко корректировать состав топливовоздушной смеси. В результате машина перестаёт нормально ехать, а расход повышается.
- Расход топлива не изменится. Такой «успех» ожидает тех, кто после удаления катализатора установил новую запчасть, либо удачно «обманул» ЭБУ, подсунув ему адаптированную прошивку или муляжные кислородные датчики (так называемые обманки).
- Расход топлива уменьшится. Чтобы это произошло, нужно много условий. Во-первых, удаляемый катализатор должен быть убитым наглухо. Во-вторых, вырезка проделана грамотно, с учётом «потребностей» ЭБУ. В-третьих, расход если и уменьшится, то ненамного.
В любом случае, расход после удаления катализатора никак не уменьшится больше, чем до номинального. Да и то, вряд ли. Как показывает практика, если в реальности и получается добиться какого-то уменьшения расхода, то разве что на жалких пару-тройку процентов. Гораздо больше можно сэкономить, если почитать, как переключать передачи на механике, как ездить на автомате, или про причины повышенного расхода топлива.
Ну и в завершение по расходу топлива после удаления катализатора хочется сказать пару слов на счёт мнения коллеги. Да, если убрать с пути отработавших газов забитый катализатор, сопротивление теоретически уменьшится. А значит, расход топлива просто-таки обязан сократиться. Однако. Практически никто не оставляет место удалённого катализатора пустым. Как минимум, в эту часть выхлопной системы устанавливается пламегаситель, который опять-таки, создаёт сопротивление выхлопным газам. Зачем он устанавливается — сказано ниже.
Что лучше ставить обманку или делать прошивку под Евро-2
Евро-2 появилось в 1996 году, в эти годы автомобили и стали комплектоваться катализаторами. Со временем катализатор может забиваться, также с тех времен качество топлива изменилось, в современном горючем стало меньше серы. А в былые времена был всего один датчик кислорода, который улавливал CO2 перед катализатором.
Если увеличивался уровень CO2, то это означало, что катализатор забился, так проявлялся эффект противодавления. Датчик отправлял эти данные в электронный блок управления, после чего корректировалось зажигание и уменьшалась подача топливной смеси. Это приводило к тому, что машина не ехала как надо и владелец должен был ехать на сервис и делать замену катализатора. А это все не нужные расходы, поэтому многие автовладельцы просто удаляли соты из катализатора и мощность машина становилась такой же, как и была изначально.
Так происходило потому что уровень CO2 в трубе перед каталитическим нейтрализатором уменьшался и датчик кислорода фиксировал этот момент и давал сигнал в ЭБУ, что все в порядке и машина начинала ездить так же хорошо, как и раньше. Такое решение подходило всем, кроме экологов, которые через некоторое время ввели стандарт Евро-3. После чего просто стали добавлять второй кислородный датчик после катализатора.
Поменялся принцип работы — первый кислородный датчик фиксировал уровень вредных веществ в выхлопных газах, второй датчик кислорода должен был зафиксировать намного меньший уровень вредных веществ в выхлопных газах после прохождения катализатора.
Если в этой системе просто удалить соты катализатора, а датчики оставить, то они будут подавать сигналы в блок управления. Причем оба датчика будут показывать одинаковый уровень CO2. Это значит, что будет гореть «Чек», мощность станет меньше и машина не будет нормально ехать.
Чтобы решить проблему – надо делать прошивку под Евро-2. Что для этого нужно сделать? Просто отключить 2-й кислородный датчик, который идет после катализатора. Это решит проблему, машина будет ездить так, как надо.
Недостатком такого вмешательства в прошивку считается то, что этим занимаются «народные умельцы», а не производители автомобилей. И не всегда целесообразно доверить свой автомобиль, а именно блок управления какому-то непроверенному программисту. Поэтому делать такую перепрошивку желательно у мастеров с хорошей репутацией.
Для тех, кто не хочет лезть в ЭБУ, придумали еще один способ – установить обманку. Обманка представляет собой специальную проставку, которая устанавливается перед вторым кислородным датчиком. Такая проставка отодвигает датчик чуть дальше от выхлопных газов, благодаря этому лямбда зонт фиксирует больше кислорода и машина работает как надо.
Доступные варианты обманок:
- пустая – такая обманка в виде обычной трубки, с одной стороны тонкое отверстие, для соединения с глушителем, с другой стороны – для соединения с кислородным датчиком. С такой обманкой CHECK не будет загораться;
- обманка с мини-катализатором – представляет собой проставку, внутри которой расположены соты компактных размеров, их хватает для того чтобы очистить выхлопные газы до такой нормы, что не будет загораться CHECK ENGINE.
- обманки угловые – представляют собой тоже самое, что и вышеперечисленные обманки, отличие в том, что они изготовлены под углом 90 градусов.
Удаление катализатора и мощность двигателя
Прирост мощности после удаления катализатора — это не факт,
но возможно (процентов на 5, не более)
Здесь всё то же самое, что и с расходом топлива. Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что после рассматриваемой процедуры мощность двигателя непременно увеличится. Поэтому причислять этот пункт к плюсам удаления катализатора тоже нельзя. Чтобы мощность действительно увеличилась, нужно ещё постараться. Если же «обмануть» ЭБУ в полной мере не получится, ни о каком приросте лошадей нечего и мечтать. Всё будет, скорее, наоборот.
Удаление катализатора и жор моторного масла
В некоторых заинтересованных источниках к плюсам удаления каталитического нейтрализатора без замены на новый приписывается уменьшение жора моторного масла. Не будьте наивными пользователями Интернета. Если двигатель вашего автомобиля жрёт масло вёдрами, то удаление катализатора вам не поможет от слова совсем. Да, пропускная способность выхлопной системы косвенно влияет на расход моторного масла. Но настолько ничтожно, что надеяться на заметные улучшения только лишь после вырезки конвертера — глупо.
Удаление катализатора и шумность выхлопной системы
Если катализатор просто удалить, шум выхлопа будет громче
Плавно переходим к 100-процентным минусам удаления каталитического нейтрализатора. Первым здесь, пожалуй, стоит рассмотреть повышение шумности выхлопной системы. Самый плохой в этом плане исход получается тогда, когда «банка» катализатора разрезается болгаркой, содержимое удаляется, после чего внешняя оболочка просто сваривается.
Допустим, что ремонтом занимался сварщик от бога, и получилось даже герметично. Тем не менее, после такого «тюнинга» у выхлопной системы значительно повысится шумность. Более того, появится громкий и отчётливо слышимый звенящий звук. Это горячие и быстродвижущиеся отработавшие газы резонируют в опустевшей «банке» катализатора. Если машина со слабенькой шумоизоляцией, то этот звон будет донимать вас и в салоне во время езды.
Немного лучшим будет результат, если вместо варварски изъятой начинки катализатора в опустевшую «банку» вставить так называемый пламегаситель. Аналогичного «успеха» можно добиться, если отрезать деталь по трубам полностью, а на её место вварить полноценный пламегаситель. Помогает это решение благодаря тому, что выхлопные газы здесь частично охлаждаются, замедляются и рассеиваются. Бонусом идёт небольшое увеличение ресурса резонатора, в частности, и всей выхлопной системы, в общем.
Добиться такой же громкости и тональности звучания выхлопной системы, как положено, можно только путём установки нового катализатора. Никакие пламегасители или любой другой колхоз здесь не поможет. Более того, можно до ремонтироваться до того, что машина заметно потеряет в мощности и приёмистости, а также увеличится расход топлива. Вот так-то. Бывает и такое.
Удаление катализатора и неприятный запах
Благодаря своим свойствам начинка катализатора нейтрализует резкий запах выхлопа
После удаления каталитического нейтрализатора отработавшие газы выходят из выхлопной системы «так, как есть». Во-первых, высокая концентрация оксида углерода. Во-вторых, более высокая температура, чем положено. В-третьих, прочие вонючие примеси, которые догорают и разлагаются в рабочем катализаторе. Это ещё не будем трогать качество нашего отечественного топлива…
По совокупности всех этих факторов из выхлопной трубы начинает доноситься настолько резкий и неприятный запах, что многие этот минус отмечают на форумах, как самый главный. У некоторых вонь проникает в салон, причём, не только во время прогрева двигателя, но и при движении. Избавиться от этого резкого запаха никак невозможно. Перебить его тоже ничем нельзя. Кстати, едущим позади вас в плотном потоке и с включённой печкой — вообще не позавидуешь.
Почему вырос расход бензина
После удаления нейтрализатора начинает расти расход бензина в силу переизбытка кислорода в выпускной системе. Лямбда-зонд считывает показатели, а компьютер в ответ на это дает команду на обогащение смеси.
Езда на богатой смеси не только убивает свечи и способствует образованию нагара, но и не дает двигателю выйти на рабочую температуру, нормально тянуть и так далее. У водителя плавают обороты, он не может завестись на горячую, двигатель троит, идет вибрация.
Что при этом делать? Если лямбда-зонд один, то часто можно обойтись перепрошивкой системы. Если их два, то на второй ставят обманку, а потом снова занимаются кропотливой перепрошивкой.
Удаление катализатора и экология
Экология мало кого интересует, но катализатор был придуман именно для её сохранения
Самый большой минус удаления катализатора по факту — это многократное увеличение токсичности выхлопа. А значит — загрязнение атмосферы и ухудшение экологии. Конечно, для многих этот недостаток не является весомым. Да что уж там. Большинству вообще наплевать. Особенно на фоне высоких цен на новые катализаторы. Потеря нескольких тысяч денег всяко заметнее и реальнее, чем ухудшение экологии, о котором все говорят, но мало кто видит.
Ещё сюда стоит добавить мнение, что небольшой автомобильчик без катализатора, в общем-то, влияет на экологию не так уж и сильно. Особенно часто этот мизерный вред сравнивают с коптящими небо заводами, реактивными самолётами, многотонными кораблями и так далее. Мол, что моя малолитражка по сравнению со всем этим? Эта позиция кажется справедливой. Но только лишь кажется.
Удаление катализатора и закон
Нет обязательного технического осмотра — нет проблем
В нашей стране законом запрещено изменять заводскую конструкцию выхлопной системы автомобиля. Предусмотрена и статья, и наказание. Но на момент написания этого материала всё это работает крайне неэффективно. Наличие и работоспособность катализаторов на дорогах никто не контролирует. Техосмотр не является обязательным. Соответственно, большинство даже не знают, что такой закон вообще существует. В западной части Европы к этому вопросу относятся более серьёзно. За токсичный выхлоп наказывают суммой, которая заметно превышает стоимость нового оригинального катализатора. Но это у них. А у нас…
Уже несколько лет к ряду всё поговаривают о том, что вот-вот вернут обязательные техосмотры транспортных средств. Если это, всё-таки, случится, то автовладельцам с удалёнными катализаторами, обманками и адаптированными прошивками придётся несладко. Но это будущее. А оно весьма туманно.
Плюсы и минусы удаления катализатора — итоговая таблица
Чтобы как можно нагляднее собрать в одну кучу все плюсы и минусы удаления катализатора, лучшего способа, чем таблица, не придумано. Вот она.
Что даёт удаление катализатора | Удаление катализатора — нужно ли |
Экономия средств — новая оригинальная запчасть сравнительно дорого стоит, а очевидных выгод автовладельцу не приносит. | Прямое нарушение действующего законодательства, хотя на данный момент это почти не контролируется сколь-либо серьёзно. |
Расход топлива — при определённых условиях может уменьшится на пару смешных процентов, но тем не менее. | Нанесение вреда экологии, что с учётом нынешнего количества ездящих без катализаторов автомобилей выглядит не так уж и безобидно. |
Мощность двигателя — есть вероятность, что повысится, равно, как и приёмистость, но опять же, далеко не факт. | Повышение шумности выхлопной системы, звенящие резонирующие звуки. |
Расход моторного масла — с катализатором связан очень отдалённо, и рассчитывать на сколь-либо заметный результат после его удаления, всё же, не стоит. | Едкий, резкий и малоприятный запах из выхлопной трубы, который попадает в салон, и не только к вам. |
По итогу — один уверенный плюс, а остальные сомнительные. | Горит чек после удаления катализатора, что, в общем-то, легко устраняется. |
После вырезки начинки катализатора требуется доработка системы выхлопа с целью «обмана» ЭБУ. | |
При неудачном удалении, кроме всего вышеперечисленного: 1. Повышается расход топлива. 2. Ухудшается приёмистость. 3. Уменьшается мощность. 4. Страдает резонатор. |
Также стоит отметить, что обманки, которые призваны заменить полноценный катализатор, довольно быстро забиваются, выходят из строя, и часто требуют замены. С перепрошивкой ЭБУ тоже не всё так просто, как об этом говорят в рекламных объявлениях. В общем и целом — получается только один плюс, а в подарок, как говорится, вагон и маленькая тележка минусов.
Примерно так выглядит типовый каталитический нейтрализатор автомобиля
Понятное дело, что удаление катализатора для большинства отечественных автолюбителей является вынужденной процедурой. Всё-таки, уровень жизни в стране, зарплаты и цены на запчасти — мягко говоря, не сбалансированы. Вот и получается, что ради одного плюса приходится мириться с десятком минусов. Причём, касается это не только удаления катализатора.
Итог: стоит ли игра свеч?
Однозначно стоит, так как плюсы перекрывают минусы, если хочется сэкономить. Для тех, кто хочет, чтобы машина сохранила свою изначальную конструкцию, а также, не загрязняла окружающую среду, то тогда надо менять катализатор каждый раз, когда он загрязнится.
Недостатки удаления катализатора:
- звук от выхлопа увеличится;
- больше вредных веществ в выхлопных газах;
- запах выхлопа более токсичный и не приятный;
- необходимо устанавливать обманку или делать перепрошивку ЭБУ под Евро-2.
Плюсы удаления катализатора:
- Экономия денег на покупке нового катализатора;
- Небольшое увеличение мощности;
- Небольшое уменьшение расхода топлива;
- Увеличение ресурса мотора;
А далее видео о том, как удалить катализатор самостоятельно:
Продажа запчастей и ремонт глушителя в Спб тел.:+7(812) 336-43-32
Катализатор (каталитический нейтрализатор) — представляет из себя металлический корпус (в виде «банки»), изнутри покрытый слоем огнеупорного материала в виде многочисленных сот.
Основными симптомами не исправности данного элемента считаются: снижение мощности двигателя и, как следствие, динамических возможностей автомобиля; включение знака «Check Engine» (ошибка ЭБУ двигателя: «низкая эффективность катализатора»). Вероятными поломками могут быть закупорка сот или их оплавление, либо оплавление или разрыв проводов датчиков фиксации уровня кислорода. К сожалению, катализаторы никак не ремонтируются, по этой причине практически всегда требуется его устранение из системы и установление на его место обманки. Заменить катализатор возможно, но высокая стоимость данного элемента отталкивает почти всех.
Практически все современные электронные системах управления мотором снабжены многочисленными детекторами, контролирующими состав топливной смеси. Кислородные детекторы (лямбда-зонды) всегда функционируют в паре с катализатором, при этом, монтируется в системе обычно два датчика:
Первый из них смонтирован перед «катализаторной банкой», его задача изменять в зависимости от условий подачу топлива и отправлять сигнал на ЭБУ двигателя; Второй лямбда-зонд врезается в систему после катализатора и служит для определения качественного состава продуктов сжигания топливной смеси. Если в такой газовыхлопной системе исключить катализатор, тогда содержание ядовитых элементов в продуктах сжигания топливной смеси будет выше нормы, и диагностический датчик подаст сигнал о превышении CO в выхлопном тракте. ЭБУ двигателя примет сигнал и информирует водителя об ошибке – после выброса из газовыхлопной системы катализатора на панели приборов включится контрольная ламочка Check Engine.