Регулировка зажигания является одной из самых распространенных задач, с которой сталкиваются наши соотечественники. Эта процедура позволяет избавиться от неправильной работы двигателя, тем самым предотвратив износ его конструктивных элементов. Подробнее о том, как самостоятельно выставить зажигание и какие методы существуют — узнайте из этого материала.
Причины исчезновения заводских настроек
Даже если вместо замка в вашем автомобиле установлена кнопка, рано или поздно вам все равно предстоит регулировать зажигание. Перед тем, как сделать все своими руками, давайте разберемся в причинах, при которых возникает эта необходимость. В первую очередь, причиной этому является сам водитель, который по различным причинам мог демонтировать распределитель зажигания. А при дальнейшей его установке УОЗ (угол опережения зажигания) не был должным образом отрегулирован.
Причина, по которым производится установка момента зажигания, кроется в метках на узлах. При демонтаже распределителя эти метки сбиваются, соответственно, автовладелец просто уничтожает заводские настройки. Так что перед тем, как проводить какие-либо работы, связанные с прерывателем, надо отметить расположение всех меток.
Регулировка прерывательного узла для выставления УОЗ
Инструкция по установке трамблера
Выставление угла зажигания требуется автомобилям, имеющим трамблер, на остальных авто угол выставляет ЭБУ.
Если установка момента зажигания осуществляется своими руками, то, как сказано выше, необходимо ориентироваться по специальным меткам. В зависимости от конкретного транспортного средства, регулировка КСЗ или БСЗ на дизельном двигателе или бензиновом агрегате может иметь свои нюансы. К примеру, в машинах отечественного производства ВАЗ установка момента зажигания производится по первому цилиндру. То есть для выставления поршень следует установить в положение ВМТ, ведь именно в нем происходит момент сжатия.
Настройка системы зажигания производится таким образом:
- В первую очередь извлекается свеча этого цилиндра.
- При помощи пробки или пальца следует закрыть свечное отверстие.
- Коленвал необходимо вращать по часовой стрелке, для этого можно использовать торцевой ключ. Это делается до того момента, пока воздух не будет выталкивать пробку или палец из свечного отверстия.
- Маховик крутится дальше, пока не совпадут метки его вала со средней меткой, находящейся на крышке газораспределительного механизма. В этом случае настройка зажигания позволит выставить угол на 5 градусов, а это нормально для автомобиля, использующегося на топливе 92 или 95.
- После этих действий можно ставить трамблер. Корпус этого устройства должен располагаться в таком положении, чтобы воображаемая линия проходила параллельно оси силового агрегата. Что касается ротора бегунка, то он должен смотреть в сторону контакта первого цилиндра на крышке. Если у вас все получилось, то автомобиль должен завестись, а далее необходимо будет произвести регулировку угла (автор видео — канал Lty D).
Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106
Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.
При помощи стробоскопа (по меткам)
Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:
- На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
- На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
- Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой — к катушке зажигания, а специальный зажим — на высоковольтный провод первого цилиндра;
- Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
- Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
- Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
- Затягиваем гайку фиксации трамблёра.
Установка угла опережения по искре
Как выставить зажигание своими руками? Устанавливая электронное зажигание в своем автомобиле, можно использовать несколько способов, один из них — регулировка угла по искре. Для этого с помощью коленвала поршень цилиндра 1 устанавливается в моложение ВМТ. В данном случае раздатчик должен направляться в сторону контакта провода цилиндра. В том случае, если он будет смотреть в другую сторону, необходимо еще раз провернуть маховик.
Далее, из крышки распределительного узла следует извлечь центральный высоковольтный кабель, контакт которого следует разместить примерно в 0.5 см от кузова авто или ГБЦ. Крепление трамблера следует ослабить, после чего активируется зажигание. Корпус прерывательного узла проворачивается, а по движениям бегунка следует найти нужное положение, при котором появится искра между контактном высоковольтного кабеля и массой авто. Далее, прерыватель двигается против часовой стрелки (очень медленно), и вам нужно поймать тот момент, когда искра больше не появится (автор видео о настройке УЗО при помощи специального устройства стробоскопа — Владислав Чиков).
Как можно выставить угол опережения зажигания
Настройка опережения зажигания требуется для полного сгорания топлива в камерах. Из-за того, что бензин сгорает не моментально, поджигать его нужно немного раньше достижения поршнем ВМТ. Поэтому, момент возникновения искры должен быть четко отрегулирован.
Видео — проблема раннего зажигания на ВАЗ 2106:
Существует несколько способов выполнения этой процедуры. Многие умельцы доверяют исключительно своим ушам и предпочитают все делать на слух. Некоторые автомеханики для выставления момента зажигания используют лампочки или стробоскоп.
Регулировка зажигания на слух
Процесс происходит на холостых оборотах заведенного, прогретого двигателя (в случае необходимости можно немного подтянуть подсос для обеспечения устойчивой работы).
- Гайка, фиксирующая корпус трамблера ослабляется, после чего начинается его медленное вращение в разные стороны.
- В положении, где обороты двигателя будут наиболее максимальными, нужно попробовать «погазовать». Если при резком нажатии на педаль не произойдет никаких перебоев, хлопков и выстрелов, а ускорение оборотов будет стремительным, то необходимое положение найдено.
- От этой точки следует провернуть корпус распределителя на 1-2° по часовой стрелке, после чего зажать его фиксатор.
Выполнение последнего пункта необходимо для того, чтобы зажигание не было слишком «ранним», что создает излишнее сопротивление вращению коленчатого вала.
Примечание! Иногда достичь идеальной работы двигателя не удается из-за некорректной работы узлов топливной системы или низкого качества горючей смеси. В таких случаях нужно довольствоваться самым оптимальным решением, а после регулировки карбюратора провести повторную корректировку зажигания.
Установка угла опережения по искре
Поршень первого цилиндра нужно установить в верхнее положение вращением коленвала до совпадения метки шкива с первой меткой на блоке ГРМ.
Раздатчик при этом должен быть направлен в сторону контакта провода первого цилиндра. Если же он окажется в другом направлении, требуется выполнить еще один полный оборот маховика. Можно также искать нужное положение, выкрутив свечу из первого цилиндра.
Из крышки трамблера вынимается центральный высоковольтный провод, а его контакт размещается на расстоянии 5 мм от «массы» автомобиля. Ослабив фиксатор распределителя, нужно включить зажигание.
Медленно проворачивая корпус распределителя, необходимо движениями бегунка влево/вправо найти положение, при котором возникнет искра между контактом провода и «массой».
Далее, двигая трамблер по миллиметру в направлении против часовой стрелки, следует поймать момент, при котором искра перестанет появляться, после чего зажать фиксатор.
Регулировка зажигания по лампочке
Первоначально осуществляется установка поршня первого цилиндра в положение, предшествующее ВТМ (ровняясь на среднюю метку) вышеописанным способом. Далее один провод обычной автомобильной лампочки подключается к «массе», а другой к проводу, ведущему от катушки к трамблеру.
Видео — как выставить зажигание по лампочке:
При включенном зажигании корпус распределителя вращается в разных направлениях до тех пор, пока лампочка не загорится. Остановив распределитель в этом положении нужно его зафиксировать.
Очень редко бывают случаи, когда машина замечательно работает при значительных несовпадениях меток. Это может быть вызвано неправильной предшествующей сборкой двигателя или растяжением цепи ГРМ.
Регулировка зажигания по лампочке
Если вы не знаете, как правильно выставить зажигание, а усилитель искры в вашем авто не используется, то есть еще один метод — по лампочке. Для установки зажигания таким образом необходимо в первую очередь поставить поршень цилиндра 1 в положение ВМТ, об этом мы подробно рассказывали выше. Установка зажигания по лампочке подразумевает использование любой 12-вольтной лампы к распределителю и кузову авто.
Когда зажигание включено, корпус трамблера необходимо вращать в разные стороны до того момента, пока лампа не начнет гореть. В этот момент нужно остановить трамблер и в этом положении закрепить его. В том случае, если двигатель хорошо работает при больших несовпадениях отметок, это может быть обусловлено некорректной сборкой силового агрегата либо растяжением цепи ГРМ.
Основные аспекты зажигания разных видов, регулировка контактов
В целом установка электронного зажигания — не особо сложная задача, если к ее выполнению подойти с умом. Если у вас есть сложности с настройкой, можно использовать прибор для установки угла опережения зажигания, найти в продаже его можно в любом магазине. Следует отметить, что если ваш автомобиль оборудован ГБО, вам поможет установка вариатора опережения зажигания.
Также нужно учитывать, что вне зависимости от системы — электронной или механической — процедура выставления угла выглядит идентично. Единственное отличие заключается в том, что в механическом варианте искры появляется в результате размыкания контактов.
Так что перед регулировкой следует настроить зазор между контактами:
- Коленвал надо повернуть до того момента, пока между контактам не появится наибольшее расстояние.
- Используя щуп, необходимо проверить зазор и сверить его с тем, который предписан производителем авто.
- С помощью пластины нужно выставить соответствующий зазор и затянуть все винты.
Настройка зажигания на ВАЗ
В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:
УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.
УОЗ – регулировка угла опережения.
Контроль работоспособности в движении.
Алгоритм проведения регулировки
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Лампочка на 12 вольт, комплект щупов и особый ключ для вращения кривошипного вала – вот и всё, что понадобится для обеспечения идеального воспламенения топливной смеси этим способом.
Вот, как нужно действовать:
- Снять верхний колпак коммутатора зажигания;
- Мелким напильником обработать контакты, стараясь убрать все образовавшиеся на поверхности оксиды металла и выпуклости;
- Максимально сблизить между собой контакты (нужно, чтобы они садились плотно, всей своей плоскостью).
Совет. Если контакты не садятся друг на друга всей своей плоскостью, то рекомендуется слегка подогнуть неподвижный контакт. Это делается только при самой крайней необходимости, после тщательной очистки контактов от окислов и бугорков.
- Кривошипный вал повернуть в такое положение, когда между контактами распределителя образуется максимально возможное расстояние;
- Ослабить винт, который держит всю систему контактов;
- Втиснуть между замыкателями 0,4-миллиметровый измерительный стержень, и закрепить держатель как было.
Внимание. Нужно обеспечить такой промежуток между замыкателями, чтобы щуп на 0,4 мм перемещался в этом месте с некоторым усилием.
То же самое проводится и с щупами на 0,35 и 0,45 мм. Кривошипный вал вращается с помощью ключа, а если он отсутствует, то ни в коем случае не через стартер. Можно попросить ассистента, чтобы медленно толкнуть машину на 4 или 5 передаче.
УОЗ и УЗСК
Как известно, динамика и расход горючего карбюраторных машин полностью зависят от УОЗ и УЗСК. Первая аббревиатура означает первоначальный угол опережения, а вторая – угол замкнутого состояния группы контактов.
Следует знать, что каждая модель автомобиля имеет свои индивидуальные характеристики и собственные регулировочные значения. Т.е, знать, как выставить зажигание с помощью лампочки, мало. Надо ещё разбираться в индивидуальных значениях и настройках определенного автомобиля. Нужно стараться всегда выводить оба значения углов на максимально допустимый уровень.
Искровой заряд должен создаваться с определённым опережением, так как нужно то, или иное время для сгорания топливной смеси. Двигатель имеет разные обороты, поэтому и углы опережения должны меняться в соответствии с амплитудой вращения кривошипного вала.
Узнав, как выставить зажигание через лампочку, можно самостоятельно наладить чёткое воспламенение топливной смеси своей машины.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) — это, по сути, зазор между контактами прерывателя. Из-за постоянных нагрузок он со временем сбивается, что приводит к нарушению процесса искрообразования. Алгоритм регулировки УЗСК следующий:
После настройки УЗСК всегда сбивается момент зажигания, поэтому его следует установить до начала сборки распределителя.
Видео: установка зазора между контактами прерывателя
Пошаговая инструкция
Установить зажигание на вазе 2106 можно в 13 простых шагов:
- Снимаем свечу цилиндра №1, пробкой из резины и пальцем закрываем отверстие для свечи.
- С помощью специального ключа проворачиваем коленвал. По мере движения в первом цилиндре должен начаться такт сжатия. В этот момент поршень направится вверх, создастся внутреннее давление. Вы его почувствуете по тому, как резиновую пробку начнет выдавливать из отверстия.
- В этот момент начинаем следить за ходом метки на шкиве. Она в конечном итоге должна совместиться с меткой на ГРМ. Если вы используете топливо с октановым числом 95 или 92, то нужно совместить ее со второй меткой (5 градусов). Если же используемое топливо составляет 72 или ниже (что сегодня случается очень редко), то нужно стремиться к третьей метке (0 градусов)
- Снимаем крышку с трамблера, предварительно отстегнув защелки.
- Благодаря движению коленвала, ротор трамблера должен быть обращен к первому цилиндру.
- Теперь важно проследить за тем, чтобы линия защелок крышки трамблера была параллельна оси мотора. Если это условие не соблюдено, нужно провести следующие процедуры.
- Снимаем гайку крепления трамблера и проворачиваем его вверх. Далее крутим ось ротора и добиваемся его параллельного расположение по отношению к оси мотора.
- Возвращаем трамблер на место и не до упора вкручиваем гайку.
- Только сейчас начинается непосредственный процесс, благодаря которому мы сможем правильно настроить контактное зажигание.
- Присоединяем вольтомметр таким образом, чтобы один конец был присоединен к выводу катушки, присоединенному к кабелю трамблера с низким напряжением, а другой конец фиксирован на «массе».
- Включаем зажигание. Осторожно прокручиваем трамблер по часовой стрелке до момента отключения лампочки. Если же она и не загоралась, значит крутить ничего не нужно.
- Теперь начинаем крутить трамблер в обратную сторону до момента зажигания лампочки. В этом положении фиксируем трамблер, затянув плотно гайку.
- Настройка зажигания закончена, можно выключать зажигание и возвращать крышку распределителя обратно.
Теперь мы может удостовериться в том, правильно ли произведена установка зажигания. Запускаем мотор и начинаем ехать. Нужно разогнаться до 45 километров в час. По достижению нужной скорости, включаем четвертую передачу и резко жмем на педаль газа. Через пару секунд мотор должен начать детонировать (будут раздаваться хлопки, «пальцы» начнут звенеть). Как только автомобиль наберет подходящую для выбранной передачи скорость, детонация пропадет.
Если детонация не исчезла, значит, вы неправильно произвели регулировку и получили так называемое «раннее» зажигание. Значит нужно чуть-чуть провернуть трамблер по часовой стрелке на половину или одно деление. Если же детонация так и не возникла, значит у вас установлено «позднее зажигание». В этом случае трамблер проворачиваем против часовой стрелки на половину или одно деление.
Как только вы смогли зажигание на вазе 2106 настроить правильно, сделайте надежную пометку на корпусе трамблера, что послужит хорошей помощью для последующих регулировок.