КАК ПРОИСХОДИТ ВЫВОД ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
Для отвода выхлопных газов разработана и установлена выхлопная система ВАЗ 2114, схема которой представлена на рисунке.
Схема выхлопной системы
Она состоит:
- Кронштейн для крепления приёмной трубы;
- Уплотняющая прокладка;
- Зажим;
- Глушитель дополнительный;
- Резиновый амортизатор;
- Центральный глушитель;
- Резиновый амортизатор;
- Зажим, соединяющий трубы;
- Нейтрализатор;
- Кольцо уплотнительное для шарнира;
- Кислородный датчик;
- Труба приёмная.
Вывод отработанных газов происходит следующим образом. Из выпускного коллектора выхлопные газы попадают в канал, который называется приёмная труба, она направляет их дальше в нейтрализатор. Из его названия становится понятно, что он предназначен для дожигания остатков горючих веществ в отработанных газах.
В нём происходит первичное притупление шума выхлопа и уменьшение завихрений. Следующим «препятствием для газов становится резонатор глушителя, в котором «акустические зеркала» уменьшают шум выходящих газов ещё больше.А последней ступенью будет центральный глушитель. Система выхлопа изготовлена и установлена таким образом, что выброс газов происходит за пределами транспортного средства, это исключает их попадание в салон.
Для чего нужен глушитель автомобиля
Независимо от марки и года выпуска автомобиля, все его системы служат одной цели — обеспечить стабильную работу мотора и движения. Выхлопная система может казаться незначительной на фоне таких систем, как тормозная или топливная. Однако именно выхлопная система автомобиля оказывает самое непосредственное влияние на работоспособность двигателя.
Глушитель — неотъемлемая часть выхлопной системы. Его основное предназначение в том, чтобы выводить за пределы машины отработанные газы. Помимо этого, деталь служит ещё и для понижения шумов, так как остатки топлива могут сгорать в трубах выхлопной системы.
Труба выводится с задней левой стороны автомобиля
Как крепится
Глушитель на ВАЗ 2114/2115 крепится к кузову автомобиля. Для того чтобы труба была надёжно зафиксирована и не вибрировала при движении, используется два способа креплений:
- болтовые;
- на резиновых подвесках.
Болты и гайки для крепления труб глушителя изготавливаются из специальных термоустойчивых сплавов
Непосредственно к выпускному коллектору глушитель крепится болтовыми соединениями, которые гарантируют полную герметичность стыков. Средняя часть также фиксируется болтами и гайками. А резонатор и выхлопная труба подвешиваются на специальные крючки на днище на резинках. Эти подвески легко снимаются и надеваются, но при этом обеспечивают жёсткость фиксации даже во время езды по неровным дорогам.
Схематичное устройство выхлопной системы на ВАЗ 2114/2115
Газовыпускная система ВАЗ 2114/2115 состоит из нескольких частей. Подсоединяясь друг к другу последовательно, все части в итоге служат одной цели — снижение шумов и вывод за пределы кузова выхлопов.
1 — кронштейн для крепления приемной трубы; 2 — прокладка; 3 — прижимное приспособление для кронштейна; 4 — дополнительный глушитель; 5,7 — «подушки» для подвески глушителя; 6 — главный глушитель; 8 — хомут, соединяющий трубы глушителей; 9 — нейтрализующее приспособление; 10 — кольцо уплотнения шарниров; 11 — датчик, контролирующий концентрацию кислорода в выбросах; 12 — приемная труба для глушителей
КАК УСТРОЕН ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ
Они бывают изготовлены из алюминизированной стали, нержавейки, чёрного металла и окрашиваются порошковым напылением. Набирает популярность установка прямоточных спортивных глушителей. Устройство глушителя можно увидеть на рисунке.
Глушитель
Глушитель ВАЗ 2114 состоит:
- Металлический корпус;
- Теплоизолирующий слой;
- Перегородка;
- Труба с перфорациями;
- Калиброванное отверстие (дроссель);
- Труба с перфорациями передняя;
- Входная труба;
- Перегородка в средней части;
- Выхлопная труба;
- Перегородка в передней части глушителя;
- Труба с перфорациями задняя;
- Перегородка в задней части;
- Металлический корпус.
Следует отметить, что выхлопная система ВАЗ 2115 с карбюраторным двигателем отличается от описанной конструкции выше. В ней не предусмотрена установка нейтрализатора для выходящих отработанных газов.
Устройство выхлопной системы
Функциональное строение выхлопной системы разработано таким образом, чтобы надежно регулировать отвод химических отходов за пределы автомобиля.
Схема глушителя ваз 2114
Газовыпускная конструкция состоит из следующих компонентов:
- Коллектор выхлопа. Предназначен для унификации газовых цилиндров в единую систему. Его крепление должно быть достаточно жестким, чтобы справляться с динамической нагрузкой.
- Катализатор. Предназначен для преобразования вредных химических веществ в более безопасные для здоровья человека газовые примеси. Необходимость снижения токсичности газов обусловлена экологическими нормами, предъявляемыми к передвижному транспортному средству.
- Приемная труба. Соединяет два предыдущих компонента газовыпускной конструкции.
- Резонатор. Его непосредственной функцией является уменьшение уровня шумов, издаваемых выхлопной системой. Достигается это посредством специальных акустических зеркал. Однако данный элемент конструкции является достаточно уязвимым местом в общем механизме, поскольку постоянно подвергается воздействию высоких температур. Нержавеющая сталь может просто прогорать. Поэтому ее необходимо периодически заваривать электродами, либо же осуществлять замену резонатора.
- Глушитель 2114. Также способствует шумопоглощению во время работы двигателя.
- Гофра. Эластичный шланг необходим для подавления механических колебаний, производимых двигателем. Со временем структура гофры растягивается, вынуждая владельца производить ее замену.
О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СРОК СЛУЖБЫ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫХЛОПНОЙ СИСТЕМЫ
Элементы выхлопной системы работают под воздействием механических, тепловых и других видов нагрузок.
Сильное влияние на срок службы оказывают следующие факторы:
- Быстрое нагревание до высоких температур, которое может вызвать перегрев элементов системы;
- Частые колебания быстрого нагрева и резкого охлаждения;
- Возникновение вибрации при работе силового агрегата;
- Подверженность ударам и механическим повреждениям;
- Загрязнения при движении в плохих погодных условиях;
- Получение царапин и сколов от частиц дорожного покрытия;
- Возникновение очагов коррозии как внутри, так и снаружи элементов системы выхлопа;
- Недостаточная эффективность защиты металла.
Можно с уверенностью заявить, что для большей части этих факторов сроки их проявления легко отодвигаются на более позднее время. Стоит изменить стиль вождения машины, очищать периодически систему выхлопа от грязи, самостоятельно нанести защитное покрытие, и проблемы сами по себе отодвинутся.
Возможен ли ремонт глушителя ВАЗ 2114?
Перед тем как приобретать новый глушитель на машину, необходимо оценить возможность его ремонта. Опыт показывает, что эти детали вполне ремонтопригодны. Если принято решение не торопиться с покупкой дорогостоящей детали, необходимо снять глушитель, тщательно его зачистить и внимательно осмотреть. Повреждения могут быть значительными, вплоть до отвалившейся трубы от бочки глушителя или в виде трещин и мелких прогаров.
Ремонт глушителя ВАЗ 2114
От результатов осмотра зависит и характер ремонта, но в любом случае приняв решение выполнить ремонт глушителя ВАЗ 2114. Для этого нужно в автомагазине приобрести ремкомплект глушителя.
Если повреждения достаточно серьезные, а металл из которого сделан глушитель еще достаточно крепок, то рекомендуется заварить прогары. Для сварки используют полуавтомат, в качестве накладки используют металлическую пластину до 2 мм. Швы делают толстые, во избежание прогара.
Мелкие трещины заделывают герметиком на силиконовой основе, выдерживающим температуры до 1000 градусов. Можно закрывать стеклотканью, заливая сверху эпоксидной смолой со специальными, термостойкими добавками. При таком варианте ремонта, после установки глушителя требуется запустить двигатель и в течение часа поработать на холостом ходу, чтобы дать схватиться эпоксидке.
Порядок действий при снятии глушителя для ремонта и последующей его установки, аналогичен действиям при его замене.
Фото и видеоинструкция по самостоятельной замене дополнительного глушителя на автомобилях ваз 2114, 2113, 2115
Для выполнения работы по замене дополнительного глушителя нужна эстакада или смотровая яма.
- Отсоединяем доп.глушитель от основного глушителя.
Откручиваем 2 болта крепления нейтрализатора к фланцу доп.глушителя. Если болты не откручиваются, то придется их смочить вдшкой или отпилить болгаркой.- Отсоединяем подушки подвески с кронштейнов доп.глушителя.
- Снимаем дополнительный глушитель.
- Устанавливаем дополнительный глушитель в обратной последовательности.
О ПРИЗНАКАХ НЕИСПРАВНОСТИ
Как только появиться хоть малейшее подозрение на проблемы с выпускным трактом, необходимо принять меры для выявления и устранения этих подозрений. Поездки с неисправным глушителем могут создать проблемы со стороны соседей и служащих дорожной полиции.
Вас должны насторожить следующие проявления в работе системы выхлопа:
- Появление увеличенного шума работающего мотора;
- Наличие запахов выхлопных газов поблизости от машины, а в некоторых случаях и в салоне;
- Появление под днищем машины дыма из прогоревших элементов выхлопа;
Не нужно откладывать в долгий ящик решение этой проблемы. Найдите несколько минут для обнаружения и определения поломки. После этого принимают решение о её устранении. Тут может быть всего два варианта, это ремонт глушителя или замена глушителя ВАЗ 2114.
Глушитель 2114: замена и ремонт
В свою очередь, главный глушитель обычно выходит из строя первым. Как правило, на это укажет усиление шума, появление звона и дребезга, запах выхлопа в салоне авто и т.д.
Как правило, самым простым способом является замена глушителя на оригинал, который ставится с завода. Такие глушители надежные, нет проблем с установкой (если изделия действительно оригинальные, так как на рынке много подделок).
Вполне можно подобрать и аналоговое решение, однако не все глушители отличаются качеством и без доработок устанавливаются на машину. По этой причине перед покупкой нужно учесть все нюансы.
Также специалисты рекомендуют менять болты креплений, выбирая оригинал или качественные аналоги. Если экономить на болтах, они прикипят к днищу, после чего при попытке снятия возникнут проблемы. Еще добавим, что при появлении стука глушителя, замены могут требовать подвесы из резины.
Подготовив все детали, также следует иметь нужные инструменты: пара ключей рожковых 13, молоток, зубило, тормозная жидкость или WD-40, а также плоская отвертка.
Сам процесс замены в общих чертах предполагает следующее:
- Машину загоняют на яму, поднимают на подъемнике;
- Если возможности нет, следует поднять авто на домкрате или загнать на эстакаду, после чего поставить противооткатные упоры;
- Забравшись под автомобиль, следует все места соединений труб и болтов обработать ВД-40, оставить смазку минут на 15;
- После можно пробовать откручивать болты, если не удается, тогда их срезают при помощи зубила или молотка (при выполнении следует избегать ударов по днищу);
- Открутив трубу, элемент снимают с резиновых подвесов, приподнимая деталь (в случае, когда резина «задубела», можно поддевать отверткой) Сам глушитель на ВАЗ 2114 и 2115 прикреплен на 5 подвесов;
- После демонтажа можно ремонтировать старый или ставить новый глушитель. Завершив работы, следует переходить к монтажу детали на авто;
До начала установки все детали и точки крепления глушителя на днище желательно очистить от ржавчины и грязи, смазать, обработать антикором при такой необходимости. - При монтаже следует сначала затянуть глушитель 2114 или глушитель ВАЗ 2115 под кузов авто и положить так, как он будет ставиться на машину. Далее выхлопную трубу и резонатор вешают на резиновые подвесы. После проверяется качество крепления;
- Установив все элементы, можно начинать крутить гайки на болтах, затягивая их плотно, но стараясь не перетянуть резьбу.
На данном этапе работа по замене глушителя считается завершенной. Остается только завести двигатель и проверить герметичность выхлопной системы, убедившись в отсутствии шумов. Также совершают пробную поездку, чтобы убедиться, что глушитель нигде не цепляет и не стучит, раскачиваясь на подвесах.
РЕМОНТ ИЛИ ЗАМЕНА
Диагностика обнаружила одну или несколько небольших трещин в корпусе резонатора или основного глушителя. Менять в таком случае их новыми деталями экономически невыгодно. Можно своими руками произвести ремонт. Для этого приобретают ремкомплект глушителя: в него входят резиновые амортизаторы (на них подвешивается труба) и хомуты (для соединения стыков трубы). Их можно приобрести несколько видов.
Отремонтировать глушители ВАЗ 2114 можно такими способами:
- Приобретают любой теплостойкий герметик и промазывают им щели прогаров, именно щели, а не большие дыры. Следующим шагом будет очистка корпуса от грязи, краски и ржавчины. После этого проводят обезжиривание очищенного места и укладка герметизирующего слоя на ремонтируемое место;
- Покупают ремонтный комплект с термостойкой лентой и вязальной проволокой. Снова идёт подготовка ремонтируемой детали по аналогии с первым способом. После этого тщательно обматывают корпус лентой и производят обвязку проволокой. Прогоревшее место само затягивается в процессе работы двигателя;
- Ремонт с помощью холодной сварки. В первую очередь готовят холодную сварку к использованию. Далее нужно хорошо очистить и обезжирить повреждённый участок.После этого повреждение можно заделать сваркой (холодной).
Из описанных способов наибольшее количество положительных откликов получил способ с применением ремонтного комплекта.
Для владельцев машин, у которых имеется доступ к электросварке, можно порекомендовать такой метод ремонта глушителя. Из листа металла толщиной 1,5-2 мм вырезают латку нужных размеров. Прикладывают к месту ремонта и обваривают. Потом место ремонта нужно обработать защитным составом. Хорошие результаты даёт применение полуавтоматической сварки в среде защитных газов.
Замена
КАК ПРОИЗВЕСТИ ЗАМЕНУ
Диагностика показала, что ремонт не даст ожидаемого эффекта, значит,вам необходимо поменять глушитель ВАЗ 2114. Это сделать довольно просто при наличии новой детали. Операцию замены проводят своими руками в гараже или даже просто во дворе.
Любым доступным способом обеспечивается возможность доступа к элементам выхлопной системы. «Ведешкой» обрабатываются все болтовые соединения. Если таковой под руками не окажется, подойдёт керосин, тормозные жидкости или масла. Заранее готовят запасные резиновые подушки для подвески и инструмент. Вам понадобятся:
- Два ключа рожковые, накидные или головки на «13»:
- Щётка для металла;
- Небольшой молоток.
Иногда открутить болты невозможно и их срезают доступным способом. Имейте это ввиду, при подготовке к работе.
Поменять глушитель ВАЗ 2114 можно так:
- Откручивают болт на соединительном хомуте и снимают его вместе с уплотнительной прокладкой;
- Освобождают его от подвески, отсоединяют от резонатора и снимают;
- При установке новой детали прокладку нужно промазать герметиком для систем выпуска и установить в обратной последовательности.
Инструкция по замене глушителя на ВАЗ 2114 своими руками.
- рожковый ключ на 13 (лучше 2 штуки),
- WD-40,
- ветошь,
- молоток и щетка по металлу.
- Первым делом необходимо приобрести новый глушитель (новый хомут в сборе с уплотнительным кольцом + подушки подвески глушителя, можно использовать старые).
- Машину необходимо загнать на яму или эстакаду. Находим хомут соединения основного и дополнительного глушителя (поз. 7 на схеме). Хомут затянут двумя болтами и гайками, которые необходимо отвернуть. Как правило, гайки сильно закисают, воспользуйтесь WD-40 и щеткой по металлу (иногда без болгарки не обойтись).
- Открутив хомут, демонтируйте основной глушитель, сняв его с подушек подвески глушителя (поз. 5). Важно: не потеряйте графитовое уплотнительное кольцо, которое устанавливается между трубами.
- Теперь можно монтировать новый глушитель. Важно: не спешите вешать глушитель на резиновые подушки. При помощи хомута соедините трубы глушителей, не забудьте про уплотнительное кольцо. Совет: при монтаже глушителя подложите под него что-нибудь, будет удобнее.
- Фиксируем глушитель на подушками подвески глушителя, вот в принципе и все.
Чтобы глушитель на вашем автомобиле прослужил дольше, рекомендую не реже одного раза в месяц проводить диагностику выхлопной системы. Тем самым вы своевременно сможете обнаружить возможные проблемы.
Как отремонтировать «глушак» своими руками
Глушитель на «четырнадцатых» и «пятнадцатых» считается одним из самых уязвимых мест автомобиля. Дело в том, что из-за воздействия высоких температур металл быстро прогорает, то есть нарушается герметичность системы. Поэтому деталь нужно менять, как только возникнет подозрение на её неработоспособность.
Причины выхода из строя
Чаще всего глушители «прогорают» — то есть из-за горячих выхлопов внутри корпуса начинает истончаться металл, что в конечном итоге приводит к появлению дыр. Однако это не единственная причина, почему «глушак» может выйти из строя:
использование самодельного устройства — кустарные изделия не отличаются качеством и долгим сроком службы;
механические удары о неровности дороги — вмятины и деформации трубы также ведут к потерям герметичности;
ржавчина и коррозия поражает рано или поздно даже самые качественные оригинальные глушители.
В целом все перечисленные факторы в какой-то степени оказывают влияние на срок службы. Автовладелец может легко определить все вышеперечисленные неисправности — достаточно загнать ВАЗ на смотровую яму и визуально изучить глушитель. К тому же, когда деформации, прогары и коррозия достигнут своего «пика», деталь начнёт издавать при движении характерные звуки — бульканья, резкие хлопки, стуки.
Почему стучит глушитель
Эта деталь на ВАЗ 2114/2115 может издавать стуки только в двух случаях:
он ударяется о кузов;
при движении он задевает корпус бензобака.
В любом случае необходимо сразу же принять меры для устранения данной неисправности. Чаще всего проблема кроется в сильном износе резиновых подвесок. Достаточно поменять их и глушитель вновь примет своё штатное положение под днищем машины.