На щупе белая эмульсия — чтоэто такое?
Основу недорогого моторного масласоставляет углеводород. В нем не могут растворяться спирт, перекиси и другиевещества, образующиеся при сгорании топливной смеси. При движении автомобилявсе нерастворенные компоненты активно перемешиваются – в результате получаетсяэмульсия. Белый цвет вещество приобретает из-за большого количества крохотныхпузырьков.
При значительном загрязнении рабочейжидкости эмульсия может принять бежевый цвет. Она легко прилипает к холодномумасляному щупу. Консистенция эмульсии напоминает майонез. Она в большомколичестве образуется на крышке горловины для залива рабочей жидкости.
Эмульсия – что это и откуда берется?
Смазочная продукция для автомобильных двигателей, которую можно приобрести в любых автомагазинах, изготавливается на основе углеводородов. В процессе горения горючей смеси образуются продукты сгорания. Бензины могут содержать воду, спирт, кислоту, перекись. Затем данные вещества в процессе эксплуатации мотора перемешиваются с маслом. Как результат – в двигателе эмульсия. Появляется она на крышке горловины для залива или на щупе для проверки уровня смазки.
Многие интересуются причинами образования эмульсии именно на крышке и на щупе. Это можно просто объяснить. За счет большого числа маленьких пузырьков эмульсия становится белой. Это говорит о том, что масло сильно грязное. Также и щуп, и крышка – наиболее холодные элементы двигателя. Поэтому жижа отлично накапливается на этих элементах.
Причины эмульсии в двигателе
Основная причина, почему образуется эмульсия в двигателе и на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины — попадание в масло влаги. Чем ее больше тем тяжелее последствия. Попасть он может туда по двум причинам:
- в виде испаряющего конденсата с внутренних стенок двигателя;
- по причине разгерметизации масляной системы или системы охлаждения.
Таблица причин появления эмульсии и методов ее устранения.
Почему образуется эмульсия | Причины поломки | Методы проверки и устранения |
Испарение конденсата на горячем двигателе | Недостаточный прогрев мотора до рабочей температуры | После запуска, особенно зимой перед выездом прогреть двигатель до температуры +90°С |
Остановка еще слабо прогретого мотора при образовании эмульсии | Проехать на машине с прогретым двигателем от 10…15 километров и более | |
Попадание антифриза в масло | Пробитие прокладки ГБЦ | Замена прокладки, закручивание болтов в правильной последовательности и с нужным моментом |
Нарушение геометрии ГБЦ | Опрессовка, фрезерование, шлифовка ГБЦ | |
Прогар прокладки теплообменника | Замена прокладки маслоохладителя | |
Повреждение блока цилиндров | Ремонт либо замена блока | |
Коррозия гильз | Расточка гильз либо замена их на новые | |
Некорректное подключение системы охлаждения | Ревизия системы, подключение по схеме |
Конденсат из воздуха
Когда это всего лишь конденсат в двигателе, то эмульсия обычно образуется только на крышке и краям заливной горловины двигателя. В самом масле пенной массы бежевого цвета быть не должно. Образовывается такая эмульсия из-за перепада температуры, когда влага, испаряясь, оседает на крышке горловины, а при интенсивной работе двигателя смешивается с капельками масла. Если поездка короткая (до 10 мин.), то она не успеет исчезнуть. С конденсатом в двигателе можно ездить не боясь. Такой конденсат испаряется спустя 15 минут после прогрева до рабочей температуры двигателя. Если машина постоянно используется для коротких поездок, то эмульсия на крышке будет находиться практически постоянно.
Пошел антифриз в масло
Когда эмульсия желтого либо коричневого цвета не просто на масляной крышке или краях горловины, а видна внутри двигателя, то значит стоит разбирать мотор и искать причину, так быть не должно. Ездить на такой масляной смеси можно недолго!
Причины образования эмульсии в двигателе
Следы эмульсии на поверхности крышки маслозаливной горловины
- прогорание прокладки головки блока цилиндров;
- нарушение геометрии корпуса ГБЦ;
- поломка теплообменника, пробитие его прокладки;
- повреждение блока цилиндров двигателя (обычно какая-нибудь микротрещина);
- коррозия гильз в двигателе, либо их механическое повреждение (износ);
- некорректное подключение системы охлаждения к дроссельной заслонке.
У автомобилей ВАЗ «классических» моделей кроме всего прочего проблема может возникнуть из-за рассыпавшихся заглушек, расположенных на головке блока цилиндров. Например, на двигателе машины ВАЗ-2101 этих заглушек три — две на наружной поверхности головки, а одна снаружи.
Как бороться с «конденсатной эмульсией»
Чтобы избежать образования «конденсатной эмульсии», достаточно соблюдать несколько простых правил и рекомендаций:
- Не следует долго прогревать мотор на стоянке, так как на холостых оборотах почти не задействуется вентиляционная система картера. Тем более что полное прогревание двигателя до рабочей температуры в холодную погоду занимает немало времени. Рекомендуется выезжать со стоянки после 5 – 8 минут прогрева. Как раз примерно столько времени займет очистка машины от снега. Очистили машину от снега – и поехали. При движении (на щадящих оборотах) агрегат нагреется до рабочей температуры намного быстрее и лучше.
- Как уже говорилось выше, желательно сократить число коротких непродолжительных поездок, во время которых двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры.
- Периодически устраивать длительные поездки, чтобы дать двигателю хорошо прогреться и поработать на больших оборотах для испарения конденсата.
- Использовать присадки для моторных масел – деэмульгаторы (для разрушения эмульсии).
- Использовать специальный утеплитель мотора.
Описание неполадки
Для проверки уровня смазки в картере мотора используется щуп. При извлечении элемента из двигателя на поверхности появляется мутный белый или желтоватый налет, смешанный с моторным маслом. Аналогичная эмульсия формируется на внутренней поверхности пробки, установленной в отверстии для заправки смазки в двигатель. Владельцу машины необходимо понять, почему образовался посторонний налет.
Почему появляется эмульсия в масле: причины и последствия
Эмульсия выглядит как мелкодисперсная пена белого цвета, образуется при попадании воды или иной жидкости в моторное масло с последующим активным перемешиванием. В одних случаях такой налет не представляет опасности и переживать из-за ее наличия не стоит. Но так бывает не всегда, эмульсия в масле двигателя может также указывать на появление серьезных проблем с силовой установкой и надобность в проведении ремонта.
Наличие воды в масле, в целом, считается недопустимым, поскольку она влияет на эксплуатационные показатели и характеристики смазочного материала. Но в конструкцию любого двигателя входит сапун, обеспечивающий поддержание в картере заданного давления. По сути, он соединяет внутреннее пространство силовой установки с атмосферой. Поэтому через него внутрь блока цилиндров заходит воздух из окружающей среды, в котором обязательно присутствует влага – частицы воды.
В летний период перепад температур невысокий, поэтому большая часть воды так и остается в газообразном состоянии и после выводится вместе с картерными газами. Зимой же, температурный перепад значительный, поэтому влага конденсируется в жидкость, оседает на внутренних поверхностях двигателя, где и подмешивается к моторному маслу. Отсюда и берется белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины.
Поэтому наличие небольшого белесого налета на этой крышке горловины или щупе уровня масла в зимний период является нормой, и в этом плохого ничего нет.
Видео: Эмульсия под крышкой клапанов!!!
А вот появление желтой эмульсии на крышке маслозаливной горловины в летний период или же ее количество значительное — это указывает на проблемы с мотором. То же касается и следов эмульсии на щупе масла двигателя. В исправном двигателе пена на нем не появляется даже зимой, и, если она обнаружена, в моторе появились неисправности.
Где искать причину утечки антифриза?
Произойти утечка может из-за:
- головки блока;
- прокладки ГБЦ;
- трещины в цилиндре;
- трещины в головке блоке.
Начнем с головки блока. Эта составляющая двигателя изготавливается из цветных металлов и при установке сильно притягивается болтами к блоку цилиндров.
В результате расширения металла из-за перегрева происходит коробление головки. В некоторых местах появляются зазоры между ГБЦ и блоком, через которые технические жидкости попадают в каналы других систем. То есть, охлаждающая жидкость просто через щели добирается до масляных каналов и подмешивается к смазочному материалу.
Эта неисправность не является очень сложной и вполне поддается ремонту. Но для этого потребуется демонтаж головки, шлифовка ее поверхности, прилегающей к блоку, замена прокладки и смазочного материала. При смене обязательно нужна промывка двигателя и системы смазки с заменой «старого» масла с примесями антифриза.
Но коробление головки блока становится причиной образования эмульсии не так уж и часто. Более распространенной проблемой является пробой прокладки ГБЦ.
Происходит это по той же причине – перегрев двигателя. Но если головка коробится только при длительном воздействии высоких температур, то для повреждения прокладки достаточно и кратковременного перегрева. А поскольку через прокладку проходят каналы смазки и охлаждения, то перемычки между ними от высокой температуры разрушаются. Отметим, что не всегда пробой происходит только между каналами. Повреждения могут соединять и каналы с цилиндром или же вести наружу двигателя.
Хоть пробой прокладки ГБЦ и самая распространенная причина появления белой эмульсии в масле двигателя, но она также считается самой простой для устранения. Для этого достаточно лишь заменить поврежденную прокладку на новую, а также заменить моторное масло и промыть двигатель. Опытный автолюбитель способен провести ремонт в течение 4-5 часов.
Трещины в цилиндре хоть и редко случается, но причиной образования эмульсии она тоже может стать. Обычно это происходит из-за дефектов в структуре металла гильзы.
Видео: На крышке горловины масла эмульсия
Имеющиеся дефекты со временем могут привести к появлению трещины в стенке цилиндра, а поскольку он охлаждается, то жидкость начинает просачиваться в камеры сгорания. Большая часть жидкости выходит из двигателя через выхлопную трубу, но и немного ее попадает в подпоршневое пространство, отсюда и берется эмульсия.
Отремонтировать двигатель с такой поломкой возможно только в случае, если гильзы в нем – съемные и их можно заменить. Но в ряде силовых установок цилиндры демонтировать нельзя, и в таком случае замене подлежит весь блок.
Еще одной серьезной проблемой, последствием которой является образование эмульсии в моторном масле, являются трещины в головке и блоке. Они могут образоваться от перегрева, внутреннего дефекта металла, ударных нагрузок.
Такие повреждения выявить очень сложно, особенно в блоке, поскольку каналы смазки и охлаждения проходят внутри него, и осмотреть или продиагностировать их не всегда возможно.
Заделать такие повреждения также не удастся. Поэтому составная часть двигателя с трещиной просто заменяется.
Чтобы не делать внеплановый ремонт двигателя из-за появления эмульсии моторного масла, достаточно лишь своевременно проводить техническое обслуживание, особенно касающееся замены технических жидкостей, а также не допускать перегрева мотора. А для этого следует во время движения постоянно контролировать температурный режим.
Если же проблема с эмульсией в масле двигателя появилась, начинать поиск лучше с самого простого – прокладки ГБЦ. При этом после демонтажа головки при замене следует проверить ее на наличие коробления. Сделать это очень просто даже в гаражных условиях. Для этого нужно положить головку поверхностью, прилегающей к блоку, на чистое стекло. Образованные в результате коробления неровности отлично будут видны.
Обычно в головке и ее прокладке причина и кроется. Трещины же в гильзах, блоке и ГБЦ встречаются очень редко.
Мастера, которые профессионально обслуживают автомобили, советуют менять масло каждые 10 тысяч километров пробега. Однако даже при соблюдении данных рекомендаций автовладельцы видят, что в двигателе эмульсия. По консистенции она похожа на майонез. Этот состав приводит и опытных автовладельцев, и начинающих в настоящий шок. Данная жижа может иметь разные цвета. Что это такое и чем опасна эмульсия? Ответы на эти вопросы рассмотрим в нашей сегодняшней статье.
Эмульсия в масле двигателя:причины
Почему образуется эмульсия? Причинможет быть несколько, но основных только три:
- смешивание масла с водой
- смешивание масла с охлаждающей жидкостью;
- использование некачественного горючего.
Конденсат
Если во влажную погоду автомобиль долго находится наулице, в картер попадают водяные испарения, собирающиеся на трубках и на самойповерхности рабочей жидкости. Влага попадает в картер через систему охлаждения.Может она проникнуть и через цилиндры, но это довольно редкое явление. Дляобразования “майонеза” достаточно 2 граммов конденсата.
Пробой прокладки
Эмульсия на щупе уровня масла можетобразоваться по причине повреждения прокладки под ГБЦ. Это происходит из-за еепрогорания во время перегрева или вследствие обычного физического износа.Установленная на заводе прокладка будет служить долго, и проверять ее состояниеимеет смысл только через 10 лет после начала эксплуатации автомобиля. Но еслиработа мотора нестабильна, износ может начаться раньше.
Попадание на прокладку рабочей жидкостииз системы охлаждения также не способствует увеличению срока ее эксплуатации. Придётсядоставать ее, менять на новую.
Трещины
Трещины в БЦ или на его головке могут появиться послелюбого, даже самого незначительного ДТП. В морозную погоду достаточно наехатьна бордюр. Также подобные повреждения возникают из-за замерзания охлаждающейжидкости. Поэтому нельзя использовать для охлаждения обыкновенную воду. Онаобязательно останется даже после слива, и в результате ее замерзания можетпроизойти разрыв каналов БЦ.
Не работает вентиляция картера
Со временем вентиляция забивается. Нотак как парам из картера нужно через что-то выходить, они будут делать эточерез щуп. Эмульсия станет накапливаться под маслозаливной крышкой или вдержателе щупа. После ремонта системы вентиляции менять масло необязательно.
Попадание тосола в масло
Антифриз может попасть в масло из-заповышения давления в охлаждающем контуре. В результате происходит выдавливаниеохлаждающей жидкости. Тосол и другие виды антифриза в масле также нерастворяются, что и приводит к образованию белой эмульсии.
Чрезмерное давление в охлаждающейсистеме может быть спровоцировано раскаленными газами, попавшими в нее черезпробой в прокладке. Тогда следы белой субстанции можно обнаружить даже ввыхлопных газах.
Некачественное горючее
Это самая распространенная причинаобразования белого налета. Низкопробное горючее содержит спирт, керосин и воду.При использовании пропан-бутана появлению белого налета будет способствоватьиспользование “влажного” газа с остатками очистителя.
Почему возникает зимой?
Зимой накоплению конденсата способствуетперемещение автомобиля на незначительные расстояния без предварительногопрогрева мотора до 90 градусов. Не застрахован от образования конденсата иавтомобиль, который стоит в утепленном гараже. Влага появится из-за перепадатемператур.
Последствия эмульсии в двигателе
Образование пенной эмульсии в масле может привести к следующим последствиям:
- меняются характеристики масла;
- плохо смазываются детали двигателя (в частности, коренные и шатунные вкладыши, клапана, стенки цилиндров, поршневая группа), что приводит к снижению их ресурса и ресурса всего мотора;
- снижается мощность двигателя.
Если эмульсия в двигателе образуется не в масляной системе, а в системе охлаждения, то это может привести к следующим последствиям:
- частый перегрев мотора, закипание охлаждающей жидкости;
- эмульсия забивает патрубки и шланги вплоть до критического уровня, когда циркуляция антифриза невозможна;
- снижение ресурса двигателя и отдельных его частей.
Поэтому при образовании эмульсии в отдельных частях двигателя на это не нужно «закрывать глаза». Вместо этого нужно как можно быстрее выяснить, почему она образуется и выполнить ремонтные меры.
Подведём итоги
Солярка на протяжении многих десятилетий используется автовладельцами как эффективное и щадящее средство для промывки силового агрегата. Сегодня результативность процедуры промывки соляркой ставится под сомнение многими автопроизводителями и работниками сервисных центров, альтернативными считаются варианты использования для очистки мотора специфических жидкостей. Однако детальное изучение состава специальных эмульсий для промывки мотора вызывает сомнения и спорные вопросы, так как эффективное удаление копоти и грязи посредством специальных жидкостей достигается благодаря присутствию в них агрессивных компонентов химического класса, которые также негативно могут повлиять на узлы агрегата.
Как доказывает многолетняя практика, метод промывки двигателя соляркой имеет право на существование, характеризуется высокой эффективностью на фоне незначительных затрат, считается мягким способом очистки мотора. Какому средству отдать предпочтение, вправе решать каждый автовладелец самостоятельно, при этом следует при выполнении промывки действовать очень аккуратно, следовать инструкциям, не перегревать мотор – и результат оправдает ожидания. А ещё лучше – следить за мотором своего авто, стараться избегать перегревов и нагрузок, своевременно менять автомасло – и мотор не будет нуждаться в таких процедурах.
Дополнительные признаки неисправности
Как уже отмечено, эмульсия – это перемешанная смесь воды и масла в виде пены. Обильное количество белой или желтоватой пены на крышке и щупе сигнализирует о том, что в картер двигателя просачивается жидкость, а она присутствует только в системе охлаждения. Поэтому место утечки в первую очередь следует искать в тех частях двигателя, где каналы смазки и охлаждения проходят рядом.
Отметим, что появление протечки охлаждающей жидкости (ОЖ) внутрь двигателя могут сопровождаться еще рядом признаков:
- Постоянное снижение уровня ОЖ в расширительном бачке и надобность в периодической доливке.
- Масляная пленка в расширительном бачке.
- Система обогрева салона практически не греет.
- Уровень моторного масла выше нормы.
- Обильный белый дым из выхлопной трубы.
- Перебои в работе двигателя.
Все это указывает на попадание антифриза в масляные каналы. Если не предпринять никаких действий и продолжать эксплуатацию авто, то двигатель из-за отсутствия нормальной смазки получит повреждения, и для восстановления работоспособности понадобится дорогостоящий капитальный ремонт, или полная замена мотора.
Неисправная система вентиляции картерных газов
Если система вентиляции засорена и не работает так, как это нужно, тогда газы и пары будут пытаться выйти через щуп и другие места в ДВС. В этом случае нет ничего удивительного, что появилась эмульсия на крышке маслозаливной горловины.
Радует лишь то, что масло чистое и в нем нет тосола. Если исправить систему вентиляции картерных газов, тогда даже не придется производить замену
смазочных материалов.
Видео
Эмульсия под клапанной крышкой
Не стоит пугаться, если вы обнаружили эмульсию под крышкой маслозаливной горловины, но на щупе при этом масло в нормальном состоянии. Скапливание налета, по консистенции и цвету напоминающего сгущенку, происходит из-за конденсации влаги. Осенне-зимний период и частые поездки на короткие дистанции – наиболее благоприятные для скапливания конденсата условия.
В системе вентиляции картерных газов воздух с примесью продуктов сгорания топливовоздушной смеси, паров масла, имеет некий процент влажности. Разогретая смесь неминуемо конденсируется на охлажденных поверхностях. Но когда двигатель и все его части прогреваются, влага постепенно испаряется. При частых холодных пусках и небольших пробегах некоторые элементы не успевают прогреться до нужной для испарения температуры. Как следствие, эмульсия скапливается под крышкой маслозаливной горловины.
Можно ли побороть проблему?
Сама по себе эмульсия под крышкой для двигателя неопасна. Достаточно иногда протирать ее чистой ветошью. Если автомобиль второй в семье и используется только в городской черте, старайтесь и на нем периодически выезжать на трассу. Долгая работа в диапазоне рабочей температуры предотвратит скапливание эмульсии.
На бензиновых ДВС частые холодные пуски и короткие дистанции опасны еще и накоплением в масле бензина. В режимах пуска и прогрева ЭБУ обогащает смесь, из-за чего через поршневые кольца в картер попадает большее количество бензина. Топливо разжижает масло и ухудшает его смазывающие свойства. В таких условиях интенсивно изнашиваются нагруженные пары трения: стенки цилиндров, вкладыши, шейки коленчатого вала, распредвала. При длительной работе прогретого двигателя бензин естественным образом испаряется из масла и через систему вентиляции картерных газов попадает во впускной коллектор.
Обратите внимание на систему вентиляции картера
Гораздо опасней скапливание конденсата в выносных маслоотделителях, тройниках и шлангах системы вентиляции картерных газов. Происходит такая ситуация в сильный мороз и чаще всего после долгих простоев в режиме холостого хода. На холостых оборотах в картер прорывается небольшое количество отработавших газов, тогда как разряжение во впускном коллекторе близко к максимальному (дроссель закрыт или приоткрыт на небольшой угол). Чтобы не создавать лишнее разряжение в картере, система забирает воздух через шланг, врезанный в гофру до дроссельной заслонки. Когда в тройнике разогретые газы смешиваются с морозным воздухом, накапливающийся конденсат перемерзает, перекрывая ход картерным газам. В лучшем случае после такого газы выталкивают щуп, забрызгивая при этом моторный отсек маслом, в худшем – выдавливают сальники.
Как диагностироватьнеисправность?
Диагностику лучше начинать с проверкиуровня охлаждающей жидкости. Если уровень тосола понизился без явных причин,это может говорить о неисправности ГБЦ или о пробое прокладки. Во втором случаемотор работает неровно, из охлаждающей системы уходит тосол.
Чтобы проверить масло на наличиеохлаждающей жидкости, его нужно слить в чистую емкость. Двигатель следуетпрогреть, так как масло должно быть теплым.
Обратите внимание на то, как выглядитрабочая жидкость. В разогретом масле будут четко заметны следы охлаждающейжидкости, которая, остывая, превращается в эмульсию. Если антифриз разбавленводой, основное его количество концентрируется на дне картера и затягивается маслоприемником.На щупе следов эмульсии может и не быть, но ездить на такой машине нельзя, таккак вязкая субстанция забьет смазочные каналы. Последствием может быть выход изстроя клапана мотора или шатунных вкладышей.
Появление эмульсии на крышке горловины говорито разрушении прокладки ГБЦ. Подтверждением износа прокладки станет вытеканиерабочей жидкости из бачка. При осмотре силового агрегата проверьте место стыкаБЦ и ГБЦ. Наличие подтеков в этом месте подтвердит утечку масла.
Если из выхлопной трубы выходит густойдым белого цвета, это свидетельство попадания охлаждающей жидкости в элементымотора. Это актуально для всех типов силовых агрегатов. Однако у дизельныхдвигателей ОЖ попадает в коллектор, а у бензиновых — в цилиндры.
Методы диагностировать проблему
Для того чтобы определить качество масла, его нужно слить из прогретого двигателя в подходящую емкость. После этого нужно присмотреться к отработанному материалу, в нем могут быть видны следы эмульсии или посторонних жидкостей, так как от масла они отличаются по цвету и не очень хорошо смешиваются с ним. Если присутствует вода, то большая ее часть окажется на дне картера. Жидкость часто всасывается в маслоприемник. Проверить нужно и смазочные каналы, они забиваются густой смесью, после чего масло не может поступать к деталям мотора в должном количестве. Это может вызвать приворот шатунов, выходу из строя колец поршня или клапан мотора.
Какие меры должен предпринятьводитель?
Если при диагностике было выявленоразрушение прокладки ГБЦ, ее следует заменить. Для замены прокладки придетсядемонтировать головку. После установки прокладки крепежные болты лучшезатягивать при помощи динамометрического ключа, чтобы норма момента затяжки небыла превышена. Если ГБЦ “повело”, проблему можно решить только путемпроточки на станке. Эту работу лучше поручить специалистам.
При повреждении теплообменника егозапаивают, если, конечно, это возможно. Если нет — теплообменник меняют. Еслипри подключении магистральной линии системы охлаждения были допущены нарушения,все патрубки придется отсоединить и подключить еще раз.
При повреждении БЦ узел придетсядемонтировать. Блок при этом растачивается, производится его гильзовка.
При обнаружении подтеков охлаждающейжидкости в патрубках и местах соединений течь нужно устранить. Потом придетсяпоменять моторное масло и антифриз, предварительно промыв систему охлаждения.Такие течи диагностируются при работе мотора на повышенных оборотах. Жидкостьбудет вытекать под давлением, и найти течь не составит труда.
Моторное масло и сам двигатель нужнопроверять как можно чаще. Только так удастся предотвратить возникновениесерьезных поломок.
Что из себя представляет система смазки мотора?
Эта система, благодаря снижению сил трения элементов, увеличивает продолжительность жизни всех узлов аппарата. Как дополнение, масло удаляет лишнее тепло, которое выделяется при работе узлов, либо конкретного элемента. Дабы добиться максимального положительного эффекта от системы смазки, важно заливать то моторное масло, которое будет полностью соответствовать режимам работы мотора.
Основные компоненты, из которых состоит система смазки двигателя:
- Фильтр.
- Масляный насос.
- Поддон картера, в котором и находится большая часть масла.
- Шланги и подающие трубки.
Система отлично загерметизирована, поэтому попасть туда другим жидкостям будет проблематично. Этого добились путем установки множества прокладок и сальников.
В момент запуска двигателя, начинает свою работу масляный насос, который постепенно увеличивает давление. По системе поступает масло, предварительно пройдя через фильтр очистки. Жидкость в первую очередь смазывает узлы, на которых возможен сильнейший износ – шейка коленвала, распредвалы и клапана. После чего оно сливается в картер, где попадая на шатун, разбрасывается на стенки цилиндров. Далее маслосъемные кольца убирают начисто цилиндры. Весь процесс смазки не прерывается и длится столько времени, сколько работает мотор.
Чем промыть эмульсию в двигателе
Промывка двигателя от эмульсии необходимо только в случае, если она образуется в результате попадания антифриза в масло. Если же она появляется в результате нагрева, то мыть эмульсию не надо, достаточно просто хорошенько прогреть мотор.
Для того, чтобы промыть ДВС от эмульсии и прочего мусора (особенно, если масло уже старое) нужно воспользоваться специальными промывочными маслами. Либо можно воспользоваться «дедовским» методом. Заключается он в том, чтобы смешать солярку и минеральное масло (можно даже отработку) в объемных пропорциях один к трем. И далее выполнить два-три цикла промывки мотора на холостых оборотах. Если используется специальное промывочное масло, то обычно хватает одного цикла промывки продолжительностью 15…20 минут. После чего заливайте свежее моторное масло и меняйте масляный фильтр.
Заключение
Обычно эмульсия на крышке маслозаливной горловины образуется зимой либо в межсезонье. Эмульсия в двигателе в теплую летнюю погоду должна настораживать. Первое, что нужно сделать, — проверить уровень антифриза в расширительном бачке, наличие белого дыма из выхлопной трубы, а также вспомнить, в каких режимах обычно используется автомобиль. После этого хорошенько прогреть его и проехать 10…15 километров, после чего проверить крышку. Чаще всего причиной появления эмульсии является именно скопление конденсата на горячем двигателе, но может и возникать из-за неисправности двигателя, тогда придется проверять масляную и охлаждающую системы.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Промывка масляной системы двигателя: когда нужна
Итак, тосол или антифриз может попадать в смазочную систему по разным причинам, однако наиболее часто виновником является повреждение прокладки ГБЦ. Реже образуются трещины в блоке или головке. В любом случае, результатом смешивания масла и охлаждающей жидкости является эмульсия.
Данное явление очень опасно для мотора, так как смазка теряет свои свойства, значительно усиливается износ ЦПГ, КШМ, ГРМ и других элементов и узлов в ДВС. Более того, вода и этиленгликоль, смешанные в определенных пропорциях и, собственно, представляющие собой ОЖ, после попадания в масло становятся причиной того, что происходит коагуляция различных загрязнений.
Если просто, грязь в смазочной системе буквально слипается. Еще присадки в масле и антифризе после смешивания вступают в реакцию и быстро разлагаются, масло немедленно окисляется и т.д. Крупные «комки», состоящие из отложений, способны даже забить сетку-фильтр маслоприемника, в результате начинается масляное голодание двигателя.
При этом важно учитывать, что, например, после замены прокладки ГБЦ полностью слить «отработку» из мотора не получится. Это значит, что залив новую порцию свежей смазки, смазочный материал также перемешается с остатками эмульсии, в масляных каналах и на внутренних поверхностях двигателя все равно будут образовываться нежелательные отложения.
Если двигатель дополнительно не промыть, подобная ситуация будет повторяться, как минимум, еще 2-3 замены. Еще отметим, что аналогичные рекомендации распространяются и тогда, когда по каким-либо причинам был нарушен интервал замены масла (например, смазку заменили не через 10 тыс. км, а через 15 тыс.). Также промывка рекомендуется в случае необходимости доливать масло стороннего производителя, когда пришлось смешивать минеральное масло и синтетику и т.д.
Параллельно промыть двигатель может быть нужно в том случае, если владелец приобрел подержанный автомобиль с пробегом, причем история обслуживания конкретного авто неизвестна или ставится под сомнение. Часто бывает так, что после смены масла на такой машине, свежая смазка очень быстро чернеет (буквально через 50-100 км. пробега).
Напоследок также стоит выделить возможную заливку в двигатель низкосортного масла. Среди моторных масел, к сожалению, часто встречаются подделки. Естественно, после обнаружения данного факта, нужно удалить суррогат из ДВС, затем двигатель нужно промывать в обязательном порядке.
На контрафактный продукт обычно указывает сильное и быстрое почернение смазки, неприятный резкий запах, появление налета черного цвета под крышкой клапанов, помутнение масла, значительное изменение его вязкости без явных причин, увеличение расхода смазки, дымление двигателя и т.д.
Способы борьбы с конденсатной эмульсией
Чтобы избежать появления эмульсии конденсатной природы, необходимо соблюдать следующих несложных рекомендаций:
- не следует увлекаться длительным прогревом автомобиля после продолжительной стоянки. Причина очевидна – при работе мотора на ХХ вентсистема картера практически не задействована. Тем более что зимой выход на рабочую температуру без нагрузки может занимать очень много времени. Реально достаточно дать поработать силовому агрегату минут 5-10 – этого бывает достаточно, чтобы, например, очистить машину от наледи и снега. Правда, и газовать сразу нельзя, а вот если вы будете двигаться на щадящих оборотах, температура мотора подымется до уровня рабочей гораздо быстрее и с меньшими последствиями;
- следует избегать непродолжительных поездок, особенно зимой, поскольку двигатель, не успевая прогреться, вынужден работать под нагрузкой;
- чтобы избавиться от конденсата, необходимо время от времени совершать дальние поездки на крейсерских скоростях – это идеальный режим для испарения успевшего образоваться конденсата;
- можно попробовать использовать эмульгаторы – спецприсадки, предотвращающие образование конденсата;
- наконец, утепление мотора зимой также снизит риск появления конденсатной эмульсии.
Отметим, что промывка двигателя от эмульсии в данном случае практически не используется.
Пробитая прокладка
Чаще всего жидкость в масле появляется из-за пробоя в прокладке ГБЦ. Нарушение герметичности обычно случается либо из-за перегрева (прокладка прогорает), либо из-за физического износа прокладки. Когда случается перегрев двигателя, всегда нужно проверять, в какое состояние пришло масло. На двигателе, которому больше десятка лет, может стоять прокладка, которая уже просто физически износилась.
Если двигатель стал работать нестабильно, то нужно обязательно проверить прокладки. Возможен уход жидкости из охлаждающей системы. Своевременно обнаруженная, эта неисправность легко устраняется – простой заменой прокладки на новую. Возможно, что даже не придется выполнять шлифовку.
Пробой прокладки ГБЦ или трещины в ней
Трещины в прокладке могут появиться в результате ее износа, второй причиной является перегрев двигателя. Чаще всего сама головка блока цилиндров повреждается у подержанных моторов, которые не видели хорошего ухода. Заметить неисправность прокладки довольно легко: двигатель перестанет стабильно работать, из бачка начнет резко уходить антифриз, при этом видимых протечек не будет.
Трескаться прокладка может и из-за больших морозов, когда использовалась не качественная жидкость для охлаждения или она замерзла. Количество тосола и показания датчиков температуры требуется проверять регулярно, следить за уровнем жидкости. Пользоваться вместо специальных жидкостей водой или разбавлять их ей не следует. При морозе вода замерзает, и каналы, по которым должна перемещаться жидкость, трескаются. Обледенение воды может привести и к деформации двигателя. Вода в картере может появляться из-за изношенности клапана двигателя либо при неисправности колец.