Просто добавь дверей: история разработки и секрет успеха ВАЗ-2109
Вспоминая про финскую «евросамару» Lada Baltic и четырёхдверный седан ВАЗ-21099 , мы немного обошли вниманием «базовый исходник» – пятидверный хэтчбек ВАЗ-2109. А зря, ведь эта модель стала настоящим долгожителем среди всех переднеприводников восьмого семейства, обогнав по количеству конвейерных лет и выпущенных автомобилей даже базовый ВАЗ-2108, который мы неоднократно тестировали в различных комплектациях, включая «максимальную». Итак, сегодня мы будем вспоминать о истории появления и секрете немеркнущей популярности «ноль девятой».
ВАЗ 21099
Идея создания седана на базе моделей 2108/2109 не давала покоя создателям с самого момента запуска их в серию. Дело в том, что в СССР, даже в 80-х годах, автомобиль все еще по-прежнему являлся роскошью и покупатель предпочитал современным «Самарам» проверенную временем «классику», которая имела более вместительный багажник и удобный салон.
В связи с этим, руководству ВАЗ постоянно поступали письма от советских автолюбителей с требованиями выпустить новый седан. В Тольятти прислушались к этим требованиям и в 1990 году запустили в серийное производство Lada 21099.
Советские автомобилисты встретили новинку с нескрываемым восторгом. Ведь, она соответствовала все необходимым на тот момент требованиям − наличие вместительного багажника, а также приемлемого комфорта за счет двух дополнительных задних дверей.
История автомобиля
В 1987 году первые «девятки» сошли с конвейера, потеснив популярную в то время восьмёрку. Пятидверный хэтчбек, имея спортивную внешность и прекрасную динамику и управляемость, покорил сердца миллионов. На фоне заоблачных по стоимости и таких пока редких иномарок ВАЗ 2109 смотрелась очень выгодно.
«Девятка» получила известность и за рубежом. В России же о ней в равной степени мечтали и молодые люди и их родители. Надёжная и безопасная машина, неприхотливая в содержании плотно заняла своё место в сердцах автолюбителей. А после автопробега из Москвы в Лиссабон ВАЗ 2109 стала просто кумиром в своей стране и государствах СНГ.
Презентация модели Lada 99
Модель представлена кузовом седан, рассчитана на 5 посадочных мест, имеет 4 двери. Ее прототип – ВАЗ-2109. Именно его внешний вид был практически полностью скопирован с одним только отличием: появился характерный седану багажник. За счет этого машина увеличилась в длине.
Авто «Лада 99» было легендарным в 90-х годах. Машина участвовала практически во всех кинолентах. Тогда эта модель считалась самой престижной, в фильмах на ней разъезжали «новые русские». Можно сказать, что такая реклама сыграла большую роль в повышении спроса на ВАЗ-21099. Автомобиль выпускался на экспорт, однако, под другим названием. Там он больше известен как Lada Forma.
От своих предшественников четырехдверный седан «Лада 99» отличается длиной, так как она была увеличена на 20 мм. Первые линейки марки «Самара» завершает именно эта машина. Выпуск автомобиля начался с 1990 и продолжался до 2004 года. Несмотря на то что в скором времени «Ладу 99» заменили новые модели, она по-прежнему остается самой распространенной на просторах СНГ и входит в число недорогих, но практичных машин.
Поколения 2109
1987
2109
1987
21091
1987
21093
1994
21093i
1996
Baltic
История модели
«Девятка» выпускалась на АвтоВАЗе с 1987 года по 2004 год. Дальше она связала свою жизнь с Украиной, где на мощностях автомобильного гиганта в Запорожье вплоть до 2011 года велась сборка из поставляемых машинокомплектов третьей модификации VAZ 2109. Почти четверть века активной фазы жизни означают, что еще по меньшей мере такое же время можно будет встретить «девятку» на автострадах или улицах городов.
- Предшествующая «восьмерка», открывшая семейство «самар» и «спутников», была исключительно хороша, но наличие всего 3-х дверей наводило воспоминания о таком же 3-х дверном «Запорожце», имидж которого не соответствовал понятиям о престижности.
- Использование практически тех же технические решений и агрегатов, размещение их в полноценном 5-ти дверном корпусе «хэтчбека», в результате дало ВАЗ 2109, который в течение времени производства несколько раз чуть менялся внешне и внутренне, воспроизводил свои модификации, но все же был в основе своей постоянен.
Фото Лада 2109
Фото ВАЗ 2109 — вид сзади
Надёжность
ВАЗ 2109 считался надёжным и безопасным автомобилем. А благодаря доступности запчастей, ремонтировать его было не сложно. Эта рабочая лошадка с лёгкостью преодолевала любые трудности даже будучи максимально загруженной. Ведь во времена её появления автомобиль мог позволить себе далеко не каждый, и потому родственников с личным авто эксплуатировали нещадно. А добавить сюда низкое качество дорог и получим идеального рабочего коня, который преодолевает любые трудности.
Даже сейчас его рекомендуют как первый автомобиль или авто для дачи, так как последнее поколение «девятки» стоит тех денег, за которые если и можно купить иномарку, но абсолютно убитую и потом ещё искать к ней запчасти.
«Девятка» заняла целую веху в истории Автоваза и всей страны. Про неё пели песни со сцены, на ней участвовали в гонках и международных автопробегах. Этот автомобиль был заветной мечтой многих и его чаще других отечественных автомобилей можно было увидеть в кино. На смену легендарной ВАЗ 2109 пришла не менее стильная ВАЗ 2114, а потом и Приора. Но «девятка» навсегда останется в сердцах поколения 90-х как самый лучший автомобиль того времени. И несмотря на то, что выпуск «девятки» давно прекращён, на вторичном рынке она до сих пор в списке лидеров.
Технические характеристики ВАЗ 2109
Эксплуатационные характеристики ВАЗ 2109 девятка
Максимальная скорость: 160 км/ч Время разгона до 100 км/ч: 13 c Расход топлива на 100км по городу: 10 л Расход топлива на 100км по трассе: 5.7 л Расход топлива на 100км в смешанном цикле: 7.3 л Объем бензобака: 43 л Снаряженная масса автомобиля: 945 кг Допустимая полная масса: 1370 кг Размер шин: 165/70 SR13
Характеристики двигателя
Расположение: спереди, поперечно Объем двигателя: 1500 см3 Мощность двигателя: 78 л.с. Количество оборотов: 5400 Крутящий момент: 115/3000 н*м Система питания: Распределенный впрыск Турбонаддув: нет Газораспределительный механизм: OHC Расположение цилиндров: Рядный Количество цилиндров: 4 Диаметр цилиндра: 82 мм Ход поршня: 71 мм Степень сжатия: 9.9 Количество клапанов на цилиндр: 2 Рекомендуемое топливо: АИ-95
Тормозная система
Передние тормоза: Дисковые Задние тормоза: Барабанные
Рулевое управление
Тип рулевого управления: Шестерня-рейка Усилитель руля: нет
Трансмиссия
Привод: Передний Количество передач: механическая коробка – 5 Передаточное отношение главной пары: 3.9
Подвеска
Передняя подвеска: Амортизационная стойка Задняя подвеска: Винтовая пружина
Кузов
Тип кузова: хэтчбек Количество дверей: 5 Количество мест: 5 Длина машины: 4006 мм Ширина машины: 1650 мм Высота машины: 1402 мм Колесная база: 2460 мм Колея передняя: 1400 мм Колея задняя: 1370 мм Дорожный просвет (клиренс): 160 мм Объем багажника максимальный: 1000 л Объем багажника минимальный: 270 л
Производство
Год выпуска: с 1987 по 2006
Технические характеристики
В таблице, представленной ниже, приведены технические характеристики основных модификаций автомобиля ВАЗ 2109:
1. ВАЗ 2109 «Спутник» Автомобиль с карбюраторным двигателем объемом 1.3 л
2. ВАЗ 21093 «Самара» Автомобиль выпускался с карбюраторным и инжекторным двигателем объемом 1.5л
3. ВАЗ 21093-22 Lada Samara Baltic GL Экспортная версия автомобиля. По техническим характеристикам практически ни чем не отличается от ВАЗ 21093
ВАЗ 2109 «Спутник»ВАЗ 21093 «Самара»Lada Samara Baltic GL (21093-22)ГеометрияКоличество местДвигательТрансмиссияПодвеска и рулевое управлениеСкоростные характеристикиТормозная системаЭксплуатационные характеристики
Название модификации | ВАЗ 2109 | ВАЗ 21093 | ВАЗ 21093i | 1500 GLi/Li |
Года выпуска | 1987 | 1990-2004 | 1994-2004 | 1996-98 |
Тип кузова | Хэтчбэк | Хэтчбэк | Хэтчбэк | |
Количество дверей | 5 | 5 | 5 | |
Расположение руля | слева | слева | слева | |
Колёсная база | 2 460 мм | 2 460 мм | 2 460 мм | |
Дорожный просвет | 160 мм | 160 мм | 140 мм | |
Габариты / Длина | 4 006 мм | 4 006 мм | 4 046 мм | |
Габариты / Ширина | 1 650 мм | 1 620 мм | 1 620 мм | |
Габариты / Высота | 1 402 мм | 1 402 мм | 1 402 мм | |
Колея / Передняя | 1 400 мм | 1 400 мм | 1 390 мм | |
Колея / Задняя | 1 370 мм | 1 370 мм | 1 360 мм | |
Масса / Снаряженная | 915 кг | 915 кг | 945 кг | 1 030 кг |
Масса / Полная | 1 340 кг | 1 340 кг | 1 370 кг | — |
всего | 5 | 5 | 5 | |
Название | ВАЗ 2108 | ВАЗ 21083 | ВАЗ 2111 | ВАЗ 1.5 |
Расположение | спереди | спереди | спереди | |
Ориентация | поперечно | поперечно | поперечно | |
Система питания | карбюратор | карбюратор | инжектор | инжектор |
Цилиндры/клапаны | R4/2 | R4/2 | R4/2 | |
Диаметр цилиндров | 76 мм | 82 мм | 82 мм | |
Ход поршня | 71 мм | 71 мм | 71 мм | |
Степень сжатия | 9,90 | 9,90 | 9,90 | |
Объем | 1 288 см? | 1 499 см? | 1 499 см? | |
Мощность | 64 л.с. при 5600 об/мин | 70 л.с. при 5600 об/мин | 78 л.с. при 5400 об/мин | 71 л.с. при 4800 об/мин |
Крутящий момент | 94 Нм при 3500 об/мин | 106 Нм при 3400 об/мин | 116 Нм при 3000 об/мин | 118 Нм при 2400 об/мин |
Марка топлива | АИ-93 | АИ-93 | АИ-95 | АИ-95 |
Привод | передний | передний | передний | |
Сцепление | Однодисковое, сухое | Однодисковое, сухое | Однодисковое, сухое | |
Коробка передач | МКПП 5 передач | МКПП 5 передач | МКПП 5 передач | |
Тип рулевого управления | реечного типа, без усилителя | реечного типа, без усилителя | реечного типа, без усилителя | |
Максимальная скорость | 148,0 км/ч | 156,0 км/ч | 155,0 км/ч | 156,0 км/ч |
Разгон до 100км/ч | 16,0 сек | 13,5 сек | 13,0 сек | 12,5 сек |
Тормоза передние | дисковые | дисковые | дисковые | |
Тормоза задние | барабанные | барабанные | барабанные | |
Диаметр разворота | 11,0 м | 11,0 м | 11,0 м | |
Объем топливного бака / основной | 43 л | 43 л | 43 л | |
Объём багажника / мин | 330 л | 330 л | 330 л | |
Объём багажника / макс | 640 л | 640 л | 640 л | |
Расход топлива / в городе | 8,6 л/100км | 8,7 л/100км | 9,9 л/100км | 10,0 л/100км |
Расход топлива / на трассе | — | — | 6,2 л/100км | |
Расход топлива / смешанный режим | — | — | 7,5 л/100км |
ДВИГАТЕЛЬ
В роли моторов, отечественные инженеры использовали различные силовые установки с разным объемом и мощностью. Самые первые модели советского производства шли с 1.1-литровым двигателем.
Базовый вариант «девятки» оборудовали 4-тактным, восьмиклапанным, четырехцилиндровым силовым агрегатом «восьмерки», рабочий объем которой составлял 1 295 кубических сантиметров. Такой «движок» развивал 64 лошадиные силы при 5 600 оборотах в минуту. Пиковые вращающие усилия (94 Нм) набирались после 3 400 оборотов в минуту.
Предельный скоростной режим был на уровне 148 километров в час. Первая сотня достигалась за 16 секунд. Такой скромный мотор потреблял в городском режиме около 8.7 литра на каждые сто километров и 5.7 литра за городом.
Вариант 21093 обладает уже карбюраторным двигателем 21083. Он получил объем 1 499 кубических сантиметров. Предельная мощность в 69 «лошадей» достигается после набора 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равняется 106.4 Нм уже при 3 500 оборотов в минуту. Разогнаться советский хэтчбек может до 155 километров в час, а первая сотня набирается за 15 секунд.
Логично заключить, что с повышением мощности, повышается и потребление бензина. Так, в городе этот показатель держится на уровне 8.6 литра на каждую сотню, а по трассе он падает до значения 5.9 литра на каждые 100 километров. Карбюратор ВАЗ 2109 назывался «Солекс» и представлял собой новые, более экономичные образцы.
Самым компактным принято считать 1.1-литровый двигатель, развивающий только 54 «лошади», которые были доступны при 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент 79 Нм доступен при 3 600 оборотах в минуту. Максимальная скорость не превышает 155 километров в час, а потребление топлива в комбинированном режиме около 6.7 литра на каждые 100 километров.
Кроме этого, позже начали выпускать двигатель ВАЗ 2109 инжектор. Он получил индекс 211180 и устанавливался в ВАЗ-21093i и 1.5 литра объема. Такой силовой агрегат способен выдавать 72 лошадиные силы, доступные при 5 600 оборотах в минуту.
Пиковый крутящий момент в 118 Нм, доступен при 2 800 оборотах в минуту. На каждые 100 километров пути, расход топлива ВАЗ 2109 составляет 8.0 литра в городской черте и 5.8 литра по трассе.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
КП для хэтчбека изначально шла с четырьмя скоростями, но с 1989 года, инженерный состав, решил внедрять пятиступенчатую коробку на «механике». Такая трансмиссия обладает однодисковым простым сцеплением, цилиндрической главной передачей, коническим дифференциалом и приводными валами со ШРУСами.
Также есть встроенная центральная пружина и тросовый привод. Коробка ВАЗ 2109 не сильно сложная, поэтому некоторые берутся ее ремонтировать даже своими силами.
Устройство советского переднеприводного хэтчбека обладает интересной особенностью. Для того чтобы включить заднюю скорость, следует направить рычаг КП до упора влево и вперед. Почти такой же принцип применяется для включения первой скорости.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Впереди решили установить полноценно независимую подвеску типа McPherson, которую еще называют «плавающая свеча». Сзади установили полунезависимую подвеску с поперечной балкой, которая работает на кручение.
По своему строению такая балка похожа с многочисленными переднеприводными машинами прошлых лет. Применяются амортизаторы гидравлического типа, пружины цилиндрической формы, а также нижние поперечные рычаги с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.
В качестве тормозного устройства переднеприводной машины, применяют дисковые тормозные устройства с подвижными суппортами впереди и барабанные механизмы сзади. Расстояние между диском и колодкой настраивается в автоматическом порядке. Тормозной привод машины представлен гидравлическим методом.
Салон
Специально для новой серии автомобилей Волжский Автомобильный Завод отказался от Жигулевского экстерьера, создав полностью новый салон. Машина скомпонована так, чтобы водителю можно было до всего легко и удобно дотянуться. Модель имеет 3 вида панели: высокую, низкую и евро. В комплектации люкс автомобиль оснащался электрическими стеклоподъемниками. Стоит заметить, что сиденья стали теперь удобнее, что способствует более комфортной езде. Задний диван небольшой, так как задумывался для детей, но в лихие 90-е туда помещались и 2-3 крупных парней.
Это идеальный автомобиль для начинающего водитель и работы. Машина отличается высокой ремонтопригодностью, недорогими деталями и широкими просторами для тюнинга салона, двигателя, и внешнего вида.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Приборная панель плотно принимает удары. Органы управления, вместе с подголовниками и остальными элементами производились из мягкого пластика. Заводом предусмотрены козырьки от солнца, чтобы не слепить водителя, которые покрыли обшивкой. Вспомогательная защита от солнца предоставляется при помощи легкой настройки размещения внутреннего зеркала.
Работники завода предусмотрели систему взаимоперемещающихся, проглатывающих силу удара элементов, комбинированной со сдвигаемой в одну сторону каретку, которая при помощи настраиваемого запаздывания понижает энергию столкновения о руль. С помощью асферического вогнутого внешнего зеркала увеличивается масштаб обзора.
Оценивание расстояния до последующей сзади идущей машины получится только символично, так как присутствует мелкое искажение. Конструкторы ВАЗ 2109 предусмотрели ремни безопасности не только на передних сидениях, но и для сидящих сзади пассажиров. Такой элемент способен сохранить не одну жизнь!
Машина получила трехточечные ремни безопасности, где с автоматически накручивающимся устройством и блокировкой, предоставляющей при спокойном скоростном режиме полноценную независимость деятельности, вместе с тем тесно и с натяжением обхватывая туловище.
Во время сильного ускорения или отклонения машины по всем направлениям осуществляется быстрая блокировка ремня. Подобная опция не проверяется специальными резкими движениями туловища.
Декор дверных панелей
Излюбленным полем для салонного дизайна служат обшивки дверей. У ВАЗ 2109 они бывают простыми или включающими тканевые секции. Тюнинг вторых примитивен: после демонтажа основа обтягивается материалом в тон кресел, и элемент устанавливается на место. Украшение же панелей «стандарт» основано на самостоятельном изготовлении похожих вставок. Предстоит снять со всех углублений лекала, выпилить по ним подиумы из ДВП, оклеив кожей на слое синтепона. Получатся дутые с одной стороны площадки, крепимые к профилю строительным клеем. Загвоздка – выемки под ручку и ворот стеклоподъёмника, в координатах которых лучше не ошибаться.
Некоторые мастера ухищряются обтянуть дверную панель целиком, но наряду с подобным тюнингом центральной панели и потолочных плит операция лишена смысла. Объективные факторы здесь: очень сложная форма, большая площадь поверхностей, температурные перепады, частое механическое воздействие. Субъективный – колоссальная трудоёмкость укладки с использованием нагревательных приборов, и как бы грамотно не была сделана работа, рано или поздно покрытие начнёт отставать.
Конструктивные различия
Чем отличается 2109 от 21099?
Несмотря на то, что эти два автомобили весьма схожи, между ними все же присутствуют некоторые отличия.
Так, 21099 имел следующие особенности:
- Иную конфигурации решетки радиатора.
- Панель приборов с наличием тахометра (ранние версии).
- Увеличенный на 20 сантиметров задний свес кузова.
Вариации
ВАЗ 2109 и 21099 имели модификации, имеющие идентичные технические характеристики.
Поэтому, логичней представить лишь силовые агрегаты, которыми оснащались данные модели:
- Мотор 1.3 литра с отдачей в 64 лошадиные силы.
- Двигатель 1.5 литра, выдающий 70 сил.
- Установка 1.5 литра с инжекторной системой впрыска топлива. Развивает 78 «лошадей».
Все моторы комплектовались механической трансмиссией на пять ступеней.
Стоит отметить, что поздние версии Лада 21099 получили мотор 1.6 литра, выдававший 81 лошадиную силу. Кроме того, в его силовой гамме отсутствовал агрегат 1.1 литра, которым оснащались и «Девятка» и «Восьмерка».
Испытание
Ничего лишнего
Эти два автомобиля выглядят вполне привлекательно. Их дизайн лишен вызывающих решений, однако он гармоничен и продуман. «Девятка» имеет более стремительный профиль кузова, в то время как 21099 более степенен, респектабелен.
По части геометрической проходимости незначительное преимущество у 2109 − за счет более коротких свесов кузова. А вот, ездить по ухабам на 21099 проблематичнее по причине длинной кормы.
Удобно и уютно
Интерьер обоих «Самар» идентичен. Стоит заранее оговориться, что качество материалов отделки далеко от идеала − повсюду жесткий, гулкий пластмасс. Безусловно, пластик позволил снизить вес автомобилей, однако он лишил ВАЗовские модели того налета роскоши, которым славятся Жигули классического семейства. В то же время, эргономика хороша и отвлекаться от дороги не приходится благодаря компактному расположению органов управления.
Упругие передние кресла обеспечивают неплохую фиксацию тела. Однако, рослый водитель пожалуется на недостаток регулировки своего сиденья в продольной плоскости. На заднем диване вольготно только двум пассажирам, и при условии роста менее 175 сантиметров.
Что касается багажного отделения, то между 2109 и 21099 здесь есть отличия. У «Девятки» объем багажника составляет 270 литров, в то время как у его более практичного соплатформенника данный показатель равен уже 400 литрам.
Любовь длиною в 24 года
«Девятки» практически сразу же появились и в автосалонах европейских дилеров Lada, причём очень редко – в аутентичном виде. Работая в угоду пресыщенному западному потребителю, дилеры дооснащали машины музыкой, легкосплавными дисками и элементами внешнего декора.
Нередко они перетягивали элементы интерьера и меняли рулевое колесо, стараясь сделать пятидверную Самару более привлекательной в глазах потенциального покупателя.
Как минимум колпаки и другая решётка радиатора – вот что отличало экспортную европейскую «девятку» от советской |
Европейские дилеры даже перетягивали салон другой тканью, улучшая боковую поддержку сидений! |
В «топовых» версиях передние кресла могли и вовсе заменить |
Французские, бельгийские и английские импортёры пошли еще дальше, устанавливая на «девятку» аэродинамический обвес с новыми элементами вроде спойлера на крышке багажника.
Некоторые дилеры даже набивали собственную идентификационную табличку! |
Не редкостью была и новая оптика – например, четырёхфарная французская Morette или немецкая Hella. Ну а решётку радиатора на «коротком крыле» меняли практически на 100% дилерских ВАЗ-2109.
Успеху «девятки» в Европе способствовал и необычный «промо-ивент», как выразились бы в наше время. Советские автожурналисты (и немного автоспортсмены) из журнала «За Рулём» задумали «догнать и обогнать» португальцев, которые в 1986 году приехали из Лиссабона в Москву за 51 час 30 минут.
Обложка январского номера «За Рулем», как и разворот, посвящена пробегу советских автожурналистов из Москвы в Лиссабон на вишнёвом ВАЗ-21093 |
«Наш ответ Чемберлену» состоялся в сентябре 1988 года. Конечно, амбициозному трансъевропейскому марафону «Москва-Лиссабон» предшествовала серьезная подготовка на государственном уровне: разработкой рациона питания и подготовкой экипажа занялись в НИИ медико-биологических проблем Академии наук СССР. Ехать было решено на «лучшей из лучших» — то есть, полуторалитровой «девятке» с пятиступенчатой коробкой передач. Тщательно обкатанная (но всё же серийная) машина с шинами Michelin на легкосплавных дисках Melber и раллийной «люстрой» Hella на передке сумела «пролететь» от площади 50-летия Октября в центре Москвы сквозь всю тогда еще необъединённую Европу до ворот Лиссабона за 45 часов, преодолев 4 811 км со средней скоростью 107 км/ч. Постоянная реальная скорость при этом треть пути составляла 150-170 км/ч. Неудивительно, что запыленная вишнёвая «девятка» заняла почётное место в экспозиции Лады на Парижском автосалоне, впечатляя посетителей своим достижением. Правда, французский импортёр попросил вазовцев убрать с крышки багажника шильдик «1500», поскольку в Европу такая версия Самары еще не поставлялась.
Но и в уже дышавшем на ладан СССР к пятидверной версии относились с теплом и уважением. Да, теснее Жигулей, зато какая современная, динамичная и манёвренная! А в это время на ВАЗе Самары как раз начали красить новомодными металликами. Многим молодым читателям будет трудно понять уровень «крутизны» последней модели Лады цвета «мокрый асфальт» или «валюта»… Неудивительно, что ставшие на некоторое время хозяевами жизни крепкие молодые люди спортивного телосложения, одетые в кожанки, тут же облюбовали «девятину» в качестве «транспортного средства на каждый день», разъезжая на престижных новеньких ВАЗ-21093 по своим «стрелкам», «разборкам» и просто для сбора дани с рыночных предпринимателей.
Новые модели ВАЗ десятого семейства несколько ударили по престижу «ноль девятой», но не настолько, чтобы от неё сразу отказались в пользу «сырой» и не такой «драйверской» новинки. Феномен успеха пятидверной «девятки» заключался в том, что она одинаково хорошо подходила и «бандосам», и обычным российским гражданам. Да и европейцы по-прежнему пользовались «девяткой» — правда, уже в виде обновлённой Lada Baltic, пару лет выпускавшейся на заводе Valmet в финском городе Уусикаупунки.
Но и для внутреннего рынка «зубилу» начали готовить замену – точнее, обновление в виде модернизированной внутри и снаружи Самары-2.
Версию ВАЗ-21093 с распределённым впрыском можно было опознать по шильдику 1500i |
Успев примерить на себя “инжекторный” двигатель ВАЗ-2111, пятидверная Самара в длиннокрылом обличье и с высокой панелью продержалась на конвейере в Тольятти вплоть до 2004 года, уступив место “четырке”. Но на этом жизненный путь “девятки” не закончился: с 2004-го до конца 2011 года ВАЗ-21093 производили из машинокомплектов на украинском заводе “АвтоЗАЗ”. Таким образом, “ноль девятая” выпускалась почти 25 лет, в то время как ВАЗ-2108 – двадцать. Да и выпущено пятидверных Самар только в Тольятти было вдвое больше, чем “ноль восьмых” — более полутора миллионов ВАЗ-2109 против 884 тысяч “восьмерок”.
ПЛЮСЫ МАШИНЫ
- Недорогой автомобиль советского производства;
- Передний привод, несомненно, можно считать преимуществом;
- Приемлемая высота дорожного просвета;
- Неплохая динамичность, высокая скорость, приятная управляемость и достаточная устойчивость на разных покрытиях;
- Отопление и вентиляция хорошо справляются со своими задачами и подают воздух сразу в несколько точек, что улучшает равномерное распределение теплового воздуха по салону;
- Приемлемое потребление топлива;
- Идеально подходит для тюнинга;
- Доступность запчастей и хорошая ремонтопригодность.
МИНУСЫ МАШИНЫ
- Коррозия металла;
- Внешность явно на любителя;
- Небольшой ресурс некоторый деталей;
- Посредственная шумоизоляция салона;
- Низкая комплектация;
- Очень мало свободного пространства, особенно для сидящих сзади пассажиров;
- Маленькое багажное отделение;
- Плохая проходимость;
- Некачественный салон;
- Низкий уровень безопасности;
- Силовому агрегату явно не хватает мощности.
Источники
- https://www.kolesa.ru/article/prosto-dobav-dverej-istoriya-razrabotki-i-sekret-uspeha-vaz-2109-2
- https://vazweb.ru/info/vaz-2109.html
- https://www.syl.ru/article/226693/new_lada—legenda-otechestvennogo-avtoproma
- https://www.drive2.ru/cars/lada/2109/m1498/
- https://kuruh.ru/vaz-2109-devyatka
- https://vaz-2109.ru/texnicheskie-xarakteristiki.html
- https://zen.yandex.ru/media/all_auto/istoriia-vaz-2109-tehnicheskie-harakteristiki-foto-video-polnoe-opisanie-5b1d170bbce67ee9778d5da1
- https://autoiwc.ru/lada/vaz-2109.html
- https://AutoVogdenie.ru/lada-vaz-2109-21099.html
- https://www.drive2.ru/cars/lada/2109/g2173/
- https://fishki.net/auto/3339038-rannjaja-devjatka-vaz-2109-s-dlinnym-krylom-1990-goda-vypuska.html
Багажник девятки
Величина скорее номинальная, дающая право утверждать: «Он есть». Входят в него либо чемодан, либо пара дорожных сумок, три ведра. При монтаже газового оборудования с цилиндрическим баллоном исчезает совсем, хотя для тюнинга и там находится полезное пространство. Основная, да и пожалуй единственная возможность преобразить багажное отделение – установка сабвуфера и усилителя акустической системы. Выглядит процесс так:
- из ДСП или фанеры собирается бокс под динамик;
- укладывается проводка, сабвуфер прикрепляется;
- внутренняя полость багажника обшивается капертом – серой ворсистой автомобильной тканью по типу паласа;
- сверху монтируется усилитель.
Выглядит композиция, особенно если сделать подсветку, шикарно. Машина «звучит», и всего одна проблема: приходится жертвовать запасным колесом из-за невозможности доступа к выемке на днище отсека.