Иж Планета Спорт — легенда СССР

Предыстория мотоциклов ИЖ

Все семейство мотоциклов ИЖ ведет свою родословную непосредственно от довоенной немецкой модели компании DKW – NZ-350. Эта надежная техника стала во время Великой Отечественной войны одним из основных видов мотоциклов Вермахта в условиях бездорожья Восточного фронта. В 1944 году один из заводов в городе Цшопау фирмы DKW оказался в зоне оккупации советских войск. В качестве репарации из Германии было вывезено оборудование, техническая документация и специалисты. После завершения военных действий правительством СССР было решено начать выпуск советских мотоциклов на Ижевском заводе, раннее производившем оружие. Так в Удмуртии стали делать копии немецкой мототехники под маркой ИЖ. И эти мотоциклы не уступают своим немецким “родителям”. ИЖ Планета 3, как и его модификации, а также следующие модели 4 и 5 пользуются неизменным спросом.

Двигатель Иж Планета Спорт

Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

Мотоцикл Иж Планета Спорт

Приветствуем! Мотоцикл Иж Планета Спорт является прекрасным выбором и интересной темой для изучения. Многие подробности о нем может узнать каждый гость «Все о мото». Этот дорожный байк заслуживает особого внимания и по праву считается мото легендой СССР. Кроме того, изучайте информацию о байкерских клубах и многих необычных мотоциклах благодаря нашему сайту!

О легендарном Спорте из СССР

Данный железный конь – гордость отечественного мотостроения. Как спортивный мото среднего класса, он выпускался с 1973 по 1984 гг. Данный двухколесный транспорт стал ответом советского мотопроизводства на выпуск сверх-популярной чехословацкой «Явы». Конструкторы Ижмаша задолго до 1973 года пытались выпустить качественный байк для конкуренции с последней. Мотоцикл Иж Планета Спорт, технические характеристики которого сражали всех конкурентов наповал, имел несколько предназначений. Он был хорош, как для туристических, так и для спортивных поездок. Причем колесить на подобном мото можно было по дорогам с самым разным покрытием. Езда приносила море удовольствия и водителю байка и его пассажиру.

Сотрудники Ижевского мотозавода вложили в этого железного коня душу. В перечне самых памятных двухколесных отечественного производства данная техника уверенно держит первую позицию.

С началом 1973 года многие соотечественники, души не чаявшие в железных конях, были шокированы выходом в свет первого серийного спортбайка СССР. Мотоцикл Иж Планета Спорт техническими характеристиками уходил далеко вперед от любого отечественного стального коня.

Байк был непохож на своих советских собратьев и внешне, и конструкционно. Иж ПС напоминает японские мотоциклы 1960-х гг. К примеру, сходство замечено с Suzuki «T250» Super Six, а также Yamaha «350R5». Напоминает байк и Kawasaki «A1» Samurai. Не первый раз Ижей сравнивают с японской мототехникой. Так, что не привыкать…

Мотоцикл Иж Планета Спорт покупали в Великобритании, в Нидерландах и даже на Финляндии. На внешних рынках ИЖ ПС активно конкурировал с «Явой» байками «СZ». Первая модель вышеуказанной техники стоила около 1 050 рублей. Дальше этот железный конь слегка удешевлялся (на 50 рублей).

Made in USSR + Japan

Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.

На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.

Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.

На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.

Техническое обслуживание и ремонт мотоцикла

В целом конструкция ижевского мотоцикла не изменялась с 1956 года (тогда с конвейера сошла первая модель ИЖ-56 «Планета»), поэтому запасные части и комплектующие взаимозаменяемы с последующими моделями Планеты – 4 и 5. Некоторые трудности в адаптации будут, но не существенные. ИЖ Планета 3 ремонт требует стандартный, не представляющий собой ничего сложного. Процессы монтажа и демонтажа основных агрегатов и узлов полностью совпадает со всеми моделями мотоциклов Ижевского завода. Если двигатель был обкатан правильно, то проблем с ним будет крайне мало. Литература по ремонту ИЖ Планета 3 многочисленна – это в случае решения «покопаться в гараже самостоятельно». Также на сегодня, в виду большой популярности данной модели многие сервисы осуществляют техобслуживание мотоцикла и другие работы.

Технические параметры мотоцикла

ИЖ Планета 3 имеет двигатель, объемом в 346 см3, но может развивать скорость до 110 км/час. Двигатель имеет мощность в 18 лошадиных сил при 5 тысячах оборотов в минуту. На маршрут в 100 километров мотоцикл потребляет около 5 литров смеси масла и бензина на скорости 90 км/час. При движении с меньшей скоростью расход топлива значительно снижается, например, на скорости 60 км/час будет израсходовано около 3,7 литра. Бензобак ИЭ Планета 3 может вместить 18 литров бензина. Техника имеет 2 глушителя. Мотоцикл в базовой комплектации весил 168 килограммов, такой же вес способен транспортировать на себе. На переднем колесе расположена телескопическая вилка, заднее имеет пружинную подвеску. ИЖ Планета 3 – это первый мотоцикл в СССР, который оборудовали указателями поворотов.

Технические характеристики «Иж Планета Спорт»

«Иж ПС» выпускался в двух модификациях, которые имеют некоторые отличия в параметрах скорости, массы и др.

Заводские характеристики «Иж ПС» 1975 года следующие:

  • база — 1390 мм;
  • высота — 1150 мм;
  • длина — 2070 мм;
  • ширина — 790 мм;
  • клиренс — 135 мм.
  • масса неснаряженного аппарата — 135 кг;
  • максимальная скорость — 140 км/ч;
  • разгон — 0…100 км/ч за 11 сек;
  • мощность мотора — 32 л/с;
  • компрессия — 10-10,5.

Эти же параметры в модификации «Планета Спорт» 1983 года выглядят таким образом:

  • база — 1440 мм;
  • высота — 1150 мм;
  • длина — 2150 мм;
  • ширина — 810 мм;
  • клиренс — 135 мм;
  • масса неснаряженного аппарата — 155 кг;
  • максимальная скорость — 135 км/ч;
  • разгон — 0…100 км/ч за 11 сек;
  • мощность мотора — 28 л/с;
  • компрессия — 8,7-9,2.

В остальном «Иж Планета Спорт-350» 1975 года ничем не отличается от модели 1983 года:

  • одноцилиндровый, двухтактный двигатель с трехканальной продувкой;
  • система охлаждения воздушная;
  • карбюратор К-62М («Микуни»);
  • система смазки — совместно с топливом;
  • КПП четырехступенчатая;
  • система сцепления многодисковая, в масляной ванне;
  • напряжение электросистемы — 12 В;
  • емкость бака — 14 л;
  • топливо — АИ-93.

Последние изменения в истории Иж Планета Спорт

1979 год внес некоторые, не самые лучшие, изменения в создание мотоциклов. Производители стремились полностью избавиться от иностранных частей и деталей, которые были более качественными, нежели запчасти отечественного производства. Цена на запчасти к мотоциклам соответственно была снижена.

Уже в апреле 1975 на основе столь популярного и любимого людьми Планеты Спорт было запущено производство новых моделей:

  • спортивный Иж М-15
  • кроссовый Иж-К-15

«Пес» – именно таким прозвищем советские мотоциклисты наградили Планету Спорт. Он был популярен и востребован на протяжении долгих лет, благодаря чему неоднократно подвергался моторному тюнингу. Цилиндр Пса затачивался, как правило, под поршень «ЧеЗет» или М-412 Москвича.

Вот таким был путь рождения Планеты Спорт 500. Его можно назвать поистине великим произведением искусства советским тюнингистов.

История

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 июля 2021 года

.

В 1973 году Ижевским заводом был выпущен первый серийный спортивный мотоцикл «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на других своих ижевских собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами [источник не указан 399 дней

].

В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

Планета 3 тюнинг

Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
  • 1975

    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

    1976

    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

    1977

    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
  • 1978

    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

    1979

    • Изменение конструкции задней подвески:
    • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

    1980
    1981

    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    История особенностей комплектации [ править | править код ]

    • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
    • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
    • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
    • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
    • Глушитель прямой
    • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
    • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
    • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиляМосквич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
    • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
    • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
    • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
    • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
    • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
    • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
    • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
    • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
    • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
    • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
    • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь
    • Изменение конструкции задней подвески:
    • удлинена маятниковая вилка
  • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    Вывод

    В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.

    Технические характеристики

    Мощность:32 л. с. при 6700 об. мин Л.с.
    Тип Двигателя (расположение цилиндров):одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки
    Количество цилиндров:1
    Объем двигателя:340 см3
    Тип охлаждения:Воздушное
    Трансмиссия:Механическая 4-ступенчатая
    Привод:Цепь
    Рама:Стальная
    Вес:135 кг
    Емкость бака:14 л.
    Максимальная скорость:140 км/ч
    Колесная база:1390 мм

    Внешний дизайн спортивного мотоцикла

    Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь Иж Планета Спорт очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.

    Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня Планета Спорт выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма еще больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые Планеты Спорт выпускались в ярко-желтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с черной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.

    Также будет интересно: Описание мотоцикла Иж Юпитер 5: эхо советского прошлого

    Характеристики спортивного советского мотоцикла

    Иж ПС не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьезно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно.

    Одной из самых главных инноваций было то, что Планета Спорт оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л. с. при 6700 об/мин.

    Вес Планеты Спорт составлял 135 кг, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 лошадки весила 155 кг. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Еще одним новшеством было то, что мотор ПС закреплялся в раме при помощи подушек из резины.

    Самые первые Иж Планета Спорт 350 были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.

    Динамические показатели нового Ижа были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.

    Позднее стали выпускать ИЖи Планета Спорт с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 лошадок. Отличить поздние версии от ранних можно по удлиненному заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]