Сейчас уже редко где можно встретить «Планету», особенно в стоковом исполнении. Дедовские сараи где они когда-то стояли в изобилии уже давным давно вычищены страждущими, а помойки где они когда-то валялись — поросли травой…
Единственное место где еще можно найти что-нибудь более менее приличное — местные газеты объявлений. Можно поискать и на «Авито», но прежде чем там брать — смотрите товар в живую, а то пришлют вам сумку кирпичей вместо двигателя…
Мне повезло: я нашел в местной газетенке объявление о продаже двигателя от мотоколяски, выехал на место, осмотрел, договорился, купил и привез домой. То что двигатель от мотоколяски пусть вас не пугает — двигатель полностью идентичен родному планетовскому.
Вобщем, когда я раскидал двигатель — обрадовался и тут же огорчился… Обрадовался потому что двигатель был стоковый и не имел следов вмешательства. Там еще масло было родное и свеча СССР-овская. Огорчился потому что поршневая и нижний подшипник шатуна были убиты.
Хороший заводской цилиндр в запасе у меня был: расточенный в ремонтный размер + к нему когда-то давно был куплен заводской поршень, хромированные кольца и палец.
Шатун я купил в интернет-магазине. Удалось найти еще заводской — не пластилиновый. Я его немного доработал: сделал небольшой пропил в нижней головке для улучшения смазки подшипника, разпрессовал коленчатый вал, старый шатун выкинул, поставил новый и потом отцентрировал коленчатый вал с помощью индикатора.
Инструменты
Из инструментов на понадобится:
- Дрель или шуроповерт
- Сверло по металлу на 4 — 5 мм
- Плоский надфиль
- Технический фен
- Оправки. В качестве оправок можно использовать сантехнические сгоны
- Мощная плоская отвертка
- Рожковый или накидной ключ на 14
- Хомут
- Молоток или киянка
- Масленка или шприц
- Герметик
Дорожный мотоцикл «Иж Юпитер 5-020-03» (Иж 6.113-020-03) относится к мотоциклам среднего класса и предназначен для эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Может эксплуатироваться с боковым пассажирским или грузовым прицепом и универсальным грузовым модулем. Мотоцикл может быть дополнительно оборудован коленными щитками и багажником. Модификация ИЖ-Юпитер 5-026-03 (6.113-026-03) укомплектована передней гидравлической вилкой с пневморегулированием и дисковым тормозом.
Описание :
Популярная модель классического дорожного мотоцикла. Предназначена для эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Мотоцикл оборудован двигателем с жидкостной системой охлаждения, которая обеспечивает устойчивую работу в любом режиме, снижает уровень шума и уменьшает расход топлива. Базовая модель комплектуется телескопической вилкой, спицованными колесами и двухкулачковыми тормозами барабанного типа.
- Модель Иж 6.113-026-03 комплектуется гидропневматической вилкой с повышенной плавностью хода и дисковым тормозом переднего колеса.
- Мотоцикл может эксплуатироваться с боковым прицепом. Традиционные качества :
- проверенная временем конструкция
- надежный
- экономичный
- недорогой
- маневренный (тесные улицы большого города)
- регулируемые подвески (асфальт, бездорожье)
- грузоподъемный
- удобный в обслуживании
- простой в эксплуатации
Общие характиристики:
Технические характеристики Иж Юпитер 5-020-03″
(Иж 6.113-020-03)Дорожный мотоцикл «Иж Юпитер 5-020-03» (Иж 6.113-020-03) Тип двигателя двухтактный двухцилиндровый Рабочий обьем двигателя, см3 347,6 Система смазки совместно с топливом Система охлаждения жидкостная Максимальная мощность двигателя, кВт (лс.) 18,0 (24,5) Максимальный крутящий момент, Н-м 35 Снаряженная масса, кг 193 Максимальный нагрузка, кг 170 Максимальный скорость, км/ч 125 Расход топлива на 100 км пути, л: при скорости 60 км/ч при скорости 90 км/ч в режиме городского цикла 4 5,7 7 Габаритные размеры, мм длинна ширина высота с зеркалами заднего вида 2200 810 1300 База мотоцикла, мм 1450 Дорожный просвет, мм 135 Полная масса прицепных устройств, кг бокового прицепа грузового модуля 200 480 Мотоциклы ИЖ ЮПИТЕР 5 и ИЖ ПЛАНЕТА 5
Славное семейство Ижей…
Есть достаточно любителей покритиковать мотоциклы ИЖ-Ю-5 и ИЖ-П-5 но тем не менее можно сказать что эти мотоциклы уже нельзя назвать игрушками, это настоящие мотоциклы со своими достоинствами и конечно недостатками. Эти мотоциклы либо для людей с небольшим достатком, которые не могут или не хотят покупать дорогие японские или европейские мото игрушки либо для людей влюбленных в мотоциклы. Покупателям таких мотоциклов нет необходимости демонстрировать свой байк у кабака.
Тем не менее эти модели отечественного мотоциклетостроения способны доставить владельцу достаточно удовольствия и острых ощущений. А если хозяин не обижен умелыми руками то эти мотоциклы превращаются в достаточно привлекательный материал для рождения мото творений.
Крепкая рама, особенно у тех моделей которым с завода предполагалось нести на себе не легкий по весу боковой прицеп — коляску.
В заводской конструкции полностью отсутствует пластик в наших дорожных условиях это можно отнести к плюсам. Удобная, дорожная посадка, на баке лежать не придется. По тех характеристикам заявлены скорости: с максимальной загрузкой по трассе 90 км.ч Конечно, нет ничего не возможного и одиночный мотоцикл вполне можно разогнать и побольше, но получит ли водитель удовольствие от такой скорости? Все таки подвески, тормоза и двигатель были разработаны достаточно давно, и тягаться с современными мотоциклами в этом случае возможность сомнительная.
Покупая мотоцикл ИЖ-Ю-5 или мотоцикл ИЖ-П-5 вы точно знаете что сможете найти практически любую запасную часть где бы то ни было. С запчастями проблем нет. Не стоит забывать и про возможности ремонта в полевых условиях — почти любую поломку можно устранить в пути при наличии мало мальского опыта. Эти мотоциклы не слишком требовательны к качеству бензина, хотя естественно на 92 мотоцикл едет несколько резвее.
Мотоциклы ИЖ-Ю-5 и ИЖ-П-5 не смотря на вес все же можно причислить к классу тяжелых мотоциклов, ведь снаряженная масса с водителем и пассажиром более трехсот кг. На динамику конечно при такой загрузки рассчитывать не приходится, как и на быструю возможность остановиться, тормозного момента явно будет не хватать для такой массы.
Не будем пытаться разделить ИЖ-Ю-5 или ИЖ-П-5 это дело вкуса и каждый владелец Ижа найдет массу положительных сторон при выбора количества цилиндров у двигателя.
Тут стоит отметить лишь среднестатистические данные по которым получается что владелец ИЖ-Ю-5 тратит на ремонт и обслуживание на порядок больше как средств так и времени чем владелец мотоцикла ИЖ-П-5. Естественно, причина этого кроется в двигателе.
Попробуем подтвердить или опровергнуть это:
В теории все хорошо, — два цилиндра считается несколько лучше одного, тут и вибрация на порядок меньше, и динамика вместе с мощностью лучше. Но большинство придерживается мнения что чем лучше тем проще, это относится не только к мотоциклам. Считается что простота это залог надежности, ведь в двух цилиндровом двигателе и деталей в два раза больше. Как ни странно но, получается что Планеты служат в два раза больше, они ни так чувствительны к разнообразным зазорам, и к изнашиванию цилиндро-поршневой группы.
Практически все ремонтный работы проводятся на Планете быстрее и проще. Здесь стоит напомнить хотя бы про КПП, добраться до которой можно без полной разборки двигателя. По мощности двигатели практически одинаковы. Так или иначе но каждый водитель сам для себя решает что ему выбирать ИЖ-Ю-5 или ИЖ-П-5. Оба мотоциклы достойны, как на момент их появления да и сейчас, все еще очень много любителей этих мотоциклов.
Мотоцикл ИЖ Планета (1962)
Подготовка
Для выполнения качественного ремонта — детали двигателя должны быть чистыми, резьба в картере прогнана, сальники и прокладки — новыми.
Сначала чистим масляные каналы в кривошипных камерах. Каналов в двигателе Иж-Планета — два: один в левой половинке картера, другой — в правой. Находим каналы и если они сильно забиты — прочищаем их проволокой, промываем чистым бензином и продуваем сжатым воздухом.
Характеристика
На то время современными параметрами обладал мотоцикл «Иж Планета-2». Технические характеристики таковы: двухтактный мотор объемом 346 куб. см приводит в движение 155-килограммовый мотоцикл. Мощность двигателя – 15 лошадиных сил при оборотах коленвала 4 200–4 600 в минуту. Топливная смесь поступает в цилиндр совместно с маслом для смазки. После воспламенения в нормальном цилиндре создается компрессия около 7. В карбюратор К-36И топливо попадает самотеком из бака емкостью 18 литров, после чего всасывается обратным ходом поршня в цилиндр.
Максимальная скорость – 105 километров в час, при этом расход топлива увеличивается, а ресурс двигателя значительно уменьшается. Вращение коленвала передается двухрядной цепью до сцепления, а на колеса – двухходовой, четырехступенчатой коробкой передач через многодисковую систему сцепления. От коробки на заднее колесо вращение передается цепью, передаточное число которой – 2,33.
Мягкость движения обеспечивает система амортизации. Передняя телескопическая вилка оборудована пружинным механизмом с гидравлическим амортизатором. Задняя вилка маятниковая, с тем же амортизатором, что и передняя. Рама мотоцикла неразборная, цельнометаллическая, трубчатая.
Установка подшипников и сальников
Устанавливаем в левую половинку картера стопорное кольцо.
В зависимости от модели коренного сальника — устанавливаем в посадочное отверстие коренного подшипника распорную втулку, либо, если сальник у вас изначально стоял широкий (есть такие) — нагреваем картер и с внутренней стороны картера ставим сальник до упора в стопорное кольцо.
На моем двигателе стоял обычный узкий сальник, поэтому я ставлю втулку.
При помощи оправки в предварительно нагретый картер ставим коренной сальник.
Быстро, пока не остыл картер ложем на сальник маслонаправляющию шайбу. Маслонаправляющая шайба имеет профиль в виде блюдца. Кладем ее на сальник так, чтобы вогнутой стороной она была обращена к нам, а выгнутой к корзине сцепления.
Пока картер не остыл — прессуем в него с помощью оправки наружную обойму коренного подшипника.
Если вы будите менять коренные подшипники на новые — не поленитесь: найдите лист железа толщиной 7-8 мм, выпилите в нем клин под шатун, пропустите лист железа между щек коленчатого вала и при помощи оправки набейте коренной подшипник на цапфу.
Таким образом вы обезопасите себя от порчи коленчатого вала. Коренной подшипник имеет очень большой натяг и заходит на цапфу с очень большим усилием. Не редки случаи, когда люди попросту выбивали цапфу (цапфа на планетовском коленчатом вале запрессовывается в щеку) внутрь коленчатого вала, но подшипник одеть им так и не удавалось.
Родной made in USSR 2505 КМ
Планета 2 и Юпитер 2
Внешний вид представителей второго поколения семейств Юпитер и Планета, выпускаемых Ижевским машиностроительным предприятием, практически идентичный.
Главное же отличие данных мотоциклов заключается в конструкции силовых агрегатов.
Так, двигател Планета 2 имеет один цилиндр, в то время как мотор Юпитер 2 снабжён двумя.
Экипажные же части обеих машин унифицированы. Неразборные (сварные) трубчатые рамы похожи, однако точки крепления моторов различаются, поэтому двигателя моделей нельзя поменять местами.
Рама Юпитера в передней части оснащена кронштейном для коляски, чего нет у «Планеты».
На обоих мотоциклах с маркировкой «2» установлены новые конструкции подшипников и защитных сальников, а также экономичные карбюраторы «К-36Ж».
К каждой модели производитель прилагал дополнительные запасные части в виде шинного манометра и запасного троса сцепления.
Рядовой обыватель мог отличить Юпитер 2 от Планета 2 по эмблеме на бензобаке каждой из моделей.
Модель Хонда X 11 – это первый байк, соединяющий в себе спортивные и туристические характеристики.
Увидев впервые этот замечательный мотоцикл, сложно остаться равнодушным к его внешности:
Сборка половинок картера
Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП. Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.
Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.
Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.