Коротко об особенностях и устройстве карбюраторного узла «шестерки»
Перед тем, как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2106, не помешает узнать его конструктивные особенности. После 1980 года на тольяттинские автомобили стали устанавливать Озон и Солекс. Смысл работы узла – приготовление горючей смеси перед подачей ее в цилиндры авто. До тонкостей, это не автошкола, разбирать конструкцию не будем, достаточно ознакомиться с основными компонентами, обеспечивающими оптимальный режим работы карбюраторного ДВС:
- Система дозирования горючего.
- Механизмы для управления заслонками дросселя и обогащения смеси.
- Система холостого хода.
- Насос-ускоритель и эконостат.
- Поплавковая камера.
Камера с поплавком и игольчатым клапаном отвечает за стабильность уровня горючего. Далее бензин, протекая по распылительной трубке, попадает в камеру, где смешивается с воздухом из впускного патрубка. Количество смеси корректируется дроссельной заслонкой, которая связана с акселераторной педалью.
Точная регулировка позволяет приготовить правильную смесь из бензина и воздуха в соотношении 1:15. В процессе длительной эксплуатации машины настройки сбиваются и приходиться думать, как отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106 своими силами. Технология юстировки одинакова как для Солекса, так и для Озона.
Работа карбюратора на ВАЗ
Это устройство, расположенное в двигательной системе, служит для того, чтобы перемещение топлива осуществлялось в определенном порядке. Правильная работа карбюратора способствует получению требуемого состава горючей смеси. Затем смесь может двигаться горизонтальным, нисходящим или же восходящим потоком. Этот параметр зависит от конструктивных особенностей устройства, но об этом мы поговорим чуть ниже.
В основном движение топлива осуществляется в следующем порядке: из топливного бака оно попадает в поплавковую камеру, а далее через специальные жиклеры идет в распылитель, расположенный в наиболее узкой части диффузора. Именно в этот момент через наружную трубку поступает и воздух. Нельзя недооценивать роль и дроссельных заслонок, посредством которых осуществляется дозировка горючего, попадающего непосредственно в цилиндры движка.
Когда нужна регулировка?
Настройка карбюраторного узла не сложнее, чем регулировка привода сцепления на VAZ 2107, поскольку предполагает всего лишь юстировку жиклеров. В некоторых случаях их нужно очистить от смол и прочих загрязнений, наличие загрязнений ощущается мощностными провалами в процессе набора скорости. Многие автовладельцы утверждают, что карбюраторы Озон не совсем хороший вариант, и рекомендуют заменить их на Солекс.
Тем не менее, признаки того, что прибор начал готовить обогащенную смесь, и нужна его настройка, одинаковы для обеих типов агрегатов:
- Повышенный расход горючего.
- Частый перегрев мотора.
- Черный дым из выхлопной трубы и хлопки.
- Потеря мощности.
Приготовление обедненной смеси характеризуется следующими признаками:
- Хлопки в карбюраторе.
- Потеря мощности.
- Перегрев двигателя.
Само собой, не всегда нужно сразу же хвататься за отвертку и крутить регулировочные винты – возможно дело в другом. Например, когда холостые обороты плавают, возможен подсос воздуха через прокладку впускного коллектора, а может быть и пробой диафрагмы усилителя тормозов. Но даже перечисленные причины – это еще не все варианты, поэтому конкретных рецептов для устранения определенных неполадок дать нельзя. Вопрос следует решать комплексно, учитывая связь между системами автомобиля.
Предварительный этап
Перед тем, как правильно отрегулировать своими руками карбюратор на ВАЗ 2106, важно выполнить ряд рабочих мероприятий:
- Настроить тепловые зазоры механизма газораспределения.
- Установить оптимальный момент зажигания.
- Открыть полностью воздушную заслонку.
Все работы по настройке карбюраторного узла проводятся на прогретом моторе. Не стоит забывать, что в ходе процесса могут понадобиться новые детали и резинотехнические изделия, поэтому лучше заблаговременно приобрести ремонтный комплект.
Карбюратор ВАЗ 2106
Ваз «Шесть» был выпущен на 30 лет, с 1976 по 2006 год. Автомобиль был оснащен двигателем карбюратора вместимостью 1,3 литра до 1,6 литра. Различные карбюраторы использовались в топливной системе, но наиболее широко распространено было озоном.
Для чего предназначен
Для каждого двигателя карбюратора интегральный блок является карбюратором, который предназначен для приготовления оптимального состава топливно-воздушной смеси путем смешивания воздуха и топлива, а также для доставки этой смеси к цилиндрам приводного блока. Для более эффективного сжигания топливо и воздушное смесь должны быть смешаны в определенном соотношении, обычно 14: 1 (воздух / бензин). В зависимости от режима двигателя это соотношение может быть разным.
Устройство карбюратора
Независимо от того, какой карбюратор будет установлен в модели VAZ 2106, различия между ними минимальны. Основные макеты выделенного узла:
- Система регулировки скорости холостого хода;
- Поплавка-камера;
- экономист;
- Поддерживающий насос;
- Переходная система;
- Начальная система.
Чтобы лучше понять работу устройства, перечисленные системы должны быть проанализированы более подробно.
Система холостого хода
Система скорости холостого хода (система простаивания дроссельной заслонки) была разработана для поддержания стабильной скорости двигателя с закрытой дроссельной заслонкой. В этом режиме двигатель приводится в движение без поддержки. Топливо извлекается системой из поплавковой камеры и смешивается с воздухом в эмульсионной трубе.
Поплавковая камера
Построение каждого карбюратора содержит поплавкуную камеру, в которой размещен поплавок, управляющий уровнем топлива. Несмотря на простоту этой системы, существуют ситуации, в которых уровень топлива не достигает оптимального значения. Это связано с утечкой иглой клапана. Это связано с использованием низкокачественного топлива. Проблема может быть решена путем очистки или замены клапана. Сам поплавок требует регулирования время от времени.
Эконостат
ECO-статистика обеспечивает топливо для высокоскоростного топлива и обеспечивает топливно-воздушную смесь в пропорциях, адаптированных к вращению. Топливный и воздушный смеситель состоит из трубы с различными сечениями и эмульсионными каналами в верхней части смесительной камеры. На максимальной нагрузке двигателя в этой области есть вакуум.
Ускорительный насос
Чтобы предотвратить падение педали газа, карбюратор имеет ускоренный насос, который обеспечивает дополнительное топливо. Необходимость этого механизма приводит к тому, что карбюратор не может обеспечить нужное количество топлива для цилиндров во время быстрого ускорения.
Переходная система
Переходные системы в карбюратере обогащают топливную смесь во время холостого хода на холостом ходу к работе основных систем дозирования, когда педаль газа свободно нажата. Дело в том, что после открытия дроссельной заслонки количество воздуха, протекающего через диффузор основной системы дозирования, увеличивается. Несмотря на появление скорости риска, то топливо не достаточное количество вытекания от основной дозирующей камеры. Смесь сгорания обеднена из-за большого количества воздуха, содержащегося в нем. В результате двигатель может быть выключен. В случае второй камеры ситуация похожа — после открытия дроссельной заслонки необходимо обогатить топливную смесь для исключения вешалок.
Система пуска
При запуске холодного двигателя с карбюратором не всегда можно доставлять нужное количество топлива и воздуха. Для этого карбюратор имеет систему пуска, позволяющую регулировать подачу воздуха с помощью воздушной заслонки. Эта часть стоит на первом отсеке и регулируется тросом из салона. Когда двигатель прогревается, дроссельная заслонка открывается.
Дроссель — это устройство, которое препятствует впуску воздуха в карбюратор при холодном пуске двигателя.
При нажатии на ручку воздушной заслонки смесь богаче, но остается зазор 0,7 мм, чтобы не заливать свечи зажигания.
Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2106
Хотя ВАЗ «шестерка» давно снята с производства, большое количество этих автомобилей можно встретить на дорогах. Их владельцы часто задаются вопросом, какой карбюратор можно поставить вместо обычного, имея в виду следующие цели: снижение расхода топлива, улучшение динамики автомобиля и в целом достижение оптимальных рабочих характеристик. Воплощение этих желаний сегодня вполне реально, для чего замена обычного карбюратора. Рассмотрим, какие модификации рассматриваемых устройств можно установить на ВАЗ 2106.
В начале выпуска автомобилей семейства ВАЗ силовые агрегаты работали в паре с карбюраторами Дмитровского автоагрегатного завода (ДААЗ). На производство этих устройств у Weber была куплена лицензия. Многие шестерки оснащены именно такими карбюраторами. Они отличаются хорошей динамикой, простой конструкцией и большим расходом топлива, обычно не менее 10 литров на 100 километров. Получить карбюратор в исправном состоянии очень проблематично. Чтобы собрать исправно работающий агрегат, потребуется приобрести несколько устройств.
Регулировка поплавка
Один из основных этапов в наладке карбюраторного узла. Высокий уровень будет выдавать «богатую» смесь, и она в большем количестве будет подаваться в цилиндры, но ожидаемой динамики не будет. Повысится только расход горючего, а также его токсичность.
Язычок поплавка должен быть так установлен, чтобы его ход составлял не более 8 мм. В некоторых случаях причиной неполадок может стать игольчатый клапан. Тогда нужно снять поплавок, вытянуть иглу и проверить проходимость отверстий.
Регулировка карбюратора ВАЗ 2106
Набор отверток (плоская, кросса, кросса);
- Набор ударных гаечных ключей;
- Набор круглых штыков или сверла с разными диаметрами;
- резиновая луковица;
- зубочистки;
- Механизм промывки;
- тормозной суппорт
- пинцет;
- Господин;
- тряпка
- Регулирование хода холостого хода осуществляется с использованием качественных и количественных болтов. Процедура состоит из следующих шагов:
Регулировка ХХ
Запустите двигатель и прогрейте до рабочей температуры 90˚C, а затем выключите.
- Одной из основных процедур при настройке карбюратора регулируется поплавковая камера. Если уровень бензина в камере высок, то топливная смесь будет богата, что не нормально. В результате увеличивается токсичность и расход топлива. Если уровень ниже, чем должно быть, в различных режимах работы двигателя будет недостаточно бензина. В этом случае установите язык поплавка так, чтобы его прыжок был 8 мм. Стоит взлететь поплавок, удалить иглу и проверять, поврежден ли она. Если наливают карбюратор, лучше заменить иглу.
Видео: как сделать холостой ход стабильным
Регулировка поплавковой камеры
После регулировки поплавковой камеры проверьте производительность вспомогательного насоса. Чтобы сделать это, удалите карбюратор из двигателя и снимите верхнюю крышку от него. Проверьте насос в следующем порядке:
Регулировка ускорительного насоса
Подготовьте бутылку с чистым бензином, замените пустой контейнер карбюратора, заполните поплавку в половину топлива.
- При проверке ускорителя обратите внимание на направление, форму и качество потока. В случае нормального потока оно должно быть равномерным, без отклонений и распыления бензина. В случае любых неровностей замените распыление акселератора для нового. Структурирование в карбюраторе есть регулирующий винт в виде конического болта, винги которого вызывает отверстие переполнения пробки. С помощью этого винта вы можете изменить подачу топлива через опорную насос, но только в меньшей степени.
Карбюратор, как это эксплуатируется, должен быть очищен и воздушным воздушным, каждые 10000 км. В настоящее время существует много чистящих инструментов, не демонтажа единицы от машины. Как правило, однако они помогают только в случае небольшого загрязнения. С более серьезными вариантами осуществления необходимо удалить устройство. После удаления и разобрав карбюратор, открутите и прочистите сетку фильтра и форсунки. Бензин можно использовать как чистящее средство, а если не помогает — как растворитель.
Чистка или замена жиклёров
Чтобы не нарушить диаметр форсунок, не используйте для чистки металлические предметы, такие как игла или проволока. Лучше всего подойдет зубочистка или пластиковая палочка подходящего диаметра. После очистки форсунки продувают сжатым воздухом, чтобы не осталось грязи.
По окончании всей процедуры проверяем совместимость форсунок с установленным карбюратором. Каждая часть помечена серией цифр, которые указывают на производительность форсунок.
Видео: как прочистить карбюратор
Маркировка карбюратора
Таблица: номера и размеры жиклёров для карбюраторов ВАЗ 2106
Топливная форсунка главной системы | Сопло воздуха в основной системе | Форсунка холостого хода | Воздушное сопло для регулировки холостого хода | Сопло нагнетательного насоса | 1 камень. | |||||
2 кат. | 1 камень | 2 камня | 1 камень | 2 камня. | 1 камень. | 2 камня. | топливо | обход | 2101-1107010 | |
135 | 135 | 170 | 190 | 45 | 60 | 180 | 70 | 40 | 40 | 2101-1107010-02 |
130 | 130 | 150 | 190 | 50 | 45 | 170 | 170 | 50 | 40 | 2101-1107010-03; |
2101-1107010-30 130 | 130 | 150 | 200 | 45 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2103-1107010 |
135 | 140 | 170 | 190 | 50 | 80 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2103-1107010-01; |
2106-1107010 130 | 140 | 150 | 150 | 45 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2105-1107010-10 |
109 | 162 | 170 | 170 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2105-110711010; |
2105-1107010; 2105-1107010-20 107 | 162 | 170 | 170 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 21053 |
100 | 115 | 150 | 135 | 35–45 | 50 | 140 | 150 | 45 | 40 | 2107-1107010; |
2107-1107010-20 112 | 150 | 150 | 150 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2107-1107010-10 |
125 | 150 | 190 | 150 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 | 2108-1107010 |
97,5 | 97,5 | 165 | 125 | 42 ± 3 | 50 | 170 | 120 | 30/40 | — | Причины демонтажа сборки могут быть разные: замена на изделие другой модификации, ремонт, чистка. В любом случае сначала снимите воздушный фильтр. Для замены потребуются следующие инструменты: |
Настройка холостых оборотов
В процессе участвуют два винта, которые устанавливают количество и качество смеси. Для качественной настройки не помешает наличие газоанализатора. Перед тем, как отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106, нужно знать об ограничительных пластиковых втулках, которые напрессованы на регулировочные винты. Эти заглушки не позволяют нарушать заводские настройки. Если данный фактор мешает выставить нормально ХХ, то следует выломать их шлицевой отверткой.
Технология регулировки холостых оборотов:
- При открытой воздушной заслонке установить винтом качества частоту вращения коленвала 800-900 об/мин.
- Вращая винт качества, установить максимальные обороты ДВС.
- Винтом количества выставить по тахометру обороты 950-1030 об/мин.
- Винтом качества опять установить максимальные обороты.
- Повторять эти операции до момента, когда число оборотов 950-1030 об/мин не совпадет с максимальными оборотами, установленными при помощи винта качества.
- После момента совпадения винт качества вернуть в положение, где обороты ДВС составляли 800-900 об/мин.
При наличии газоанализатора винтом качества добиваются концентрации СО в выхлопных газах 0,5-1,2%. Окончательное положение винтов нужно зафиксировать пластичным герметиком, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание.
Регулировка холостого хода на Ваз 2106
Прежде нужно подготовить автомобиль. Двигатель прогреваем до температуры 900 градусов. Добиваемся того, чтобы мотор работал стабильно на холостых оборотах.
Смотрим ролик, в котором все показано доступно и понятно:
Текстовая инструкция такая:
- С помощью винта количества добиваемся частоты вращения коленвала от 820 до 900 оборотов в минуту.
- С помощью винта качества приводим агрегат в стабильную и равномерную работу. Затем закручивая винт, дестабилизируем работу мотора и снова выкручиваем его для восстановления. Наша задача таким образом добиться максимально устойчивой работы двигателя при максимально бедной смеси.
- Винтом количества снова доводим обороты до нужного значения.
- Операцию лучше всего провести два-три раза.
Регулировка тяг
Не менее важный этап в процессе наладки карбюратора «шестерки» выполняется по переходам:
- Демонтировать воздушный фильтр и его корпус.
- Измерить расстояние между центральными точками наконечников, оно должно быть 80 мм.
- Чтобы изменить длину тяги, освободить наконечник отверткой и ключом «на 8» открутить контргайку, после чего выполнить наладку методом вращения наконечника.
- Затянуть крепеж и установить тягу на штатное место, завести мотор и нажать педаль газа до упора. В случае если дроссель открывается не полностью, то у заслонки есть запас хода.
На вопрос, как дальше отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106, специалисты рекомендуют произвести еще несколько несложных действий:
- Снять наконечник тяги продольного типа и открутить контргайку.
- Уменьшить длину тяги, закрепить ее и опять проверить степень открытия заслонки методом нажатия до пола на педаль газа. Заслонка должна быть абсолютно закрыта.
- В случае необходимости увеличения длины тяги нужно ослабить трос дроссельной заслонки.
Принцип работы и техническое обслуживание
Одной из основных регулировок карбюратора Озон, остается регулировка уровня топлива в поплавковой камере. Уровень влияет как на экономические показатели двигателя, так и на разгонную динамику, пуск и работу в режиме высоких оборотов. При недостаточном уровне топлива в поплавковой камере, двигатель будет работать на обедненной смеси, что скажется на стабильности оборотов в переходных режимах, а также мотор не сможет развивать паспортную мощность, не будет хватать топлива.
Для определения правильного уровня в поплавковой камере, необходимо демонтировать воздушный фильтр с корпусом и верхнюю крышку карбюратора. Паспортный зазор между поплавком и плоскостью прокладки крышки карбюратора должен составлять не более 6,5 мм. Регулировка зазора производится отгибанием язычка поплавка (А), который во время замера должен едва касаться шарика игольчатого клапана.
При этом необходимо проверить герметичность клапана. Для этого достаточно создать разряжение в трубке, надетой на штуцер, либо ртом, либо грушей. Если герметичность седла клапана нарушена, замене подлежит сама иголка клапана вместе с седлом. Они продаются как в ремкомплекте, так и отдельно. Если же герметичность клапана хорошая, остается только проверить свободный ход поплавка. Он должен составлять не менее 8,5 мм.
Освоив основные методы регулировки карбюратора ВАЗ 2106 и его конструкцию, можно добиться оптимального расхода топлива, удовлетворительной разгонной динамики и оптимальной мощности двигателя. А при работе с карбюраторами Озон, достаточно изучить схему и устройство узла, тогда и регулировка, чистка и замена жиклеров, прокладок и диафрагм не составят особенного труда. Всем удачи на дорогах, стабильной работы двигателя и качественного топлива!
Что имеем после грамотной регулировки карбюраторного узла «шестерки»?
Проверка юстировок узла приготовления горючей смеси такой же важный этап обслуживания, как и контроль состояния АКБ автомобиля. Комплексный подход в настройке карбюратора гарантирует не только комфортный режим передвижения, но и массу полезных моментов:
- Прибавление в мощности и уверенный набор скорости.
- Отсутствие провалов в работе ДВС в низком и среднем секторе оборотов.
- Улучшенные динамические характеристики – автомобиль резвее набирает обороты и разгоняется за короткое время.
- Оптимальная приемистость мотора, которая выражается в отзывчивости педали газа.
Перечисленные качества позволяют эффективно использовать горючую смесь, что необходимо как в условиях городских пробок, так и на загородных трассах. Поэтому грамотная наладка карбюраторного узла поможет машине своевременно набрать скорость и совершить запланированный маневр.