Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Основные элементы

Схема выхлопной системы ВАЗ 21099 включает в себя следующие агрегаты:

  • выхлопной коллектор;
  • газоприёмник;
  • основной глушитель;
  • дополнительный глушитель;
  • трубопроводы;
  • соединительные и крепёжные элементы;
  • эластичные кольца для подвески.

Выхлопные газы проходят из выпускного окна по коллектору. Он изготовлен из чугунного сплава и закреплён с помощью гаечного соединения. Благодаря высокой теплоёмкости чугуна удаётся снизить параметры температурного поля в двигательном отсеке.

Трубы выхлопного коллектора подходят к газоприёмнику. Данный элемент позволяет выполнить систему по однотрубной схеме. Подобное решение обеспечивает снижение массы конструкции.

Глушитель шума представляет собой тонкостенную трубу особой формы. В качестве материала для производства таких деталей применяются стальные сплавы.

Основными частями глушителя считаются:

  • корпус;
  • перфорированные перегородки;
  • трубопроводы, дополненные вальцовкой.

Основной и дополнительный глушители различаются своими габаритными размерами, а также имеют различное количество внутренних перегородок для перепуска отработавших газов.

Уплотнительные элементы выпускаются из армированного листа термостойкого материала. Для подобных целей отлично подходит специально подготовленные асбестовые прокладки.

Кронштейны крепления жёстко соединены с помощью сварки. Все швы проходят особую антикоррозионную обработку.

Для компенсации деформационных изменений в устройство выхлопной системы ВАЗ 21099 включены эластичные подвесы. Они выполнены из резины повышенной прочности.

Основные неисправности

Вообще, глушитель и сама выхлопная система ВАЗ обладают достаточно высокой надежностью. Фактически ломаться там почти нечему. Поэтому самое плохое, что может случиться с водителем – пробитый глушитель, причем на наших дорогах это бывает очень часто.


Глушитель ВАЗ 2109

Снятие и ремонт основного глушителя

Если после встречи с глубокой ямой, кочкой или выбоиной, автомобиль ВАЗ 2109 стал работать гораздо громче – скорее всего, пробит основной глушитель и в нем появилась дополнительная дыра. Передвигать с неисправной системой запрещает российский автомобильный технический регламент, поэтому вам не остается ничего другого, кроме как браться за ремонт глушителя.

Вообще, существует 2 самых простых варианта устранения проблемы: заменить старый глушитель ВАЗ 2109 на новый или заварить его. Заниматься сваркой самостоятельно, конечно, не стоит – тут нужны соответствующие навыки.

Однако в любом случае снять глушитель, для замены или ремонта придется, поэтому давайте поговорим как раз о том, как это сделать правильно.

В первую очередь запаситесь необходимыми инструментами. Для демонтажа глушителя понадобится:

  • Торцевая головка на 13. Чем глубже она будет, тем лучше.
  • Ключ, который многие водители называют трещоткой, и еще накидной на «13».

Весь процесс как несложно догадаться выполняется на подъемнике или на смотровой яме. Очень важно, прежде чем приступать к манипуляциям дождаться пока выхлопная система и основной глушитель полностью остынут, иначе все закончится сильными ожогами.

Если все в порядке приступает непосредственно к демонтажу глушителя:

  • Начинаем с того, что отсоединяем основной глушитель от резонатора. Для этого разыщите стяжной хомут. Прихватите гайку крепления накидным ключом и, удерживая, ее от проворачивания с помощью трещотки откручивайте сам болт.
  • После того как болт будет снят, можно разъединить и убрать сам хомут, чтобы освободить основной глушитель от резонатора.
  • Теперь аккуратно снимайте переднюю часть глушителя с прорезиненой подвески. После такого же образа вытаскивайте его с задних подвесок и все устройство вывода выхлопных газов ВАЗ 2109, можно вытаскивать наружу.

Теперь либо меняйте основной глушитель, либо заваривайте дыры. Установка его на ВАЗ 2109, производится в обратном порядке и, как правило, не вызывает особых сложностей.

Замена дополнительного глушителя

Здесь все так же совсем несложно. Весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  • Аналогичным образом разъединяйте оба глушителя, основной и дополнительный.
  • Теперь отсоединяем устройство от катализатора. Также с помощью накидного ключа надо открутить 2 болта крепления.
  • Теперь можно слегка приподнять агрегат и отсоединить его от резиновых подвесок. Если не получается сделать это вручную можно поддеть подвески отверткой.

На этом все дополнительный глушитель снимается даже легче чем основной. Установка детали на место производится в обратном порядке.

Замена катализатора

Этот прибор очень редко выходит из строя, однако, навыки по его ремонту и демонтажу все-таки могут вам пригодиться. Важный совет прежде чем начать, учтите эта деталь в процессе работы нагревается до 600 градусов и остывает гораздо дольше нежели, основной и дополнительный глушители.

Сам процесс демонтажа схематически выглядит следующим образом:

  • Первым делом отсоединяйте катализатор от дополнительного глушителя. Не забывайте удерживать гайки с помощью накидного ключа.
  • Далее, таким же образом откручивайте болты, которые крепят катализатор к приемной трубке.
  • Все, катализатор можно аккуратно снимать с резиновой подвести вытаскивать из автомобиля.

Фактически, как вы уже поняли ремонт выхлопной трубы дело элементарное, и легко выполняется в одиночку при наличии всех необходимых инструментов. Главное, соблюдать технику безопасности.

Выпускная система карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из трех частей: приемной трубы, дополнительного глушителя и основного глушителя. Между собой детали системы соединяются посредством развальцованных концов труб и расположенных между ними металлических конусных уплотнительных колец, зажатых хомутами. К выпускному коллектору двигателя элементы системы крепятся плоским фланцем на приемной трубе, через прокладку и четыре шпильки с гайками.
Элементы выпускной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Система выпуска подвешена к кузову за кронштейны на резиновых кольцах-подушках (5 штук). В передней части приемная труба дополнительно закреплена кронштейном от двигателя.

Приемная труба системы выпуска отработанных газов состоит из двух труб крепящихся с одной стороны к фланцу, с другой к газоприемнику состоящему из двух штампованных металлических половинок. Газоприемник, со стороны дополнительного глушителя заканчивается развальцованной с одного края металлической приемной трубой. Прокладка между фланцем приемной трубы и фланцем выпускного коллектора двигателя выполнена из асбеста, армированного стальной перфорированной лентой.

Дополнительный глушитель (резонатор) состоит из корпуса с перфорированной трубой и перегородками внутри. Трубы дополнительного глушителя также имеют развальцованные края для соединения с приемной трубой и основным глушителем. Снаружи дополнительный глушитель может быть обработан алюминием для улучшения коррозостойкости.

Основной глушитель так же состоит из корпуса с перфорированными трубами и перегородками внутри. Корпус может быть изготовлен из нержавеющей стали, для предупреждения возникновения коррозии. К корпусу глушителя крепятся две трубы: с одной стороны развальцованная, для соединения с дополнительным глушителем, с другой стороны прямая, для выпуска отработанных газов.

Оба глушителя не имеют точек сварки, собраны путем завальцовки деталей, для предотвращения появления коррозии.

Схема выпускной системы карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 21081 приемная труба глушителя одинарная, а не двойная, так как выпускной коллектор двигателя 21081 имеет одно отверстие.

— Выпускная система инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рассматривается на нашем сайте в статье: «Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Стреляет» в глушитель, причины

— «Стреляет» в карбюратор, причины

— Белый дым из глушителя, причины

— Синий дым из глушителя, причины

— Черный дым из глушителя, причины

Нередко владельцы ВАЗ-2109 интересуются, как устроена выхлопная система их автомобиля. Любопытство в данном случае далеко непраздное. Одни хотят заняться ремонтом и желают знать, что и как здесь устроено. Другие же задумались над таким вариантом, как тюнинг, то есть доработкой, например, установкой выхлопной системы Стингер. В любом случае, если вы хотите проделать данные работы самостоятельно, вам в первую очередь необходимо ознакомиться с особенностями конструкции. Ну и не стоит забывать об основном предназначении данной системы – вывод наружу отработанных газов и снижение шума. Соответственно, неправильное вмешательство может привести к неприятным последствиям.

Отличие моделей нового поколения

Появление новых двигателей привело к необходимости переделки конструкции автомобиля. Теперь выхлопная система ВАЗ 21099 с инжектором стала включать в себя дополнительные агрегаты. С их помощью удалось уменьшить количество вредных выбросов и улучшить эксплуатационные параметры двигателя.

Выхлопная система в данном случае дополнительно включает в себя:

  • лямбда-зонд (иногда именуемый датчиком кислорода);
  • катализатор.

Особенности двигателей с инжектором требуют проведения постоянного контроля качества подводимой рабочей смеси, а также отработавших газов. Изменение подобных пропорций выполняется по команде электронного блока управления двигателем. Поэтому приёмная труба таких машин оснащается лямбда-зондом.

Преобразование угарного газа и окислов азота выполняется с помощью катализатора. Он установлен перед дополнительным глушителем (резонатором). Корпус данного устройства заключён в специальную оболочку для увеличения прочности, и компенсации температурного расширения.

Особенности конструкции

У всех отечественных автомобилей выхлопная система устроена примерно одинаково. Это существенно упрощает вопрос самостоятельного ремонта без привлечения специалистов.

Выхлопная система (ВС) включает в себя несколько основных компонентов.

Элемент системы Функции
Приемная труба Внутри этой трубы размещается специальный зонд. Данное устройство изучает состав отработанных газов, контролирует и анализирует состав смеси, которая идет в блок цилиндров
Катализатор Это тот самый элемент системы, который позволяет свести к минимуму вредоносность выходящих из ВС газов
Дополнительный глушитель Он монтируется к катализатору при помощи специального хомута. Задача дополнительного глушителя заключается в приеме основного шума, потому на выходе из трубы звук незначительный
Основной глушитель Тот самый компонент, который выглядывает из-под заднего бампера вашего автомобиля. Он соединяется с дополнительным глушителем хомутом


Основные компоненты и крепежи

Вся система выхлопа автомобиля ВАЗ 2109 находится в подвешенном состоянии и удерживается за счет наличия крепежных резиновых подвесов. Подвесы, в свою очередь, привинчены к днищу машины.

Популярные неисправности

Сама по себе выхлопная система вместе с глушителем достаточно надежная, прочная за счет своей простой конструкции.

Говоря откровенно, там нечему ломаться, если сравнивать ВС с двигателем, топливной, масляной системой и так далее.

Самая распространенная и неприятная ситуация, которая может случиться с ВС на ВАЗ 2109 — это пробитый глушитель. Связано это с качеством наших дорог, а точнее с их отсутствием.

Особенности эксплуатации

Выхлопная система ВАЗ 21099 с карбюраторным или инжекторным двигателем отличается достаточной простотой и надёжностью. Тем не менее, владельцам данных моделей следует учитывать некоторые особенности эксплуатации.

Низкое расположение частей системы приводит к возникновению механических и коррозионных повреждений на деталях. При выполнении периодических осмотров следует обращать внимание на состояние эластичных подвесов и соединительных элементов.

Все повреждённые части следует заменить при первой возможности, поскольку агрессивная среда выхлопных газов провоцирует быстрое развитие коррозионных повреждений.

Все работы с выхлопной системой следует выполнять в хорошо проветриваемых помещениях или на улице. Резьба на гайках и шпильках выхлопного коллектора нередко деформируется от постоянных перепадов температуры. В результате демонтаж таких соединений может вызвать дополнительные трудности.

Особая осторожность требуется при работе с катализатором. Температура на поверхности корпуса нередко достигает 500-6000С, поэтому работы в данной зоне следует начинать после полного остывания деталей.

Как определить неисправность глушителя

Выявить неполадки в работе глушителя можно самому, причём не обладая специальными познаниями в автомобилестроении. Прежде всего, во время езды иногда наблюдайте за составом выхлопных газов. Если при нажатии на педаль газа из трубы вырывается чёрный дым, то, вероятно, механизм прожжён и имеет дыры.

Опытные автолюбители знают, что лучше не доводить состояние своего «глушака» до критического, а заранее выявлять мельчайшие неисправности:

  1. Проверьте, раздаются ли во время езды стуки и бульканье в выхлопной трубе.
  2. Поднимите машину на домкрат, осмотрите выхлопную трубу. На всех частях не должно быть ржавчины, прогара или дыр.
  3. Понаблюдайте, не капает ли с мест соединений труб глушителя влага. Скопление конденсата быстро приведёт к образованию ржавчины и коррозии металла.
  4. Оцените, насколько сильно греется двигатель после коротких поездок. Если мотор серьёзно перегревается, то это может служить первым сигналом к тому, что выхлопная система работает некорректно.

Если застучал глушитель

Чаще всего автолюбители жалуются на то, что устройство начинает сильно стучать во время езды. При этом удары трубы могут производиться либо об корпус бензобака, либо о кузов автомобиля.

Стуки могут быть очень громкими, что ведёт не только к снижению комфорта езды, но и к быстрой деформации самого глушителя. В этих случаях необходимо сразу же принять меры для изоляции трубы от бака или кузова:

  • поменять подвесные резинки (вполне возможно, что в процессе эксплуатации они сильно вытянулись и уже не могут удерживать трубу на одном месте);
  • если стук начался после замены устройства, то необходимо провернуть фланец крепления и убедиться, что все прокладки стоят на своих местах ровно;
  • если глушитель был заменён на «кооперативный», самодельный или от другой модели авто, то нужно постараться, чтобы все крепёжные соединения и стыки точно соответствовали оригиналу.

В случае сильного раскачивания трубы необходимо заменить резинки на новые

Если ни одна из этих мер не даёт результатов, придётся проложить место удара глушителя толстым куском резины. Резина устранит звук ударов и сбережёт поверхность трубы от деформации.

Что делать, если глушитель пробит

Пробить устройство можно очень просто — достаточно проехать на высокой скорости по неровной дороге. Даже утолщённые стенки трубы не могут препятствовать тому, что металл сильно деформируется, и даже могут образоваться дыры.

Законодательство Российской Федерации ясно указывает на то, что эксплуатация транспортного средства с пробитым глушителем запрещена.

Если водитель обнаружил, что механизм пробит, у него есть только два варианта действий:

  1. Заменить на новый. Это самый простой способ, к тому же можно купить «глушак» кустарного производства и поставить его на машину самостоятельно.
  2. Используя сварочный аппарат, заварить дыру в корпусе. Этот вариант более затратный, так как необходимо очень аккуратно накладывать сварочные швы, чтобы не прожечь глушитель. К тому же не всегда водитель имеет навыки работы с аппаратом и приходится обращаться к специалистам.

Эксплуатация глушителя с дырой запрещена

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]