Задний мост ВАЗ 2106: характеристики, неисправности и ремонт

Задний мост классических «Жигулей» является неотъемлемой частью автомобиля, без которой было бы невозможно его передвижение. Узел состоит из нескольких механизмов, к которым через карданную передачу передаётся крутящий момент от двигателя и коробки передач. Являясь владельцем ВАЗ 2106 необходимо знать о возможных неполадках заднего моста и уметь устранять их своими силами.

  • Технические характеристики заднего моста
    Таблица: характеристики заднего моста «шестёрки»
  • Устройство заднего моста ВАЗ 2106
      Корпус
  • Редуктор
  • Полуоси
  • Как проявляются неисправности моста
      Чрезмерный шум со стороны задних колёс
  • Постоянный шум заднего моста во время движения
  • Шум при разгоне машины
  • Шум при ускорении и торможении мотором

    Видео: выявление причины шумов в заднем мосту

  • Шумы на поворотах
  • Стук в начале движения
  • Течь масла
  • Ремонт заднего моста
      Замена сальника полуоси

      Видео: замена роликоподшипника полуоси «Жигулей»

  • Замена сальника хвостовика
      Таблица: параметры сальников заднего моста ВАЗ 2106
  • Замена прокладки редуктора
  • Замена подшипника полуоси
  • Ремонт редуктора
      Проверка состояние элементов
  • Талица: размеры подшипников заднего моста
  • Сборка и регулировка РЗМ
  • Видео: ремонт заднего редуктора на «шестёрке»
  • Масло в задний мост
      Проверка уровня и доливка масла
  • Задний мост ВАЗ 2106 — назначение

    В конструкции автомобиля задний мост (ЗМ) играет важную роль. Посредством этого узла связываются друг с другом ведущие колёса, а также производится их крепление к кузову и передача на них крутящего момента. Узел состоит из нескольких отдельных элементов, которые со временем могут изнашиваться и требовать ремонта либо замены. Поэтому конструкцию заднего моста ВАЗ 2106, его неисправности и ремонт стоит рассмотреть детальнее.


    Задний мост расположен в задней части автомобиля и предназначен для крепления колёс, задней подвески и передачи крутящего момента на колёса

    Зависимость параметров разгона от массы

    Инженеры и конструкторы знают, что есть пара классических методов, помогающих улучшить данные ТС. И вес, а вернее, его соотношение в этом деле играет чуть ли не важнейшую роль.

    Чисто гипотетически: если снизить вес «шестерки» на 10 процентов, то время разгона до сотки (как помним, было 16 с) тоже снизится на 10 процентов. А это уже 15 секунд, что согласитесь, неплохой результат.

    Если конкретно, то такое линейное соотношение веса с разгоном действует только в безвоздушном пространстве, то бишь, в космосе. На деле машина не повышает свои параметры после 130 км/ч, так как невозможно не учитывать АСВ (аэродинамическое воздействие). И как ни уменьшай вес машины, делу не поможешь. Она будет отдавать немало преодолению сопротивления. К примеру, если мощность равна 80 л.с, то 40 л.с. пойдут обязательно на сопротивление, а другая половина на разгон.

    Получается, что на автомобилях с большей мощностью уменьшение массы скажется положительнее. У силового агрегата еще останется немало мощи на разгон.

    Еще один интересный момент касается следующего. Во время максимального разгона задняя ось «шестерки» нагружается. Доля веса с передка переходит на задок. Для заднеприводного автомобиля это только к лучшему – становится эффективнее сцепление с дорогой. По этой же самой причине, если речь идет об уменьшении веса на «шестерке», рекомендуется не трогать заднюю часть, а локализовать усилия на разгрузку средней и передней зоны.

    Примечание. Еще одним плюсом в этом плане можно считать перенос некоторых узлов с капота в багажный отсек. К примеру, это может быть АКБ, бачок омывателя и другое.

    Несколько советов по облегчению «шестерки»

    Для того чтобы немного облегчить Ваз 2106, рекомендуется сделать следующее:

    1. Эксплуатировать автомобиль с неполным топливным баком. Как известно, заполненный до краев бак – это лишние 80 кг веса, что скажется по любому на разгоне и на расходе топлива.
    2. Бачок омывателя тоже некоторые опытные водителя держат пустым – лишние 4-15 кг массы.
    3. Возить с собой запасное колесо, конечно же, правильно. Но без запаски автомобиль сбрасывает около 12-25 кг, а это уже не мелочи.
    4. От разновидности дисков тоже зависит немало. Так, рекомендуется пользоваться кованными дисками. Они уменьшают не только общую, но и инерционную массу на 10-20 кг.
    5. АКБ желательно ставить самую легкую. Так, 70-амперная батарея весит на 5 кг больше, чем 55-амперная. Делаем соответствующие выводы.

    Еще советы, касательно больше кузова:

    • Вваривание каркаса позволит не только повысить жесткостные характеристики кузова, но и снизить значительно вес. Дело в том, что в этом случае из кузова вырезается ненужный, лишний кусок металла (уже не нужный в сохранении жесткости). Кроме того, появится возможность поставить легкие двери;
    • На замену штатным тяжелым стеклам можно поставить поликарбонатовые. Это позволит снизить вес авто на 30-50 кг;
    • Можно поставить бампера из легковесных материалов вместо стандартных. Также надо будет удалить штатные крепления и фиксаторы, что даст в итоге урез массы на 20-70 кг;
    • Капот и багажник можно заменить на аналогичные, но изготовленные из композиционных материалов;
    • Аудио системы в машине, включая динамики и огромный сабвуфер тоже сказываются на массе;
    • Можно заменить сидения на спортивные;
    • Тюнинг глушителя, проведенный грамотно, дает убавление в весе до 40 кг;
    • Облегчение силового агрегата за счет замены чугунных коллекторов;
    • Установка легкого маховика дает уменьшение на 3-8 кг;
    • Элементы подвески стандартные можно поменять на тюнинговые, поставить алюминиевые рычаги;
    • Заменить руль и ручку переключения скоростей.

    Помните, что вес кузова Ваз 2106 влияет не только на разгон автомобиля, но и на другие его важные параметры. Уменьшение массы сказывается на хорошем управлении, торможении и многом другом.

    Инструкция по облегчению массы автомобиля, приведенная выше, не единственная в своем роде. Каждый водитель со временем приобретает ценные знания и использует их. В целом грамотный тюнинг на машину может быть проведен и своими руками, если знать нюансы и технические данные определенной модели автомобиля. Видео и фото существенно помогут в этом вопросе.

    Технические характеристики заднего моста

    По своей конструкции и характеристикам ведущие мосты всех классических «Жигулей» одинаковы. Разница заключается лишь в передаточных числах главных пар.

    Таблица: характеристики заднего моста «шестёрки»

    ПараметрПоказатель
    Заводской каталожный номер21062402010
    Длина, мм1400
    Диаметр картера, мм220
    Диаметр «чулка», мм100
    Масса без колёс и масла, кг52
    Вид передачиГипоидная
    Значение передаточного числа3,9
    Необходимый объём смазки в картере, см31,3–1,5

    Устройство заднего моста ВАЗ 2106

    Конструкция «шестёрочного» ЗМ состоит из таких основных узлов, как чулок, редуктор и полуоси. Каждый из них является неотъемлемой частью, без которой невозможно нормальное функционирование рассматриваемого механизма.


    Задний мост состоит из двух основных узлов: балки и редуктора

    Корпус

    Корпус или чулок заднего моста представляет собой два штампованных кожуха в виде трубы, которые соединены между собой посредством сварки. С наружной стороны кожухов сваркой закреплены фланцы с проточенными посадочными местами под полуосевые подшипники и манжеты, которые препятствуют вытеканию смазки. Во фланцах есть 4 отверстия для болтов, фиксирующих тормозной щит, на котором крепится тормозной цилиндр с колодками. Также посредством этих болтов удерживается маслоотражательный элемент и пластина, которая обеспечивает фиксацию подшипника полуоси в чулке. В средней части корпуса есть уширение, которое является картером заднего редуктора. В картере есть отверстия для сапуна, а также для заливки и слива смазки. Непосредственно на чулке приварены кронштейны для крепления элементов задней подвески.


    Задняя балка состоит из двух соединённых между собой пустотелых кожухов

    Редуктор

    Основная функция заднего редуктора — уменьшение и передача крутящего момента от карданной передачи к колёсам задней оси. Конструктивно узел выполнен из корпуса, шестерён главной пары, коробки дифференциала с роликоподшипниками. Как раз от количества зубьев на коничке и планетарке зависит передаточное число узла. На ВАЗ 2106 число зубьев ведомой шестерни 43, а ведущей 11. Передаточное число определяется так: 43/11=3,9.


    В конструкцию редуктора входят главная передача и дифференциал

    Полуоси

    Основным назначением полуосей является передача преобразованного редуктором крутящего момента на колёса транспортного средства. С одной стороны полуось имеет шлицы, посредством которых она зацепляется с шестернями в редукторе, а с другой — расположен шариковый подшипник, обеспечивающий вращение механизма, и фланец для крепления барабана тормозов и заднего колеса.


    Посредством полуоси обеспечивается крепление и вращение заднего колеса

    Размеры кузова «шестерки» и их проверка

    Существуют понятие кузовного размера автомобиля. Наряду с этим принято говорить и о геометрических размерах, подразумевающих контрольные нормы и расстояния, геометрию дверных и оконных проемов, расстояние между осями и многое другое.

    Проверяют, как правило, автомобиль, побывавший в аварии, на смещение основных элементов кузова

    Особое внимание уделяется следующим частям кузова:

    • Диагоналям. Автомобиль загоняется на эстакаду, а затем рулеткой проверяется расстояние от одной крайней точки пола до другой по диагонали. Если наблюдается несоответствие расстояния с одной и другой стороны, налицо перемещение кузова;
    • Стойкам. Они в обязательном порядке подвергаются проверке. В первую очередь, если автомобиль побывал в аварии, диагностируется целая, не битая сторона, а уже затем битая.

    Примечание. Что касается выбора кузовных точек, то в данном случае выбирать можно любые. К примеру, можно выбрать от стойки до крайней точки задней двери.

    • Крыша. Чтобы удостовериться, что крышу не повело, надо замерить размеры дверных проемов по диагонали. Размеры, конечно же, должны совпадать с обеих сторон;
    • Стекла. Проверяется соответствие лобового и заднего стекол. Оба измеряются по диагонали.

    Как проявляются неисправности моста

    Задний мост ВАЗовской «шестёрки» наделён своими характерными неполадками, которые проявляются тем или иным образом.

    Чрезмерный шум со стороны задних колёс

    Причин появления большого шума со стороны колёс задней оси может быть не так много:

    • ослабло крепление колеса. В этом случае необходимо проверить и подтянуть крепёж;
    • поломка полуосевого подшипника. Подшипник полуоси со временем изнашивается, в результате чего появляется характерный шум. Полуось требуется осмотреть и заменить неисправный элемент.

    Постоянный шум заднего моста во время движения

    Несвойственные для нормальной работы ЗМ звуки в большинстве случаев указывают на появление неполадок. К основным причинам неисправностей относятся:

    • деформация чулка. Если корпус деформирован, можно попытаться восстановить его, но лучше заменить на исправный;
    • изгиб полуосей и чрезмерное биение. В этом случае деталь подлежит замене;
    • повышенный износ на шлицах. Требуется осмотр шестерён и шлицев полуосей, а после замена повреждённых элементов;
    • неправильно отрегулирован редуктор, износ или поломка шестерён либо подшипников. Необходима полная разборка, деффектовка и ремонт механизма;


      При повреждении роликов подшипника могут появляться посторонние шумы в работе заднего моста

    • низкий уровень масла. Нужно проверить уровень, довести его до нормы и убедиться, что нет подтекания через манжетные уплотнения и прокладки.

    Шум при разгоне машины

    Появлению шумов при разгоне транспортного средства могут сопутствовать такие причины:

    Шум при ускорении и торможении мотором

    Если шум со стороны ЗМ присутствует при разгоне и замедлении мотором, то причина возможна в следующем:

    • чрезмерный износ либо повреждение подшипников хвостовика. Требуется разборка и диагностика редуктора;
    • неправильная установка зацепления зубьев конической и планетарной шестерён. Устраняется путём проверки целостности деталей и установки правильного зазора.

    Видео: выявление причины шумов в заднем мосту

    Шумы на поворотах

    Посторонние шумы могут проявляться не только при прямолинейном движении, но и при прохождении поворотов. Этому могут сопутствовать такие причины:

    • затруднённое прокручивание сателлитов на оси. Требуется разборка, проверка исправности и замена элементов, состояние которых не позволяет использовать их и дальше;
    • подклинивание полуосевых шестерён. Если шестерни и поверхности, с которыми они соприкасаются, имеют незначительные повреждения, то их зачищают наждачкой. В ином случае вышедшие из строя элементы необходимо заменить;
    • неправильная установка зацепления шестерён дифференциала. Требуется диагностика и правильная регулировка зазора;
    • поломка полуосевых подшипников. Неисправные элементы необходимо заменить.

    Стук в начале движения

    Если «шестёрочный» редуктор заднего моста (РЗМ) издаёт стук, как только авто начинает движение, то это может указывать на следующее:

    • чрезмерный зазор между фланцем и коничкой. Требуется осмотр шлицевого соединения и замена изношенных деталей;
    • увеличенный зазор между хвостовиком и планетаркой. Устраняется путём выставления зазора;
    • повышенный износ места посадки под ось сателлитов. При такой поломке коробка подлежит замене;
    • опустился крепёж штанг задней подвески. Требуется проверка и при необходимости подтяжка болтов.

    Течь масла

    Смазка из ЗМ может вытекать по следующим причинам:

    • износ манжеты конической шестерни. При появлении течи со стороны хвостовика, сальник необходимо заменить;
    • повреждение полуосевого сальника. Если на тормозных щитках появились следы смазки, то это свидетельствует об износе уплотнения полуоси, что требует его замены;
    • ослабло крепление редуктора к чулку ЗМ либо повредилась прокладка. В такой ситуации необходимо подтянуть крепёж либо заменить уплотнитель.


    При вытекании масла ускоряется процесс износа шестерён

    Масло ВАЗ 2107: важные рекомендации по его подбору

    Доброго времени суток, уважаемые читатели блога, которые по совместительству являются счастливыми обладателями транспортного средства

    Сегодня уделим внимание владельцам Жигулей. На повестке дня всего один вопрос: какое нужно масло ВАЗ 2107, а также периодичность его замены

    Когда может понадобиться замена масла

    Начнем с рассмотрения силовых агрегатов в различных модификациях этого автомобиля. В прежние времена «семерка» комплектовалась 1,5 литровым карбюраторным двигателем. Начиная с 2000-го года, в продаже можно было встретить автомобиль с инжекторным мотором ВАЗ 21067.

    Владельцам Жигулей, как никому другому, прекрасно известно, что для длительной эксплуатации двигателя необходимо менять масло регулярно, а сколько масла и как часто его менять, рассмотрим далее. В этом нам поможет датчик давления, который автоматически анализирует объем масла внутри всех систем двигателя в различных температурных диапазонах его работы.

    Как только становится необходимой замена масла или его доливка, владельца оповестит об этом световой индикатор на приборной панели. Это может произойти по следующим причинам:

    • разжижение смазочной смеси
    • выдавливание ее через соединительные шланги, патрубки и пр.
    • утеря из-за ослабления хомутов
    • износ прокладки головки двигателя и многое другое

    Кроме того, что нужно следить за уровнем масла, необходимо понимать, что оно теряет свои характеристики в процессе эксплуатации. Стандартной является рекомендация о замене смазочной жидкости спустя каждые 10 тысяч пройденных километров. В тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется нерегулярно, замену нужно производить через каждые 6 тысяч км.

    Какую выбрать смазку

    В кругу опытных автовладельцев «Семерки» собрано немало практических данных на тему, когда нужно менять масло в моторе и каким оно должно быть:

    • минеральное. Было единственным решением на протяжении десятков лет, однако все меньшее число обладателей Жигулей пользуется им в настоящее время. В случае наступления морозов свыше минус 20 машину становится завести очень проблематично. То есть, приходится принудительно разжижать смазку подогревом, чтобы суметь провернуть коленчатый вал стартером
    • синтетическое и полусинтетика. Оптимальный выбор для этой машины. По всем критериям такая продукция лучше минеральной. Она обеспечивает более качественное смазывание трущихся деталей и узлов, позволяет продлить эксплуатационный ресурс мотора. Даже при температуре в — 30 градусов и более проблем с запуском не возникнет. Несмотря на мороз, стартер может завести двигатель даже с первой попытки при наличии хорошо заряженного аккумулятора

    Чтобы понимать, какое количество литров понадобится приобрести в магазине, следует знать объем всей системы смазки мотора. Согласно инструкции, точная вместимость составляет 3,75 литра, поэтому придется купить не менее 4‑х литров. Традиционная емкость большинства видов автомасел составляет 5 л в одной канистре (если приобретается не на разлив). Остаток лучше использовать для периодической доливки.

    Чем ниже температура масла в двигателе, тем более густым оно является, и тем сложнее будет запуск двигателя. Именно эти показатели SAE — американской ассоциации автомобильных инженеров и легли в основу традиционной маркировки, например, 10W-30, 5W-40 и так далее. Эти цифры и буквы обозначают вязкость и другие эксплуатационные свойства смазочной жидкости.

    Сама буква W говорит о том, что масло можно использовать в зимнюю пору года. Первая цифра перед ней обозначает, какую температуру оно способно выдерживать. Что касается второй цифры, то она является отображением высокотемпературной вязкости, то есть, показывает, сколько градусов масло выдержит в летнюю жару, без изменения своих качеств.

    Если воспользоваться советами АвтоВАЗа, то стоит сделать выбор в пользу таких производителей, как Esso, Shell, Лукойл, Норси Экстра, Новойл. Кроме того, полезно придерживаться следующих общих рекомендаций:

    • желательно использовать именно тот сорт и модификацию смазки, которая была залита раньше
    • для старых изношенных моторов типа «карбюратор» вполне подходит минеральная смазка, поскольку она не размывает отложения, которые закрывают собой микротрещины в двигателе
    • новые двигатели, а особенно инжектор, требуют синтетического масла. Оно не допускает перегрева силового агрегата и продлевает срок его эксплуатации.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО: Замена сайлентблоков рено сценик 1

    Масло в задний мост

    На ВАЗ 2106 трение внутренних элементов заднего моста снижается посредством трансмиссионного масла класса GL5 вязкостью 85W-90. Объём вещества составляет 1,3 л. Подобных масел сегодня существует немало, но для «Жигулей» можно использовать менее дорогое, например, ТАД-17.

    Менять смазку в заднем мосту рекомендуется через каждые 50 тыс. км. пробега.


    В задний мост ВАЗ 2106 можно заливать масло ТАД-17

    Проверка уровня и доливка масла

    Для проверки уровня смазки и доливки потребуется ключ на 17 и специальный шприц. Процедура состоит из таких шагов:

    1. Автомобиль устанавливаем на ровную площадку.
    2. Отворачиваем маслозаливную пробку и оцениваем пальцем уровень масла: он должен быть на уровне нижней кромки заливного отверстия.


      Проверить уровень масла в ЗМ можно пальцем, открутив заливное отверстие

    3. Если требуется, производим доливку при помощи специального шприца до необходимого объёма, после чего заворачиваем пробку и вытираем подтёки ветошью.


      Для заливки масла следует использовать специальный шприц

    Если масло требуется заменить, то попросту сливаем его в подходящую тару, давая хорошо стечь, а после заливаем новое в нужном объёме.

    Задний мост ВАЗовской «шестёрки» является довольно надёжным узлом и не требует к себе много внимания. Необходимость ремонта если и возникает, то нечасто. Наиболее распространённые проблемы — течь сальников полуоси или хвостовика. Их замена проста и не вызывает вопросов. Более сложная процедура — замена подшипников полуоси или ремонт редуктора. Однако эти механизмы также можно отремонтировать в гаражных условиях, внимательно ознакомившись и следуя пошаговым инструкциям.

    Весовые показатели автомобиля

    Фактический вес автомашины составляет 1045 килограммов. Основные агрегаты «шестерки» имеют следующий вес:

    • 140 килограммов — двигатель с оборудованием (стартер, генератор, карбюратор и прочее);
    • 26 килограммов — коробка переключения скоростей;
    • 10 килограммов — квадратный вал;
    • 52 килограмма — задний редуктор;
    • 7 килограммов — радиаторная решетка;
    • 280 килограммов — кузов автомобиля.

    Заметно, что кузов является тяжелейшей конструкционной единицей машины. Он весит как два мотора со всеми комплектующими агрегатами. Остальная масса в 530 килограммов разбросана между деталями внутренней отделки, колесами, топливопутями, магистралями тормозной системы и прочим, расхождение в массе которых не достигает столь больших значений.

    Интересным является тот факт, что по всем нормам и стандартам советской экономики «шестерка», имея фактический вес в 1045 килограммов, попадала в категорию аппаратов малого класса, однако в то же время благодаря объему двигателя ВАЗ 2106 был полноправным членом группы номер три.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]