Замена шаровой опоры ВАЗ 2110, 2111, 2112 своими руками


Время идет и вместе с ним улучшаются технологии. Так, на смену шкворневой системе пришли шаровые опоры. Но любая техника со временем выходит из строя и ее необходимо ремонтировать — своими руками или за плату, но это нужно делать. Эта инструкция рассказывает в подробностях как осуществить процесс замены шаровой в гаражных условиях, видео подробно покажет этот процесс, а фото помогут вам его реалистичнее представить.
  • Как осуществить диагностику шаровой опоры?
      На слух
  • На ощупь
  • Динамическая диагностика
  • Какой должна быть новая шаровая для ВАЗ 2112?
      Техническое описание шаровой опоры
  • Производители шаровых опор
  • Инструмент
  • Меняем шаровую
      Подготовка новой шаровой опоры
  • Снятие
  • Установка

Как осуществить диагностику шаровой опоры

Это можно сделать двумя способами — слушая и ощущая. Рассмотрим каждый отдельно.

На слух:

  • Для этого метода не потребуется никакого дополнительного оборудования.
  • Установите автомобиль на ровную поверхность и в максимально тихое место, чтобы лучше было слышно звуки.
  • Поставьте ногу на верх любого переднего колеса.
  • Пошатайте автомобиль из стороны в сторону.
  • Если при покачиваниях автомобиль издает глухие удары металла с одной из сторон, то есть вероятность того, что шаровая опора со стороны исходящего звука пришла в негодность.

Совет! Конечно, слова «есть вероятность» говорят лишь о возможной неисправности. Чтобы диагностировать точную поломку лучше всего воспользоваться вторым методом.

На ощупь:

  • Первое — автомобиль следует приподнять так, чтобы переднее колесо смогло свободно вращаться.
  • Сначала приподнимите его при помощи домкрата, затем подставьте что-либо и опустите автомобиль на этот предмет.
  • Подставить можно кирпичи, деревянный брусок или другую вещь, имеющуюся под рукой.
  • Покачайте колесо сверху вниз.
  • Опять же — при покачивании должны исходить звуки глухого характера.
  • Для достоверности необходимо приложить руку (два пальца) в место соединения рычага и шаровой опоры.
  • Пальцами вы ощутите стук, который создает палец шаровой опоры.

Совет! Если имеется даже незначительный стук в шаровой опоре — лучше замените ее. Никогда не затягивайте с ремонтом автомобиля — в итоге, от этого может зависеть даже ваша жизнь.

  • Проделайте такую операцию и со вторым колесом. При обнаружении неисправностей сделайте соответствующий ремонт.

Динамическая диагностика:

  • В этом случае необходимо прислушиваться к посторонним звукам непосредственно во время движения автомобиля.
  • Особенно слышно будет неисправность шаровой опоры во время попадания колеса в малейшую ямку на дороге.
  • Стук слышен будет со стороны неисправной шаровой.
  • Таким образом можно определить, нужна ли замена шаровых опор ВАЗ 2112 или нет.
  • Но этот способ также не дает полной гарантии, что вышла из строя именно шаровая опора!

Замена

Конечно, при желании можно обратиться в тот же автосервис, где вам поменяют опоры за некоторую цену. В среднем по России данная услуга стоит в районе пары тысяч за всю работу. Однако заменить опоры несложно, и вы сможете провести эту процедуру сами, тем самым сэкономив некоторое количество денег.

Алгоритм снятия старых шаровых опор:

  1. Поставить автомобиль на ручник, снять клемму АБ с аккумулятора, выставить противооткатные опоры и поднять автомобиль на домкрате около проблемного колеса.
  2. Ослабить удерживающие проблемное колесо болты и снять его.
  3. Открутить гайку крепления шарового пальца.

  4. Установить съемник (можно поддеть монтажкой и постучать молотком) и затем выпрессовать шаровой палец.

  5. Взять какой-либо рычаг и при его помощи отвести рычаг подвески вниз. После этого шаровая опора без особых усилий снимается. Лучше всего на этом этапе заручиться чей-либо помощью, так как в одиночку делать это неудобно.

  6. Вот и все, теперь шаровая опор снята и на ее место можно ставить новую. При выборе новой опоры внимательно изучите ее на наличие дефектов. Основное внимание стоит уделить пыльнику — ведь он напрямую отвечает за продолжительность жизни шаровой опоры. Проверьте, чтобы на нем не было трещин и царапин.

Какой должна быть новая шаровая опора для ВАЗ 2112

Всем нам не хочется ездить на автомобиле, имеющем детали низкого качества и часто делать ремонт. Поэтому замена шаровых на ВАЗ 2112 требует серьезного подхода. Давайте перечислим признаки действительно хорошей шаровой опоры.

Техническое описание шаровой опоры

Итак:

  • Корпус шаровой опоры должен быть сварен из двух частей.
  • Внимательно осмотрите корпус шаровой на предмет трещин и сколов.
  • Палец шаровой опоры должен быть каленым, не крашенным.
  • Палец не должен свободно болтаться в корпусе — в хорошей шаровой опоре его трудно повернуть руками. Только с использованием воротка он проворачивается.
  • В современных шаровых опорах в комплекте поставляется гайка и пыльник.
  • Гайка должна быть не слабой и с тефлоновой вставкой, либо шаровая сделана со шплинтовым отверстием и корончатой гайкой.
  • Пыльник должен быть целым, без порезов, трещин, царапин. Внутри пыльника должно быть металлическое кольцо-фиксатор.
  • Ну и цена, конечно, на хорошую, достойную шаровую опору не самая дешевая.

Производители шаровых опор:

  • Производителя шаровых каждый владелец автомобиля выбирает сам.
  • Принцип один — не берите слишком дешевые шаровые опоры. Очень велика вероятность того, что они будут не качественные и их снова придется менять через очень маленький пробег.
  • Среди многих автомобилистов лучшими считаются шаровые опоры .

Инструмент:

  • Съемник шаровой опоры
  • Набор головок
  • Вороток
  • Молоток
  • Монтировка или ломик
  • Смазка
  • Щетка по металлу
  • Средство для очистки ржавчины
  • Домкрат
  • Подставка под автомобиль

Как видите, цена инструмента для замены невелика, так как большинство из списка имеется у каждого автомобилиста.

Меняем шаровую

Начнем рассматривать процесс «замена шаровых опор на ВАЗ 2112» с того, что подготовим новую шаровую опору к установке на автомобиль.

Подготовка новой шаровой опоры

Обратите внимание! Лучше всего подготовку опоры делать в тисках.

Итак:

  • Зажав в тиски корпус шаровой опоры, снимите с пальца гайку.
  • Снимите пыльник шаровой опоры.
  • Наденьте на палец шаровой небольшую трубку и проворачивайте его по кругу.

Внимание! Не используйте пассатижи, чтобы прокрутит палец — не сбивайте резьбу!

  • Палец должен проворачиваться с усилием, но не должен застревать и закусываться.
  • Для лучшей работы шаровой опоры добавьте смазки в корпус.
  • Во время вращения пальца набивайте смазку пальцем руки в корпус и задавливайте ее вращением пальца шаровой опоры.

Используя такую небольшую хитрость, замена шаровой опоры ВАЗ 2112 будет проходить гораздо реже!

Снятие

Итак:

  • Поднимите автомобиль на домкрате и установите его на неподвижный предмет (как для диагностики шаровой опоры).
  • Уставите машину на ручной тормоз или подставьте под колеса кирпичи или другие противооткатные предметы.
  • Снимите колесо со стороны поломанной шаровой опоры.
  • Выверните руль так, чтобы был обеспечен наилучший доступ к узлу соединения рычага и шаровой опоры.
  • Зачистите место их соединения при помощи щетки по металлу.
  • Обработайте палец шаровой средством для очистки ржавчины и подождите несколько минут.
  • Затем ключом на 19 открутите гайку пальца шаровой опоры и снимите ее.
  • Теперь нам пригодится съемник шаровой опоры.
  • Если вы используете съемник, как на фото, то заведите соединение рычаг-шаровая внутрь съемника, а болтом выдавливайте палец шаровой опоры.
  • Во время этой процедуры желательно постукивать молотком по рычагу, чтобы шаровая быстрее вышла из зацепления.
  • Если вы используете другой съемник, то расспросите у других, как им пользоваться.
  • Вообще, снять шаровую опору можно и без помощи специального съемника.
  • Для начала необходимо упереть монтировку так, чтобы при нажатии на ее конец, создавалось давление на рычаг подвески(см.Ремонт подвески — как выполнить правильно) вниз. Упереть монтировку можно в поворотный кулак.
  • Также можно забрызгать средством для удаления ржавчины.
  • Создав необходимое давление на рычаг, бейте резко молотком по рычагу в месте соединения с шаровой опорой.
  • Как только шаровая опора освобождается от рычага, следует надавить на рычаг монтировкой и отвести поворотный кулак.
  • Головкой на 17 открутите два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
  • Снимите шаровую.

Установка

Совет! Перед установкой новой шаровой опоры смажьте болты ее крепления, но не смазывайте палец.

Итак:

  • Устанавливается все в обратном порядке.
  • Закрепите шаровую опору к поворотному кулаку двумя болтами, закрутив их головкой на 17.
  • При помощи монтировки установите палец шаровой опоры в отверстие рычага.
  • Закрутите гайку шарового пальца ключом на 19.
  • Затягивать нужно сильно, чтобы не раскрутилось.

Помните! Затягивать колесо необходимо на земле, чтобы автомобиль был под нагрузкой.

После установки шаровой опоры установите обратно колесо автомобиля. Замена шаровой на ВАЗ 2112 завершена!

Характерный стук и скрип шаровых опор на переднеприводных автомобилях Лада свидетельствует о том, что они изношены и настало время их заменить. Замена шаровых опор не так трудоемка, как на заднеприводных ВАЗах. Подвеска Мак-Ферсона, использующаяся на машинах Волжского автозавода, имеет по две шаровых опоры для каждого колеса: нижнюю и верхнюю. Шаровые опоры ВАЗ различаются по конструкции, поэтому верхние и нижние узлы не взаимозаменяемы.

На верхней шаровой опоре ВАЗ 2110 измеряют осевой и радиальный люфты специальным приспособлением. При его отсутствии — штангенциркулем, предварительно демонтировав узел. Максимально допустимая величина люфта — 0,7 мм. Вручную люфт нижней опоры ВАЗ заметить трудно, поэтому ее состояние оценивают, измеряя расстояние между поверхностью обоймы вкладыша и вершиной головки ее пальца. Измерения делают в нагруженном состоянии через отверстие в обойме вкладыша. Если эта величина превышает 11,8 мм, опора ВАЗ нуждается в замене.

Замена шаровой опоры начинается с приготовления необходимого инструмента: специального съемника, накидного или торцевого ключа на «17» и «19», баллонного ключа, монтажной лопатки или монтировки. Ремонт начинайте с проверки выключения зажигания и состояния рычага ручного тормоза — он должен быть затянут. Для надежности под колеса поставьте упоры.

Желательно иметь в помощь напарника. Если помочь некому, а самостоятельно отводить рычаг подвески и одновременно снимать узел не удается, можно просто опустить домкрат, предварительно положив упор под тормозной диск. Диск вместе с опорой останется на месте, а рычаг подвески под массой транспортного средства опустится.

Если съемника нет, крепежную гайку шарового пальца отверните лишь наполовину. Затем, оттягивая монтировкой кронштейн пальца, аккуратно наносите удары молотком по крепежному элементу, постепенно распрессовывая палец. После этого ключом на «17» отверните крепежные элементы, фиксирующие шаровую опору к поворотному кулаку, и снимите ее. Эти болты имеют пружинные и плоские шайбы, которые необходимо тоже снять и прочистить.

Перед установкой пыльника обязательно заполните его литолом или консистентной смазкой на половину объема. Для надежности установленный пыльник герметизируйте специальным герметиком. Новый узел приверните болтами к поворотному кулаку, затем, отжимая нижний рычаг подвески вниз, вставьте шаровой палец в проушину и закрепите его гайкой. В момент, когда Лада вывешена на домкрате, гайки и болты затягивайте не полностью.

Шаровая опора предназначена для того, чтобы соединять ступицу колеса с рычагом, благодаря чему последний при езде подвергается не таким большим нагрузкам. Также шаровая опора удерживает колесо, и не даёт ему возможности отклоняться от горизонтального положения при наезде на препятствие.

Замена шаровых опор

Замена шаровых ВАЗ 2110 может быть произведена самостоятельно водителем, для этого подходит стандартный водительский набор инструментов и съемник шаровой опоры.

Очередность проведения ремонтных операций:

  1. Поднимаем фронтальную часть автомобиля (т.н. «передок») на домкрате и фиксируем ее на специальных опорах. Далее демонтируем колесо. Не забудьте поставить транспорт на стояночный тормоз и дополнительно поставить упорные механизмы под заднюю колесную пару. Начальную стадию по ослаблению крепежных болтов колеса при снятии и конечный этап по затяжке крепежа при установке колеса проводится только на автомобиле, снятом с домкрата. Затягивать болты нужно с усилием 6,5–9,5 кгс•м.
  2. С помощью набора гаечных головок отвернуть крепеж шаровой опоры к рычагу подвески.
  3. Отвернуть 2 крепежных болтовых соединения шаровой опоры к кулаку поворотного типа и снять их с граверами и шайбами.
  4. Поставить съемное приспособление опоры, повернув кулак, и методом вывертывания выдавить шарнирный палец из рычага передней подвески автомобиля.
  5. С помощью «монтажки» уводим рычаг подвески вниз и демонтируем шаровую опору.
  6. Попробуем сдвинуть палец в шаровой опоре. Он должен устойчиво и неподвижно сидеть в своем посадочном гнезде, возможен лишь малый люфт в пределах 05 — 07 мм.
  7. Если при небольшом приложении силы палец смещается по направляющим опоры, то необходимо изделие заменить.
  8. Если резиновый чехол шаровой имеет дефекты, но при этом грязь не проникла в систему смазки опоры, то надо заменить защиту и наполнить чехол новой смазкой, используемой при эксплуатации изделия. Если грязь проникла в систему смазки опоры, требуется замена самого изделия.
  9. Вставляем втулку распорного вида до упора.
  10. Наполняем новый резиновый пыльник шаровой опоры эксплуатационной смазкой наполовину.
  11. Установка изделия производится в обратной последовательности. Для выполнения пыльником влагозащитных функций и исключения проникновения грязи и пыли целесообразно покрыть поверхность шаровой опоры герметиком или графитной смазкой. При монтаже изделия нужно аккуратно, без дефектов, установить на место пыльник. Если используется старый пыльник, он должен быть целым, без трещин, порезов и отверстий.
  12. Сняв авто с домкрата, необходимо сильно его раскачать для установки шаровой опоры на посадочное место, после чего окончательно подтянуть крепеж шарнирного соединения к рычагу подвески с усилием 8,0–9,6 кгс•м, а крепеж шарнира к кулаку поворотного типа – 5,0–6,3 кгс•м. После «сотни» пробега еще раз проконтролировать прочность затяжки этих соединений.

На нашем сайте можно посмотреть ролик «замена шаровой ВАЗ 2110», видео наглядно показывает, как проводить эти ремонтные работы.

Инструменты для замены

Чтобы произвести ремонт потребуется:

  1. Головка и вороток.
  2. Жидкость WD-40 или аналогичная. Она поможет отвернуть болты крепления.
  3. Съёмник для снятия самой шаровой опоры.
  4. Смазку ШРБ-4. Она потребуется для смазки посадочных мест. Так как ее потребуется совсем немного, можно не покупать целую упаковку.
  5. Молоток.

Процесс снятия (точный алгоритм) на ВАЗ-2112

Последовательность:

  1. Изначально надо вывесить колесо с той стороны, где шаровая изношена. Потом его потребуется снять с авто.
  2. Затем нужно открутить центральную гайку, которая крепит опору к стойке. Для этого надо залезть под автомобиль.
  3. Далее потребуется открутить еще два болта, при помощи которых рычаг крепится к ступице. Изначально их полностью откручивать не надо, а надо только отпустить. Потом они снимутся полностью.
  4. Затем при помощи съёмника шаровая выпрессовывается. После выпрессовки пальца надо отвернуть те два болта, которые предварительно были отпущены.
  5. После этого опора полностью демонтируется с автомобиля.

В том случае, когда съёмника не окажется под рукой, то можно использовать обычный лом.

Его потребуется вставить между ШРУСом и рычагом. Лом в данном случае следует использовать как рычаг. На него надо давить до тех пор, пока палец не выйдет из своего посадочного места.

Также во время данной процедуры можно несильно бить молотком по тому месту, где сидит палец. Делать это надо чувствительно, чтобы не повредить ступицу.

Установка новой шаровой опоры

Далее шаровая заменяется на новую и производится сборка. Тут уже не потребуется съемник.

Для установки пальца на место его надо поставить в гнездо и обжимать центральным болтом, пока палец не войдет на место. Для облегчения процедуры посадки можно использовать смазку. Также и предварительно надо смазать внутреннюю часть шаровой опоры.

Вовремя меняй шаровую!

При выходе этой запчасти из строя начинается сильный износ резины, машина перестает держать дорогу, колесо может заваливаться на бок, усложняя управление авто.

Если вовремя не сменить изношенную запчасть, то она негативно скажется на всей работе ходовой, а также повлияет на то, что выведет из строя и другие узлы.

Выбор шаровой (опрос)

Инструменты и материалы для замены

Инструменты для работы.

Чтобы провести замену шаровой, потребуется подготовиться. Для этого надо:

  1. Ключи и воротки.
  2. Жидкость WD-40.
  3. Смазка Литол или ШРБ.
  4. Съемник.
  5. Молоток и лом.

Место расположения шаровой

Шаровая опора соединяет рычаг и поворотный кулак.

Они расположены по обе стороны авто на нижней части рычага.

При помощи нее крепится рычаг к ступице.

Время замены

При эксплуатации авто по плохой дороге потребуется менять шаровые часто.

  1. Изначально при выходе ее из строя будет слышен стук.
  2. Потом автомобиль начнет уводить в сторону даже при езде по хорошей дороге.
  3. Затем начнут изнашиваться неравномерно шины.
  4. При повороте руля могут проявиться скрипы.
  5. Поворачивать колеса станет сложнее.

Если палец свободно перемещается при незначительном усилии руки, шаровая опора требует замены.

Замена

Весь процесс осуществляется по таким этапам:

    Снятие. Вывесить колесо, открутить гайку на пальце, потом выбить шток с гнезда.


Поддомкрачиваем и снимаем колесо.


Отворачиваем гайку крепления опоры к рычагу.
Потребуется открутить две гайки, которые держат опору в рычаге.

Отворачиваем 2 болта крепления шаровой к кулаку.

Если есть съемник, то работы по снятию шаровой можно проводить и с его помощью.


Устанавливаем съёмник и выпрессовываем палец.


Монтажкой отводим рычаг и снимаем шаровую.

Если съемника нет, то можно использовать для выпрессовки молоток и лом. Первым нужно ударять по месту посадки опоры, а вторым создать плечо для ее выпрессовки.

Если нет съёмника, вставляем монтажку и выбиваем рычаг молотком.

Когда болты будут туго откручиваться, можно использовать жидкость WD-40.

Итоги

Если придерживаться данных выше рекомендаций, то устранить неполадку и сменить шаровую опору можно и самостоятельно. Не допускайте, пока шаровая износится полностью. В таком случае она может привести к аварии.

При эксплуатации авто на плохих дорогах шаровая опора может быстро выйти из строя. На небольшой скорости изношенная деталь будет создавать стук, а на скорости автомобилем станет трудно управлять. Также изношенная деталь скажется на том, что шина будет изнашиваться неравномерно. Она влияет и на то, что другие детали подвески начнут сильно изнашиваться.

На таком автомобиле опасно будет ездить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]