Конверсия по-советски
В 1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу (тот выпускал машины под маркой «Днепр»). Уральцам не оставалось ничего другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха.
Первой гражданской моделью была М-72М.
— Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно! — рассказывает Александр Буланов.
Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит».
И только в 1961 году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.
На «Уралах» в 60-х годах прошлого века ездили милиционеры. И в этом качестве — милицейского мотоцикла — «Урал» часто снимали в кино. На снимке: эпизод из легендарного советского фильма «Берегись автомобиля!» (1966)
— Самой массовой нашей моделью за все годы был, наверное, мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й, — рассказывает бывший директор завода Николай Воложанин.
Николаю Ивановичу в этом году исполнится 80 лет. Он — живая легенда Ирбитского мотозавода, дважды был его директором. В первый раз — с 1979-го по 1983 год, а второй — на излёте славы предприятия, с 1987-го по 1995-й. У него самого было три «Урала», на которых он участвовал в дальних пробегах.
Самый знаменитый из них состоялся в 1968 году. Тогда команда ирбитчан ездила на международный слёт, как бы сегодня выразились, байкеров, который проходил в Италии. Из Ирбита, по воспоминаниям Николая Воложанина, на восьми мотоциклах местного производства выехали девять работников мотозавода. До итальянской Перуджи, где проходил слёт, и обратно добирались 50 дней, проехали 11 тысяч километров — и практически без поломок. Наверное, тогда «заграница» и увидела впервые мотоцикл «Урал». Как рассказывал Николай Иванович, даже в компании с именитыми собратьями «Урал» смотрелся неплохо. Техническое отставание ирбитского мотоцикла началось позже…
История отечественного мотоциклетного бренда «Урал»
Мотоцикл – это весьма популярный сегодня вид транспорта, но вместе с тем он имеет свои специфические особенности. Транспорт этот более индивидуальный, чем многие другие транспортные средства, он не предполагает перевозки большого количества пассажиров, как, например, автомобили. Строго говоря, это просто усовершенствованный велосипед с мотором, но при этом он может достигать очень высоких скоростей.
Одна из основных сфер применения мотоциклов – это спортивные соревнования, но очень широко он использовался не только в мирных целях, но и в военных. Впрочем, может быть благодаря военным этот вид транспорта и получил такое широкое распространение. И огромную роль в этом деле в нашей стране сыграл мотоцикл «Урал», который, невзирая на свое немецкое происхождение, и по сей день является уважаемой классикой отечественного мотоциклостроения.
Потребность в военных мотоциклах во многих странах мира возникла в конце 30-х годов, когда стало понятно: время кавалерии прошло, и «всепроходимую» лошадку следует чем-то заменить, да побыстрее. У нас в стране этому во многом способствовал внук наполеоновского врача, оставшегося в России после ранения, инженер и военный теоретик Ипполит Ипполитович Дюмулен (1897-1942 гг.).
Фанат мотоциклов, он активно выступал за создание мотоциклетных частей в армии, классифицируя их как «бронетехнику». На тот момент самым удачным мотоциклом в Европе считался германский BMW R71, прекрасно зарекомендовавший себя в вермахте.
Кстати, свой «Харлей-Дэвидсон» американские конструкторы «содрали» именно с него, так что немцев можно считать пионерами не только в области авиации и ракетостроения, но и в мотоциклетной технике.
В те годы сталинский СССР и нацистская Германия делали определенные шаги навстречу друг другу в области обмена технологиями, и советское руководство заинтересовалось не только немецкими самолетами, но и мотоциклами. Немцы любезно поделились технологией устаревшей модели BMW, но несколько новейших образцов советские спецслужбы тайно закупили в третьей стране, куда новинки поступили из Германии, разобрали их по винтику и так же тайно доставили в Москву.
Первый мотоцикл советского гонщика Бориса Зефирова (1911-1992 гг.) с усиленной рамой и увеличенным объемом бензобака проехал по брусчатке Красной площади в начале 1941 года как чисто советское изобретение под литерой М-72, где «М» — Москва, а «72» — продолжение немецкой марки R-71. Сталин одобрил эту модель, санкционировал ее производство, и за «тиражирование» мотоцикла взялись сразу три завода, один из которых находился в Москве.
В начале войны столичный завод эвакуировали подальше от приближающегося фронта в уральский город Ирбит, где он занял помещения пивоваренной фабрики. Интересный факт: мест в эшелоне не хватало, и эталонный образец, который сегодня бережно хранится в заводском музее как национальный раритет, ехал на крыше вагона.
В 1942-м году арестованный по ложному доносу как немецкий шпион, Дюмулен погиб, но производство только расширялось. Очень скоро ирбитский завод отправил на фронт первую партию новых мотоциклов, где они показали себя в самом лучшем виде. За войну было выпущено около 10 тысяч экземпляров с установленными на колясках пулеметами, противотанковым ружьями и даже миномётами. В ходе войны появлялись некоторые модификации, но в основном мотоцикл изменился не особенно сильно, потому что конструкция изначально была идеальной, усовершенствования касались только повышения мощности двигателя.
В 1954-м году Никита Хрущёв передал Украине Крым, а военный заказ на мотоциклы — в Киев, где ирбитский М-72 стал выходить под маркой «Днепр». Уральцы же переключились на производство этой техники для гражданского населения. До 1961 года мотоцикл шёл под литерой «М», потом некоторое время назывался «Ирбит», и в 1961-м году марка М-62 получила название «Урал». «Уралы» охотно закупало МВД, а в сельской местности это была настоящая рабочая лошадь, способная везти до полтонны груза, и за это справедливо получила в народе прозвище «зверь». Владельцы фронтовики, вспоминая, как на войне М-72 запросто таскал лёгкие пушки, приделывали к машине самодельные прицепы.
Технические характеристики мотоцикла Урал
Тяжелый двухцилиндровый мотоцикл с отдельным карбюратором на каждый цилиндр, спокойный при езде по ровной дороге (100 км/ч), на бездорожье творил истинные чудеса — это был настоящий вездеход. Главной его особенностью стала карданная передача, задний ход и всепогодность. Простой в эксплуатации, этот «зверь» легко ремонтировался прямо посреди дороги подручными средствами, мог продолжать движение всего лишь на одном цилиндре.
Одна из модификаций имела дополнительный отключаемый кардан на коляску. Однако не всем покорный, он требовал особых навыков управления, и, как сноровистый конь, мог опрокинуть новичка в канаву. Мотоцикл считался «военнообязанным», подлежал регистрации в военкомате. Отцеплять коляску воспрещалось, поэтому у молодежи он был уважаем, но не популярен.
Однако спрос этого мотоцикла только рос. Предложенные 130000 штук при цене на 1980 г. — 1750 руб., это спрос не покрывали. Технические характеристики мотоцикла не уступали лучшим западным образцам. Дряхлеющие кремлевские старцы решили, что при таком положении дел модернизация ни к чему, и наступило технологическое отставание. Впрочем, до конца советской эпохи Ирбит — мотоциклетная столица — чувствовал себя неплохо. Пример данного предприятия позволяет судить о том, что не все в экономике Страны Советов было отвратительно даже перед ее крушением.
После развала СССР, отпуска цен, космической инфляции, обнищания народа, стало не до мотоциклов. А разбогатевшим на грабеже страны бывшим коммунистам они были совсем не нужны. Завод превратился в АО «Урал-Мото», но предприятие от банкротства это не спасло. Из 10 тысяч рабочих осталось на производстве всего 150 человек, да и те занимались не изготовлением мотоциклов, а тем, что могло принести хоть какую-то выгоду в так резко изменившихся экономических условиях.
На закате атомного века об «Урале» вспомнили байкеры А. С. Залдостанова (известного под именем Хирург) «Ночные волки». Образовавшийся тандем оказался успешным: модель «Урал-Волк» — стильный и элегантный круизер, должный занять достойное место среди собратьев, если бы не цена. Лишившись смежников, завод вынужден был закупать импортные комплектующие и отказаться от массового производства ради эксклюзивной ручной сборки, что и привело к удорожанию продукции.
На внутреннем рынке стоимость мотоцикла зашкаливает за 400 тыс. рублей, что в этом сегменте делает его не конкурентоспособным. Раритетный экземпляр при этом торгуется от 10-20 тыс. руб. В любом гараже найдётся умелец способный поставить его на ход. Но скорей всего ещё потребуется и «донор». В «Урале» много мелких уникальных деталей, которые придётся собирать с «миру по нитке». Награда — характерный, неторопливый звук работающего мотора, и толпа восторженных любопытных.
Ради выживания завод переключился на создание востребованных чопперов. Из созданных трёх моделей, как уже говорилось, наибольший успех получил «Волк». «Вояж» и «Кобра» ценны исключительно своей уникальностью и почти музейной редкостью. В борьбе за жизнь завод и дальше собирался двигаться в этом направлении, но традиционного «колясыча» спасли… арабы.
В 2002-м году Ирак, по программе «Нефть в обмен на продовольствие», разместил заказ на 2000 мотоциклов минимальной комплектации, серого цвета для сельского хозяйства. В преддверии войны все поставленные мотоциклы попали в армию. Иракские «самоделкины» — точно без русского совета не обошлось!!! — приваривали к коляске листы железа, имитируя броню. При виде такой «бронетехники на трех колесах» с пулеметом, янки чувствовали себя не уютно. Однако по окончания войны, даже невзирая на кардинальную смену правительства, поставки продолжились.
Рожденный из немецкой идеи, русский мотоцикл с коляской — мечта байкеров-ортодоксов. И мода на ретро не причем! Каждый любитель путешествовать по бездорожью знает: есть Russian Military Motorcycle, которому плевать на термометр, снег, грязь и песок. 60 дилеров ежегодно продают около 1000 «Уралов» по цене до 15 тыс. долларов. Пик продаж пришелся на 2011-й год, когда дотошные папарацци засняли Брэда Питта с сыном на «Урале Турист».
«Урал» — это мотоцикл — легенда! Его можно ругать. Им можно восхищаться. Его нельзя не уважать. Им стоит гордиться.
Предыдущие посты: « Geely-Volvo показала новый шикарный седан Lynk & Co 03 | Райдшеринг или личный автомобиль? »
Похожие посты:
История зарубежного автопрома
История мотоцикла
Ural, Коммерческие
Урал Нэкст (Ural Next)
Метки: Мотоциклы, Урал
Точка Х — середина 70-х
— Я, когда был в Японии, на , побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, — говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана — «ВСМПО-Ависма» — расположено в Свердловской области — в Верхней Салде. — Прим. «ОГ»).
Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были — да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример — судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73. Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.
— Я сам испытывал этот мотоцикл, — говорит Александр Буланов. — Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…
Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный — в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121 тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Почему так произошло?
— Главная причина — не стало потребителя, — говорит Николай Воложанин. — Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.
Основные особенности мотоцикла Урал – Ретро
Оппозитная техника ИМЗ всегда славилась своей надежность и неприхотливостью в обслуживании, и поэтому на отечественных дорогах до сих пор колесят мотоциклы УРАЛ, выпущенные еще в советские годы. Двигатель мотоцикла Урал – Ретро имеет стандартную конструкцию, при этом рабочий объем цилиндров был увеличен до 745 куб. см – это позволило увеличить мощность оппозита, а также повысить его управляемость. Как и в предыдущих моделях, Урал – Ретро имеет четырехступенчатую коробку передач с задним ходом.
Масса мотоцикла Урал – Ретро составляет 235 кг, однако этот параметр не способен влиять на управление – в условиях «каменных джунглей» Урал – Ретро отлично справляется плотным движением, поэтому является лидером на дороге. Однако все свои качества и достоинства данная модель в полной мере раскрывает за городом: в условиях бездорожья и пересеченной местности мотоцикл творит настоящие чудеса, даря непередаваемую радость от вождения своему владельцу.
Грязь, глубокие лужи, колея от больших грузовиков – это не является преградой для Урал – Ретро, ведь этот мотоцикл унаследовал все характеристики от своего немецкого «прародителя».
Последний из могикан
Но Ирбитский завод всё же сумел сохранить своё профильное производство и свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий отечественные мотоциклы. Пережил он и своего собрата — украинский «Днепр». Хотя объёмы производства с советскими временами, конечно, не сравнить.
— Продажи последние десять лет стабильны — 1 200 мотоциклов в год, плюс-минус сто штук, — рассказывает генеральный директор ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» Владимир Курмачёв.
По его словам, на заводе сейчас заняты 140–150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. Лидером по этому показателю являются США — на эту страну приходится до 60 процентов отгруженных мотоциклов. На российский рынок поступает не более 5 процентов. Что неудивительно: из-за малой серии и высокой доли импортных комплектующих стоимость «Урала» сегодня составляет около 500 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль. Но кто-то предпочитает покупать именно «Урал».
Почему Урал считается легендарным мототранспортом?
В чём же секрет этого мотоцикла? Он создавался на основе одного из лучших тяжёлых мотоциклов в истории – немецкого БМВ Р-71, который вы все отлично помните из фильмов про войну. Да-да, это тот самый немецкий мотоцикл с коляской, на котором «злобные фрицы» гоняются по лесам за нашими партизанами.
Также будет интересно: Как зарождались мотоциклы Минск и к чему пришли
В разное время выпускалась не только дорожная версия этих мотоциклов, но и военные мотоциклы, техника для милиции, спортивные мотоциклы Урал.
Среди спортивной техники известны модели для кольцевых гонок, такие, как М52С, и кроссовые мотоциклы – М52К, М61К, М62К, К-1000.
Военная техника тоже заслуживает внимания. Выпускались следующие модели, заслуживающие внимания:
- «Урал» ИМЗ-8.1037 Gear-UP. В армии оснащается пулемётом Калашникова 7,62 (ПКМБ).
- «Урал» ИМЗ-8.1037 Gear-UP-ATGM. Оборудуется системой запуска противотанковых ракет «Конкурс-М».
От мотоцикла 40-х/50-х осталось немного. Электронное зажигание на мотоцикл Урал начали ставить после выпуска моделей «Турист» и «Gear-Up». А 12-вольтовое оборудование появилось ещё в середине 70-х.
Сейчас любителями очень ценятся кастомные Уралы, кстати, мотоциклы Ява тоже в ходу. Поклонники из разных стран охотно покупают их, причём, готовы выкладывать немалые деньги. В первую очередь это касается байкеров и коллекционеров из США, Канады и некоторых европейских стран.
Если кто-то думает, что завод перестал выпускать свою продукцию, то это не так. Например, в 2011 году был юбилей предприятия. Ирбитскому мотоциклетному заводу исполнилось 70 лет.
В честь этого знаменательного события были выпущены 2 юбилейные модели – М70 Sidecar и M70 Solo. M70 Sidecar – отличный мотоцикл с коляской, а Solo – его аналог для 1 человека.
Всего было выпущено 40 единиц этой техники, из которых 30 пришлось на версию с коляской. Все они отправились в США.
Американцы охотно покупали новый мотоцикл Урал цена которого составляет 14 200 долларов за колясочный мотоцикл и 9150 за соло.