Как правильно сделать вентиляцию для покрасочной камеры (для покраски авто)?

Обновление лакокрасочного покрытия — услуга массово востребованная. Иногда клиенты заказывают перекраску всего автомобиля, чаще — окрашивание отдельных деталей, побывавших в ДТП (или новых деталей, пришедших на замену поврежденным).

Если в помещении проводится покраска автомобиля — оно должно быть оборудовано мощной системой вентиляции. У владельца бокса есть 2 варианта: приобрести заводскую покрасочную камеру, в которой уже будет встроена система вентиляции, или организовать правильные условия в пустом помещении.

Рассмотрим, как правильно ее организовать.

Предварительный совет: проектирование и установка вентиляционного оборудования для окрасочных камер — задача ответственная. Работать без вентсистемы нельзя, даже если у вас гаражный бокс, где вы по дешевке красите поцарапанные крылья и двери для старых отечественных автомобилей — потому что нарушение воздухообмена может привести к пожару или отравлению.

Если речь идет о «полноценной» покрасочной камере, работающей официально — вентсистему для нее обязательно должны проектировать специалисты. Вся информация ниже — приведена для ознакомления.

Обязательно ли делать вентиляцию в покрасочном боксе, и почему?

Да, обязательно.

Вентиляционная система в покрасочных боксах выполняет такие функции:

  1. Очищает поступающий воздух от пыли и грязи, которые могут осесть на ЛКП.
  2. Фильтрует удаляемый воздух от вредных веществ и запахов. Они и окружающей среде вредят, и могут быть опасны (а запах — неприятен), если покрасочная камера организована рядом с людьми. Например, если вы занимаетесь покраской авто в своем гараже, и рядом стоят гаражи других автовладельцев. В этом случае речь идет не только про дискомфорт соседей, но и про нарушение санитарных норм. Если ПДК вредных веществ из-за вашей работы превысит нормы — ждите Санстанцию.
  3. Удаляет вредные вещества, которые выделяются при покраске, и могут повредить маляру. Самый главный фактор, поскольку в состав ЛКМ входят вещества I и II классов опасности («чрезвычайно опасные» и «высокоопасные»), в том числе проникающие в организм через кожу и пищеварительный тракт (с грязных рук).
  4. Удаляет пары взрывоопасные вещества. Из ЛКМ выделяются ксилол, также опасен уайт-спирит (легковоспламеняемое вещество) и растворители, которые его содержат.

При недостаточном воздухообмене покраска даже 1 машины может навредить здоровью автомаляра. А если вы додумаетесь долго красить в закрытом небольшом гараже — можно получить острое отравление парами ЛКМ.

Поэтому даже если речь идет о перекраске 1 запчасти — для работы надо обеспечить достаточный воздухообмен.

Меры безопасности

Главная цель монтажа системы вентиляции – обеспечить безопасность работы маляров. При покраске в воздух попадает большое количество частичек краски, растворителя, лака. Появляется токсичный туман, который причиняет дискомфорт слизистым во время дыхания. Правильная вентиляция должна вертикальным воздушным напором прижать к полу образовавшийся «туман».

Сотрудники также должны пользоваться средствами защиты:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • защитная одежда;
  • маска и очки;
  • обувь закрытого типа.

Помещение обязательно следует отделать огнеупорными материалами, не должно быть источников открытого огня; проводка тщательно изолируется.

Из покрасочной камеры убирают шкафы, оборудование, любые другие предметы, чтобы на них не скапливалась пыль, и они не препятствовали проветриванию.

Общие требования к вентсистеме покрасочной камеры

Перечислим главные правила:

  1. Вентиляция должна быть только механической (принудительной).
  2. Фильтры обязательно ставятся и на приток, и на вытяжку.
  3. Вентоборудование должно выполняться во взрывозащищенном исполнении.
  4. Воздух подается через потолок, вертикальным потоком вниз. Вытяжка — организуется через напольные решетки.

Что учитывается при проектировании? (+видео с общими сведениями)

Вот что:

  1. Размер автомобиля. От этого зависит размер самой камеры — она не должна быть слишком большой, поскольку тогда придется делать более мощную вентсистему. Средний размер камер для легковых машин — 6.9х3.9х2.7.
  2. Тип краски (чтобы знать состав ЛКМ, вид растворителей). Исходя из этого могут подбираться более качественные фильтры.
  3. Как часто планируется красить, и как долго будут проводиться работы.

Как можно все упростить

Для снижения затрат на приобретение дорогостоящего оборудования, используя бокс нерегулярно, можно повысить эффективность даже самой простой вентиляционной системы. Для этого предусматривается работа в активном и пассивном режимах. Активный режим используется для подготовки камеры к работе, очистки от пыли, закачке свежего воздуха. Второй момент – удаление покрасочного тумана после обработки детали и активное проветривание для оператора. Пассивный режим используется во время работы. Таким образом, вы не столкнетесь с большими потерями тепла, сможете быстро очищать помещение от остатков токсичных материалов, без больших финансовых вложений.

Из чего состоит вентиляционная система покрасочной?

Вентсистема камеры для покраски состоит из притока (подачи свежего воздуха) и вытяжки (удаления отработанного воздуха).

Схема вентиляционной системы покрасочной камеры

Приточная линия включает:

  1. 1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
  2. Нержавеющий воздуховод, проходящий с улицы до пространства над потолком (подача воздуха осуществляется сверху вниз).
  3. Фильтр, встроенный в потолок — для очистки воздуха от пыли. Фильтра на притоке может быть 2: первый для предварительной очистки, второй — для тонкой.
  4. Нагреватель: горелка, калорифер + котел, или ТЭН.

Вытяжная линия включает:

  1. 1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
  2. Каналы под полом, прикрытые решеткой. Располагаются вдоль стен.
  3. Нержавеющий воздуховод, проходящий от пространства под полом до улицы.
  4. Нескольких фильтров. Обычно ставят 2: первый — сразу под напольной решеткой, второй — перед вытяжным вентилятором.

Для контроля и замеров используют:

  1. 2 заслонки: на вытяжке и на приточке.
  2. Термометр или датчик температуры воздуха в помещении.

Подробнее о потолочных фильтрах (видео)

Подробнее про короб (видео)

Подробнее про приток воздуха и его нагрев (видео)

Расчет

Правильный расчёт необходим для подбора оптимальных параметров вентиляционной системы. Если подача воздуха будет чересчур интенсивной, нарушатся технологические процессы, при недостаточной вентиляции под угрозой оказываются операторы-маляры.

Чтобы сделать расчёт производительности вентиляция покрасочной камеры, нужно воспользоваться формулой P=V×T×0.36, где T – температурная разница между подаваемым воздухом и тем, который требуется в окрасочной камере, V – объем воздуха в , а 0,36 – коэффициент кратности.

Зная этот параметр, легко установить необходимый режим воздухообмена. Расчет оптимального воздухообмена производится следующим образом: объем рабочего помещения умножается на средний показатель кратности движения воздуха.

В зависимости от результатов расчёта, можно понять, какой именно тип вентиляции подходит в конкретном случае. При соблюдении всех норм установки покрасочная камера будет максимально производительна и безопасна.

Расчет мощности оборудования и кратность воздухообмена

Рассчитать мощность вентиляторов можно 2 способами:

  1. Средняя производительность системы — 800 м³/ч на 1 м² площади. То есть для камеры 6х4 м² мы получаем: 6 х 4 х 800 = 19200 м³/ч.
  2. Кратность воздухообмена — 300. То есть для камеры 6х4х3 (объем — 72 м³) воздухообмен должен составлять 300 х 72 = 21600 м³/ч.

Такую мощность (а лучше — чуть больше) должны иметь оба вентилятора (и приточный, и вытяжной).

Как видим — расчет дает разные результаты. Лучше — использовать вторую формулу. Первую — можете применять, если красить планируете нечасто и недолго.

Особенности проектирования

В процессе проектирования разработчики используют различную нормативную литературу. Основная информация содержится в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Также часть расчетные данные и другие нормы можно почерпнуть в: НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»; НПБ 239-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость».


Направление движения воздуха в покрасочном боксе

В сети можно найти много литературы с прикладными советами по проектированию, но стоит учитывать некоторые нюансы:

  • на одну единицу технологического оборудования проектируется один местный отсос. Для каждой заборной точки свой вентиляционный канал. Смешивать потоки из разных технологических участков не допускается;
  • система подачи приточного воздуха монтируется в межпотолочном пространстве. Снаружи видны только вентиляционные решётки. Забор воздуха осуществляется через трубу, на конце которой располагается вентилятор. После него устанавливается нагреватель, который нагревает приточку до +29-300С. После нагрева воздух прогоняется через барьер из фильтрующих элементов и попадает в покрасочный бокс;
  • приточная и вытяжная вентиляция оборудуются механическими и автоматическими заслонками для регулировки давления. Данная схема позволяет точно регулировать скорость и давление потока в вентиляционной камере;

Расположение приточной вентиляции в верхней части помещения обусловлено спецификой производственного процесса. Входящие воздушные массы должны прибивать мельчайшие частицы краски и растворителя, направляя их в заборные коллекторы в полу.

  • вентиляторы для вытяжки проектируются во взрывобезопасном исполнении. Их категорически запрещается устанавливать в межполовом пространстве. Только снаружи помещения в вытяжной трубе;
  • вытяжная вентиляция оборудуется двумя ступенями фильтрации воздуха. Первая ступень абсорбируете краску и растворитель. Вторая, чаще всего угольный фильтр, препятствует попаданию в атмосферу пыли;
  • для создания более комфортных условий в боксах устанавливаются системы воздушного душа для рабочих. Пред подачей к потребителю он проходит тщательную фильтрацию. Интенсивность потока и количество точек рассчитывается по специальной формуле;
  • скорость движения воздушных масс внутри окрасочно-сушильной камеры не должна превышать 0,3 м/с;
  • вентиляция рассчитывается как на активную работу во время подготовительного этапа, так и на прогрев помещения до +60-700С для сушки окрашенных изделий. Для первого процесса воздух подается через приточные клапаны и нагревается до +300С. Для второго необходима более высокая температура и замкнутый цикл воздухообмен. Циркуляция осуществляется постоянным перемешиванием воздушных масс, приточная подача составляет только 15% от общего объема;
  • выхлопные трубы от вытяжной вентиляции выводятся на максимальную высоту, но не меньше 2 м от уровня крыши. Это требование очень важно при одномоторной схеме вентилирования. Чем выше труба, тем интенсивнее происходит удаление отработанного воздуха;
  • кроме основной вытяжки в проект закладываются воздухозаборники для верхней зоны. Они устанавливаются над участками с повышенным выделением тепла.


Пример проекта

Кратность воздухообмена

Очень важный параметр для расчета вентиляции покрасочной камеры. Он характеризует интенсивность полной замены воздуха внутри помещений. Для проектируемого типа не существует строго регламента по кратности обмена воздуха. Все зависит от ПДК вредных веществ.

Если бокс проектируется под окраску мелких изделий, то вполне достаточно обеспечить 5-10 крат/час. При работе с крупногабаритными предметами, например, автомобилями, интенсивность вентиляционной системы должна быть 100 и более крат/ч.

Кратность воздухообмена измеряется в 1 м3/ч. Для получения точного показателя надо знать максимальную мощность вентилятора и объем вентилируемого помещения. Разделив второе значение на первое, проектировщик получает точное значение.

Пол покрасочного бокса

Пол покрасочного бокса — конструктивный элемент вытяжной вентиляции. Из помещения удаляются отработанный воздух, пары краски и растворителя, абразивная пыль. Есть две схемы монтажа:

  1. Отработанный воздух удаляется через траншеи, проложенные непосредственно в полу. Давление нагнетается за счет вытяжного вентилятора, установленного в трубе.
  2. По черновому полу монтируется решетчатый, высотой 150-200 мм. В образовавшейся полости устанавливается фильтры для захвата краски и других химических соединений.

Эжекция

Эжекторы – это часть вентиляционного оборудования, предназначенная для безопасного удаления взрывоопасных соединение, таких, как пары лакокрасочных материалов. Чистый воздух под высоким давлением подается в вентиляционную камеру, где смешивается с взрывоопасными парами. Смена воздуха происходит быстрее и безопаснее.


Метод эжекции для вытяжной вентиляции

Фильтры для вентсистем


Виды фильтров
Фильтры устанавливаются на входе и выходе приточно-вытяжной вентиляции. Их существует несколько типов:

  • фильтр базовой очистки. Устанавливается непосредственно на входе воздушных масс. Задерживает крупнодисперсную пыль. Защищает фильтр для тонкой очистки воздуха;
  • фильтр тонкой очистки. Устанавливается на приточную вентиляцию. Задерживает мелкодисперсную пыль, размером до 4 мк. Состоит из внешнего защитного и внутреннего фильтрующего слоёв. Дорогой, но эффективный. Если использовать многоступенчатую систему очистки приточного воздуха, то требует замены не чаще одного раза в год;
  • картонный фильтр. Устанавливается на вытяжке. Его основная задача – абсорбирование масла, краски и растворители. Эффективное средство первичной очистки отработанного воздуха;
  • угольный фильтр. Устанавливается в систему вытяжной вентиляции после картонного. Забирает остатки пыли и краски.

Режимы работы вентиляции в покрасочных камерах

По правильной технологии окраска выполняется в 4 этапа:

  1. Напыление — нанесение краски на деталь.
  2. Продувка — подача воздуха горизонтально (сбоку) на деталь, чтобы разровнять слой краски.
  3. Сушка.
  4. Охлаждение (нужно, поскольку сушка проводится при температуре +60-80º).

Поэтому в автомобильных покрасочных боксах вентсистема должна работать в диапазонах производительности (по воздухообмену) и температуры, которые охватывают эти 4 этапа.

Самым «требовательным» по температуре является этап сушки: она должна составлять +60..+110º (точнее — зависит от краски).

Примерная стоимость вентсистемы (проектирование + оборудование + монтаж)

Выполним расчет стоимости при обустройстве помещения под покраску:

Статья расхода Стоимость, тысяч рублей
Проектирование с учетом освещения, вентиляции, нагрева, фильтров От 50-70
Вентилятор-«улитка» во взрывозащищенном исполнении, 18000 м³/ч, 4 кВт 40 (нам надо 2 штуки, значит 80)
Нагреватель (дизель или газ) на 250 кВт От 75
Датчик температуры воздуха 1
Напольный фильтр для задержания краски (PS3), рулон 0.75х20 м 5
Потолочный фильтр тонкой очистки, класс F5, рулон 2х20 м 15
Угольный фильтр (на вытяжку) 12-15
Манометр перепада давления (чтобы следить за загрязненностью фильтров) 3-4
Комплект оцинкованных воздуховодов (со всеми отводами, адаптерами, врезками), длиной 30-40 м (на приток и на вытяжку, с запасом) 75
Панель управления вентиляцией 5-15

Итого выходит около 320 тысяч рублей только на вентиляцию (то есть освещение, отделку стен, напольные решетки, заезд, ворота — оплачиваем отдельно). Это не считая услуг специалистов по монтажу и подключению этого оборудования. Конечно, мы считали грубо округленные суммы, и на практике цена может оказаться ниже.

Примерная стоимость готовой камеры с вентсистемой

Готовые окрасочные камеры с вентиляцией (на 1 легковое авто) стоят примерно столько:

  1. Colortech CT 7000 (Турция): от 1.3 млн рублей. Размер — 7х4х2.8 м, горелка на 237 кВт, производительность притока и вытяжки — по 18000 м³/ч.
  2. Colortech CT 6000 (Турция): от 1.1 млн. Характеристики те же, только размер другой: 6.2х4.08х3.4 м.
  3. СК-1 Техносоюз (РФ): от 750 тысяч. Размер — 7.2х4.8х3.5 м, производительность по воздуху — 22000 м³/ч, регулировка температуры — от +20º до +90º.
  4. Guangli GL-2000A GL-3 (Китай): от 1 млн. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, производительность по воздуху — 24000 м³/ч.
  5. Technoline Grand (Китай): от 800 тысяч. Размер — 6.9х4х2.9 м, воздухообмен — 26000 м³/ч, дизельная горелка на 330 кВт.
  6. SPK-4.4.3 (РФ): от 2.7 млн. Размер — 4х4х3 м, воздухообмен — 10000 м³/ч, для нагрева воздуха — ТЭН на 282 кВт. Есть программируемый контроллер с сенсорным управлением.
  7. Atis Aqua Prima 7.5.4 (РФ): от 900 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 24000 м³/ч, дизельная горелка 218 кВт.
  8. Nordberg Standart (Китай): от 975 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 80000 м³/ч, дизельная горелка на 202 кВт.

У всех моделей есть фильтры (набор и их качество — разное), встроенные взрывозащищенные светильники, пожарные датчики, системы управления вентиляцией. В цену не включена доставка и установка.

Получается, что за условный 1 млн рублей можно получить готовую камеру с вентиляцией, освещением, подогревом и фильтрами. Если смотреть самые дешевые модели, или искать Б/У — можно найти оборудование за 500-600 тысяч.

Поэтому проще и быстрее — взять готовую камеру, чем обустраивать ее с нуля. По цене это обойдется чуть дороже или примерно столько же, сколько и обустройство. Но в итоге вы получаете полностью готовый бокс, который позволит правильно применять технологию покраски, не будет загрязнять воздух вредными выбросами, и не создаст опасности для маляра.

Презентация покрасочной камеры Blowtherm (видео, не на русском)

Рекомендуемое оборудование

Основная задача, возникающая при самостоятельном обустройстве вентиляции покрасочной камеры, состоит в правильном подборе вентиляторов. Это возможно только при грамотном проектировании, учитывающем все возможные ситуации и увязанном с технологическими особенностями предполагаемой работы.

Мнение эксперта

Интернет-магазин вентиляции «Руником»

Рекомендуется принимать повышенные значения мощности и производительности. Это поможет снизить расходы и трудозатраты в случае перехода на другую технологию или в случае допущения ошибок при расчетах.

ВР 80-75 (ВР 86-77)

Вентиляторы радиальные ВР 80-75 (ВР 86-77) низкого давления по цене от 9 494 рублей.

Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)

Если вы все-таки решили сделать самодельный бокс для покраски в гараже — вкратце рассмотрим этапы работы:

  1. Создаем схему. «Примеряем», где будут располагаться точки притока и вытяжки, как будут проходить воздуховоды.
  2. Сверлим отверстия в стенах (или в потолке) под воздуховоды.
  3. Собираем каркас бокса.
  4. Прокладываем воздуховоды, устанавливаем нагреватель и приточный и вытяжной вентиляторы. Ставить их надо за пределами бокса (можно между каркасом и стенами самого гаража).
  5. Устанавливаем систему распределения воздуха с фильтром на потолок.
  6. Обшиваем потолок и каркас панелями, устанавливаем освещение.
  7. Делаем в полу выемку для удаления воздуха. Или вариант проще, чтобы не долбить пол самому: заказываем лаги из стальных труб. Получается, что машина будет стоять не на «родном» полу, а на смотнированных над ним лагах.

    Лаги для пола камеры

  8. Прокладываем воздуховод до подпольного пространства.
  9. Укладываем под лаги фильтр для удержания краски, и кладем сверху решетку.

Готово — вы получили кустарный бокс, сделанный своими руками.

Совет для тех, кто решится делать его самостоятельно: найдите специалиста по вентиляции, который поможет спроектировать и потом проконтролирует правильность монтажа вентсистемы.

    Похожие записи
  • Как правильно сделать вентиляцию в погребе: правила, способы, нормы
  • Как обустроить вентиляцию в курятнике: обзор схем для птичников разного размера

Расходные материалы

В процессе окраски автомобиля потребуются и расходные материалы.

Картонный гофрированный фильтр

Изделие, используемое для улавливания лака, клея, краски и прочих элементов в окрасочном тумане. Гофрированный фильтр накаливает отходы, не влияя на скорость потока воздуха и класс очитки.

Фильтр напольный в рулонах

Фильтр изготовлен из стекловолокна. Материал пропитывается специальным составом и используется для удерживания мелких элементов окрасочного тумана.

Оптимальная толщина — 7 см. Преимущества — удобство применения для индивидуальных покрасочных камер, эффективность конструкции, стойкость к огню, отсутствие в составе силикона.

Стекловолокнистые фильтры в картонной рамке

Такие расходники предназначены для сухих кабин, устанавливаются для обеспечения второго уровня фильтрации и удаление наиболее мелких частиц, находящихся в окрасочном тумане. Плюсы — высокое качество очистки воздуха и продолжительный срок службы.

Фильтры кокосово-волонистые для водяных кабин

Конструктивные особенности таких изделий позволяет использовать их в условиях высокого уровня влажности. В процессе эксплуатации возможно восстановление фильтра несколько раз. Для этого требуется помыть изделие в мыльной воде.

Фильтрующий элемент монтируется внутри кабины после водяных каскадов. Как правило, играет роль завершающей ступени очистки перед вентилятором.

Плюсы — обеспечение высокого уровня фильтрации, возможность многократного применения, обеспечение высокого уровня защиты вентилятора.

Благодаря действию фильтра, на лопасти вентилятора почти не попадает шлам с окрасочного тумана.

Потолочный фильтр (для приточной вентиляции)

Задача фильтрующего элемента заключается в тонкой очистке всасываемого в покрасочную камеру воздуха. Материал монтируется в приточный пленум, через который и направляются прогретые воздушные массы.

Выбор подходящей модели зависит от требований к уровню очистки воздуха, эффективности изделия и ряда других факторов. Кроме очистки, фильтр гарантирует выравнивание входящего воздушного потока, входящего в покрасочную камеру.

Плюсы — тонкая очистка от мелких примесей, постепенная подача воздушного потока в помещение, продолжительный срок службы, уменьшение расходов.

Липкое покрытие для защиты от пыли

Задача расходника заключается в обеспыливании помещения в области окрашивания, сушки или шлифовки. Состав наносится на поверхности с помощью валика или краскораспылителя.

После снижения эффективности старый слой смывается, а вместо него наносится новый.

В состав липкой массы входит смесь смолы и элементов с повышенным клеящим эффектом. Для смывания старого слоя применяется губка и теплая вода.

Плюсы — высокая удерживающая способность, легкость нанесения и смывки, возможность нанесения на любую поверхность, сохранение липкости в течение длительного времени.

Средство для удаления краски из водяных кабин

При добавлении состава в водяную кабину обеспечивается связывание твердых элементов краски. С его помощью можно удалить отходы краски из водяной кабины без слива воды.

Плюсы — эффективное удаление частиц, повышение эффективности фильтрации, защита от появления неприятного запаха. Кроме того, облегчается процесс обслуживания и устранения отходов, повышается эффективность обслуживания покрасочной камеры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]