Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

Принцип работы

Не путайте стабилизатор поперечной устойчивости со стойками стабилизатора, стоящие за колесом. Стабилизатор устанавливается внизу, между стойками. Во время поворота противоположная сторона поднимается, а устройство в этом случае опускается с одной стороны стабилизатора, другая приподнимается, а стержень начинает скручиваться.

Тем самым автомобиль выравнивается в соответствии с плоскостью дороги. Главную задачу выполняет центральный стержень, степень скрученности которого зависит от заваленности кузова.

Особенности, конструкция, функции

Чтобы понять, какое

основное
назначение
таких элементов
подвески
, как
стойки
, нужно просто представлять, где они
установлены
в автомобиле, а стоят они на
стабилизаторе поперечной устойчивости
. Следовательно можно утверждать, что
стойка стабилизатора
— это один из
элементов ходовой системы
транспортного средства, который
предназначен
для
обеспечения поперечной устойчивости кузова
машины. Если представить, автомобиль
не оснащенный стойками стабилизатора
, то во время движения при
маневрировании
машина будет намного
хуже слушаться руля
, при
вхождении
в
повороты
, будет
ощущаться
чрезмерная
вибрация корпуса кузова
и возможно даже
появление заносов
. В том случае, если
стойки
находятся в
неисправном состоянии
, то зачастую
кузов
машины просто
теряет равновесие
и
ускоряется износ
других
деталей подвески
, причем быстрыми темпами.

Справочно заметим, что значительная

доля автопроизводителей в последние годы стараются не только
совершенствовать систему подвески
машины, но и делают ее более
простой
в
обслуживании
. Вот поэтому на большом количестве автомобилей
бюджетного ценового сегмента
можно встретить
установленные стойки
с типом действия
MCPherson
, которые не только
просты
по своей
конструкции
, но еще при этом соответствуют множеству
требований
производителей. Таким образом, подавляющее большинство
подвесок независимого типа
, в
обязательном
порядке
оснащаются стойками стабилизатора
, которые являются
частью
сложной
системы
. Кроме того,
стойки
— это только
один
из
элементов стабилизации кузова
машины, в
комплексе
с ними выступают еще всевозможные
рычаги
и
опоры подвески
.

Как мы знаем подвеска

автомобиля — это
система
, состоящая из большого количества
отдельных узлов
и
механизмов
, которые
работая
в совокупности
обеспечивают
во время движения машины
комфорт
,
безопасность
и необходимую
управляемость
. Среди многочисленных
деталей подвески
отдельно выделяется
стабилизатор
, который отвечает за
уменьшение крена кузова
во время входа автомобиля в
повороты
, а также
удержание траектории
движения при
разгонах
и подавление
заноса
при
торможении
транспортного средства.
Стойки
в свою очередь намного
снижают раскачивание
автомобиля во время движения. Данные элементы относятся к
ключевым
деталям
стабилизатора
, которые
принимают
на себя колоссальные
нагрузки
. В какой то степени
задача стоек
заключается в
связывании подвески
и
кузова
машины, превращая их в
единый
крупный
механизм
.

Исходя из всего вышесказанного, даже представить сложно, как бы подвеска

автомобиля существовала
без стоек стабилизатора
, ведь даже на отечественных машинах были специальные
элементы
, которые
стабилизировали кузов
во время движения. Кстати, в тех же
Жигулях
,
функции стоек
выполняли
втулки
и
тяги
. На современных же машинах, если бы не было
стоек стабилизатора
, то
кузов
и
подвеска
просто жили бы своими отдельными жизнями,
без связи
друг с другом, что очень
не безопасно
, особенно при
вхождении
в
повороты
.
Стабилизация кузова
автомобиля нужна не только для того, чтобы
объединить кузов
с
подвеской
, но также, она необходима для
улучшения динамических показателей
и
безопасности
транспортного средства.

Для того, чтобы понять, какую роль играют стойки

и
стабилизатор передней подвески
автомобиля, давайте рассмотрим простые жизненные
примеры
. Итак, особенно четко
отражаются
все прелести
отсутствия стоек
и
стабилизатора
во время
разгона
машины, дек вот, если бы их
не было
, то автомобиль очень
жестко
бы
кренился назад
. Что касается процесса
торможения
, то здесь ситуация
обратная
предыдущей, так как
кузов
машины наоборот
резко
бы
кренился вперед
, а на
поворотах

корпус наклонялся
бы в
левый
или
правый
бок. Кроме того, без тех же
стоек стабилизатора
автомобили не имели бы
высоких скоростей
,
вылетали
бы с
дороги
в
поворотах
, а на
скользком покрытии
, передвижение и вообще представить было бы сложно.

Как видим, надобность

в
стабилизации кузова
не создалась инженерами и конструкторами за один день. Данная
система
разрабатывалась годами, много раз
изменялась
и даже сейчас она еще находится на стадии
развития
.
Подвеска
и
кузов
любого современного транспортного средства
функционируют
, как
единое целое
, равномерно
распределяя нагрузки
при
наклонах корпуса
машины между собой. Таким образом, получается, что
стойки стабилизатора
, как бы
удерживают элементы подвески
в определенном
балансе
, благодаря
объединению компонентов
в одну большую
систему
.

Как и любая другая деталь

автомобиля,
стойки стабилизатора
имеют свой определенный
срок службы
.
Износ стоек
наступает вследствие
высоких нагрузок
, которые они
выдерживают
в процессе
эксплуатации
транспортного средства. Кроме того, на
ресурс стоек
напрямую влияет
качество
дорог. В связи с
низким качеством
отечественных
дорог
, данные
элементы подвески ломаются
и
выходят из строя
порой в
2 раза быстрее
, чем заложено
изготовителем
в
жизненный цикл детали
.

Кроме качества

дорог, не менее важной
причиной скорых поломок стоек
является
качество полотна
, из которого они
изготовлены
. Справочно заметим, что
гарантия
автопроизводителя на
элементы ходовой
в среднем закладываются на
пробег
в
100 тысяч километров
, в том числе и на
стойки стабилизатора
, но это с учетом
качества
европейских дорог. На наших дорогах, большинство же
деталей подвески
начинают «
сыпаться
«уже с
пробега
в
40-50 тысяч километров
. Кроме того, не стоит забывать про
манеру
и
стиль вождения
управляющего, так как этот момент также достаточно сильно
влияет
на
долговечность стоек стабилизатора
. Не зря многие
специалисты
в области
обслуживания
транспортных средств утверждают, что
чем аккуратнее
водит машину водитель, тем
дольше служат детали подвески
, в том числе
стойки
со
стабилизатором
.

Основные признаки, указывающие на замену стоек стабилизатора

:

— Наиболее распространенным симптомом

для скорой
замены стоек
является отчетливое
постукивание
во время движения, которое доносится со стороны
передней подвески
автомобиля. Особенно четко
звук
слышен при
езде
по
неровностям
или при
вхождении
в
повороты
;

— Появление увода

машины
в бок
, то есть автомобиль начинает
тянуть
вправо или влево во время движения. Заметим, что
опытные автомеханики
проверяют
изношенность стоек
именно
способом
на
увод
, то есть во время движения не несколько секунд
отпускают рулевое колесо
и смотрят, как себя
ведет
машина. Но стоит понимать, что
не всегда
этот
признак
на все сто процентов
свидетельствует
о
чрезмерном износе стоек стабилизатора
. Порой
причиной
могут выступать банально
неравномерно накачанные шины
или
неправильно настроенный развал
со
схождением
.

Рекомендуем: Причины неисправности сальника МКПП и его замена

— Также свидетельствовать о повышенном износе стоек

может тот факт, когда
один бок
автомобиля слегка
сильней опущен
к
земле
, чем
другой
. Однако, в этом случае
причиной проблем
могут быть
пружины
с
амортизаторами
. Поэтому, чтобы этот
признак
наверняка
подтвердил неисправность стоек
, машину обязательно нужно
проверять
на
яме
или на
подъемнике
.

— Заключительным основным признаком

, который может
указывать
на
поломку стоек стабилизатора
является чрезмерное
раскачивание кузова
автомобиля на
скорости
, при
торможении
или при
входе
в
повороты
.

Как проверить стойки стабилизатора самостоятельно?

Для этого существует
простой способ
, который с высокой долей вероятности
установит состояние
деталей.
Алгоритм проверки исправности стоек стабилизатора
заключается в
выворачивании переднего колеса
вправо или влево до
полного упора
. Затем
беремся
рукой за
стойку
, которая расположена в
колесной нише
и сильно
дергаем
ее из стороны в сторону. Справочно заметим, что при
проверке
таким
способом
,
не стоит волноваться
по поводу того, что мы
поломаем стойку
, как мы говорили ранее эти детали
выдерживают колоссальные нагрузки
, поэтому наши касания они точно переживут. В том случае, если при
раскачивании стойки
она имеет сильный
люфт
, то есть
ходит вперед-назад
, то с вероятностью в 99 процентов —
стойка нуждается в замене
. Такой
способ
касается не только
передних стоек
, но также и
задних
, если такие имеются у автомобиля.

В том случае, если в нашем распоряжении имеется гараж

с
ямой
, то можно
проверить стойки стабилизатора
на
исправность
иначе. От
стойки
откручиваем
нижнюю гайку
, тем самым
освобождаем
деталь и как со
способом
выше,
тянем
элемент в
разные стороны
. Если
шарниры не оказывают
нам
упорного сопротивления
, при этом действия сопровождаются
стуком
с
люфтом
, то опять же с вероятностью в 100%!можно утверждать, что
стойка вышла из строя
. Вторую
стойку стабилизатора
можно
проверить без откручивания
крепежной гайки. Для этого,
не возвращая на место
уже частично снятую
первую деталь
,
раскачиваем
автомобиль
держась
за
стабилизатор
и
прислушиваемся
к
появлению
возможных
звуков
со стороны
стойки
. Если
стук
при
раскачивании
имеется, то собираемся и идем в автомагазин за
комплектом стоек стабилизатора
.

Также при помощи ямы

можно использовать еще один
способ проверки стоек стабилизатора
. Правда для него понадобится помощь друга, который будет
раскачивать
автомобиль, а мы тем самым спустимся в яму под
днище кузова
в районе
передней подвески
. Чтобы
установить состояние стоек
, необходимо
приложить
несколько пальцев к
шарниру
во время
горизонтального раскачивания
машины. В том случае, если
стойка
нуждается в
замене
, то рука со стороны
шарнира
почувствует
вибрацию
, которые ни с чем не попутаешь.

Таким образом, когда мы представляем, какие задачи

выполняют и
для чего нужны стойки стабилизатора
, то навряд ли будем
игнорировать подозрительные звуки
доносящиеся с их стороны во время движения. Ведь
стойки стабилизатора
— это прежде всего
безопасность
во время
движения
, так как они
напрямую влияют
на
управляемость
транспортного средства.

Более подробно

Во время прохождения поворота благодаря физике кузов смещается относительно оси поворота, пытаясь слететь с него. То есть, внешние колеса пытаются выскользнуть, когда внутренние приподнимаются, теряя сцепление.

Стабилизатор в этом случае сжатой подвеской внешнего колеса сжимает тягу, которая скручиваясь тянет вниз другой конец балки. Тем самым внутреннее колесо начинает притягиваться к земле. В итоге нагрузка перераспределяется, а машина выравнивается относительно плоскости асфальта.

Устройство стабилизатора

Оно имеет П-образную форму с левым и правым плечом, которые крепятся к тягам, а они в свою очередь соединены со стойками амортизатора.

Полный комплект:

  • основная стальная труба;
  • тяги;
  • крепления;
  • втулки.

Центральный стержень – упругая распорка из пружинной стали, которая чаще всего не ровной формы, так как мешают остальные элементы подвески.

Стойки обеспечивают подвижность, чтобы центральный стержень опускался и поднимался. Стойки представляют собой стержень с шарнирными элементами на концах, защищенные пыльником. Именно им приходятся основная нагрузка в поворотах, поэтому чаще приходится заменять тяги стабилизатора, а не весь механизм.

В среднем тяги ходят 30 тысяч километров, несмотря на материал. Да, чаще всего стойки металлические, но иногда используется прочный пластик, например, в Chevrolet Cruze. Надежностью они особо не уступают.

Лучшие премиальные стойки стабилизатора

Эту категорию заполняют немецкие и американские производители. Их продукция наиболее качественная и с длительным ресурсом. Из-за надежности товаров многие концерны изначально договариваются об установке этих элементов еще на конвейере на выпускаемые автомобили.

TRW — один из самых дорогих брендов

Стойки этого немецкого производителя выпускаются к широкому модельному ряду европейских, корейских и японских автомобилей, среди которых BMW, VW, Toyota, Mazda.

Соединительные штанги имеют различную длину от 50 до 241 мм, что позволяет подобрать деталь к авто любого поколения и года выпуска. Изделия подходят к моделям как с правосторонним, так и левосторонним расположением руля.

Плюсы:

  • диаметр резьбы на шаровом пальце М10 обеспечивает прочное закрепление в подвеске;
  • цельновыточенные пальцы не имеют сварки, поэтому служат дольше и стойко переносят резкие рывки;
  • накладной пыльник плотно обжимает стержень, поэтому шаровое соединение лучше защищено от пыли, влаги и разрушения;
  • комплектуется самозатягивающимися гайками с шайбами.

Минусы:

  • стоимость от 1100 рублей;
  • на рынке присутствует много подделок;
  • не всегда можно найти деталь (только у официальных дилеров или у крупных поставщиков).

Lemforder — в лучших немецких традициях

Эти стойки стабилизатора лучшие по качеству, поскольку на их производстве действует серьезный контроль. Немецкий лидер отрасли развернул заводы по изготовлению не только в Европе. Сейчас продукцию Lemforder можно встретить со сборкой в Тайване, что тоже является оригиналом.

Плюсы:

  • аккуратное литье;
  • плавный ход шарового пальца;
  • в треугольнике сбоку стойки свидетельствует об оригинальности;
  • толщина соединительной штанги 10.13 мм, что свидетельствует о высокой прочности;
  • поставляются в картонных коробках, а внутри еще в полиэтилене, что защищает стойки от высыхания или попадания влаги;
  • в комплекте уже есть гайки;
  • палец снабжен защитным антикоррозийным покрытием;
  • задняя крышка полностью из металла и выпуклая, чтобы не собирать на себе воду;
  • внутри пальца есть шестигранник, чтобы удерживать его ключом;
  • мягкая резина пыльника.

Минусы:

  • нет уплотнительного кольца;
  • на коротких стойках штанги диаметром 8 мм;
  • стоимость от 1500 рублей;
  • иногда в упаковке могут быть стойки от CTR.

Разнообразные виды

По сути их два: обычный и активный. Активный часто применяется в современных спортивных автомобилях, его задача изменять жесткость в зависимости от различных условий. Есть несколько типов активных стабилизаторов:

  • с гидроцилиндрами;
  • с активным приводом;
  • с гидроцилиндрами вместо втулок.

Обычные тяги чаще всего расположены спереди, иногда встречаются на задней оси с несколько иной формой.

Еще существуют размыкающиеся стабилизаторы, которые физически разъединяются и перестают работать. Такой тип установлен на внедорожнике Jeep Wrangler, чтобы за пределами дороги сильно увеличит хода подвески и соответственно проходимость.

Признаки неисправности деталей

Мало понимать, что такое стойки стабилизатора, нужно еще вовремя обнаруживать их неисправность, ведь неработоспособные элементы отрицательно влияют на управляемость машины. Изношенность деталей можно определить по таким признакам:

  1. Корпус авто начинает сильнее крениться в поворотах.
  2. Становится заметно, что автомобиль описывает большую дугу при объезде препятствия.
  3. При интенсивном разгоне или резком торможении ощущается небольшой занос кузова.
  4. При резком вращении руля или проезде «лежачих полицейских» из передней части подвески доносится глухой стук.

Один из наиболее достоверных способов диагностики стоек – проведение «лосиного» теста

. Суть заключается в том, чтобы на скорости 40-50 км/ч обогнуть неожиданно появившееся препятствие – условного «лося». Нужно выбрать свободную от движения площадку и поставить в удобном месте пару пластиковых бутылок. Затем разогнаться до указанной скорости и попытаться резко их объехать.

Конструкция балки. Аналогичным образом работает антипрокат. Он соединяет оба рычага и перемещает его с одной стороны на другую. Это означает, что если левый поперечный рычаг поднимается во время поворота, правый рычаг также поднимается. В какой степени это движение перемещается, регулируется диаметром торсионной нити в стабилизирующей планке. Чем жестче это, тем сильнее перемещается сила.

Рекомендуем: Какое масло заливать в двигатель

Реальная роль анти-баров

Это, по сути, вызовет недостаточную поворачиваемость при управлении автомобилем, но это также приведет к очень естественному поведению автомобиля после его поворота. Это связано с увеличением зазора на дорогах, который остается на задних мостах. При движении медленно, стабилизирующая штанга приведет к правильной реакции движения рулевого колеса.

Если во время выполнения маневра передняя часть машины сильно кренится и «рыскает» в стороны, а от ходовой части слышен явственный стук, то стойки подлежат немедленной замене. В отдельных случаях автомобиль описывает настолько широкую дугу в процессе объезда, что может уйти в занос.

Однако это будет отличаться при проектировании автомобиля, предназначенного для поворота на более высоких скоростях. В таких случаях, например, на автомобилях с автоспортом, такое транспортное средство будет оснащено задним противоударным стержнем. Это увеличит движение передних колес «ускоряющегося» автомобиля во время поворота, когда перенос веса перемещает массу на задние колеса.

Как это все работает

Жесткость кузова автомобиля также играет важную роль в массовом движении, проводимом анти-барами. Он переносит баланс массы с передней части автомобиля на спину, а также наоборот. Это одна из причин, по которой дизайнеры автомобилей и специалисты по строительству стремятся создать более жесткие конструкции.

Удостовериться в том, что для замены нужны стойки стабилизатора, можно путем традиционного метода диагностики – раскачиванием деталей вручную. Для этого необходимо выполнить такие действия:

  1. Зафиксировать машину ручным тормозом.
  2. Повернуть передние колеса до упора, чтобы до правой или левой стойки можно было дотянуться рукой.
  3. Взяться за стержень возле шарового пальца и активно покачать его в разные стороны. Для верности стоит поддеть шарнир монтажной лопаткой, так обнаруживается люфт внутри втулки.

Если обнаружен заметный люфт, элемент нужно поменять

. По причине плохих дорог на территории стран постсоветского пространства стойки постоянно испытывают высокие нагрузки и редко служат больше 20 тыс. км. Благо, что детали эти недорогие и меняются довольно быстро. При желании поставить можно новые детали самостоятельно, имея обычный набор слесарных инструментов, домкрат и съемник для выпрессовки шаровых пальцев.

Изношенные стойки стабилизатора не препятствуют дальнейшему движению, а только ухудшают управляемость машиной. Даже выскочивший из втулки палец позволяет двигаться дальше своим ходом. Этим пользуются нерадивые автолюбители, не обращающие внимание на подозрительное поведение авто и стук подвески. Подобная езда опасна и на высокой скорости может привести к потере управления и ДТП с непредсказуемыми последствиями.

Недостатки и тюнинг

Недостатков практически нет, если не рассматривать внедорожник. Стабилизатор сильно уменьшает хода подвески, что крайне важно внедорожникам. Для решения таких проблем и существуют активные стабилизаторы. Легковые автомобили выигрывают по всем фронтам от такой конструкции.

Простой тюнинг – установить СПУ, если на вашем автомобиле он отсутствовал, плюсы от чего вы почувствуете сразу. Если вам приходит в голову мысль установить более толстый и жесткий стержень, то лучше передумать.

Из-за сильного сжатия жесткого стабилизатора вы превратите свою независимую подвеску в зависимую, тем самым полностью убив управляемость автомобиля. Производитель все посчитал за вас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]