Хочется больше крутых впечатлений, удобства эксплуатации, комфорта во время зимних приключений? Откройте для себя снегоходы! Чтобы техника не стала разочарованием, рассказываем, на что обратить внимание при покупке и как выбрать подходящую модель.
Когда почти целый год сидишь дома из-за пандемии и не можешь отправиться в путешествие, острых ощущений особенно не хватает. Наступила зима, и вам кажется, что до наступления лета о приключениях можно забыть? Как бы не так! Впереди морозные месяцы, а значит, грядет пора захватывающих снежных приключений. Почему бы не отправиться в путешествие на новеньком снегоходе? Некоторые модели обойдутся вам дешевле, чем путевка на двоих в жаркие страны, а удовольствия принесут в разы больше. Как выбрать снегоход, который не подведет, и какие они бывают, нам рассказали эксперты интернет-магазина снегоходов Globaldrive.
Виды снегоходов
Непосвященным может показаться, что все снегоходы одинаковые. На самом деле их существует пять разновидностей: транспортные (утилитарные или тяговые), туристические, горные, спортивные и кроссоверы. Зачем так много? Разные виды снегоходов имеют разные характеристики: меняется мощность, скорость, маневренность, проходимость, комфортность и, конечно, габариты. Согласитесь, пытаться установить рекорд скорости на транспортном снегоходе – сомнительная идея.
Транспортные снегоходы
идеально подходят для грузоперевозок. Главное их достоинство – проходимость – обеспечивают широкие и длинные гусеницы. Такие снегоходы без труда перевозят двух человек, а для комфортной поездки есть все необходимое: удобная спинка сиденья пассажира, зеркала заднего вида, вместительный багажник, куда легко поместится оборудование. Кроме того, этот вид снегоходов обычно оборудуется фаркопом.
Большое внимание комфорту и проходимости также уделяют при производстве туристических снегоходов
, ведь на них райдеры проводят не один час. Туристические снегоходы почти такие же мощные, как транспортные, но имеют большую скорость.
Снегоход PM Vector 551
Между тем для спортивных снегоходов
комфорт и проходимость вовсе не главное: большее значение имеют показатели скорости и вес. Такие приоритеты определяют комплектацию: мощный двигатель, энергоемкая подвеска, малый вес, узкие и короткие гусеницы, которые лучше всего подходят для передвижения по неглубокому снегу.
Горные снегоходы
во многом напоминают спортивные. У горных моделей также имеется мощный двигатель, их вес небольшой, благодаря чему эти снегоходы становятся очень маневренными. Гусеницы такие же узкие, но более длинные, чем у спортивных, – достигают четырех метров. Кроме того, они оснащены грунтозацепами, что позволяет серьезно увеличить сцепление с покрытием.
2. Устройство снегохода
Следует чуть подробнее остановиться на особенностях устройства снегохода. Современные модели делают преимущественно с одной задней гусеницей и двумя передними рулевыми лыжами. Такая опора позволяет добиться высокой устойчивости. В отличие от вариантов с двумя гусеницами и одной лыжей эти снегоходы более маневренные. У лыж, сделанных из прочного, легкого и эластичного пластика, есть ручка (благодаря ей можно повернуть лыжи в снегу или вытащить снегоход) и конек, который повышает управляемость и способен резать не только плотный снег, но и лед. Гусеницы представляют собой цельные ленты с грунтозацепами.
Двигатели для снегоходов бывают бензиновые, инжекторные, двух- или четырехтактные, обладающие жидкостным или воздушным охлаждением. Корпус снегохода зачастую выполнен из стали, прочных алюминиевых сплавов или стеклопластика. Другие важные составляющие каждого снегохода – трансмиссия и подвеска.
Все о снегоходах и все про снегоходы
Первые снегоходы с многокилометровых конвейерных линий на еще более многокилометровые снежные просторы переступили в середине шестидесятых годов прошлого века. И дало славное родовое древо снегоходной техники со временем пять ветвей.
Модели снегоходов
В зависимости от их технических характеристик и целей, на которые они ориентированы, все модели делятся на туристические, спортивные, горные, утилитарные и детские.
Спортивные снегоходы, верховное божество всех снегоходов, создано как будто специально для того, чтобы на огромной скорости рассекать ледяную озерную гладь или петлять на поворотах подготовленных трасс. Обычно не отягощенные электростартером и задним ходом, эти «снежики», как их ласково кличут владельцы, рассчитаны на одного ездока и способны ускориться до 200 км/ч и более.
Энергоемкая и жесткая подвеска этих моделей позволяет им пролетать неровности на внушительных скоростях и совершать прыжки. Ограничения в проходимости обусловлены короткой гусеницей – по рыхлому или глубокому снегу на них ездить не рекомендуется.
Габариты и вес туристических моделей значительно больше, чем у их спортивных родственников. Места на борту хватит и капитану снегоходного крейсера, и пассажиру. Комфорт на протяжении всего пути обеспечивают мягкие регулируемые сиденья с подогревом, а управляемость подкрепляется стандартной для этих моделей возможностью заднего хода, электростартером и мягкостью подвески.
Длинные, но узкие гусеницы «туриста» добавляют ему скорости, но накладывают серьезные ограничения на проходимость. Удел туристических снегоходов – хорошо укатанные трассы. Вытащить такую махину из снежного заточения бывает весьма сложно. Не искушенным скоростью и экстримом водителям и любителям семейного отдыха такой снежный конь подойдет лучше всего.
Самые «проходимые», специально созданные для передвижения по рельефной местности снегоходы, – горные. При стабильно высоких показателях управляемости и проходимости эти «снежики» довольно требовательны к мастерству водителя. По-настоящему горными и вездеходными они становятся только в руках опытного снегоходчика. Именно эти «снежики» дают возможность выплеснуть огромную порцию адреналина и получить максимальное количество незабываемых ощущений для любителей и ценителей экстрима. Причем в условиях нашего бескрайнего Севера горные снегоходы можно эксплуатировать большее количество времени, в отличие от других машин. Сезон катания начинается с начала ноября и заканчивается в конце апреля следующего года.
Твердо стоящие на своих широких гусеницах, утилитарные снегоходы окружены ореолом надежности и практичности. Идеальные равнинопроходцы, на английский манер именуемые вайдтраками, довезут куда надо не только вас, но и груз весом до 500 кг. Со скоростью дела обстоят чуть похуже — 120 км/ч для большинства вайдтраков верхний предел. Ранние модели утилитарников не могли похвастаться комфортабельностью «салона», современные же по комфорту вплотную приблизились к уровню туристических машин. Ко всем прочим достоинствам прибавим исключительную полезность вайдтраков в охотничьем и рыболовном промыслах – другого выбора тут просто не может быть.
Про детские все понятно без лишних слов — уменьшенная и ограниченная в скорости версия взрослого снегохода, на радость мажорному чаду, пребывающему в счастливом возрасте девяти-двенадцати лет.
Кстати, стартовая стоимость хорошего импортного снегохода – 300 тысяч рублей. Движение от этой суммы обычно возможно только вверх. Компромиссов немного: можно либо приобрести значительно уступающие в цене отечественные аналоги, либо поискать подержанного «иностранца».
Все о двигателях снегоходов
Бьющийся в каждом снегоходе мотодвигатель, можно вполне корректно сравнить с сердцем. Только вместо камер и желудочков в нем двух- или четырехтактная мощность. Четырехтактные двигатели специалисты считают более предпочтительными по ряду причин: у них повышен моторесурс, они «едят» значительно меньше бензина, менее шумливы и, к тому же, избавлены от распространенной болезни, поражающей их двухтактных собратьев – частого выхода из строя свечей зажигания.
От единственной серьезной проблемы четырехтактных двигателей (вероятности перегрева) должна защищать система охлаждения. Если система охлаждения не справляется (такое может быть в результате длительной езды по сухой дороге или по льду), то в самых «умных» моделях снегоходов двигатель отключается автоматически, во избежание износа. В чуть менее смышленых «снежиках» на такой случай предусмотрена предупредительная лампочка.
На заметку экономным водителям: одни из наиболее экономичных четырехтактных двигателей современности, Suzuki в зависимости от скорости движения на одном баке (60 литров бензина) позволяют покрывать расстояние в 450, а то и в 500 км.
Совет: Проводить предпродажный осмотр снегохода лучше, заручившись поддержкой матерого снегоходного спеца, дабы он проверил все важные узлы машины на пригодность к дальнейшей эксплуатации в условиях суровой сибирской зимы.
Все о правах и экипировке
Объезжать дикого скакуна – опасное мероприятие. Укротить скакуна снежного значительно проще. Ковбойскую шляпу и сапоги со шпорами легко заменяют права моториста-тракториста категории А. Получить их можно в специализированных школах, нацеленных на обучение всех желающих старше 18 лет вождению снегоходов, квадроциклов и прочей родственной техники.
Заполучившим заветную корочку, прежде чем седлать снегоход, рекомендуется серьезно обдумать экипировку. Защита жизненно необходима — как от холода, так и от превратностей судьбы. Шлемы, защитные перчатки, куртки и мотоботы, костюмы – все эти элементы не только защищают от коварных ветров и случайных падений, но и превращают восседающего на снегоходном скакуне в закованного в футуристическую броню рыцаря и добавляют мероприятию романтики и шарма. Стоят, правда, недешево, но что-то подсказывает, что потенциальные покупатели за ценой не постоят.
Мощность двигателя
Этот параметр не всегда указывают в характеристике, ограничиваясь объемом двигателя. В подобном случае стоит помнить, что рабочий объем большинства двигателей – минимум 550 кубических сантиметров. В остальном они делятся на два типа: двухтактные и четырехтактные. Первый вариант подходит для утилитарных снегоходов (их легко ремонтировать) и горных моделей (двухтактные двигатели сравнительно легкие). Четырехтактные двигатели обеспечивают лучшие ходовые качества и могут похвастаться превосходными экологическими характеристиками.
Вес снегохода
Впервые решили сесть за руль снегохода? Выбирайте легкие и маневренные горные или спортивные модели, чтобы получить больше эмоций и развить приличную скорость. Если такой снегоход и застрянет, вернуть его на трассу не составит большого труда даже в одиночку. Тяжелыми туристическими и утилитарными снегоходами сложнее управлять, особенно на поворотах. К тому же из-за того, что они развивают сравнительно небольшую скорость, вы рискуете разочароваться в своем транспортном средстве после первой же поездки на нем. Тяжелые модели зимней техники подойдут любителям размеренных заездов на длинные дистанции. Если все-таки сомневаетесь в выборе, записывайтесь на тест-драйв у дилера.
Устройство снегохода
Следует чуть подробнее остановиться на особенностях устройства снегохода. Современные модели делают преимущественно с одной задней гусеницей и двумя передними рулевыми лыжами. Такая опора позволяет добиться высокой устойчивости. В отличие от вариантов с двумя гусеницами и одной лыжей эти снегоходы более маневренные. У лыж, сделанных из прочного, легкого и эластичного пластика, есть ручка (благодаря ей можно повернуть лыжи в снегу или вытащить снегоход) и конек, который повышает управляемость и способен резать не только плотный снег, но и лед. Гусеницы представляют собой цельные ленты с грунтозацепами.
Двигатели для снегоходов бывают бензиновые, инжекторные, двух- или четырехтактные, обладающие жидкостным или воздушным охлаждением. Корпус снегохода зачастую выполнен из стали, прочных алюминиевых сплавов или стеклопластика. Другие важные составляющие каждого снегохода – трансмиссия и подвеска.
Цена снегохода
Ценовой разбег у снегоходов впечатляет: можно найти экземпляры дешевле ста тысяч рублей (это будут «вторые руки» и достаточно сомнительное качество), а можно и за пару миллионов. Новичкам бросаться в крайности не стоит – лучше выбрать что-то среднее. С одной стороны, так вы точно не будете сожалеть о потраченных деньгах, с другой – получите комфортную езду за вполне вменяемую сумму. Даже если вы вдруг обнаружите, что снегоходы – не ваша страсть, модели из среднего ценового сегмента всегда будет проще перепродать.
Перевозка и хранение
Понятно, что со снегоходом вы не можете поступить так же, как с машиной – сесть и тут же поехать. Даже если на улице зима понадобится подготовка и немного знаний. Самый оптимальный способ – воспользоваться услугами грузоперевозки: специалисты погрузят ваш транспорт в автомобильный прицеп или кузов пикапа – главное, обеспечить ему максимальную неподвижность. Правда, такой вариант подойдет небольшим и легким моделям. В пикапах снегоходы ставят на специальную платформу в кузове, а в микроавтобусах и «газелях» достаточно просто разместить и закрепить. Если вы планируете регулярно вывозить снегоход к месту катания за город, то лучше купить подходящий прицеп. Поскольку у снегоходов вместо колес гусеницы и лыжи, позаботьтесь о том, чтобы у вас были приспособления с надежным захватом гусениц: обычный пандус не подойдет.
В конце сезона нельзя будет просто поставить снегоход в гараж – ему нужна надежная консервация. Отключите аккумулятор, очистите от загрязнений и зарядите, чтобы не окислялись контакты и не разрушались свинцовые пластины. Покройте консервантом все элементы, которые могут подвергаться коррозии. В противном случае вариатор может выйти из строя, тросики и колодки начнут заедать, тормозные суппорты – подклинивать, а гусеничные катки и вовсе рискуют выйти из строя. Опорожните бензобак – бензин, оставшийся в нем надолго, потеряет легкие фракции, что ухудшит качество топлива и приведет к повышенным нагрузкам на двигатель. Двигатель, кстати, тоже нужно обработать консервантом, выкрутить свечи и залить консервант в камеру сгорания. Сделать это необходимо, чтобы первый запуск после консервации не произошел при масляном голодании, иначе ресурс двигателя резко снизится. Не забудьте смазать подвеску, если не хотите слушать скрипы в будущем сезоне. К слову, консервацию советуют проводить на прогретом двигателе: только так механизмы и узлы подвижны и не подвержены ржавчине.
Новый снегохо или б/у
С новыми снегоходами от дилера все понятно. В этом случае вам всегда грамотно расскажут об особенностях каждой модели, помогут определиться с выбором и покажут все подводные камни. Если же решите брать машину с рук, бывший хозяин вряд ли известит вас обо всех возможных недочетах. Чтобы не получить кота в мешке, первым делом оцените внешний вид снегохода. На внешних элементах кузова не должно быть вмятин или потертостей, а на рамах – трещин. Не забудьте о склизах и крепежных элементах. Также не останавливайте выбор на снегоходах, если на их гусеницах явно видны дефекты и повреждения: неразборные гусеницы вообще не подлежат ремонту, их придется менять целиком. Даже мелкий ремонт, скорее всего, не входит в ваши планы. Платить деньги за лишнюю головную боль – не наш метод.
Теперь о том, чего не увидеть невооруженным глазом. Берите компрессометр и проверяйте давление в цилиндрах двигателя – оно должно быть одинаковым (хотя бы приблизительно). Попросите продавца устроить тест-драйв и прислушайтесь к посторонним шумам – в идеале их быть не должно.
Затем следует обратить внимание на переднюю подвеску и вариатор. Нагрузка на них осуществляется постоянно (причем значительная), поэтому посмотрите на геометрию подвески и ее составные части. Если вы заметите на вариаторе темные полосы, потертости и трещины, это говорит только об одном: скоро его придется менять. Не забудьте заглянуть в коробку передач и убедиться, что масло и охлаждающая жидкость правильного цвета и находятся на нужном уровне.
Не стесняйтесь задавать продавцу вопросы. Спросите о том, как он ухаживал за снегоходом, консервировал ли его по окончании сезона, в каких условиях эксплуатировал. Помните, что у официальных дилеров обычно есть услуга полной диагностики – пользуйтесь этим.
Технические характеристики
Описание и технические характеристики Бурана-640:
Тип переднего подвесного механизма | Рессорный |
Тип задней подвески | Независимая |
Количество передних рессор | 1 |
Количество гусениц | 2 |
Механизм натяжения | Винтовой |
Модель коробки передач | Вариатор |
Число передач | 4 |
Реверс | Есть |
Тип тормозной системы | Дисковый |
Привод тормозов | Механический |
Система запуска силового агрегата | Ручная, электрический стартер |
Зажигание | Бесконтактное |
Система смазки | Совмещенная (бензин и масло) |
Количество мест | 2 |
Допустимая масса буксируемого груза | 250 кг |
Спидометр | Есть |
Подогрев рукояток | Есть |
Передняя фара | 55/60, галогенная |
Задняя фара | Светодиодная |
Ход поршневой части | 7 см |
Используемое топливо | Бензин АИ-92, АИ-76, АИ-80 |
Модель карбюратора | Mikuni |
Модель силового агрегата | РМЗ-640 |
Диаметр цилиндрических элементов | 7,6 см |
Тип системы охлаждения рабочей жидкости | Воздушная |
Международная экологическая норма | Евро-2 |
Объем бака для топливной жидкости | 28 л |
Габаритные данные
Габаритные размеры гусеницы Бурана АДЕ снегохода:
- длина — 2,87 м;
- ширина — 0,38 м;
- высота — 0,075 м.
Габариты транспортного средства: 2,7*0,91*1,33 м, вес — 285 кг.
Габариты ящиков
Буран 4ТД оснащен ящиками, размер которых равен 2,42*1,06*1,13 м.
Подвеска
Установлена эллиптическая рессорная передняя подвеска и независимый задний подвесной механизм, оснащенный сбалансированной пружиной.
Ход переднего и заднего механизма составляет 5 см. Количество передних рессор — 1.
Конструкция подвески снегохода включает в себя следующие элементы:
- корпус подшипника;
- наружная ступица;
- звездочка;
- ступица внутреннего типа;
- вал;
- крепежные болты и гайки;
- втулка;
- ролик;
- лыжа;
- осевое устройство;
- хомут;
- буфер;
- рулевая колонка;
- манжета;
- упорная шайба;
- звездочка ведомого типа цепной передачи;
- стопорное кольцо.
Узлы рессор прикрепляются к кронштейнам подошвы лыжи. Концы коренного листа должны быть застопорены при помощи шплинтов. Продольное перемещение рессор осуществляется за счет скольжения по бронзовому вкладышу переднего наконечника коренного листа.
Подшипники, шкворень и направляющая ось рукоятки должны быть обработаны специальной смазкой.
Движитель
На этом снегоходе установлен гусеничный движитель, оборудованный звездочками ведущего типа. Количество гусеничных механизмов — 2. Тип гусеничной ленты — армированная с пластиковыми стержнями, сделанная из резины и ткани. Механизм натяжения — винтовой, высота грунтозацепляющих устройств составляет 17,5 мм.
Движитель преобразует энергию силового агрегата через взаимодействие с окружающей средой. Тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент.
Большая площадь соприкосновения гусеничного ленточного устройства с почвой дает возможность обеспечить низкое давление на грунт и высокий уровень проходимости.
Устройство движителя включает в себя следующие механизмы:
- ведущее колесо;
- гусеницы;
- катки опорного типа;
- катки поддерживающего типа;
- механизм натяжения с ленивцами.
Такой механизм позволяет увеличить маневренность и продлить срок эксплуатации транспортного средства.
Трансмиссия
На этом снегоходе установлена трансмиссия в виде вариатора и коробки передач. Вариатор состоит из клиноременной передачи с автоматическим изменением рабочего диаметра ведущего вала гусеницы снегохода Буран.
Конструкция вариатора включает в себя:
- ведущий шкив, оснащенный центробежным регулирующим устройством;
- ведомый шкив, оборудованный муфтой кулачкового типа.
Коробка передач состоит из:
- картера;
- вала заднего хода;
- устройства переключения передач;
- натяжителя цепи.
Механизм переключения передач установлен на крышке корпуса и состоит из осевого устройства, вилки переключения, подпружиненного шарика, который входит в канавку оси. В крышку ввернута пробка с суфлирующим отверстием, сделанная из пластмассы.
Натяжитель расположен в нижней части корпуса. Натяжение регулируется при помощи поворота натяжного вала. Для проверки цепи в конструкции предусмотрено специальное смотровое кольцо.
Тормоза
Снегоход оборудован дисковыми тормозами с механическим приводом. Конструкция тормозной системы включает в себя следующие механизмы:
- главный тормозной блок цилиндров;
- усилитель вакуумного типа;
- устройство, регулирующее давление в заднем тормозном механизме;
- блок АБС;
- рабочие тормозные цилиндрические элементы;
- рабочие контуры.
Основной тормозной цилиндр преобразует тяговое усилие, которое передается от педали тормоза, в давление топливной жидкости в системе и распределяет его по всем рабочим контурам.
Для того чтобы увеличить силу, которая создает давление, необходим вакуумный гидравлический усилитель привода.
Регулирующее устройство снижает уровень давления в приводе тормозного устройства задних колесных элементов, что дает возможность увеличить эффективность торможения транспорта.
Контуры состоят из замкнутых трубопроводов, которые соединяют между собой главные цилиндры и колеса.
Эксплуатационные параметры
Обзор эксплуатационных параметров:
Запуск двигателя | Электрический стартер |
Максимальная скорость движения | 60 км/ч |
Система выпуска | Глушитель с резонатором |
Система впуска | Глушитель шума-впуска |
Масса | 285 кг |
Топливо | Бензин |
Базовая комплектация
В базовую комплектацию входят:
- стартер;
- передача реверсивного типа;
- подогрев рукояток;
- ветровое стекло;
- задний фаркоп;
- спидометр;
- одометр.
Светотехника
На данной модификации снегохода установлены фары-прожекторы модели 17.3711010. Они состоят из корпуса, ободка и оптического устройства. Лампа прикрепляется в оптическом механизме при помощи пружинной защелки. Есть 3 вывода, которые необходимы для подсоединения штекерного разъема. При помощи винтов можно регулировать фары в горизонтальном или вертикальном положении.
Задний фонарь находится на корпусе задней подвески, к которой он прикреплен при помощи двух винтов. Конструкция фонаря включает: основание, лампу, патрон, стекла.
На транспортном средстве есть 2 предохранительных устройства: 15 А и 30 А. Они предназначены для защиты электрической цепи системы зажигания и мотора.
Стоп-сигнал расположен на рукоятке рулевого механизма. Он включает лампу ручного тормоза снегохода при помощи замыкания контактов выключателя.
Двигатель
Двигатель снегохода Буран РМЗ-640 имеет следующие технические показатели:
Тип движка | Двухтактный, с кривошипной камерой |
Количество цилиндрических элементов | 2 |
Расположение цилиндров | Вертикальное |
Диаметр цилиндров | 7,6 см |
Ход поршневой части | 7 см |
Рабочий объем двигателя | 6,35 л |
Степень сжатия | 8,2 |
Наибольшая мощность мотора | 34 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 1300 об/мин |
Средний расход топливной жидкости | 4 л |
Тип топливного насоса | Диафрагменный |
Система зажигания | Бесконтактная |
Модель стартера | СТ362 |
Масса | 50 кг |
Номинальное напряжение | 12 В |
На некоторых моделях устанавливается двигатель Лифан для снегохода Буран. Технические показатели:
Мощность силового агрегата | 13 л. с. |
Система запуска | Ручная |
Средний расход бензина | 374 г/кВт*ч |
Наибольший крутящий момент | 2500 об/мин |
Редуктор | Нет |
Рабочий объем | 38,9 м³ |
Ход поршня | 6,4 см |
Диаметр цилиндров | 8,8 см |
Топливо | Бензин |
Зажигание | Бесконтактная система |