Не заводится ВАЗ 2109 стартер не крутит, что делать Распространение причины поломки, ремонт своими руками

Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2109 выполнен единым узлом. Искать плавкие вставки под бардачком или под рулем нет необходимости. Их там можно найти в редких модификациях или авто с полностью переделанной электросхемой. С завода панель монтировалась на салонной переборке моторного отсека со стороны водителя. Коробка щитка для модификации карбюратор и инжектор не отличается по внешнему виду. Главным различием в конструкции является год выпуска. До 1998 г (версия 17,3722) БП имел припаянные выводы и плавкие вставки. После обновления электрики (2114-3722010-60) стали монтироваться современные предохранители и реле.


В моделях 2109/21099 с конвейера нет модуля БУБД 21093 6512010 03. Блок монтируют на центральный замок и дорабатывают самостоятельно.

В салоне

Монтажник внутри машины отсутствует. Вместо привычного салонного модуля, здесь используются отдельные элементы и реле, разбросанные по всей машине. Их можно встретить везде, под приборкой, внутри дверей, на трубе коробки передач. Причиной подобного решения стала банальная экономия. Производитель посчитал, что устанавливать в машину отдельный модуль будет слишком «кашерно» и разбросал предохранители везде, где только можно.

Здесь монтируются элементы, отвечающие за цепи оборудования, не имеющего отношения к двигателю.

В моторном отсеке


Модуль представлен полным собранием плавких вставок и реле. Чтобы получить доступ к панели потребуется отщелкнуть пластиковые фиксаторы крышки и снять ее с креплений.
Внутри можно обнаружить две компоновки узлов – это зависит от года выпуска машины. Здесь внедрены все элементы, отвечающие за защиту основных силовых цепей автомобиля.

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

Реле полностью молчит

Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.

Распиновка блока предохранителей

Контактные фишки монтажника разделены на две части. Это обусловлено тем, что обилие клемм может усложнить обслуживание автомобиля. На рисунке выше изображены обе группы, где выводы обозначены так.

  1. Ш1-4 – подключение к модулю панели приборов.
  2. Ш5/6 – передний жгут проводки.
  3. Ш7/8 – левый брызговик (здесь смонтировано большое количество электроприборов).
  4. Ш9/10 – задняя часть приборов.
  5. Ш11 – присоединение коробки печки, системы отопления.

Провода подключаются одинаково, независимо от того, низкая панель установлена или высокая. Расположение фишек и разъемов всегда идентично.

Подключаем реле к стартеру

Итак, первым делом необходимо убедиться, есть ли у вас инструменты: АКБ, щуп и элемент системы запуска двигателя. Система запуска мотора состоит и функционирует благодаря следующим составляющим: АКБ, стартер, реле, провода, выключатели зажигания и система блокировки запуска.

Теперь давайте разберемся, что происходит, когда вы заводите машину. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, напряжение от АКБ проходит через стартер, потом происходит смещение реле, шестерня привода соединяется с маховиком, контакты замыкаются, и двигатель заводится.

Для того чтобы вы смогли отрегулировать систему, необходимо отключить провода обмотки напряжения от реле (вывод обозначен как «М»). Потом отключите АКБ (ту, что рассчитана на 12В), подсоедините ее с выводом «М» и «S» (такое обозначение вы также увидите на выводах). После проделанных вами действий произойдет смещение шестерни привода. Чтобы подсоединить реле к стартеру, нужно щупом сделать осмотр зазора между шестерней и упором. Если есть необходимость, можете сделать регулировку прокладки между реле и приводом, сняв или соответствующим образом установив её.

Схема блока предохранителей ВАЗ 2109


На фото выше указана схематичный разброс основного электрооборудования, актуальный для автомобилей до 1998 года. Ниже имеется полная таблица с описанием всех элементов.

НомерНазначение
1Резерв
2Повороты, аварийка, контролька сигнализации.
3Стопы, подсветка салона
4Подогрев заднего ветрового стекла, прикуриватель и дополнительная розетка
5Клаксон и кнопка его управления
6Резерв
7Привод вентилятора печки, радиатора, подсветка вещевого ящика, реле подогрева заднего стекла.
8/9Резерв
10/11Питание левой и правой стороны габаритов соответственно
12/13Правая и левая сторона головной оптики в режиме ближнего света
14/15Аналогично для дальнего режима освещения
16Поворотники и реле прерывателя аварийки, указатели уровня топлива, контрольки на приборной панели, выключатель очистителя ветрового стекла, лампа давления масла и температуры антифриза.

Также в блоке присутствует комплект реле.

НомерРасшифровка
1Очистители передней оптики
2Омыватель заднего стекла
3Лампы поворотов и световые сигналы
4Моторчик очистителя ветрового стекла
5Лампы освещения
6Подогрев стекла кормовой части машины
8/9Лампы головной оптики в режиме дальнего/ближнего света
11Вентилятор охлаждения силовой установки.
12Питание клаксона


В новой версии, актуальной для 2001, 2002 и 2003 года, расшифровка с описанием элементов выглядит так.

НомерРасшифровка
1-3Резерв
4Реле вентилятора, переключатели печки.
5Аварийка, повороты и их контрольные лампы.
6Переключатель лампы стопов, подсветка салона
7Подсветка номеров, габариты, бардачок, освещение приборки.
8Питание на клаксон и выключатель вентилятора радиатора.
9Левая сторона габаритов
10Правая сторона габаритов, противотуманки.
11Указатели поворотов и аварийки
12Прикуриватель, задняя розетка.
13/14Дальний свет головной оптики для правого и левого борта.
15/16Аналогично для режима ближнего света

Реле следует рассматривать отдельно.

Порядковый номерОписание
1Привод моторчика омывателя
2Поворотники и аварийка
3Работа дворников ветрового стекла
4Стопы и габаритные огни
5Дальний свет
6Омыватель фар головной оптики
7При наличии электроподъемников, отвечает за их работу.
8Звуковой сигнал
9Реле вентилятора системы охлаждения
11Обогрев заднего стекла
12Оптика в режиме ближнего света.

Предохранитель и реле стартера

Элементы пусковой установки двигателя специально вынесены вне монтажника. Это обосновано значительным уменьшением размера модуля и упрощением конструкции устройства. Предохранитель смонтирован на салонной переборке, рядом устанавливается соответствующее реле.

Если стартер щелкает, но не крутит, потребуется проверить втягивающее. Здесь без снятия модуля не обойтись. Чтобы проверить, потребуется его полная разборка и дефектовка.

Реле и предохранитель печки

Питание отопителя выполнено через элементы 7 и 4 для старой и новой версии авто. Далее напряжение идет на реле силовой магистрали. Они монтируются под приборной панелью со стороны водителя.

Предохранитель прикуривателя

Находится в разных местах, в зависимости от года машины. в стандартных комплектациях авто – это вставки 4 и 12.

Зажигание

Система проста. Здесь имеется главный привод зажигания, пропущенный через замок. Проводка идет на главное реле и оттуда на катушки.

Бензонасос

Предохранитель и реле топливного насоса понадобятся, если помпа не срабатывает. Плавкая вставка устанавливается под приборкой слева от рулевой рейки, реле находится возле насоса.

Повороты

В зависимости от года выпуска, предохранители лампочек и аварийки монтируются на позициях 2 и 5. Реле здесь есть. Они установлены под номерами 3 и 2. Питание зациклено на одной магистрали вместе с кнопкой включения.

Реле в системе используются с тремя контактами, что позволяет их найти в любом магазине.

Дворники

В старых версиях авто предохранитель очистителя ветрового стекла смонтирован под номером 16. Соответствующего реле в системе нет. Оно вынесено отдельно под приборную панель.

В новых версиях машины все наоборот. Плавкую вставку из монтажника убрали, а реле поставили на позицию 3.

Стеклоподъемники

В большинстве автомобилей электропакет не устанавливается. Если с завода подобный агрегат на машине есть, то предохранитель системы следует искать на позиции 7 подкапотного монтажного блока.

Зарядка

Регулируется специальным прибором, установленным под капотом на левом крыле автомобиля. Деталь врезана в силовую магистраль, проходящую от генератора к АКБ.

Предохранитель и реле генератора

Регулятор напряжения установки смонтирован внутри агрегата на обычном месте для отечественных автомобилей. Для доступа к аппарату потребуется разобрать его полностью.

Вентилятор

Привод включения и питания головного обдува системы охлаждения проведен через элемент и реле 7/11 для каждого прибора. После обновления бортовой сети в 1998 году, предохранитель вынесли на переборку, а реле смонтировано на позиции 9.

Стоп-сигнал

Если на автомобиле сохранена штатная проводка, искать предохранители необходимо на позициях 3 и 6 для старой и новой версии блока. Выключатель цепи устанавливается на педали тормоза – стандартно для всех модификаций АвтоВАЗа.

Стеклоочиститель

На первом поколении монтажника в наличии имеется только предохранитель 4, ответственный за работу моторчика омывателя лобового стекла. За питание стеклоомывателя здесь устанавливается вставка под приборной доской.


После обновления, здесь появился предохранитель дворников с регулировкой паузы №3. Также здесь имеется привод очистителя фар головной оптики — реле 6. Предохранитель включателя стеклоомывателя вынесен под приборную панель.

ВАЗ 2109: предохранитель центрального замка

На семействе 09/099 ЦЗ электронного типа не устанавливается с завода. При самостоятельном монтаже модуля пользователи могут запихнуть элемент куда угодно. Роль релюшки здесь также выполняет самостоятельно монтируемый адаптер.

Предохранитель аварийки ВАЗ 2109: где находится

В старом поколении до 1998 года элемент монтируется на позиции 2. В новой версии защитная вставка аварийной сигнализации устанавливается под номером 5.

Освещение салона на ВАЗ 2109

В первой модификации подсветка внутреннего пространства организована через вставку 3. После переделки панели предохранитель перенесли на позицию 6.

Ближний и дальний свет

Первая версия машины оборудована группой предохранителей под номерами 12/13 и 14/15. Ответственны за ближний и дальний свет оптики для левого и правого борта машины. Здесь есть комплект релюшек. Два элемента № 8/9 предназначены для защиты силовых цепей в режиме дальних и ближних огней.

После обновления и переделки модулей изготовитель разместил соответственные вставки на позициях 13/14 и 15/16. Релюшки здесь изменены. Выключатели устанавливаются на позициях 5 и 12.

Предохранитель подсветки приборов

Осветители панели в первом поколении установлены на позиции 16. После обновления системы освещение перенесено на предохранитель 7.

Подсветка номера

Аналогично выполнено освещение номерного знака. На семействе 09/99 лампы запитаны от предохранителей 11 и 7 для старой и новой версии.

Реле контроля исправности ламп

Смонтировано под приборкой. Так как устройство часто перегорает вместо него ставят перемычки и обматывают их изолентой.

Задний ход

Включатель монтируется в коробке передач. Здесь установлен нажимной датчик, он задействован в качестве предохранителя и реле.

Обогрев заднего стекла

В первом поколении подогрев защищен предохранителем 4. Здесь монтировано реле №6. После обновления вставку перенесли из модуля. Реле же изменила только свое расположение на панели. Сейчас это элемент №11.

Магнитола

Штатная акустическая система питается от индивидуального предохранителя, установленного под приборкой

Габариты

Питаются через предохранители 10/11 для правого и левого борта машины. Силовые магистрали прокинуты через реле, установленные под приборкой со стороны водителя.

В новой версии питание смонтировано через один предохранитель №7. Переключатели также вынесены отдельно.

Реле противотуманных фар

Бортовые ПТФ отсутствуют в заводской комплектации. При их дополнительной установке, пользователи монтируют элементы под приборкой у ног водителя. Здесь наиболее удобно обслуживать детали.

Термобиметаллический предохранитель

Деталь предназначена для защиты силовой магистрали авто и устанавливается под капотом машины. Его можно распознать на левом крыле возле аккумулятора.

Реле холостого хода

Появилось на автомобиле только в последние годы. Устройство монтируется на салонной переборке или на левом крыле, в зависимости от модификации машины. Если деталь постоянно перегорает, нужно проверить выводы ЭБУ на предмет колебаний напряжения и окисления контактов.

Реле ЭБУ

Модуль устанавливается на машине в районе крепления аккумуляторной батареи. Внешне – это черный коробок с подключенными к нему проводами.

Подогрев сидений

На большинстве автомобилей опции нет. Устройство монтировалось в отдельных экземплярах, и силовые магистрали там проведены под щитком. Здесь устанавливаются элементы защиты конструкции.

Тахометр

Присутствует на авто последних модификаций. Электронный датчик установлен на маховике, а его защита подключена к предохранителю, вынесенному под приборку.

Реле К4 ВАЗ 2109: за что отвечает

В автомобилях до 1998 года указанный элемент отвечает за питание привода моторчика очистителя. На последующих модификациях, деталь уже имеет иное значение. Здесь несет ответственность за работу габаритных огней и стоп-сигналов.

Предохранитель F4

Стандартный элемент есть в обеих версиях автомобиля. В первом варианте отвечает за линии подогрева заднего стекла, прикуривателя и печки. Во втором ответственен за реле вентилятора радиатора, регулятор режимов работы системы отопления.

Предохранитель F16

Последний в списке стандартных вставок для старой версии авто, отвечает за целый ряд оборудования:

  • поворотники и реле прерывателя аварийки;
  • указатели уровня топлива;
  • контрольки на приборной панели;
  • выключатель очистителя ветрового стекла;
  • лампа давления масла и температуры антифриза.

В более современной версии авто на предохранитель возложено гораздо меньше функций. Здесь вставка отвечает только за работу правой фары оптики в режиме ближнего света.

Предохранители F17, F20

Указанные элементы присутствуют только в модификации машины – ВАЗ 21099. Обычно они не запитаны и представляют резерв для подключения дополнительного оборудования.

Реле 3761 ВАЗ 2109: для чего

Предназначена для защиты системы экономайзера принудительного холостого хода. Простое реле устанавливается на штатное крепление возле салонной переборки.

Американки на ВАЗ 2109 через реле

Устанавливают для совмещения поворотников и габаритных огней. Для этого потребуется найти несколько деталей и выполнить определенную процедуру. Список необходимого:

  • два полупроводниковых диода типа IN5819;
  • пара конденсаторов на 4700 мф/25В каждый;
  • 5 контактные реле и колодки к ним;
  • несколько метров проводов;
  • термоусадка нужного размера;
  • клеммные колодки мама-папа в количестве 10 пар.

Также потребуется набор для пайки и стандартные инструменты для разборки устройства.

Процедура изготовления. Чтобы не резать заводскую проводку лишний раз, потребуется спаять несколько переходников. Это позволит быстро вернуть все на место в случае крайней необходимости. Процесс по шагам выглядит так.

  1. Нужно изучить схему, по которой устройство наиболее просто подключить.

  1. Изготовьте переходники под другие фишки – это даст возможность врезать узел в бортовую цепь без повреждения проводки.

  1. Указанные переходники установите на контакты 85 и 88. Штатные клеммы следует надеть на получившийся тройник.
  2. Для понимания процесса ниже приведен переделанный механизм, который нужно подключить в бортовую цепь.

Демонтаж и замена

Если у вас вышло из строя то или иное оборудование, необходимо первым делом проверить состояние предохранителя, отвечающего за него.

На практике снять и удалить непригодный более предохранитель или реле не сложно. Для этого вам нужно:

  • Поднять капот и отключить минус от аккумуляторной батареи. Поскольку вы работаете с блоком предохранителей, отвечающим за электрооборудование, под напряжением автомобиль в этот момент быть не должен;
  • Отыскать монтажный блок. Располагается он в подкапотном пространстве напротив места водителя прямо под лобовым стеклом. Сверху блок закрыт пластиковой крышкой. Чтобы ее снять, просто отожмите фиксаторы по бокам;
  • Снять крышку и посмотреть на обратную ее сторону. Там нанесена электросхема, где обозначено место расположения того или иного предохранителя, реле. Просто найдите тот элемент, который отвечает за вышедшее из строя оборудование согласно таблицам, приведенным выше;
  • Удалите предохранитель. Во всех монтажных блоках предусмотрено наличие специальных щипцов. Вручную удалять предохранители не рекомендуется. Реле удаляются небольшими покачиваниями вверх и вниз;
  • Замените вышедший из строя компонент.

Похожие статьи


  • Стартер крутит в холостую: возможные причины, методы решения проблемы и советы специалистов

Выход из строя предохранителя определяется по расплавленной нити. Это плавкие элементы, которые плавятся и замыкают контакты, не позволяя оборудованию пострадать от чрезмерного напряжения.

Все, осталось только заменить элемент блока предохранителей, закрыть крышку, вернуть на место клемму от аккумулятора и проверить работоспособность оборудования.

Загрузка …

Причины преждевременного выхода из строя предохранителей

Можно выделить факторы.

  1. Попадание влаги на электроконтакты. Это может спровоцировать замыкание и скачок напряжения.
  2. Повреждение бортовой проводки или обслуживаемых механизмов. В подобных случаях происходят резкие скачки и колебания напряжения в участке проводки. В результате, предохранитель перегорает.
  3. Установка плавкого элемента слишком низкого номинала. Некоторые пользователи по ошибке могут пихнуть слишком слабый предохран в нагруженную цепь. После активации прибора вставка сразу откажет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]