Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой схема


Регулировка паузы дворников на автомобилях Лада [+видео]

Подробности Категория: Ремонт Опубликовано 11.04.2021
На многих иномарках доступна регулируемая пауза стеклоочистителя. На автомобилях Лада иногда устанавливается датчик дождя, но только в дорогих комплектациях. Между тем, на большинство отечественных автомобилей подобную функцию несложно сделать самому, потратив буквально 200 рублей.

Для этого нам понадобится приобрести реле стеклоочистителя с регулируемой паузой. Например, для автомобилей Лада Калина, Приора, ВАЗ-2109, ВАЗ-2114, ИЖ-2126 для этого подойдет реле 723.3777-01 или 54.3777. Стоит оно порядка 200 рублей.

Устанавливается реле стеклоочистителя с регулируемой паузой в штатное место в монтажном блоке, вместо стандартного реле стеклоочистителя. Для этого открываем крышку монтажного блока, извлекаем старое реле, на его место устанавливаем реле стеклоочистителя с регулируемой паузой.

Регулировка паузы осуществляется следующим образом. Нужно установить переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим» — установится стандартная пауза работы стеклоочистителя, 5 секунд между взмахами щёток.

Для изменения паузы нужно выключить дворники и, выдержав требуемую паузу, включить «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.

Например, если нам нужна пауза между взмахами 10 секунд, нужно включить дворники в прерывистый режим, затем выключить их, через 10 секунд включить обратно прерывистый режим. Все, теперь дворники будут автоматически включаться каждые 10 секунд.

Преимущества реле стеклоочистителя с регулируемой паузой перед стандартным:

  • диапазон изменения паузы от 1 до 70 секунд;
  • ход щёток при подаче воды начинается с задержкой в 0,5 секунды, что позволяет накопить достаточное количество воды на лобовом стекле до первого взмаха щёток и избежать трения по сухому стеклу;
  • если кратковременно включить подачу воды на стекло, дворники делают 3 взмаха (со стандартным реле — 4 взмаха, последний обычно идет уже по сухому стеклу и царапает его), если удерживать подачу воды, дворники делают 4 взмаха;
  • если включить омыватель буквально на пол-секунды, дворники делают только 2 взмаха.

К данной функции привыкаешь буквально сразу — непонятно, почему «АВТОВАЗ» не ставит такие реле сразу с завода.

«Нива Тюнинг 24/7» — ценит каждого клиента

Маст Хев (а по-русски — должен иметь каждый автовладелец)! Удобная вещь, ставится вместо штатного реле, никаких доработок.

Экономит время и нервы. Чистое стекло от воды — по Своим Правилам! Снижает Износ щеток. Уменьшает риск получения на ветровом стекле характерных следов «Шлифовки».

Описание

Пауза изменяется в диапазоне от 1 до 70 секунд и определяется водителем по степени загрязнения ветрового стекла автомобиля.

Не нужно менять электрическую проводку или вносить дополнения в переднюю панель автомобиля для того, чтобы «научить» Вашу машину регулировать паузу стеклоочистителя.

Каждое изделие снабжено подробной инструкцией по установке и использованию.

При его приобретении нет необходимости обращаться в мастерскую для установки. Воспользоваться новыми возможностями реле сможет любой автолюбитель!

Установка прерывателя стеклоочистителя

Отсоедините жгут проводов от подрулевого переключателя стеклоочистителя, разомкнув 6-ти контактный разъем, который находится за панелью приборов или внутри кожуха рулевой колонки.

Подсоедините реле в образовавшийся разрыв жгута, используя 6-ти контактные колодки реле.

Используя клипсу для быстрого соединения, подсоедините свободный проводник реле к проводнику, соединяющему подрулевой переключатель с мотором омывателя. Это один из проводников 2-х контактной колодки подрулевого переключателя, потенциал которого при включении омывателя изменяется с +12 В на 0 В или наоборот (в зависимости от конкретной марки автомобиля).

Используя отверстие в корпусе, закрепите реле на автомобиле. Реле готово к работе.

РЕГУЛИРОВКА ПАУЗЫ

Переведите переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим» – установится стандартная пауза работы стеклоочистителя (примерно 4 секунды между взмахами щеток).

Для изменения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.

Паузу можно уменьшить. Для этого выдержите требуемый интервал времени в положении «Прерывистый режим», затем переведите переключатель в положение «Непрерывный режим» и в течение первого взмаха щеток обратно – в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.

При омывании стекла щетки делают 2-4 взмаха после выключения омывателя (большее количество взмахов соответствует более длительной работе омывателя).

Паузу можно изменить в любое время, повторив шаг 2 или 3.

Доработка реле управления стеклоочистителем.

Не скажу «за все машины» концерна VAG, а на VW реле управления стеклоочистителем бывает 2-х видов. У одних на торце написан номер «19», а у других — «99». Те, которые «99» — ну очччень крутые! Позволяют в прерывистом режиме работы стеклоочистителя регулировать паузу между ходами щеток от 6 до 20 секунд. Но их нет. То есть есть, но мало и задорого. А вот реле «19» — их много и задешево, но пауза у них есть величина неизменная. 6 секунд.

Однако есть способы несколько устранить дискомфорт в душе обладателя машины с низкопробным реле. Самый простой — купить таки реле «99» и воткнуть вместо «19». Оно подойдет без каких-либо переделок. Но ведь тогда машина не поймет, как нежно Вы ее любите и на что Вы ради нее готовы.

Поэтому можно взять в руки паяльник, отвертку, нож или скальпель, рассыпать по столу кучку радиодеталей, карандашей, ластиков и листиков бумаги и с помощью всего этого барахла придать реле за номером «19» более дружественный интерфейс.

Мы научим его любить новую Родину (в лице хозяина автомобиля), а заодно и лелеять лобовое стекло! Да так, как это не под силу даже навороченному реле «99». Дело в том, что немцы не додумались сделать достаточной паузы между моментом включением насоса омывателя стекла и моментом включения стеклоочистителя. Поэтому щетки начинают тереть по сухому стеклу. Что из-за этого бывает — Вы знаете. Стекло царапается, щетки портятся, грязь плохо смывается. Но все это поправимо…

Что мы будем поправлять?

Реле, естественно. Но до того как мы примемся сдирать с него крышку я хочу поблагодарить HarryGolf (Александр Пономарев,) за идею, опубликованную в конференции (https://www.auto.ru/wwwboards/vw/0544/171322.shtml). А позже, в переписке, он дал еще одну отличную идею — добавить задержку заднему стеклоочистителю (загляните на мою страничку весной — к тому времени, глядишь, доработаю и все опишу. А там и стеклоочиститель оттает…). Итак, вынимаем реле «19» из панели предохранителей. Смотрим, что на нем написано.

Если на нем написано «321 955 531А, SIEMENS, 5WK166», то все совсем хорошо. Я переделывал именно такое реле и все, что написано дальше есть прямое руководство к действию (с одной оговоркой). Если там что-нибудь другое, то нижеизложенное следует воспринимать как концепцию, то есть подход к процессу доработки от Вас потребуется более творческий.

Обещанная оговорка: я не ручаюсь за фирму SIEMENS, которая может (не предупредив ни меня, ни Вас!) внести изменения в схему реле и ничего не поменять в надписях на крышке.

Основные основы.

«Нет ничего практичнее хорошей теории!» (Нильс Бор)

Ничего необычного под крышкой реле Вы не встретите. Надо будет найти и подрихтовать две времязадающие цепочки. Первая (назовем ее «цепью паузы» или «паузой») — задержка включения стеклоочистителя в прерывистом (intermittent) режиме работы стеклоочистителя и вторая (давайте звать ее «цепью задержки» или просто «задержкой») — задержка включения стеклоочистителя при включении омывателя. Задача по силам даже начинающему посетителю кружка «Умелые руки».

Практически со 100% уверенностью могу сказать, что цепь паузы обязательно включает в себя самый большой (и по номиналу, и по габаритам) конденсатор внутри реле. Цепь задержки — его ближайшего заместителя. Да, скорее всего, в реле и будет всего два конденсатора, вряд ли больше. Еще про цепь задержки можно сказать, что она начнется от контакта (узкий контакт в углу реле) с обозначением I (хотя его следовало бы маркировать как J; на схемах VW разъемы цепи омывателя и задержки имеют в обозначении именно букву J!), далее будет резистор, ограничивающий ток заряда конденсатора (то есть этот резистор будет определять интересующее нас время задержки между включением насоса и началом работы стеклоочистителя; на моей схеме обозначен R10), собственно конденсатор (если конструктор был психически нормальный человек — то другой вывод конденсатора пойдет на массу; на моей схеме обозначен С1) и резистор, ограничивающий ток разряда (он определяет, сколько рабочих ходов сделает стеклоочиститель после выключения омывателя; на моей схеме обозначен R8). Вот и вся цепочка. После подачи напряжения на насос омывателя С1 заряжается через R10. Через некоторое время напряжение на нем становится достаточным для открывания транзистора V4. Транзистор открывается, щетки стеклоочистителя начинают двигаться в непрерывном режиме. Зарядка конденсатора C1 продолжается, пока не снято питание с насоса. После снятия питания насоса C1 разряжается через R8 и эмиттерный переход V4. Пока напряжение на конденсаторе не снизится до значения, при котором V4 закроется, стеклоочиститель будет продолжать работать.

Чтобы совсем уж покончить с идеологией надо еще пару слов сказать о цепи паузы. Так я скажу, что описание, сделанное HarryGolf, совершенно не подходило к цепи паузы в моем реле. В свою очередь, если мое описание не подойдет «как родное» к Вашему реле — будьте бдительны. И еще скажу, что схема стеклоочистителя, имеющаяся в описании WV Passat B3/B4 издательства TechnoBook неверна! На самом деле контактная группа в редукторе стеклоочистителя имеет ТРИ контакта, а не два. Так что будьте бдительны еще раз, еще много-много раз…

Что делать, прежде чем делать?

Содрать крышку с реле. Задача несложная. Далее прикидываем, насколько то, что обнажилось пред нашим взором соответствует тому, что было у меня.

Что было у меня? А вот что:

Все обозначения на схеме реле соответствуют обозначениям на плате реле. Обозначения, в которых я не уверен (рассмотреть их обозначения на плате мешали элементы конструкции) обозначены символом * (например, R6*). Схема бортовой сети показана условно, так, чтобы было понятно кто, что, когда и куда включает. Обозначения контактов в разъемах T4, T5 и разъема реле соответствуют схемам VW. Обозначения подрулевого переключателя и реле стеклоочистителя (E22 и J31) тоже соответствуют схемам и спецификациям VW. Контакты концевого выключателя в редукторе стеклоочистителя показаны в положении остановленного двигателя (или, иными словами, щетки вернулись вниз, на место, и мотор стеклоочистителя остановился). SW1 — выключатель омывателя (цепи питания насоса не показаны), SW2 — выключатель прерывистого режима работы. SW1 и SW2 независимы и SW1 имеет, так сказать, приоритет: независимо от состояния SW2 при включении SW1 стекло будет обрызгано и щетки будут работать так, как я описал выше. А когда SW1 будет выключен и процесс омывания/очистки будет завершен, схема будет работать в соответствии с положением SW2.

Что сделано и зачем.

Увеличен номинал резистора R10. Теперь он составляет 22 кОм. Мне так нравится. Вы можете временно впаять вместо R10 соединенные последовательно постоянный резистор на 15 кОм и подстроечник (или переменник) на 15 или 20 кОм. Подберите устраивающую Вас задержку (я ездил дня 4, пробуя разные варианты) и замените временную цепь постоянным резистором с ближайшим номиналом. Или оставьте на месте, на случай если вкусы поменяются, подстроечник (переменник? С красивой ручкой? На торпеде? Да Вы маньяк похлеще меня!). Только творчески закрепите этот подстроечник, чтобы он не болтался. Я, признаться, собирался так сделать… Взять многооборотный подстроечник (скажем, СП5-1А), закрепить его на напаянных стойках или на «холодной сварке» шлицом к водителю… В крышке реле напротив его шлица дырочку просверлить… Но я вовремя одумался!

Будьте готовы к тому, что количество рабочих ходов щеток после отключения омывателя уменьшится (конденсатор C1 теперь заряжается дольше и может не успеть зарядиться полностью за то время, что работает омыватель). Если Вас это не устраивает, увеличьте сопротивление резистора R8 — тогда он будет дольше разряжаться.

Теперь про паузу. Сначала надо отключить имеющийся резистор R7*. Он находится под реле, и выпаять его — проблематично. Или лениво. Да и не за чем. Проще перерезать дорожку. Ножом вырезаем из нее кусочек длинной в миллиметр. Больше не надо. Вместо R7* будут работать R7′ и R7». R7′, постоянный резистор номиналом в 20 кОм (можно в 10 кОм, но, по-моему, этого маловато) ограничивает минимальное значение паузы (мне нравится порядка 3-х или 4-х секунд; иначе проще включить непрерывный режим работы), а переменный резистор R7» будет определять максимальное значение паузы. У меня в качестве R7» стоит переменный резистор на 100 кОм.

Конструктивно регулятор паузы выполнен так: к контактным площадкам R7* припаяны два провода МГТФ, которые выведены из-под крышки реле (сделаны два маленьких пропила: в плате с деталями и в крышке) к разъему («мама», 2 контакта), укрепленному изолентой на крышке реле, на ее нижней, ближней к полу машины, стороне. Одна из заглушек на торпеде (рядом с выключателем обогревателя заднего стекла и выключателем противотуманных фар) снята и в нее врезан переменный резистор R7». К его выводам припаян R7′. От этих резисторов идут короткие провода к разъему («папа», 2 контакта), укрепленному на R7». Это позволяет в случае необходимости снять заглушку с резисторами как обычный выключатель. От резисторов до реле проложен провод с разъемами, с одной стороны (возле реле) он кончается «папой», а с другой стороны (возле резисторов) — «мамой».

Подробнее про детали.

Резисторы R7′ и R10′ имеют мощность 0,25 Вт. Тип — любой.

Резистор R7» можно взять любого типа. Но, если Вы — ценитель, рекомендую взять его с логарифмической (группы B, (лат. регистр)) зависимостью. Тогда вначале пауза будет увеличиваться медленно, а потом — быстро. А если Вы — ценитель с возможностями, то советую заглянуть, скажем, в «Чип и Дип» и поразмыслить над имеющимся выбором.

Резистор можно взять движковый, типа SL-20V1-A100K. Длина корпуса у них — 34 мм. В стандартной заглушке нужно только прорезать щель под движок (там расстояние между боковыми стенками 33 мм плюс чуть-чуть; этот резистор в заглушку влезает и защелкивается так, как будто всю жизнь там стоял). И подобрать для него понтовую ручку. Ручку, видимо, придется крепить с клеем, потому, что стенка заглушки толстая, а высота движка — маленькая. Ну и не страшно. Но резисторы этого типа бывают только с линейной (группы А) зависимостью. Достоинства: крепление несложное, вид приятный.

Еще вариант: взять резистор типа R12-N2, подобрать под него ручку или изготовить ручку самостоятельно. Достоинства: они бывают типа B; регулятор можно сделать в истинно VW духе, так, как сделаны регулятор яркости панели приборов или корректор фар. Может быть, даже получится взять ручку регулятора яркости (немного доработав). От корректора фар и не пробуйте — конструкция у него весьма специфическая, резистор воткнуть некуда. Угол поворота ограничен). Закрепить резистор такого типа можно на текстолитовом (например) переходнике, приклеенном к заглушке.

И еще вариант: взять резистор типа R17-N1-B и тоже с понтовой ручкой. Достоинства: легкость крепления. У меня реализован именно он. На машине в торпеде (рядом с переключателями обогрева заднего стекла и задней противотуманки) стояла свободная заглушка, да вдобавок в ней кто-то когда-то зачем-то провертел дырку диаметром 18 мм. Да еще не по центру. Я долго эстетически страдал и думал — зачем? А оказалось, что 18 мм — это то, что надо. В эту дырку прекрасно утопились гайка резистора и излишняя высота его втулки! Я только вырезал и вклеил подходящую (21мм х 24мм) панельку из подходящей пластмассы. Отверстие для резистора имеет диаметр 7 мм. Оставшееся сбоку место можно использовать для какого-нибудь светодиодного индикатора или, если угодно, «маячка» для поиска ручки регулировки паузы в темноте. А сама ручка мне попалась диаметром как раз с заглушку. Дырки не видно. Есть еще одна ручка, еще большего диаметра. Крутить будет удобнее, но габариты узла будут… Мммм… Нестильные…

Подробнее про все эти резисторы можно узнать на сайте магазина «Чип и Дип», https://www.chip-dip.ru/shop/showgroup.xtml?gid=10702. Учтите еще, что допуск на перечисленные переменные резисторы +/- 10%. И нам бы с Вами лучше, чтобы в «+» (а вот мне попался в минус…). Так что в «Чип и Дип» отправляйтесь с тестером. Или там у них попросите. Возьмите у продавца пяток-десяток резисторов и промеряйте. Не стесняйтесь, клиент всегда прав!

Еще про детали: разъемы я сделал из купленных в Чипе же и Дипе же разъемов PLD и PBS. Строго говоря, они предназначены для впайки в печатные платы. PLD — это «гребенка» из многих пар штырей. Пары неплохо отделяются ножом, только не убейте стол — пластмасса хрупкая. Отрезанные пары улететь норовят — опять же, из-за хрупкости пластмассы. Гнезда PBS имеют шаг как на PLD и бывают на одну, две и т.д. пары контактов. Вот я и купил 18-ти контактный PLD и два двухконтактных PBS.

Тоже про детали: если Вам потребуется углубленное изучение своего реле, то Вам может сильно пригодиться программа определения номиналов резисторов по нанесенной на них цветовой маркировке. Эту программу можно взять здесь: https://remont.nm.ru/soft/resist.zip.

Чего в этом супе не хватает.

Подсветки.

И зависимости величины паузы от скорости движения машины. Сделаете — расскажите как сделали!

Вместо заключения.

— Хочешь критиковать? Похвали сперва! (Охотник из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Все вопросы, замечания и пожелания присылайте мне. Я очень старался не нарушать ничьих копирайтов. Ну, разве что цитату из «Обыкновенного чуда» переврал – не помню дословно, сорри.

Ежели Вы мое творение перепечатывать соберетесь – сделайте упоминание меня. Или моей странички. Мне приятно будет…

С уважением, Дмитрий Орлов.

P.S. Некоторые старые браузеры не в силах показать Вам рисунки в формате *.PNG. Если Вы принадлежите к числу несчастливых обладателей такого браузера, но не в силах ни расстаться с ним, ни уговорить его отречься от ереси (а это имеет смысл! Схема реле в формате PNG занимает 16Кб, а сделана она из 178Кб JPG; и при необходимости она конвертируется обратно в такого же размера JPG, т.е. рисунок храниться в PNG без потери качества!), то попробуйте сохранить у себя страничку целиком, а потом просмотрите ее с помощью, скажем, ACDSee. Или вообще WinWord’ом, если при установке его на компьютер была выбрана установка всех конвертеров графических файлов. Или напишите мне — я вышлю Вам боооольшой JPG.

Стандартные типы реле

Реле стеклоочистителей в современных автомобилях чаще всего имеет 2 режима работы. Во время прерывистых взмахов существует пауза определенной продолжительности. При постоянном режиме работы ее нет. Стандартно период паузы составляет 4 секунды.

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда моросит небольшой дождь, стеклоочистители скользят практически по сухому стеклу, оставляя разводы из капель. Это ухудшает видимость. Чтобы решить проблему в машине без регулировки длительности паузы между взмахами щеток, водители прибегают к одному из двух методов.

Первый подход заключается в осуществлении включения щеток в ручном режиме. Водитель приблизительно раз в 20 секунд вынужден запускать стеклоочистители, а затем их останавливать. Это особенно отвлекает в дальней поездке. Невнимательность может стать причиной ДТП. Поэтому такой вариант считается не самым лучшим выходом из ситуации. Второй подход заключается в модернизации конструкции стеклоочистителей. Иначе приходится просто смириться с существующей работой щеток. Менять ленты дворников придется гораздо чаще.

Установка

Подключив устройство к автомобилю (те самые три контакта с фото в начале + установка самой ручки) и убедившись в полной работоспособности.

. я тщательно его упечатал во избежание всяких возможных коротких замыканий:

После этого аккуратно убрал всё это в пространство за блоком предохранителей и реле под крышку (на моей Вектре сзади блока есть отсек, куда отлично засовываются подобные штуки и там они защищены от шкомотания внутри торпедо, т.к. надёжно прижаты и зафиксированы).

В итоге всё, что напоминает о наличии в моей машине новой удобной функции — это новая ручка с колёсиком регулировки паузы прерывистого режима дворников:

Выбор устройства

Желая заменить стандартную деталь новым прибором управления щетками, следует изучить правила выбора таких устройств. Самыми популярными сегодня признаны реле стеклоочистителя ВАЗ-2107, 2109, 2114, ИЖ-2126 и прочих отечественных автомобилей моделей 54.3777 и 723.3777-01. Первый прибор производит ООО «Русский партнер», а второй – ЗАО «Энергомаш». Стоимость представленных устройств составляет порядка 150-170 рублей.

Представленные конструкции подходят для транспортных средств с новым блоком предохранителей. Однако не во всех моделях это возможно. Для авто отечественного производства со старым блоком предохранителей разработана модель реле 39.3777-03 («Русский партнер»). Для иномарок с новым блоком расположения контактов следует приобретать модель 723.3777-05 («Энергомаш»). Для правильного выбора представленного элемента конструкции лучше проконсультироваться с опытным специалистом.

Установка нового реле

Изучив, где находится реле стеклоочистителя, а также правила его выбора, можно самостоятельно произвести замену на новую деталь. Для этого необходимо открыть крышку на монтажном блоке дворников. Отсюда же было извлечено старое реле. Далее новая деталь монтируется в предназначенное для нее место.

Чтобы произвести регулировку паузы, необходимо выполнить определенную процедуру. Переключатель дворников необходимо установить в прерывистый режим. При этом пауза между взмахами будет иметь стандартное значение. Чтобы задать новый интервал для работы системы стеклоочистителей, необходимо выключить щетки. Далее водитель выдерживает нужную паузу, например 8 секунд. Затем дворники снова включаются в прерывистом режиме. Система запоминает требуемый интервал и будет работать в соответствии с настройками пользователя. В данном случае интервал составит 8 секунд.

Реле б/у

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой для «ВАЗ-2110», «ИЖ», «Приора» и прочих моделей автомобилей не обязательно должно быть новым. В продаже представлены блоки управления, которые уже были установлены в ту или иную марку транспортного средства. В этой категории представлено достаточно много качественных моделей реле.

Преимуществом б/у разновидностей блоков управления является полная готовность к установке. Чаще всего подобные конструкции прошли качественную доработку. В этом случае установить реле в посадочное место будет гораздо проще. Подключение производится при помощи подготовленных проводов. Место для установки реле не потребуется переоборудовать.

Специалисты утверждают, что бывшие в употреблении конструкции в большей степени предназначены для отечественных марок автомобилей. Владельцам иномарок рекомендуется приобретать новые блоки. В этом случае доработка конструкции будет оптимальной для соответствующей марки автомобиля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]