Маркировка шин: расшифровка обозначений и классификация шин

Маркировка шин

25/07/2017

Маркировка Шины

При покупке или первом осмотре покрышки многие буквенные и цифровые обозначения для большинства людей не сильно отличаются от китайской грамоты. Большая их часть — данные служебного характера, но также есть масса полезной информации для покупателя, которая поможет ему сориентироваться в параметрах и характеристиках шин.

Обычно, выбирая новые шины, водители сначала смотрят на размер, точнее, типоразмер шин. Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв:

175/70 R13 82T

— 175 — это измеряемая в миллиметрах ширина профиля покрышки;

— 70 — это процентное соотношение: «высота профиля шины к ширине шины». Ширину автошины мы знаем — 175 мм. Указанная цифра 70 — это процент от 175. То есть высота шины — 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись 185R14C102Q расшифровывается следующим образом: перед Вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению 80-82% от ширины шины.

— R — радиальный корд шины. Это обозначение характеристики конструкции покрышки, когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. На сегодняшний день производители часто выпускают шины именно с таким типом корда. Иногда производятся и покрышки с диагональным кордом (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Можно встретить и диагонально-опоясанный тип (B).

— 13 — величина указана в дюймах и обозначает диаметр колеса.

— 82 — коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая показывает нагрузку в килограммах, другая — в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» приведена полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин, наиболее часто применяемых производителями.

— Т — важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.

У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С — это «усиленные» покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.

Кроме размеров на боку шины обязательно присутствует название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.

Размер 175/70 R13

Размер А: — профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.

Размер B: — профиля и его высота, в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.

Размер С: — диаметр посадки в дюймах. В примере буква C — это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.

Размер D: — общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.

Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:

TUBE TYPE — конструкция с наличием камеры.

TUBELESS — конструкция без камеры.

TREADWEAR 380 — износоустойчивость, по отношению к шине в базовой версии. База равняется 100.

TRACTION А — сцепление, оно имеет значения А, В и С. Коэффициентом А имеют шины с максимальным сцеплением покрышек с дорогой.

TEMPERATURE A — показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.

Е17 — Евростандарты присутствуют.

M + S — обозначение шин для дождевых,грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.

PLIES: TREAD — составляющие протекторного слоя

SIDEWALL — составляющие слоя боковой части шины.

MAX PRESSURE — предельное давление внутри шины (КПа).

MAX LOAD — нагрузка и максимальное значение, измеряемое в фунтах и килограммах.

ROTATION — вращение и его направление.

RIGHT — шина для правой стороны.

LEFT — покрышка для левой стороны.

INSIDE — сторона установки (внутренняя).

OUTSIDE — сторона установки (внешняя).

DA (штамп) — минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.

TWI D — указывает на износ протектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.

MADE IN… — родина производитель шин.

DOT-код – это маркировка автошин на основании нормативных требований американского Министерства транспорта (United States Department of Transportation

). По сути, этот код представляет собой последовательность цифр и букв, в которых зашифрованы следующие данные о шине:

  • информация о заводе-изготовителе, типоразмер;
  • заводской код (модель шины, партия, какие-либо особенности);
  • время изготовления

DOT-код всегда наносят на боковину шины, и выглядит он так: DOTХХХХ ХХХХХХХХ. Например, на шине есть обозначение XEE0 T255 2015

.

  • Первая группа цифр и букв – данные о заводе-изготовителе и обозначение типоразмера. В нашем случае это завод в бразильском городе Граватаи, где расположен один из заводов компании Pirelli. Типоразмер — 185/60R15.
  • Вторая группа – это индекс, который используют на данном заводе, чтобы обозначить модель и партию шины. Некоторые производители не проставляют этот код.
  • А третья группа – данные о дате производства: первые две цифры – неделя, вторые две цифры – год. Данная шина была выпущена на 20 неделе 2015 года.

Теперь, понимая все эти обозначения, Вы легко сможете разговаривать с консультантами и продавцами. А потом, точно определив свою цель, купите необходимые шины и будете знать, как долго и правильно эти шины эксплуатировать.

Поделиться

Что означают другие буквы на автомобильных шинах

Обозначения прочих символов на боковой части автошины расшифрованы ниже.

Европейские производители шин для автомобилей чаще всего используют маркировку M+S (реже M&S). В данном случае буква «М» обозначает слово «Mud», что в переводе с английского означает «грязь», а буква «S» — «snow» (снег). Эти буквы говорят о том, что покрышки можно использовать в разных погодных условиях. В странах Европы зимы не такие суровые, как в России, там реже случаются снегопады и гололедица, но в зимнее время года много грязи. А шины, которые наши сограждане называют зимними, за рубежом именуют арктическими.

На боковой части шин можно также увидеть другие символы или их сочетания:

  • Например, что означает буква S на шинах? AS (All Seasons, Any Season). Такие автошины пригодны для эксплуатации в любое время года.
  • Комбинация букв AGT (All Grip Traction) — всесезонная резина.
  • Буквы R+W (Road + Winter) — в переводе обозначает «дорога + зима», то есть покрышки для использования в холодное время года.
  • Frost — зимняя резина.
  • Буквы AW (Any Weather) — автошины для эксплуатации в любую погоду.
  • A/T (All Terrain) — для использования на любой местности.
  • Буквы M/T (Mud Terrain) — на таких шинах можно ездить по грязи.

Некоторые изготовители шин заменяют буквы, обозначающие погодные свойства покрышек, изображениями. К примеру, если на шине нарисовано солнце, капли дождя или снег, эти покрышки подходят для любой погоды. Зимнюю резину обычно обозначают снежинкой или заснеженными пиками гор (иногда можно встретить их сочетание). Помимо всего прочего, на некоторых разновидностях зимней резины производитель вместо стандартного индикатора заноса (размером 1,6 мм) использует «зимний» (толщиной в 4 мм). Зимнюю резину можно отличить даже на ощупь: ее поверхность значительно мягче.

Резина для дождливой погоды. Существуют шины, предназначенные специально для передвижения автомобиля под дождем. Такие покрышки обычно обозначают словами Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua. Иногда вместо них на боковой стороне шины можно встретить изображение зонтика.

Предназначение покрышки. Давайте узнаем, где могут использоваться покрышки. Данные о функциональности автошины расположены перед типоразмером:

  • Что означает на шине буква T? (Temporary) — данная резина может быть использована в качестве запасного колеса.
  • Буквы LRO (Low Platform Trailer) — для прицепов с низкой платформой.
  • Буквы ST (Special Trailer) — резина для прицепов.
  • Буква LT (Light Truck) — для легких фургонов или грузовиков.
  • Буква P (Passenger) — для легковых автомобилей.

Год производства. С боковой стороны автошины указывают год и месяц ее выпуска. Эту информацию изготовитель зашифровывает в четырех маленьких цифрах, обведенных овалом. Найти этот шифр можно тоже на боковой части резины. Две первые цифры означают порядковый номер недели (в году), а вторые — год производства покрышки. К примеру, сочетание чисел 1015, означает, что данную шину выпустили в 2015 году на 10 неделе года, приблизительно в начале марта.

Индексы. Как правило, на резине американского производства указывают три индекса:

  • Индекс температуры (Temperature A, B, C) — показывает устойчивость шины к воздействиям высоких температур. Лучшим вариантом термической выносливости считается индекс А.
  • Индекс торможения (Traction А, В, С) — говорит о способности шины тормозить и о сцеплении с дорожным покрытием на скользкой и влажной поверхности. Лучшим индексом является показатель А.
  • Ожидаемое расстояние пробега (Treadwear) — отсчитывается в числах свыше 100, эта отметка является стартовым значением (100 — означает 48 000 км пробега). Чем выше индекс километража, тем лучше. Данные параметры определяются по принятым в США стандартам.

Информация о конструкции. Иногда изготовитель указывает на шине сведения о слоях покрытия. К примеру, TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD значит, что покрытие шины состоит из 2 слоев полиэстера, 2 слоев металлического корда и 1 слоя нейлонового корда.

Шиповка. Что означают буквы в маркировке шин? На резине с шипами изготовитель делает следующие маркировки:

  • Буквы MD — пластиковые шипы с твердосплавными сердечниками.
  • Буквы OD — шипы с овальным сердечником.
  • Буквы DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • Буквы SD — шипы с твердосплавным сердечником.
  • Буквы AD — алюминиевые шипы.

RSC (RunFlat System Component) — покрышки RunFlat — это резина, на которой автомобилю нельзя ехать со скоростью свыше 80 км/ч при полной потере давления в шине (при порезе или проколе). На такой резине можно преодолеть от 50 до 150 км, в зависимости от рекомендаций производителя. Разные изготовители используют различные маркировки технологии RSC. Вот примеры: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и пр.

Помимо всего прочего, есть специальная маркировка обозначающая отсутствие или наоборот наличие разных систем защиты:

  • Буквы FB (Flat Base) говорят о том, что автошина не имеет конструктивного элемента, который защищает обод диска от повреждений об бордюры.
  • Буквы FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) означают, что резина с защитой обода диска.
  • Буквы MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита диска.
Рекомендуем

«Техническое обслуживание сцепления автомобиля: порядок проведения» Подробнее

Таблица индексов максимально допустимой нагрузки на шину

Чаще всего на боковине шины указан именно индекс нагрузки, но на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана максимальная нагрузка «Max load» в килограммах.

ИндексНагрузкаИндексНагрузкаИндексНагрузка
60250 кг87545 кг1141180 кг
61257 кг88560 кг1151215 кг
62265 кг89580 кг1161250 кг
63272 кг90600 кг1171285 кг
64280 кг91615 кг1181320 кг
65290 кг92630 кг1191360 кг
66300 кг93650 кг1201400 кг
67307 кг94670 кг1211450 кг
68315 кг95690 кг1221500 кг
69325 кг96710 кг1231550 кг
70335 кг97730 кг1241600 кг
71345 кг98750 кг1251650 кг
72355 кг99775 кг1261700 кг
73365 кг100800 кг1271750 кг
74375 кг101825 кг1281800 кг
75387 кг102850 кг1291850 кг
76400 кг103875 кг1301900 кг
77412 кг104900 кг1311950 кг
78425 кг105925 кг1322000 кг
79437 кг106950 кг1332065 кг
80450 кг107975 кг1342125 кг
81462 кг1081000 кг1352185 кг
82475 кг1091030 кг1362245 кг
83487 кг1101060 кг1372305 кг
84500 кг1111090 кг1382365 кг
85515 кг1121120 кг1392435 кг
86530 кг1131150 кг1402500 кг

Американская маркировка

Теперь рассмотрим пример американской (дюймовой) маркировки:

Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R

  • 35 — внешний диаметр шины, в дюймах
  • R — шина имеет каркас радиального типа
  • 15 — посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
  • LT — функция шины (LT — light trucks, для лёгких грузовиков)
  • 113 — индекс нагрузки
  • R — индекс скорости

Помимо этих значений, на шинах автомобиля также присутствует несколько других обозначений. Рассмотрим их подробно.

Дополнительная маркировка на шинах авто

При обозначении летней и зимней резины производитель иногда может указать добавочные данные о качестве и характеристике его товара.

Существуют следующие маркировки:

  • TUBELESS
    — этот маркер означает, что автопокрышка бескамерная.
  • TUBE TYPE (или ТТ, Mit Schlauch для резины из Германии)
    — автошина, требующая установки камеры.
  • Страна-производитель
    . Помимо названия компании-изготовителя на некоторых шинах пишут и страну.
  • Маркировка наружной и внутренней стороны
    . Если автопокрышка ассиметричная, то с ее наружной стороны будет слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней стороне — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
  • Left или Right
    . В первом варианте резина можно устанавливать только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
  • Направление вращения
    . Для этого используют обозначение Rotation и стрелку, которая указывает направление вращения колеса при движении вперед.
  • XL (Extra Load)
    — усиленная автопокрышка.
  • DA или Secunda (штамп)
    — такие отметки ставят на шины с мелкими недостатками, полученными в процессе производства, которые не влияют на нормальную эксплуатацию.
  • Green X, Reduces CO2
    — обозначение резины с низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня выхлопных газов (так называемые «зеленые шины»).
  • ND (Non Directional)
    — резина с ненаправленным рисунком протектора.
  • Что означает буква H на шинах с маркировкой NHS (Non Highway Service)
    ? Это покрышки для езды на малой скорости.
  • SAG (Super All Grip)
    — резина повышенной проходимости.
  • SUV (Sport Utility VehiCles)
    — шины предназначены для тяжелых полноприводных кроссоверов, спортивных внедорожников.
  • REGROOVABLE
    — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
  • RETREAD
    — резина восстановлена после износа.
  • Studless
    — не подлежит ошиповке.
  • Studdable
    — подлежит ошиповке. Маркировка для зимней резины.
  • Studded
    — шипованные шины.
Рекомендуем

«Сколько стоит ремень ГРМ: выбираем лучших производителей» Подробнее

Направление вращения шины

Если шина имеет направленный рисунок протектора, то на такой шине будет показано направление её вращения в виде стрелки с надписью ROTATION

А если у шины рисунок протектора ассиметричный, то на внутренней её стороне будет надпись INSIDE, а на наружной – OUTSIDE.

Год выпуска шины

Маркировка года выпуска шины обозначается четырьмя цифрами. Первые две цифры – это неделя года (37-я), вторые – год изготовления (11).

Страна – изготовитель шины

Тут всё просто. Находим надпись «Made in…». Эта шина – китайская.

Индекс скорости шин

Данная кодировка предназначена для присвоения покрышке скоростной категории по результатам специальных испытаний, подразумевает максимальную скорость на стенде, выдерживаемую шиной в течении нескольких часов. Обратите внимание, что при повседневной эксплуатации транспортного средства рекомендуется ездить со скоростью на 10-15 % меньше максимально допустимой, согласно данного индекса.

Обратите внимание, что автомобильные шины, имеющие маркировку индекса скорости «ZR», сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч. Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 185/65SR15, или 185/65SR15 92S, или 185/65R15 92S.

Индикатор износа шины

Расположение индикатора износа может быть указано на боковой поверхности шины небольшой надписью TWI, треугольником или каким-нибудь другим значком. Сам же индикатор обычно представляет собой перемычку в канавке между протекторами. Когда протектор стирается и его высота уменьшается до высоты индикатора, это означает, что шину пора менять. Также на шине может присутствовать индикатор в виде капли. Когда эта капля стирается, шина перестаёт сопротивляться аквапланированию.

У зимней резины есть дополнительный индикатор — снежинка. Зимний индикатор выше «летнего» и, когда протектор стирается до «зимнего» индикатора, сопротивление зимней резины скольжению по льду и снегу полностью исчезает, и её пора менять. Ну или можно «докатать» как летнюю. Некоторые производители оснащают свои шины цифровым индикатором, который выполняется в виде цифры на шине. Как только у летних шин цифра стирается до 1,6 мм, а у зимних – до 4 мм (минимальной высоты рисунка протектора), шины пора менять.

Как отличить зимнюю шину от летней?

Зимние шины имеют M + S (Mud + Snow, Mud + Snow) на боковой стороне шины и символ трех вершин со снежинкой внутри. Иногда на шине нет знака M + S, но есть символ со снежинкой — это тоже значит. что шина предназначена для зимнего сезона.

Немного сложнее отличить зимнюю шину от круглогодичной. Шины такого типа, встречающиеся в Европе, обычно обозначаются снежинкой со знаком M + S. Различия видны в протекторе . В случае всесезонной шины она имеет меньше порезов и канавок, чем типичная зимняя шина, но больше, чем летняя. Некоторые модели имеют асимметричный рисунок протектора: половина отвечает за летние свойства (летний протектор с меньшим количеством планок), а другая — за зимнее поведение.

Названия всесезонных моделей шин часто включают фразы, которые говорят о хорошей производительности в течение года, например, «All Season», «Quatrac», «Quadraxer», «4 Seasons», «All Weather» и т. Д. Некоторые производители также имеют свои собственные круглогодичные шины — обычно это символы, которые позволяют вам легко определить тип шины, с которой вы имеете дело.

Следите за шинами, которые имеют обозначение M + S без снежинки. Это могут быть товары, импортируемые из США, где большинство шин имеют обозначение M + S, но с всесезонными или зимними продуктами не имеют ничего общего.

В европейских реалиях всесезонные шины похожи на зимние шины, поэтому чаще всего имеют символ горы со снежинкой. Маркировка M + S может также появляться на шинах 4×4 / SUV независимо от их сезона. В заключение, символ горы со снежинкой означает, что шина будет хорошо работать в типичных зимних условиях. UTQG маркировка Маркировка UTQG (Uniform Tire Quality Grading) относится в основном к легковым шинам с рынка США, но их также можно найти в Европе (данная модель может попасть на оба рынка). Официально они не применяются на нашем континенте, поэтому производители и продавцы не сообщают об их значении и стоимости для данных моделей. Этот тип маркировки можно найти на боковине шины в виде субтитров с определенными значениями: TREADWEAR — устойчивость протектора к истиранию, TRACTION — сцепление шин на мокрой дороге, ТЕМПЕРАТУРА — устойчивость шин к перегреву. износу протектора.

Чтобы хорошо объяснить эту концепцию, сначала следует упомянуть определение сравнительной шины. Это стандартизированная модель, параметры которой соответствуют индексу TREADWEAR 100. Значения TREADWEAR могут появиться на шинах, выставленных на продажу, кратных 20 (60 — 80 — 100 — 120 — … 200 … 800).

Как они распределяются? Испытание проводится в контролируемых условиях на обозначенном маршруте с расстоянием 6400 миль или около 10 300 километров вокруг авиабазы ​​Гудфелло, Сан-Анджело, штат Техас.

Протестированные шины устанавливаются на специально подготовленную машину вместе с шинами с индексом 100, а затем сравнивается расход. Его уровень измеряется каждые 800 миль (1287 км). На основании результатов измерений шины получают индексы, например, 60, 100, 200 или 400. Если шина получает индекс 60, ее теоретическая долговечность составляет 60% от сравнительной шины (индекс 100).

В результате шина с индексом 60 будет изнашиваться почти в 2 раза быстрее, чем шина с индексом 100. В свою очередь, шина, которая получает индекс 200, изнашивается в 2 раза медленнее, чем сравнительная шина, и в 2 раза быстрее, чем шина с индексом 400. Модель с индексом будет 400 В 4 раза долговечнее сравнительного продукта (с индексом 100).

TRACTION Адгезия под UTQG маркировкой выражается буквенными знаками. Наивысший рейтинг — AA, за ним следуют A и B, а наименьший — индекс C. С этой отметкой водитель получает информацию о способности шины останавливать автомобиль на мокрой дороге.

Определение параметра TRACTION происходит на асфальтовой или бетонной дорожке при строго определенных условиях. Тестовая машина разгоняется до скорости 65 км / ч, затем тормозит. Во время теста система АБС в автомобиле отключена. В Европе самое низкое допустимое значение параметра TRACTION — A. Если кто-то предпочитает динамичный и агрессивный стиль вождения, стоит поискать шины с индексом AA. Индексы B и C приемлемы только в американских условиях, а в Европе такие шины лучше не покупать.

Следует также отметить, что маркировка TRACTION не сообщает об адгезии на сухой дороге, изгибах или устойчивости к аквапланированию .

ТЕМПЕРАТУРА

Последним из обозначений UTQG является ТЕМПЕРАТУРА, которая определяет устойчивость покрышки к перегреву, то есть температуре, создаваемой во время движения. При движении на высокой скорости шина сильно нагревается, что может сократить срок ее службы. Чтобы выделить индекс (возможно, A, B и C, где A — это лучшее значение), проводятся лабораторные испытания. Устойчивость к перегреву очень сильно связана с индексом скорости. Поэтому для маркировки A необходимо пройти 30-минутное испытание со скоростью 115 миль / ч (185 км / ч), чтобы получить отметку B, при 30-минутной испытательной скорости 100 миль / ч (160 км / ч) и шину, и для индекса C шина должна пройти испытание на скорости 85 миль / ч.

Маркировка TRACTION (адгезия) и TEMPERATURE (перегрев) в Европе должна быть не менее A. TREADWEAR (износостойкость) поможет вам выбрать шины с более длительным сроком службы. Если вы хотите взять на вооружение эти признаки, помните, что разница между шинами с индексом 200 и 400 будет значительной. Тем не менее, маркировки UTQG следует рассматривать только как обзор. Нет необходимости использовать их в Европе, а значения определяются в условиях Северной Америки.

Маркировка автошины обязательно наносится на следующих производителей покрышек:

Amtel, Белшина, Barum, Bridgestone, Continental, Cooper, Cordiant, Dayton, Debica, Goodyear, Dunlop, Falken, Firestone, Fulda, General, Gislaved, Hankook, Кама, Kelly, Kleber, Kormoran, Kumho, Marshal, Matador, Maxxis, Michelin, Nitto, Nokian, Pirelli, Sava, Semperit, Tigar, Triangle, Toyo, Uniroyal, Yokohama. Данная маркировка шин действует с 2021 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]