Академия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 6. Посадка


История мотогонок


Гонки на мотоциклах появились и стали популярными в то время, когда мотоциклы только появились. Первые машины, которые были предназначены для верховой езды, появились в конце девятнадцатого века и популярностью у населения не пользовались. Чтобы доказать преимущества данной техники, появилось такое соревнование, как мотогонки.
Во Франции был создан Автомобильный клуб, который организовал в конце девятнадцатого века самые первые мотогонки в Париже. И после этого центром мирового спорта по мотогонкам считается именно эта страна. Это был автопробег всех видов машин по обычной дороге на длинное расстояние. К соревнованиям допускались любые виды мотоциклов, даже трех- и четырехколесные.

Экипаж машины мог буксировать свой транспорт или ремонтировать его во время прохождения соревнования. Главным требованием было дойти до финиша собственным ходом. В начале двадцатого столетия автогонки и мотогонки были официально разделены, как самостоятельные виды соревнований. Был сформирован МФМК в 1904 году. И теперь только эта организация проводила международные мотогонки.

Соревнования, проводимые на дороге, не были интересны зрителям, а их нужно было привлечь. Чтобы заинтересовать людей гонками, соревнования начали проводить на мототреках, которые специально для гонок были созданы. С каждым разом условия соревнований усложнялись и добавлялись новые испытания для мотоциклистов.

Гонки по дороге, которые назывались шоссейными, преобразовали в другой вид, шоссейно-кольцевые, и они стали более зрелищными. Появились новые требования и условия. На мотоцикле нужно было подняться на возвышенность, проводились гонки на рекордную скорость. На специальных треках проводятся скоростные гонки. Изменялись условия гонок, и, соответственно, появились мотоциклы новых конструкций.

Гонки на мотоциклах по бездорожью тоже появились в начале прошлого столетия. Впервые подобные соревнования прошли в Лондоне. Постепенно становясь все более популярными гонки на мотоциклах стали проходить в виде развлекательных шоу.

Россия провела впервые такие соревнования в 1898 году. Это произошло под городом Петербург. И после этого мотогонки по дороге Москва – Петербург проводились постоянно. В бывшем Советском Союзе тоже начали проводить подобные мотогонки. Это случилось в 1924 году. Они прошли на ипподроме. И когда отечественное мотостроение стало развиваться, подобные соревнования проводились в каждой республиках Союза.

История MotoGP

Гонки на мотоциклах всегда были не менее интересными и востребованными, чем гонки на автомобилях. Они тоже прошли тернистый путь от хобби для сумасшедших до популярного и коммерчески прибыльного спортивного зрелища. Главным чемпионатом в этой скоростной сфере является чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, где соревнуются самые быстрые гонщики планеты на самой продвинутой двухколесной технике. Узнаем больше об этом прекрасном мире.

С чего начинался Мотоспорт

Быстрая двухколесная техника появилась примерно в то же время, что и четырехколесная. История началась в конце XIX века, когда немецкий инженер Готтлиб Даймер сделал первый прототип, который не был похож на современный мотоцикл. Скорее это был велосипед, к которому прицепили двигатель. Шли годы, изобретение совершенствовалось — мотор стал более компактным и колеса уменьшились до нормального размера. Несмотря на это, общество не восприняло новое развлечение всерьез.


Источник: vc.ru

Чтобы доказать, что мотоциклы могут стать новым транспортом, были организованы первые гонки. Инициатором этой идеи стал Автомобильный клуб Франции. Напомним, что благодаря этой стране появился и стал популярным велоспорт. Дебютным соревнованием для мотоциклов стал скоростной пробег Париж-Бордо-Париж, который состоялся в 1895 году. В то время не было ограничений для гоночной техники и двухколесные машины соревновались с четырехколесными. Только в начале XX века произошло разделение соревнований на автоспортивные и мотоспортивные.


Источник: mecum.com

В 1904 году была основана Международная мотоциклетная федерация (FIM), которая до середины прошлого столетия называлась немного по-другому и имела привязку к клубам. Впоследствии, это организация станет создателем нового инновационного соревнования – Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, Мото Гран-При (MotoGP).

Появление шоссейно-кольцевых мотогонок

Спортивные марафоны и пробеги были единственным соревнованием, в котором участвовали мотоциклы. К сожалению, для зрителя они были скучными и опасными. Как правило, тут не проявлялась борьба и скорость, скорее это были состязания на тактику и выносливость. Побеждал не самый быстрый, а самый умный и терпеливый. Тем более, эти гонки проходили на обычных общественных дорогах и попросту мешали простым прохожим и докучали городской власти. Нужно было менять концепцию, которую позаимствовали у “Тур де Франс”.

Альтернатива нашлась довольно быстро — организаторы стали использовать велотреки и ипподромы для проведения гонок. На основе этих трасс стали строить мототреки. Их эксплуатация имела множество плюсов. Во-первых, можно было развить потрясающую скорость из-за наличия длинных и чистых прямых. Во-вторых, небольшие размеры трасс позволяли уменьшить время гонки и сделать ее более динамичной и интересной. Новая концепция представляла из себя преодоление одной и той же трассы несколько раз. Такие гонки стали называть шоссейно- кольцевыми.


Источник: honda-motorcycle2011.blogspot.com

Опасность мотоспорта увеличилась в несколько раз из-за появления нового типа соревнований. Решающим фактором стало увеличение мощности техники. Если гонщик совершал ошибку на огромной скорости, то попадал в фатальную аварию. Нельзя исключать и тот факт, что сами трассы в те времена были в разы больше и сложнее, чем сейчас. Кроме того, не существовало зон безопасности и гравийных ловушек, которые могли бы смягчить вылет гонщика. Чтобы принять участие в подобном мероприятии, нужно было быть либо очень талантливым и мастеровитым, либо очень смелым и безбашенным.


Источник: bing.com

Организация первого чемпионата мира

Французский мотоциклетный клуб в 1905-1906 годах проводит первый чемпионат по шоссейным гонкам, который назывался “Интернациональный кубком”. В нем смогли принять участие самые сумасшедшие и быстрые люди со всего света, приезжавшие на соревнования со своей техникой. Через 2 года англичане организуют свою гонку, “Турист Трофи”, главной трассой которой стала знаменитая дорога острова Мэн. Она существует по сей день и по-прежнему принимает престижные спортивные события. Это место самое опасное и кровавое за всю историю мотоспорта — около 150 жертв.


Источник: blog.moto-centrala.pl

В первой половине XX века состоялось множество чемпионатов и кубков, также появились новые дисциплины: мотокросс, мотофристайл и “эндуро”. Все это было зрелищно и интересно, но не постоянно. Не существовало в то время единого соревнования, которое могло бы собрать всех самых быстрых мотогонщиков мира, а также самых известных производителей и спонсоров. Определить сильнейшего и быстрейшего – вот цель, которую преследовали все крупнейшие мотоклубы.


Источник: motorsportretro.cm

В 1949 году международная организация FIM воплотила мечту в реальность и организовала первый чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Тогда же было решено, что соревнование будет разделено по классам согласно мощности двигателя мотоциклов. Так появились чемпионаты: 500сс, 350сс, 250сс, 125сс, а также гонки на мотоциклах с колясками, 600сс. Это было справедливо, так как на первое место встал класс пилота, а не его мотоцикл.

Первые сезоны и многолетнее итальянское доминирование (1949-1965)

17 июля 1949 года состоялся первый этап новоиспеченного чемпионата мира. Прошел он на знаменитой трассе острова Мэн, в самом быстром классе 500сс победу одержал британец Харольд Даниелл на мотоцикле Norton. К сожалению, это единственное событие, благодаря которому его запомнят, в отличие от чемпиона мира. Им станет другой британец Лесли Грэм на AJC.


Источник: fastdates.com

Это был уникальный первый сезон триумфа мотоспорта Туманного Альбиона. Со следующего сезона праздновать будут только апеннинские производители. С 1952 по 1974 в самом быстром классе побеждали гонщики, которые соревновались на мотоциклах итальянского производства. В середине 50-ых доминировала Gilera, а начиная с 1958 года MV Agusta. В чемпионате просто не было никакой интриги вплоть до середины 60-ых. Нередко итальянцы побеждали во всех этапах, зарабатывая максимум очков за сезон. Единственными их соперниками были британцы Matchless и Norton. Их пилоты могли победить один или два раза за сезон. Проигрывать из года в год им просто надоело. Не выдержав конкуренции, эти производители постепенно начали уходить из чемпионата.


Источник: yesterdays.nl

Самыми именитыми мастерами этой эпохи были британцы: Джефф Дьюк, Майк Хэйлвуд и Джон Сертис. Последний имеет довольно уникальное достижение. Он становился чемпионом мира как в мотогонках, так и в автогонках (Формула 1). Джон был очень мудрым и быстрым, он побеждал как за счет мощности, так и за счет тактики.

Борьба японцев и итальянцев: эпоха “Божественного Аго” (1966-1975)

В 1966 году произошли 2 события, которые поменяли расклад сил в чемпионате. Во-первых, в самом быстром классе дебютировала знаменитая японская марка Honda. Во-вторых, свое победное шествие начал самый титулованный мотогонщик в истории, итальянец, Джакомо Агостини. Сезоны 1966 и 1967 года стали одними из самых интересных в истории из-за противостояния Агостини (MV Agusta) и Хэйлвуда (Honda). В обоих сезонах судьба титула решалась на последнем этапе.

В 1966 году, перед заключительной гонкой в Монце, британец был лидером чемпионата и имел все шансы получить титул в Италии. Он выиграл квалификацию и начал гонку в качестве лидера. На 6 круге Майк совершил ошибку, упал и сошел с трассы. Его соперник Агостини смог выиграть как Гран-при, так и первый для себя чемпионский титул. Кто знает, что бы было, если бы Майк не упал. Побеждает не тот, кто быстрее, а тот, кто стабильнее.


Источник: motociclismo.it

Борьба между двумя великими гонщиками продолжилась в 1967 году. Легендарной стала их схватка на острове Мэн. В этой гонке они были близки на каждом кругу и страстно боролись между собой. В пылу этого противостояния не выдержала техника Агостини, и он проиграл, но бой, а не войну. По ходу сезона они обменивались победами и набрали примерно равное количество очков, однако, итальянец был все же выше в общем зачете. На последнем этапе в Канаде Майк выиграл и сравнялся по очкам, но это оказалось бесполезно. Агостини смог завоевать 2 титул благодаря дополнительным показателям: большее количество призовых мест.


Источник: newatlas.com

Под влиянием относительных успехов компании Honda, в чемпионат стали подтягиваться и другие японские производители: Yamaha и Suzuki. Как только они начали наращивать свой потенциал, FIM решили знатно сократить ресурсы команд для увеличения конкуренции. Это изменение в правилах не понравилось японцам, которые сильно полагались на свои богатые резервы. Они покинули чемпионат до поры до времени, оставив его без интриги и драматичной борьбы за титул.

Великий Джакомо Агостини (1968-1975)

15 титулов в двух самых мощных классах – все это смог завоевать один человек, которого прозвали «Божественным Аго». Лишившись конкурентов, Агостини на протяжении нескольких лет единолично побеждал в чемпионате. В период с 1968 по 1972 он проиграл только в 2 гонках. Все остальные были им легко покорены (49 побед – фантастический результат). За такое большое время побед, Джакомо приобретает высокий авторитет в мире мотоспорта. Руководители FIM очень часто обращались к нему за мнением, надеясь на его опыт и гоночную мудрость. Именно из-за его рекомендаций трассу Мэн исключили из календаря чемпионата в 1976 году. Агостини потерял на ней своего близкого друга Парлотти и публично заявил, что больше никогда не будет гоняться на острове Мэн. С тех пор эта опасная трасса обзавелась своим чемпионатом и отделилась от мирового мото сообщества.


Источник: amcn.com.au

В начале 70-ых, с возвращением японских производителей, а также появлением талантливых новичков в MV Agusta, прервалось победное шествие «Божественного Аго». В 1973-1974 годах чемпионат мира выигрывал партнер итальянца из Британии, Фил Рид. После небольшого спада Джакомо решает попробовать свои силы на новом для себя мотоцикле марки Yamaha. В 1975 году, благодаря мощному японскому жеребцу, Агостини завоюет свой последний в карьере титул. Через несколько лет он перестанет гоняться на двух колесах и пересядет на четыре. К сожалению, ему не было суждено стать легендой автоспорта. Зато он навсегда останется одним из самых величайших мотогонщиков за всю историю нашей планеты. На него будут равняться современные звезды MotoGP.


Источник: diepresse.com

Японское доминирование: золотые годы борьбы в мотогонках (1976-1999)

Сказочная жизнь итальянских производителей закончилась вместе с уходом Джакомо Агостини. Настало новое время – время популяризации мотогонок как спортивного зрелища. Возвращение японцев повысило конкуренцию в чемпионате. После запрета на ограничение ресурсов, команды начали получать большие суммы денег на производство техники. Благодаря этому мощность мотоциклов резко возросла. Технологическая гонка авторитетных марок позволила многим новым талантливым гонщикам получить равные по силе мотоциклы. Именно тогда маленькие компании начали покидать чемпионат. Вместо них крупные производители стали создавать дочерние команды, оснащая пилотов своими мотоциклами. Взамен на это частные коллективы стали испытательным полигоном для новых разработок.

В конце 70-ых в чемпионате осталось всего несколько видов гоночной техники, самыми быстрыми из которых были Yamaha и Suzuki. Потом к ним присоединилась Honda и образовалась великая японская троица, представители которой и по сей день борются за победы в MotoGP. Также в это время появилось новое поколение спортсменов, которые представляли экзотические страны по меркам мотогонок: Австралия и США. Географическая карта заметно расширилась, появление новых гонщиков с других континентов позволило чемпионату выйти за пределы Европы.


Источник: twitter.com

В 80-ых годах самые знаменитые события из мира больших скоростей начали привлекать общественность. Телевидение, радио и пресса стали уделять особое внимание чемпионату мира по мотогонкам. К сожалению, в России такой заинтересованности до сих пор не наблюдается.

Что касается борьбы за титул, то в большинстве сезонов она была зрелищной и интересной. Нельзя выделять какого-то конкретного гонщика, так как достойных было много. В основном они представляли США и Австралию: Мик Доухан, Уэйн Рейни, Эдди Лоусон, Уэйн Гарднер. Европейские спортсмены отошли на второй план и не могли завоевать титул с 1982 по 1999 год. Особенно не везло итальянцам и испанцам, которые постоянно оставались на вторых местах.


Источник: soymotero.net

Важно отметить, что конец XX века изменил чемпионат мира и превратил его в массовое зрелище. Все это удалось достичь благодаря приходу авторитетных производителей мотоциклов, появлению крупных телетрансляций соревнований, а также рождению нового поколения мотогонщиков. Обертка MotoGP была создана еще тогда. В наше время поменялись только незначительные детали.

Эпоха Валентино Росси (2000-2009)

В начале XX века в мире больших мотогонок появилась новая легенда. Даже сейчас MotoGP ассоциируется с личностью итальянца, Валентино Росси. Он стал Шумахером на двух колесах. За многие годы итальянец приобрел огромный авторитет и самую большую армию фанатов, которая его поддерживает даже во время карьерного спада. Можно сказать, он стал новым воплощением Агостини. Только ему Росси уступает по количеству чемпионских титулов, а по числу побед даже опережает. За все время выступлений Валентино получил почетное прозвище «доктор», благодаря грамотному тактическому расчету и большому опыту.


Фотограф: Вячеслав Ларкин (https://www.instagram.com/larkin_photographer/)

Эпоха его доминирования ознаменовалась повышением мощности мотоциклов до 990сс в 2001 году. В тоже время самый мощный класс чемпионата переименовали в MotoGP. Уровень мастерства «доктора» был слишком велик, по сравнению с остальными гонщиками того времени. Отчасти это было связано с тем, что управление мотоциклом заметно усложнилось. Как и Агостини, Валентино выигрывал гонки и чемпионаты, практически без борьбы. Скорость японской техники Honda позволяла побеждать с большим отрывом. В начале гонки, благодаря хорошей реакции и мощности мотоцикла, он выходил на 1 место и держал его на протяжении всех кругов. Только невынужденная ошибка или поломка могли тогда остановить победное шествие Валентино. В таком стиле он выиграл свои первые титулы в период 2001-2003 годов.


Фотограф: Вячеслав Ларкин (https://www.instagram.com/larkin_photographer/)

Отсутствие интриги в чемпионате вызывало недовольство у многих. Недоброжелатели утверждали, что итальянец побеждает только благодаря мотоциклу, а не таланту. Чтобы доказать обратное, Валентино переходит на менее мощный мотоцикл Yamaha. Отсутствие конкурентоспособной техники не помешало Росси вновь стать триумфатором сезона. Его советы и замечания позволили доработать технические недостатки. Он превратил мотоцикл Yamaha в такой же мощный, как и Honda. В 2004-2005 годах Доктор доказал, что дело явно в таланте. Он стал одним из немногих гонщиков, завоевавших титул чемпиона мира на технике разных производителей.


Фотограф: Вячеслав Ларкин (https://www.instagram.com/larkin_photographer/)

В 2007 году FIM снижает мощность до 800сс, что позволяет сократить отставание менее мастеровитых гонщиков от настоящих мотогоночных гуру. У японских производителей появляется новый конкурент из Италии в лице Dukati. Именно их пилот, австралиец Кейси Стоунер, смог прервать тридцатилетнюю гегемонию японцев. Валентино Росси отходит на второй план по многим причинам. Во-первых, появилась шинная конкуренция между компаниями Michelin и Bridgestone. Покрышки вторых стояли на Dukati и имели меньше дефектов, а также были более надежными. Во-вторых, снижение мощности мотоциклов уменьшило значимость мастерства пилота. Стало легче управлять техникой, что привело к появлению новых конкурентоспособных гонщиков. Талант Росси стал не актуален в конце 00-ых. На опыте он смог выиграть последние два титула в 2008 и 2009 годах. Эпоха «доктора» закончилась вместе с окончанием его молодости. Росси выступает в MotoGP и по сей день, продолжая оставаться самым популярным мотогонщиком благодаря многочисленным заслугам и большому мастерству.


Фотограф: Артем Морозов

Наше время: испанское доминирование (2010-н.в.)

После того, как Росси уступил лидирующие позиции, задавать темп чемпионату стали испанцы. Хорхе Лоренцо в начале новой декады был главной звездой MotoGP. В период с 2010 по 2012 года он завоевал два чемпионских титула и один раз стал вторым в общем зачете. Испанец выступал за заводскую команду Yamaha. Время показало, что это был гонщик одного мотоцикла. Перейдя сначала в Ducati, а затем в Honda, Хорхе перестал показывать значимые результаты и в конце сезона 2021 года покинул Гран-При.


Источник: пресс-служба MotoGP

В 2013 году в дверь MotoGP не просто постучался, а буквально вломился испанец Марк Маркес. В первый же свой сезон он стал чемпионом мира. Только однажды он уступил титул: в 2015 году. Когда произойдет второй такой случай, пока неизвестно. Будет интересно, если Марк попробует свои силы на новой технике. Слишком долго он выжимает максимум из мотоцикла Honda. Новый вызов нужен, чтобы закрепить свой талант и доказать скептикам то, что он может стать новой легендой чемпионата мира.

Что нужно знать о Moto GP начинающему зрителю?

О чемпионате и его участниках

MotoGP – это чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам, который организует крупная международная компания FIM. Это самое престижное соревнование в мотоспорте из-за высокого уровня техники и участия самых крупных производителей.

Помимо основного класса MotoGP (1000 см³) существует два других менее мощных класса: Moto2 (600 см³) и Moto3 (250 см³).

Мотоциклы чемпионата являются настоящим достижением технической мысли. Они постоянно дорабатываются и получают все более мощные и эффективные новинки. Эту технику вы не найдете в магазинах, она уникальна.

В чемпионате принимают участие гонщики разных национальностей. Они соревнуются на мотоциклах 6 производителей. Все эти производители создают свои команды, символику которых и носят спортсмены. В команде могут выступать постоянно только 2 гонщика.

Один конструктор может иметь от 1 до 3 команд. Одна из них станет заводской и будет получать самое большое количество ресурсов и самые последние новинки. Остальные команды будут частными, их гонщики получат такую же технику, что и у заводской команды, но менее мощную.

Молодые спортсмены начинают, в основном, в частных командах. Это очень перспективно, так как ты можешь быть замечен руководителями являются испытательным полигоном, как для гонщиков, так и для техники.


Фотограф: Вячеслав Ларкин (https://www.instagram.com/larkin_photographer/)

Как определяется чемпион

MotoGP – ежегодное событие, которое проходит с марта по ноябрь. Оно включает в себя 19 этапов. По итогам каждого этапа гонщики получают очки. Кто наберет больше очков, тот и станет чемпионом мира.

Параллельно с личным зачетом, разыгрываются два коллективных. Первый – чемпионат производителей мотоциклов. По итогам каждого этапа в зачет входит только один лучший результат конкретного конструктора. Чем больше у производителя мотоциклов, тем легче одному из них показать хороший результат.

Второй – чемпионат команд. В отличие от предыдущего, в зачет входят все результаты. Он является более объективным, так как больше зависит от совокупности мест, которые занимают гонщики по ходу года. Команда может выиграть титул только в том случае, если оба пилота будут стабильно приносить отличные очки. Один человек не сможет завоевать титул для коллектива.


Источник: throttlequest.com

Трассы

Каждый этап проводится на специальных трассах, которые построили для проведения автоспортивных и мотоспортивных событий. Гонки проходят в 15 странах, на 4 континентах. Только в Испании и Италии организуют больше одного этапа в году.


Источник: cyrrider.photos

Концепция этапа

Этап чемпионата мира по-другому называют «Гран-При», что переводится как большой приз. Он проводится с пятницы по воскресенье и включает в себя несколько стадий.

В пятницу организуют официальные тренировки, с помощью которых мотоциклы и гонщики привыкают к трассе. Здесь можно найти какие-то проблемы и попытаться их решить до зачетных стартов. Такие тренировки еще называют свободными практиками, в этот день проводится 3 сессии, каждая длится 45 минут, за это время надо постараться показать лучшее время круга. Это не контактная борьба.


Источник: пресс-служба MotoGP

Суббота – время для четвертой практики (является разогревом, и ее итоги не играют особой роли), а также квалификации, которая делится на 2 этапа. В первом соревнуются те, кто не попал в десятку лучших по итогам 3 пятничных тренировок. Эти гонщики соревнуются за то, чтобы пройти в финальную часть квалификации. Обладатели 2 лучших времен, по итогам 15 минут, получают эту путевку.

Второй этап также длится 15 минут, соревнуются здесь за лучшее место на старте. Тот, кто покажет лучшее время в финальной квалификации – станет ее победителем. Этот триумф называют «поулом». По итогам двух частей квалификации формируется стартовая решетка. Она состоит из 8 линий, на каждой из которых стоят 3 гонщика. Первый из них стоит ближе к старту (чистая сторона), второй посередине, а третий дальше всех от старта (грязная сторона).


Фотограф: Вячеслав Ларкин (https://www.instagram.com/larkin_photographer/)

Как проходит гонка

В воскресенье проходит главное событие – гонка. Перед ней команды выкатывают свои мотоциклы на старт и начинают их готовить. После всех проверок, механики и инженеры покидают трассу и отправляются в специальную зону для команд. Ее называют паддоком. Когда все посторонние уходят, назначается старт прогревочного круга. На этом кругу гонщики на практике проверяют работоспособность техники, также прогревают шины.

После прогревочного круга мотоциклы выстраиваются по порядку и становятся на свои места. Старт дается сигналом специально светофора: сначала огни загораются (приготовится), а затем гаснут (начинайте гонку). Спортсмены отправляются в путь, который будет длиться чуть больше 20 кругов. В среднем время гонки — 45-50 минут.

Это не Формула 1 и тут не приняты обязательные пит-стопы (остановки для смены покрышек). Прерывать свою гонку можно только в вынужденных случаях: когда надо заменить мотоцикл или поставить дождевые шины во время влажной погоды.

Единственный тактический элемент в гонке — выбор шин. Всего существует 3 вида: soft (мягкие), medium (средние), hard (жесткие). Не обязательно на оба колеса надевать одинаковую резину, существует несколько комбинаций разных составов. Победит тот, кто выберет правильный вид шин для каких-то конкретных условий.

Результаты гонки определяется порядком пересечения финишной черты последнего круга. Тройка призеров награждается после соревнований на специальном подиуме. Гонщикам вручаются кубки и сувениры, а в конце они обливаются шампанским.

Очки получают лучшие 15 гонщиков по системе: 25-20-16-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Эти баллы после этапа вносятся в таблицу общего зачета.


Источник: пресс-служба MotoGP

Это далеко не все, что можно рассказать о самых зрелищных мотогонках планеты. Этот чемпионат прекрасен своей интригой и борьбой. Здесь есть все то, что мы любим в гонках. MotoGP прошел большой путь, прежде чем стать таким популярным соревнованием. Он им стал вполне заслуженно и, конечно, всегда достоин вашего внимания.

Автор: Владимир Тумбинский

Редактор: София Христова

[Всего: 2 Средний: 3/5]

0

Виды мотогонок

Гонки на спортивных мотоциклах и других видах этой техники проводятся для каждого из них отдельно.

Сюда входят самые различные виды мотогонок.

Трековые называют по-другому спидвей

Для таких соревнований устраивают самые разные покрытия. Для этого используется лед, земля, трава и другие виды покрытий. Зимние гонки на мотоциклах проводятся по дорожке из льда или промерзшей земле.

Для этого вида соревнований используют специальные площадки или естественные участки пересеченной местности. При классическом виде этих соревнований проходимая трасса имеет длину до трех километров. Стадион-кросс, или как его называют по-другому, суперкросс проводят на открытом стадионе. Здесь проходят также гонки на мотоциклах по грязи.

Супермото проходят только на мотоциклах, специально для этого вида гонок предназначенных . Трасса разделена несколько участков. Это дорога с асфальтовым покрытием чередуется грунтом, где используются различные препятствия. Трасса имеет длину не более двух километров.

Данные гонки проходят по пересеченной местности. В требования соревнований входят следующие условия. Пилотами должен соблюдаться график движения, который задан заранее. Используются дополнительные состязания во время прохождения гонок.

Кросс –кантри и эндуро-кросс

Это разновидности эндуро в сочетании с различными видами гонок.

Шоссейно-кольцевые

Шоссейное кольцо имеет длину не меньше трех километров. Особенностью этих соревнований является множество скоростных поворотов. Здесь можно использовать дорожные байки и специальные класса MotoGP.

Так называют шоссейно-кольцевые мотогонки, рассчитанные на выносливость. Продолжаются они несколько дней, и в течение всей гонки пилоты могут меняться.

Это соревнования, где пилоты должны показать свое умение преодолевать самые разные препятствия. Вся трасса проходится за определенный промежуток времени. Участвуют в мототриале особые мотоциклы.

Шоссейно-линейные

На этих гонках участвуют дорожные мотоциклы. Обычные автодороги закрывают для другого транспорта на все время проведения соревнований.

Здесь соревнуются командой. Мотоциклист должен пробуксировать лыжника по зимней трассе. Она может быть снежной или ледяной. Используется также трасса смешанная. На этих гонках есть ограничения. Нельзя пользоваться цепями для колес или шипованными покрышками.

Специальные заезды, на которых устанавливаются рекорды. Это может быть рекорд на любой дистанции, маленькой или длинной. Рекорд может быть на максимальную скорость или минимальное время. Или проезд определенной дистанции за самое короткое время.

Стантрайдинг


Это гонки на мотоциклах с трюками. Появился этот вид в Англии в конце двадцатого года. Используемых трюков большое количество, и виды их изменяют и усложняют.
Это далеко не все виды мотогонок, которые существуют. Но основные.

Но любители мотогонок иногда устраивают неофициальные и чаще всего незаконные гонки на мотоциклах по городу. Их называют также уличными гонками или стрит-рейсинг. Такие гонки происходят самопроизвольно. Но иногда их планируют и координируют. Любители таких гонок объединены в специальные клубы. Но есть и противники такого вида соревнований, которые утверждают, что это опасно для других автомобилистов.

Видов уличных гонок несколько. До недавнего времени гонки по городу в России были запрещены. Их часто проводили на пустых дорогах в ночное время. Конфликты с сотрудниками ГИБДД случались довольно часто. Но примерно с 2003 года эти гонки легализовали.

Чемпионат Motoring 2021: мотогоночный уик-энд на «Игора Драйв»

29-30 мая на Автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге пройдет второй этап Чемпионата Motoring по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Лучшие российские пилоты выйдут на старт, чтобы поспорить за первое место в своем классе.

В субботу, 29 мая, пройдут тренировочные сессии и квалификации, в 17:00 будет дан старт трехчасовой гонке на выносливость «Эндуранс».

30 мая спортсменов и зрителей ждут 7 зрелищных гонок в классах Superstock 1000, Superstock 600, Minimoto, Superbike, Supersport, а также Road Cup 600/1000. Первый заезд стартует в 12:10, сразу после церемонии открытия соревнований. Самыми ожидаемыми станут гонки Supersport и Superbike, где традиционно разворачивается эффектная борьба за подиум. После этапа в Грозном первые три строчки зачета категории Supersport — у Алексея Иванова, Дмитрия Майорова (оба пилота — команда ЦСКА DMC) и Владимира Болкунова (Full Gazzz). Класс Superbike возглавил Макар Юрченко (SPB Racing Team), вторую и третью позиции занимают Артем Мараев и Антон Еремин (оба пилота — команда Motorrika).

Антон Еремин, пилот команды Motorrika: «Совсем чуть-чуть осталось до второго этапа. Я очень жду хорошей теплой погоды, а с ней — отличных тренировок и гонки. Настрой на приближающийся уик-энд отличный: зима закончилась, впереди еще весь гоночный сезон. В прошлом году удалось мне погонять на автодроме «Игора Драйв» трижды, трасса очень понравилась: скоростная, интересная, с перепадами высот, с хорошими зонами безопасности. Надеюсь, с прошлого сезона ее подраскатали, и расход покрышек сократится».

В перерыве между заездами зрители смогут пройтись по пит-лейн, чтобы поближе познакомиться с мотогоночной кухней и пообщаться с топовыми российскими пилотами во время автограф-сессии. Также на этапе будет организована прямая трансляция с живыми комментариями Евгения Масленкова, который известен многим любителям гонок как российский голос Moto GP.

В рамках второго этапа Чемпионата на трассе «Игора Драйв» стартует новый проект Motoring Racing Academy, трековая мотошкола для пилотов-новичков и продвинутых любителей. В боксе «Академии» будут присутствовать гоночные Yamaha R1, Yamaha R6 и три мотоцикла Yamaha R3. На площадке будут работать инструкторы: Глеб Кольцов, представитель BMW Motorrad, и Алексей Иванов, трехкратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе Supersport.

Купить билеты на этап чемпионата России «Motoring 2021» на «Игора Драйв» можно будет на месте в день соревнований или онлайн на официальном сайте Автодрома.

Александр Марцевич, организатор чемпионата России Motoring: «Этап на Автодроме «Игора Драйв» — самое ожидаемое событие за последние полгода, пилоты невероятно скучают по этой трассе. Мы единственная мотогоночная серия, которая проводит там этапы. В прошлом году нам удалось собрать на старте порядка 160 пилотов, что стало историческим максимумом для шоссейно-кольцевых мотогонок за последние пять лет. Вместе с этапом в Санкт-Петербурге начинаются Белые ночи, что сулит участникам и зрителям длинный гоночный день. И это будет невероятно красиво! Всех желающих ждем на нашей серии!»

Motoring — гоночная серия по шоссейно-кольцевым мотогонкам, основанная в 2021 году, организованная в соответствии с требованиями современных международных стандартов шоссейно-кольцевого мотоспорта FIM. В 2021 году серия проходит в статусе чемпионата России. Учредитель — группа компаний Motorrika.

Чемпионат Motoring в сезоне 2021 состоит из 7 этапов, которые проходят на лучших гоночных треках России.

Календарь мероприятий: 17-18 апреля — Форт Грозный 29-30 мая — Игора Драйв 12-13 июня — Казань Ринг 26-27 июня — Нижний Новгород 10-11 июля — Игора Драйв 7-8 августа — Moscow Raceway 18-19 сентября — Форт Грозный.

Виды мотоспорта

Шоссейно-Кольцевые мотогонки

В этом виде соревнований участники соревнуются в максимально быстром прохождении определенной дистанции по замкнутой трассе с асфальтовым покрытием.

Гонки могут проводиться на как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк). Также гонки могут проводиться на различную дистанцию, от коротких спринтерских заездов до многочасовых гонок на выносливость (эндуранс). Также гонки могут проводиться и на перекрытых для общего движения участках дорог общего пользования, образующих или не образующих замкнутый маршрут.

В мотокроссе замкнутая трасса имеет не асфальтовое, а грунтовое покрытие, нередко с дополнительными препятствиями в виде естественных или специально насыпанных горок и трамплинов.

Различают мотокросс на естественных или искусственных трассах (Суперкросс или Супермотокросс). Также в последнее время все больше набирает популярность еще один вид мотогонок, схожих с мотокроссом — супермото, в котором объединены асфальтированные участки трассы и участки обычной мотокроссовой трассы.

Плоская гаревая или ледяная (изредка грунтовая или травяная) трасса в форме овала, небольшой длины (260—400 м, длина дорожки стадиона), изредка до 1 км (ипподромные трассы). Заезды проводятся на дистанцию в несколько кругов (4-6) с небольшим числом участников (4-6). При большем числе участников происходит их деление на группы и соревнование в рамках турнирной таблицы, с четвертьфиналами, полуфиналами и финалом.

Дрэг-рейсинг

Как и в автомобильном дрэг-рейсинге, в мотоциклисты преодолевают определенную дистанцию (как правило, 402м), за минимально возможное время

В категорию мототриал входят соревнования по прохождению небольших, но очень трудных (а для обычного мотоцикла и невозможных) дистанций (секций) с набором специальных препятствий. Различают мототриал в закрытых помещениях, и на открытом воздухе.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Мотогонки» в других словарях:

мотогонки — мотогонки … Орфографический словарь-справочник

мотогонки — ралли, гонка, спидвей, веломотогонка Словарь русских синонимов. мотогонки сущ., кол во синонимов: 4 • веломотогонки (4) • … Словарь синонимов

МОТОГОНКИ — МОТОГОНКИ, нок, ед. а, и, жен. Гонки на мотоциклах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мотогонки — МОТОГОНКИ1, нок, мн (ед мотогонка, и, ж). Вид мотоциклетного спорта, соревнования в езде на мотоциклах по специальным трассам, дорогам (гонки шоссейные, ипподромные, по зеленой дорожке и вне дорог). Мотогонки в России как вид спорта получили… … Толковый словарь русских существительных

Мотогонки — мн. Гонки на мотоциклах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мотогонки — мотогонки, мотогонок, мотогонкам, мотогонки, мотогонками, мотогонках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

мотогонки — мотог онки, нок … Русский орфографический словарь

мотогонки — мн., Р. мотого/нок … Орфографический словарь русского языка

мотогонки — мотого/нки, нок … Слитно. Раздельно. Через дефис.

мотогонки — нок, мн. (одн. мотого/нка, и, ж.). Спортивні змагання на мотоциклах … Український тлумачний словник

Зачем нужны кольцевые гонки На первом этапе развития мотоцикла соревнования проводились для того, чтобы в сжатые сроки увидеть слабые места техники. Несколько дней гонки помогали обнаружить дефекты, которые при нормальной эксплуатации выявились бы спустя годы. Шоссейно-кольцевые гонки позволили инженерам усовершенствовать тормозные системы, устойчивость, управляемость и приемистость. Впоследствии появились экспериментальные методы в лабораторных условиях, но соревнования на мото продолжали охватывать все большее количество людей. Где все начиналось Шоссейно-кольцевые мотогонки зародились в Европе. В 1902 году Бельгийский автоклуб организовал серию кольцевых гонок, что дало старт всем последующим гонкам по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга. К тому времени мотоциклы уже участвовали в скоростных соревнованиях. Одними из первых чемпионатов были “Интернациональный Кубок”, организованный Францией и гонка Турист Трофи, организованная Англией. После первой мировой войны мотоциклетные клубы многих европейских стран организовали ежегодную шоссейную гонку Grand Prix. С 1949 года FIM устраивает ежегодный чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам MotoGP.


MotoGP в ранние годы

СССР и Россия Мотоспорт в СССР не отставал от европейских держав. В Советском Союзе соревнования на мотоциклах по своей значимости приравнивались к военной подготовке. В то время у мотоспорта появился высокий покровитель – Василий Сталин, сын Иосифа Сталина, командующий ВВС Московского военного округа и известный любитель мотоциклов. Он внес большой вклад в развитие советского мотоспорта: по его заказу производились гоночные мотоциклы, а сила полномочий давала возможность обеспечить соревнования зрителями (для офицеров посещение было обязательным).


Василий Сталин

Первый чемпионат СССР в 1946 году прошел в категориях: мотокросс, спринт и линейные гонки. Спустя год был проведен чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам. Он состоял из одного этапа на трассе «Пирита-Косе-Клоостриметса» в Эстонии. Во времена зарождения ШКМГ это была единственная трасса в стране, пригодная для таких соревнований. Соревнования на трассе «Пирита»

В 1956 году в Ленинграде открылась еще одна кольцевая трасса «Невское Кольцо». Первые гоночные соревнования там прошли в рамках всесоюзного первенства ДОСААФ по мотогонкам. В то же время советские спортсмены стали выступать на международных чемпионатах, а в 1960 году в СССР была создана Федерация авто и мотоспорта. С каждым годом технические виды спорта завоевывали популярность и становились доступнее, техника совершенствовалась, а организация мероприятий становилась сложнее. Так продолжалось до момента распада Советского Союза, вместе с которым пришел в упадок и весь мотоспорт.

Прошло практически десятилетие прежде чем наша страна вновь занялась становлением мотоспорта. В 1999 году был организован Кубок России по ШКМГ, а в 2000 году родился уже и сам Чемпионат России, который ежегодно проводится и по настоящее время. С 2011 года Чемпионат России проводится организаторами RSBK (Russian Superbike Championship International CUP или Российский Супербайк). RSBK проводит международные соревнования по шоссейно-кольцевым мотогонкам в два зачета: Чемпионат России и непосредственно Российский Супербайк. Этапы официально проходят в России при поддержке Мотоциклетной Федерации России (МФР), под эгидой FIM и FIM Europe.


Соревнования RSBK

Типы мотоциклов

Мотоциклы чаще всего классифицируют по типам, которые основываются на целевом назначении мотоцикла. Классификация не всегда однозначна, поэтому разные авторы могут трактовать названия по-разному.

Дорожные

Классик – мотоцикл классической компоновки.

Наиболее универсальные мотоциклы. Исторически предшествовали всем остальным. Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. Существуют другие названия: Стритфайтер («уличный боец»), Нэйкед(«голый», имеется в виду вариант без полуобтекателя), Неоклассик. Классический мотоцикл это проверенный временем дизайн и компоновка, прямая посадка и неприхотливость в обслуживании, надежность и удобство в эксплуатации. Внешне он может быть немного похож как на чоппер, но не с такой вальяжной посадкой водителя и тоннами хрома, так и на спортбайк, только с более спокойными характеристиками двигателя и длинными тяговитыми передачами.

Ducati Monster S4

Suzuki Bandit 250-1250

Спортбайк – дорожные мотоциклы, основанные на моделях для шоссейно-кольцевых мотогонок. Отличаются развитым пластитовым обтекателем, высокооборотистыми двигателями, посадкой в позе эмбриона, высокой мощностью, управляемостью и динамикой при относительно малой массе.

Honda CBR600F Hurricane

Kawasaki Ninja ZX-6R

Суперспорт – более мощные, лёгкие, управляемые и скоростные версии спортбайков. Часто представляют собой так называемый «заводской тюнинг» спортбайков.

Kawasaki Ninja ZX-6RR

Triumph Daytona 675

Спорт-турер – мотоциклы, промежуточные между спортивными и туристическими моделями. Сочетают качества обоих классов либо предлагают компромиссные варианты.

Турер – мотоциклы, предназначенные для путешествий на большие расстояния. Отличаются комфортной посадкой, топливными баками большой ёмкости, низкооборотистыми двигателями, крупными размерами. Управляемость приносится в жертву комфорту. Туристические мотоциклы имеют большое количество дополнительного оборудования: кондиционеры, магнитолы, подушки безопасности.

Harley-Davidson Tour Glide

Honda Gold Wing

Чоппер – мощные тяжёлые мотоциклы для неспешных поездок по городу. Стилистика чопперов неизменна с 1950-х годов. Пластиковых обтекателей ни имеют. Обеспечивают удобную прямую и низкую посадку «ногами вперёд» за счёт вынесенных вперёд подножек. Отличаются низкооборотистыми двигателями и обилием блестящих хромированных деталей. Ценятся владельцами за возможность легко и вальяжно кататься, наблюдая окрестности и показывая себя. Чоппер позволяет максимально развить свои фантазии и превратить обычный мотоцикл в совершенно персональное сверкающее хромом чудо, способное выделить своего хозяина из толпы и удивить окружающих. Подножки чоппера вынесены вперед, удобный руль, седло – двухуровневое. Ровные характеристики мотора, благодаря высокому крутящему моменту двигателя, обеспечивают спокойную и уверенную езду.

Боббер – мотоцикл, у которого обычно отсутсвует переднее крыло, задние крыло укорочено, убрано все лишнее для визуального облегчения конструкции.

Предшественниками чопперов были серийные мотоциклы, подвергшиеся переделке для уличных гонок – боббер (англ. bob – короткая стрижка). В отличие от бобберов, у чоппера убирается не только все лишнее – переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьезной переделке и сама рама.

Основные правила

Стоит отметить, что шоссейно-кольцевые гонки требуют высокого уровня организации и больших финансовых вложений. Именно поэтому в России данный тип соревнований практически не развит. Лидерами в этой области считают Испанию, Францию, Арабские Эмираты и Австралию. В этих странах построены отличные треки с качественных покрытием, позволяющие принимать чемпионаты различных уровней.

Правила в мотогонках достаточно просты: гонщики соревнуются друг с другом в максимальном быстром прохождении дистанции. Гонки проводятся на разные дистанции. Существуют короткие — спринтерские и длинные — многочасовые мотогонки, ориентированные на определение ни сколько самого быстрого, сколько самого выносливого мотогонщика.

В соответствии с регламентом чемпионата между собой могут соревноваться мотоциклы только одного класса.

На профессиональных чемпионатах, типа MotoGP выделено 3 класса:

— MotoGP, в котором участвуют мотоциклы до 1,0 тыс.м.куб; — Moto2 класс — 0,6 м.куб. 4 тактные мотоциклы; — Moto3 класс — 0,25 м.куб. 4 тактные мотоциклы.

Старт гонки осуществляется с места. Длина дистанции — от 100 до 120 км в спринте. Очки начисляются участникам в соответствии с традиционной установленной системой. Победителем по окончании гонки признается мотогонщик, набравший максимальное количество очков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]