Регулятор давления топлива приора 16 клапанов где находится


Проверка давления в системе питания двигателя

Давление в топливной рампе можно проверить обычным манометром (например, от шинного насоса). Работу проводим на холодном двигателе. Сбрасываем давление в системе питания двигателя (см. «Замена топливного фильтра»). Снимаем пластмассовый экран двигателя. На резьбовой штуцер манометра надеваем маслобензостойкий армированный шланг (с внутренним диаметром 12 мм) и закрепляем его хомутом.
Отворачиваем пластмассовый колпачок штуцера на топливной рампе

Колпачком колесного вентиля выворачиваем золотник из штуцера топливной рампы. На штуцер рампы надеваем шланг манометра и закрепляем его хомутом. Надеваем провод на «минусовой» вывод аккумуляторной батареи. Включаем зажигание. При этом должен включится топливный насос, работу которого можно проконтролировать на слух.

Измеряем давление топлива в системе… …которое должно быть равным 3,6–4,0 бар. После остановки насоса давление может незначительно снизиться и затем стабилизироваться на некоторое время. Если давление в системе больше 4,0 бар — неисправен регулятор давления топлива. Пониженное, но стабильное давление топлива в системе питания может быть вызвано засоренностью топливного фильтра или сетчатого фильтра топливного модуля, а также неисправностью топливного насоса или регулятора давления топлива. Для проверки топливного фильтра на загрязнение его необходимо снять (см. «Замена топливного фильтра»), слить из фильтра остатки топлива и через отрезок шланга продуть (можно ртом). Сопротивление проходу воздуха при продувке должно быть незначительным. В противном случае заменяем топливный фильтр новым, который рекомендуем всегда иметь в запасе. Проверку состояния сетчатого фильтра топливного модуля проводим после демонтажа и разборки модуля (см. «Снятие и разборка топливного модуля»). В случае сильного загрязнения сетчатого фильтра очищаем и промываем его. Если давление топлива в системе питания двигателя низкое и продолжает падать после выключения насоса, то причиной этого может быть негерметичность соединений топливного модуля, неисправность насоса, а также негерметичность форсунок. Для поиска причины неисправности вновь включаем топливный насос, и после его остановки полностью пережимаем резиновый шланг, подводящий топливо к топливной рампе. Если при этом давление стабилизируется, то негерметичен топливный модуль либо неисправен насос. Если же давление продолжает падать — негерметична одна или несколько форсунок. Негерметичную форсунку, как правило, можно определить по темному цвету ее распылителя, на котором присутствуют закоксовавшиеся капли топлива. Для проверки исправности регулятора давления топлива следует подсоединить шланг манометра непосредственно к выходному штуцеру топливного модуля. Включив зажигание, измеряем давление топлива. Если давление топлива в системе низкое, но стабильное, значит, регулятор сбрасывает давление слишком интенсивно и его необходимо заменить.

Диагностика неисправностей

Нет давления в топливной рампе? Причины:

  • Засоренный топливный фильтр;
  • Засоренный фильтр бензонасоса;
  • Неисправность топливного насоса;
  • Неисправность регулятора давления топлива (РДТ). И при повышенном давлении тоже.

Если давление в топливной рампе постепенно падает, то причиной может быть:

  • негерметичность соединений бензонасоса;
  • негерметичность форсунок;
  • неисправность топливного насоса.

Проверяем так. Зажимаем поводящий резиновый шланг топливной рампы:

  • давление стало стабильным — негерметичен топливный модуль, либо неисправен насос;
  • давление падает — негерметична форсунка(и).

Проверка РДТ. Подсоединяем шланг манометра к выходному штуцеру бензонасоса и включаем зажигание:

  • давление низкое, но стабильное — значит РДТ неисправен и сбрасывает давление слишком интенсивно.

Если давление в топливной рампе в пределах нормы, ищем причины неисправностей в работе двигателя в другом месте.

Источник

Признаки неисправности регулятора давления топлива

Топливная система современного автомобиля представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей, и является одной из основных систем. В топливной системе находится множество подвижных элементов одним из которых является регулятор топливного давления. Поступления бензина в камеру сгорания требует постоянного поддержания определенного давления, поэтому для данной операции требуется специальный узел, который соединен как с камерой сгорания (форсунками), так и топливной системой (посредством клапана).

Однако со временем при постоянной и длительной эксплуатации данного агрегата возникают определенные проблемы в виде неисправностей, которые могут повлечь за собой определенные проблемы в эксплуатации.

Признаки неисправности регулятора давления топлива у Приоры, ВАЗ

Топливная система современного автомобиля представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей, и является одной из основных систем. В топливной системе находится множество подвижных элементов одним из которых является регулятор топливного давления. Поступления бензина в камеру сгорания требует постоянного поддержания определенного давления, поэтому для данной операции требуется специальный узел, который соединен как с камерой сгорания (форсунками), так и топливной системой (посредством клапана).

Однако со временем при постоянной и длительной эксплуатации данного агрегата возникают определенные проблемы в виде неисправностей, которые могут повлечь за собой определенные проблемы в эксплуатации.

Составные части

Данная деталь состоит из нескольких основных элементов:

  • Мембранный клапан является основной частью регулятора и связан с системой подачи топлива и камерой сгорания (рампой форсунок). В большинстве отечественных моделей (таких как Ваз 2115, 2110, 2114 и Лада Приора) данный агрегат представлен, а аналогичной комплектации, так как системы подачи топлива переднепривдных машин данного семейства имеют похожую схему. Поэтому и качество поломок для данных машин аналогично;
  • Патрубки, подсоединенные к клапанам и камере сгорания с одной стороны и с помощью других клапанов к топливной магистрали с другой. Устройство в моделях ВАЗ 2107 несколько отличается ввиду более старой и ненадежной конструкции. При использовании оборудования для заднего привод используются старые комплектующие устаревшей конструкции (клапан может работать нестабильно при деятельности в карбюраторном двигателе и неправильном выборе обогащения топливной смеси) поэтому конструкция его несколько иная, хотя при возникновении проблем.

Выход из строя

Конструкция данного узла достаточно простая в эксплуатации, однако клапан также может выйти из строя.

Это повлечет за собой определенные негативные последствия и в качестве основных признаков выступят:

  1. Повышения топливного расхода при частичной неисправности элемента. Когда клапан нестабильно выполняет свой функционал давление в рампе и топливной системе падает происходит переизбыток поступления бензина в камеры сгорания из-за чего происходит значительный расход топлива. Также это влечет помимо повышенного потребления бензина повышенный износ элемента, что в конечном итоге приведет к полному выходу детали из строя;
  2. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. При плохой подаче топлива двигатель не может выйти на оптимальный уровень работы, поэтому регулятор холостого ходя осуществляет свою работу нестабильно. При недостаточном давлении и выходе из строя регулятора давления топлива его подача или прекращается или топливо свободно ходит по системе. Это также может вызвать плохую заводку двигателя, при этом приходится повышать нагрузку на стартер, также приводя к его износу. Этот эффект проявляется при механическом износе клапана, когда выход из строя одной его части обеспечивает плохое уравновешивание давления между топливом и воздухом;
  3. Коленчатый вал не может удерживать постоянный уровень своих оборотов. Этот эффект опасен тем, что при данной неисправности могут быть задействованы многие элементы системы, а неисправность данного регулятора является опосредованной причиной такой поломки. Нестабильная работа коленчатого вала не только дезорганизует водителя, но и снижает ресурс двигателя (хотя и незначительно);
  4. Ухудшение силовых качеств двигателя. При плохом поступлении топлива двигатель не может полностью реализовать свой потенциал при передвижении, поэтому его качества падают. Это вызывает ухудшение динамических качеств мотора и сказывается на его ресурсе;

На видео- признаки неисправности регулятора давления топлива:

Проблемы дизельного мотора

Для дизельных двигателей ситуация в целом аналогична, но также может привести к невозможности завести двигатель, так как при полной неисправности регулятора в дизельном агрегате подача топлива невозможна.

На видео- признаки неисправности регулятора давления топлива дизель:

Для того чтобы устранить данную неисправность необходима полная замена неисправного элемента на новый. Средняя стоимость для отечественных машин составляет порядка 400 рублей.

Составные части

Данная деталь состоит из нескольких основных элементов:

  • Мембранный клапан является основной частью регулятора и связан с системой подачи топлива и камерой сгорания (рампой форсунок). В большинстве отечественных моделей (таких как Ваз 2115, 2110, 2114 и Лада Приора) данный агрегат представлен, а аналогичной комплектации, так как системы подачи топлива переднепривдных машин данного семейства имеют похожую схему. Поэтому и качество поломок для данных машин аналогично;

  • Патрубки, подсоединенные к клапанам и камере сгорания с одной стороны и с помощью других клапанов к топливной магистрали с другой. Устройство в моделях ВАЗ 2107 несколько отличается ввиду более старой и ненадежной конструкции. При использовании оборудования для заднего привод используются старые комплектующие устаревшей конструкции (клапан может работать нестабильно при деятельности в карбюраторном двигателе и неправильном выборе обогащения топливной смеси) поэтому конструкция его несколько иная, хотя при возникновении проблем.

Как часто должна проводиться замена топливного фильтра Приора и почему?

Изношенный элемент обладает меньшей пропускной способностью и может привести к поломке двигателя, преждевременному износу составляющих топливной системы.

Установить на Ладу Приора топливный фильтр можно в течение 15-20 минут. Затраты времени и средств будут минимальными, а транспорт начнет работать в нормальном режиме. Поэтому пренебрегать ремонтом не рекомендуется.

Выход из строя

Конструкция данного узла достаточно простая в эксплуатации, однако клапан также может выйти из строя.

Это повлечет за собой определенные негативные последствия и в качестве основных признаков выступят:

  1. Повышения топливного расхода при частичной неисправности элемента. Когда клапан нестабильно выполняет свой функционал давление в рампе и топливной системе падает происходит переизбыток поступления бензина в камеры сгорания из-за чего происходит значительный расход топлива. Также это влечет помимо повышенного потребления бензина повышенный износ элемента, что в конечном итоге приведет к полному выходу детали из строя;
  2. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. При плохой подаче топлива двигатель не может выйти на оптимальный уровень работы, поэтому регулятор холостого ходя осуществляет свою работу нестабильно. При недостаточном давлении и выходе из строя регулятора давления топлива его подача или прекращается или топливо свободно ходит по системе. Это также может вызвать плохую заводку двигателя, при этом приходится повышать нагрузку на стартер, также приводя к его износу. Этот эффект проявляется при механическом износе клапана, когда выход из строя одной его части обеспечивает плохое уравновешивание давления между топливом и воздухом;
  3. Коленчатый вал не может удерживать постоянный уровень своих оборотов. Этот эффект опасен тем, что при данной неисправности могут быть задействованы многие элементы системы, а неисправность данного регулятора является опосредованной причиной такой поломки. Нестабильная работа коленчатого вала не только дезорганизует водителя, но и снижает ресурс двигателя (хотя и незначительно);
  4. Ухудшение силовых качеств двигателя. При плохом поступлении топлива двигатель не может полностью реализовать свой потенциал при передвижении, поэтому его качества падают. Это вызывает ухудшение динамических качеств мотора и сказывается на его ресурсе;

На видео- признаки неисправности регулятора давления топлива:

Симптомы поломок

Зная признаки неисправности регулятора ДТ, можно сразу определить уровень проблемы – полностью узел, механический или электронный, вышел из строя или частично. Но все нижеперечисленные «симптомы» не дифференцируют поломку регулятора от других неисправностей – они могут указывать также на поломку топливного насоса или на засор фильтра.

Признаки поломки РДТ одинаковы для бензиновых и дизельных моторов одинаковы:

  1. Двигатель не запускается. Стартер долго крутится при нажатой педали сцепления.
  2. Мотор заглох на холостом ходу. Чтобы поддерживать его работу приходится все время давить на педаль газа. Второй вариант – нестабильность оборотов, ведущие к остановке двигателя.
  3. Теряется мощность. Автомобиль не может заехать на гору, не справляется с грузом. Попросту говоря «не тянет».
  4. Топливо расходуется больше нормы. Потери зависят от нюансов неисправности.
  5. Из шлангов подтекает топливо. Причем замена шлангов или хомутов, а также прочих близко расположенных элементов, не помогает.

Если появился хоть один симптом, нужна диагностика.

В новых авто регулятором служит датчик давления топлива в рампе. Если он выйдет из строя, в памяти ЭБУ возникает ошибка, и загорается светодиод, сигнализирующий о поломке мотора.

На заметку! Ошибки, касающиеся РДТ идут под №№ p2293 и p0089 – «механическая неисправность» и «регулятор неисправен» соответственно.

Как работает регулятор давления топлива

Внутреннее устройство регулятора давления топлива: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — патрубок для вакуумного шланга; 4 — мембрана; 5 — клапан; А — топливная полость; Б — вакуумная полость

Регулятор давления топлива представляет собой мембранный клапан, который в системах с рециркуляцией горючего, устанавливается на топливной рампе. Ну а в системах, где такая рециркуляция не предусмотрена, РДТ размещается непосредственно в топливном баке.

С одной стороны на регулятор давления топлива воздействует специальная пружина, а так же давление во впускном коллекторе. С другой же стороны его поддавливает подаваемое насосом топливо. Когда давление топлива начинает превышать давление пружины и давление воздействующее на клапан из впускного коллектора, мембранный клапан открывается, впуская нужное количество горючего, ну а как только давление подаваемого топлива снижается, мембрана регулятора давления, закрывается.

В упрощенном виде, выглядит все это следующим образом. Есть две камеры, в одну нагнетается топливо, а в другой располагается пружина. Камеры перекрывает мембрана, которая и открывается при значениях давления, превышающих воздействие пружины. Следует так же сказать, что в моделях автомобилей последних лет, такого регулятора может и не быть. Его функции выполняет специальный электронный датчик, который измеряет напряжение в электронасосе, подающем топливо. Такое решение позволяет наиболее оптимально удерживать нужное давление и регулировать подачу топлива, непосредственно управляя насосом. Но, хотя такая система более точная, тем не менее, часто именно механический РДТ, гораздо надежнее и служит намного дольше, чем электронный датчик, подверженный различным негативным воздействиям.

Диагностика регулятора давления топлива

По своим симптомам неисправность РДТ во многом схожа с неполадками топливного фильтра или бензонасоса. Стоит сразу отметить, что если во время диагностики топливной системы были обнаружены неисправности именно РДТ, то оптимальным выходом из ситуации станет замена регулятора давления топлива. Объясняется это тем, что замена отдельных частей, промывка и очистка устройства не вернут ему полноценной работоспособности. Учитывая то, что стоимость РДТ очень даже доступна и приемлема, то ремонт регулятора давления топлива просто нецелесообразен.

Провести диагностику РДТ своими руками можно одним из самых простых и эффективных способов: проверить в топливной системе давление горючего. Осуществляется это при помощи манометра. Замеряется оно на холостом ходу двигателя; манометр подключается параллельно с вакуумным шлангом между штуцером и топливным шлангом.

Произведенные замеры показывают колебания давления в системе. Оно должно увеличиваться, находясь при этом в пределах от 0,3 до 0,7 Бар. Если подобных показателей не было выявлено, то необходимо переподключить шланг регулятора давления топлива и повторно использовать манометр. Пробка штуцера отворачивается для измерения давления топлива в торцевой части топливной рампы. В пробке имеется специальное уплотнительное кольцо: необходимо проверить его на целостность — оно не должно быть эластичным. Если на нем все же имеются дефекты, то оно меняется либо по отдельности, либо совместно с пробкой.

Признаки неисправности РДТ

Регулятор давления топлива для ВАЗ 2110

Каким бы надежным ни был механический РДТ со временем и его детали изнашиваются и возникают сбои и неполадки в работе данного узла. И сейчас мы рассмотрим основные симптомы таких неполадок.

  • увеличение расхода топлива;
  • падение мощности двигателя;
  • нестабильная работа мотора в режиме холостых оборотов;
  • рывки и провалы при ускорении и переключении передач;
  • неадекватная реакция машины на нажатие педали акселератора;

Рассмотрим причины основных неполадок РДТ. В первую очередь следует проверить состояние пружины. Со временем она может терять свою упругость, и как следствие, клапан открывается раньше чем нужно. В результате чего, топливо возвращается в бак в больших, чем нужно количествах. Давление в системе падает, и мотор теряет мощность. В таком случае, пружину следует заменить, если конструкция регулятора, это позволяет.

Иногда, особенно при работе с отечественным топливом, мембрана попросту засоряется и не может закрыться полностью или частично. Это опять-таки приводит к снижению давления топлива в системе и всем вытекающим из этого последствиям. В таких ситуациях, опять же если позволяет конструкция РДТ, можно произвести чистку. Но не всегда ремонт помогает, так как износ клапана и его частей, может стать причиной того, что даже после устранения поломки, регулятор не выполняет своих функций в полном объеме.

Реже, но все-таки случаются ситуации, когда регулятор давления топлива просто заклинивает. Мотор в этом случае вообще глохнет, а горючее начинает течь изо всех возможных и невозможных отверстий. Ремонт в подобных случаях, дело малоперспективное и забитый регулятор, проще заменить. Но чтобы регулятор давления топлива засорился до полной непроходимости, топливо должно быть уж совсем никаким, поскольку в системе имеется топливный фильтр, который призван очищать горючее, и раз он так серьезно не справляется, заправочную станцию лучше поменять.

Возможен вариант, когда клапан регулятора давления топлива, забивается частично и начинает работать рывками. Вот эти-то рывки передаются на работу мотора и прекрасно ощущаются водителем, а то и пассажирами автомобиля. В этой ситуации, очистка РДТ имеет гораздо больше шансов вернуть его работоспособность на приемлемый уровень.

В общем-то, электронный регулятор давления топлива, менее восприимчив к качеству горючего и другим механическим факторам, оказывающим отрицательное воздействие на этот узел, но у него имеются и свои слабые места, и характерные уязвимости. С другой же стороны, если не лить в бак автомобиля откровенно плохое топливо, вовремя менять топливный фильтр и вообще заботиться о машине, то любой РДТ будет ходить очень долго.

Принцип работы регулятора давления топлива ВАЗ

Четко контролировать стабильное движение в топливной рампе, при низком давлении подавать сигнал тревоги на электронный блок управления, а при повышенном пускать топливо по возвратному каналу — это основные задачи регулятора давления. У электроники логики нет, она руководствуется только сухими данными. В зависимости от модели автомобиля и количества специальных датчиков, можно более-менее точно локализовать очаг неисправности. В простых системах впрысках, таких как в автомобилях ВАЗ, диагностика заключается не столько в умении правильно прочитать коды ошибок на диагностическом порте, сколько знать взаимосвязь элементов системы.

Регулятор давления топлива в системах питания без обратного канала установлен в топливном баке, такие системы практически не применяются. Регулятор, который работает с системой рециркуляции имеет три патрубка.

  1. Впускной патрубок.
  2. Патрубок контроля атмосферного давления.
  3. Патрубок канала обратной подачи топлива.

Регулятор технологически разделен на две камеры, одна из которых воздушная, вторая — топливная. Их разделяет мембрана, которая находится под действием пружины обратного клапана. В том случае. если давление в системе превышает определенный параметр, а он немного разный для всех бензиновых двигателей, тогда пружина ослабляется, пререпускной клапан открывается и лишнее топливо уходит обратно в бак, где проходя через фильтр, опять поступает в топливную рампу.

Как проверить РДТ

Что касается проверки работоспособности регулятора давления топлива, то в современных автомобилях, оснащенных непосредственным впрыском топлива, такую диагностику можно осуществить исключительно при помощи манометра, подключенного между топливным шлангом и штуцером. Показания прибора сравниваются с эталонными показателями давления для данной модели авто и на основании этого сравнения, можно сделать вывод об исправности и работоспособности регулятора давления топлива.

Но выполнением такой диагностики, должен заниматься квалифицированный специалист, поскольку здесь хватает тонкостей и подводных камней. Собственно и принимать решение о ремонте или замене РДТ, так же может лишь опытный профессионал. Эффективность ремонта или замены регулятора давления топлива, так же контролируется при помощи манометра. Если же у вас установлен электронный блок контроля давления, то возможно он нуждается в калибровке или другой тонкой настройке. Но здесь уже одного манометра будет явно не достаточно, ибо, тонкая электроника автомобиля для своей настройки нуждается в специфическом оборудовании и столь же специальных навыках.

Видео о РДТ

Еду тихонько, кайфую себе, играет любимая музыка вдруг чувствую машина дёргается потом нормально всё, едет, чек не горит, думал глюк да и дорога то не ровная) Заезжаю во двор она у меня заглохла, завожу работает потом опять глохнет. Думал насос накрылся, проверил его, работает, но когда включаю слышно что в бак через обратку льётся бенз, всё понятно) это регулятор давления топлива. У некоторых он стоит под капотом на топливной рампе и выглядит вот так

Рассмотрим признаки неисправностей регулятора давления топлива

Большой расход топлива Нестабильная частота вращения коленвала на холостом ходу Внезапная остановка двигателя на холостых оборотах Плохая динамика двигателя и нехватка мощности во время движения автомобиля Большое содержание СО и СН в выхлопе Затрудненный запуск двигателя

Клапан полностью не рабочий – в этой ситуации топливо не сбрасывается в бак и как следствие увеличивается давление в топливной системе. Это давление может составлять 3 — 5 кг/см2 и более вместо положенных 2.5 кг/см2, что сказывается на количестве топлива попадающего через форсунки в камеру сгорания. Объем топлива поданного через форсунку при давлении 4 кг/см2 будет больше, чем при давлении 2.5 кг/см2, что существенно скажется на его перерасходе. Бензин в этом случае будет сгорать не полностью, так как полноценная горючая смесь должна состоять из одной части топлива и 14.7 частей воздуха

Какой РДТ лучше выбрать для автомобилей LADA

В зависимости от двигателя, комплектации и года выпуска на автомобили LADA с завода могут быть установлены разные регуляторы давления топлива (РДТ). На 1,6-литровые двигатели (Lada Vesta, XRAY, Granta, Kalina, Priora) ставят РДТ-380, а на 1,8-литровые моторы (Lada Vesta, XRAY) чаще всего РДТ-350. А вы знаете, в чем разница между этими регуляторами давления топлива, и какой из них лучше купить?

РДТ

— это устройство, установленное внутри модуля электробензонасоса и предназначенное для поддержания оптимального давления внутри топливной рейки при различной рабочей интенсивности.

Замена РДТ 3.5 бар (350 кПа) на РДТ 3.8 бар (380 кПа)

позволяет поднять давление топлива в рампе до 3,8 атмосфер. В теории на «усталых» форсунках улучшится распыление бензина, как следствие: холостые обороты будут более ровные, уйдут подергивания при разгоне, приемистость двигателя улучшится. Если форсунки в хорошем состоянии, то ощутимой разницы не будет.

Артикул

«pdt380».

Цена

от 600 рублей.

Нюансы при замене

: РДТ на Lada Vesta, Granta, Kalina, Priora, Largus заменяемый (см. как разобрать топливный модуль на Лада Веста), а на Lada XRAY РДТ меняется вместе со стаканом бензонасоса в сборе (можно купить разборный стакан от бензонасоса Lada Largus).

Какой фирмы РДТ лучше купить?

Один из владельцев Lada XRAY ( xrom-spb ) решил проверить производительность трех разных РДТ 3.8 (noname, СЭПО и УТЁС):

По мнению автора видео: лучшим является РДТ .

А вы будете менять РДТ 3.5 на РДТ 3.8? Свои отзывы

после такой замены оставляйте в комментариях.

Поделиться в социальных сетях:

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Источник

На что обращаем внимание?

В первую очередь, пора поинтересоваться «здоровьем» регулятора давления топлива, если ваше внимание привлекли такие симптомы:

  • движок работает крайне неустойчиво. Причем не «троит», как при проблемах со свечами; звук мотора неровный – не урчание, а словно поезд погромыхивает на стыках;
  • на холостых оборотах движок может и вовсе заглохнуть. Понятно, что такой симптом свойствен многим заболеваниям: неправильному монтажу приводного ремня, залитым свечам, засоренному карбюратору… Так что если наличествует только он – проверять, скорее всего, придется многие узлы;
  • при движении мотор работает рывками, наблюдаются «проваливания»;
  • ненормированный расход бензина (или дизельного топлива). Опять же, признак может говорить о разных проблемах, так что желательно «ставить диагноз» по совокупности симптомов;
  • в отработанных газах превышен уровень угарного газа (что проверяется соответствующим прибором или – просто «на нюх»);
  • при переключении на повышенную передачу разгон слабый, медленный. Машина теряет свойственную ей приемистость;
  • на педаль газа реакция с запозданием и слабая (если это не характерная черта вашего авто – для некоторых ВАЗов и «китайцев» такое поведение вполне нормативно).

Если выявлены несколько из описанных признаков, а остальные составляющие топливной системы в норме, придется проверить сам регулятор.

Проверяем РДТ

В былые времена, катаясь исключительно на ВАЗах и ГАЗах, народные умельцы для самостоятельной проверки придумали универсальный «наколенный» способ, не требующий никакого оборудования.

Элементарные действия:

отключался/пережимался перепускной клапан и визуально наблюдалась исходящая струя.

С распространением инжекторов и уходом в прошлое карбюраторов способ стал недейственным. (см. «Отличия инжектора от карбюратора») Нынче для проверки понадобится манометр. Впрочем, вполне годится шинный, который есть почти у каждого автовладельца.

Вакуумный шланг снимается, между топливным шлангом и штуцером подключается манометр, двигатель заводится и держится на холостых. За время измерения давление в топливной системе обязано подняться с 0,3 бар до 0,7.

Если этого не произошло, меняется вакуумный шланг, и измерения повторяются. Не помог и этот «ход конем» – дело точно в регуляторе давления топлива. Ремонту он не подлежит, так что идем в магазин запчастей за новым.

Меняем РДТ

  • Неуверенные в себе могут с новой деталью подъехать на СТО, но поверьте – ничего сложного от вас не потребуется. Берете ключ на 24 и шестигранник-«пятерку» и приступаете к выполнению ремонтных работ;
  • Отворачивается пробка штуцера на торце. Там есть кольцо-уплотнитель. Ежели оно порвано, потрескалось или растянулось – замените уплотнитель или всю пробку;
  • Из штуцера выкручивается золотник. Он аналогичен шинному, так что опознаете;
  • С регулятора снимается вакуумный насос;
  • Скручивается гайка – крепеж трубки топливного слива;
  • Удаляются болты – 2 штуки – которыми РДТ фиксируется на топливной рампе;
  • Штуцер регулятора вытаскивается из отверстия рампы, а сам регулятор снимается с трубки слива. Бывает, что кольцо-уплотнитель застревает в рампе. Его нужно аккуратно оттуда достать; если целое – надеть на новый РДТ; если порванное или с трещинами – заменить на новое.

Установка купленной запчасти производится в обратной последовательности. Закончив монтаж, стоит завестись и послушать движок, чтобы убедиться, что все проблемы решены.

Напоследок отметим:

не стоит поднимать тревогу и выискивать признаки неисправности регулятора давления топлива, едва двигатель чихнул. РДТ – вещь достаточно надежная и не так уж часто «летит». А если уж это случилось – вы быстро поймете, в чем дело.

Неисправен регулятор давления топлива: симптомы

Регулятор давления топлива является элементом системы питания инжекторного двигателя, который позволяет поддерживать необходимое давление горючего в топливных форсунках на разных режимах работы ДВС. Другими словами, от исправности регулятора давления топлива (РДТ) зависит общая производительность форсунок и стабильность работы мотора.

С учетом того, что регулятор давления фактически является мембранным клапаном, выход данного элемента из строя может сильно влиять на работу двигателя. В этой статье мы рассмотрим принцип работы регулятора, выделим основные признаки его неисправностей, а также поговорим о том, как проверить регулятор давления топлива.

Регулятор давления топлива: диагностика, ремонт, замена

В современных автомобилях устанавливаются электронные топливные насосы — механические встречаются только в выпущенных до 2000 года машинах. Задача этого компонента — обеспечение бесперебойной подачи горючего. Всё функционирует хорошо при высоких оборотах двигателя, но проблемы возникают при переходе на малые и холостые. Повышенное давление повреждает топливные шланги подачи горючего и другие компоненты системы. Регулятор давления топлива защищает от таких последствий. Если в нём существуют неисправности, это можно определить по нескольким признакам.

Для чего нужен регулятор давления топлива

Как уже было сказано выше, указанный регулятор поддерживает нужное давление горючего, необходимое для нормальной работы форсунок с учетом того или иного режима работы силового агрегата. Другими словами, РДТ влияет на количество и интенсивность подачи топлива, которое попадает через форсунки в цилиндры мотора.

Если просто, количество топлива, подаваемого в двигатель в момент впрыска, зависит от того давления, которое создается внутри топливной рампы (рейки), а также от длительности импульса для открытия форсунки и разряжения во впускном коллекторе.

Для более точного дозирования и поддержания постоянного давления используется мембранный клапан-регулятор, который испытывает с одной стороны давление горючего, а с другой на него воздействует усилие пружины. РДТ используется в системах питания, где присутствует так называемая «обратка». Местом установки регулятора является топливная рампа. Также указанный элемент может быть расположен в топливном баке, при этом подобные системы обратной магистрали не имеют.

  • Давайте сначала остановимся на распространенной схеме, в которой регулятор находится в топливной рейке. Работает элемент по следующему принципу: топливный насос нагнетает горючее из топливного бака по магистрали. Полученное давление горючего воздействует на регулятор. Само устройство имеет две камеры (пружинная камера и камера для топлива), которые разделены мембраной. На мембрану с одной стороны давит топливо, которое попадает в регулятор через специальные отверстия для впуска, а с другой присутствует давление пружины и давление впускного коллектора. Если давление горючего оказывается сильнее усилия пружины и давления во впуске, тогда регулятор приоткрывается, в результате чего происходит сброс части топлива в «обратку». По обратной магистрали горючее возвращается назад в топливный бак.
  • В системах без обратной магистрали регулятор обычно расположен прямо в баке. К преимуществам можно отнести отсутствие дополнительного трубопровода. На форсунки реализована подача нужного количества горючего прямо из бака, то есть лишнее топливо не попадает в подкапотное пространство, а также нет необходимости доставлять его обратно в бак. Это также позволяет говорить о меньшем нагреве топлива и обеспечивает ряд дополнительных плюсов в виде менее интенсивного испарения.

Регулятор давления топлива приора

В любой топливной системе двигателя присутствует топливный насос. В бензиновых моторах последнее время устанавливают топливные насосы электрического типа, механические образцы уже устарели и больше не используются на современных транспортных средствах. Механические бензонасосы доживают свой век на автомобилях выпуска прошлого столетия.

Производительность электро бензонасоса должна быть такой, чтобы обеспечить бесперебойную подачу топлива на любых оборотах двигателя и под любой нагрузкой. А как быть, когда мотор работает на холостых или малых оборотах, и порция горючего требуется небольшая? Ведь то давление, которое создается в системе питания двигателя для больших нагрузок, будет избыточным для холостых оборотов. А избыток давления может привести к плачевному результату — к обрыву топливных шлангов или другим поломкам. Для нормальной работы топливной системы и существует регулятор давления топлива.

Что из себя представляет регулятор давления топлива

Регулятор давления топлива (РДТ) — это вакуумный клапан, он перепускает излишки топлива через обратный шланг в топливный бак. РДТ представляет собой корпус, в котором находится клапан, мембрана и пружина. Также в корпусе есть три вывода: два вывода для прохождения топлива через регулятор, третий связан с впускным коллектором. При увеличении оборотов двигателя создавшееся в коллекторе разряжение (на третьем выводе) преодолевает силу пружины и двигает мембрану, тем самым приоткрывая клапан. Лишнее топливо получает доступ ко второму выводу и уходит обратно в бензобак. Нередко РДТ еще называют обратным клапаном.

Как правило, обратный клапан располагается на топливной рампе, также он может врезан топливный шланг обратной подачи системы питания.

Причины неисправностей регулятора давления топлива

Выйти РДТ может по нескольким причинам. Например, на автомобилях российского производства попадаются бракованные детали. На заграничных моделях брака значительно меньше, но можно приобрести дефектный РДТ, покупая неоригинальную запасную часть.

В основном обратный клапан ломается по причине естественного старения. Допустим, это может случиться после ста тысяч пробега или больше. Следует заметить, что отказы обратных клапанов встречаются не часто. Чаще всего в РДТ рассыхается от времени мембрана, реже подклинивает клапан, и еще реже ломается или ослабевает пружина.

Выход датчика из строя может происходить из-за некачественного бензина. К примеру, зимой топливо было залито с водой, и вода попала в регулятор.

Регулятор давления топлива: диагностика, ремонт, замена

В случае, если топливный фильтр не заменили вовремя, грязь попадает в детали системы питания, в том числе и в регулятор. В таком случае чаще всего подклинивает клапан РДТ. Что может быть с пружиной, трудно представить, но видимо, ее поломки все же иногда происходят.

Характерные признаки неисправностей регулятора давления топлива

По каким признакам можно определить, что РДТ не работает:

  • двигатель очень трудно запускается, нужно долго крутить стартером и при этом держать нажатой педаль газа, для того, чтобы мотор завелся;
  • двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах или обороты очень низкие, мотор часто глохнет. При этом он совсем не набирает мощность, при попытке газовать получается глубокий провал;
  • двигатель спам резко меняет обороты, особенно это заметно на холостом ходу:
  • с топливных шлангов подтекает топливо. Попытки подтянуть и заменить хомуты, заменить шланги не помогают.

Как проверить регулятор давления топлива на исправность

Регулятор давления топлива не относится к электрическим датчикам, и проверить его с помощью приборов нельзя. Следует учесть и то, что РДТ не разбирается и не ремонтируется. Кто-то пишет, что можно отремонтировать обратный клапан топлива. Хотелось бы посмотреть, как это выглядит, и где можно купить ремкомплект. Как правило, РДТ стоит недорого, и даже по этой причине его не стоит чинить, если бы он был пригоден для ремонта.

Убедиться в исправности регулятора можно, проверив давление в топливной системе. Обычно это делают механическим манометром, который подключают к системе питания двигателя.

Замер производят следующим образом:

  1. подсоединяют манометр к топливной системе;
  2. запускают двигатель и смотрят на показания манометра.

Стандартное давление в системе для легкового автомобиля обычно находится в пределах 3 кг/см2. При остановке двигателя давление не должно сразу падать — регулятор перекрывает обратку. Если стрелка манометра быстро уходит к нулю, скорее всего РДТ неисправен.

Еще один способ проверки: если во время работы двигателя удастся пережать шланг обратной подачи топлива, то при исправном регуляторе давление в топливной системе должно увеличиться. Показание стрелки прибора зависит от степени пережатия. Но есть такие иномарки, где пережать обратку не получится — вместо резиновых шлангов стоят металлические трубки, или шланги очень короткие.

В некоторых случаях, пережав обратный шланг, убедиться в неисправности РДТ можно и без манометра. Но это только при одном признаке — когда двигатель троит и совсем не развивает обороты. Если при пережатии обратки начинают работать все цилиндры и мотор приобретает нужную мощность — точно, неисправен РДТ, его необходимо заменить.

скачать фото на мобильник Содержание: Руководство по эксплуатации, техническому

обслуживанию и ремонту Лада Приора ВАЗ 2170

Раздел 5: Двигатель Лада Приора ВАЗ 2170

Особенности конструкции системы питания двигателя на автомобиле Лада Приора ВАЗ 2170

В состав системы питания двигателя входят элементы следующих подсистем: — система подачи топлива, включающая в себя топливный бак 16 (рис. 5.19), топливный насос 5 со встроенным регулятором давления топлива, топливные трубки 1 и 17, шланг 18, топливную рампу 2 (рис. 5.20) с форсунками 1, а также топливный фильтр 2 (см. рис. 5.19);
Рис. 5.20. Топливная рампа и форсунки Лада Приора ВАЗ 2170: 1 — форсунка; 2 — топливная рампа; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — фиксатор форсунки; 5 — колпачок штуцера для контроля давления топлива

— система подачи воздуха, состоящая из воздушного фильтра 3 (рис. 5.21), воздухоподводящего рукава 11, дроссельного узла 4; — система улавливания паров топлива, включающая в себя адсорбер 15 (рис. 5.22), клапан 5 продувки адсорбера, сепаратор 11 паров топлива, гравитационный клапан 10, соединительные паропроводы 1, 2, 12, 13, 14 и шланги 4. Функциональное назначение системы подачи топлива — обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель автомобиля Лада Приора ВАЗ 2170 оборудован электронной системой управления с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается системой, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива и системой зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков величину нагрузки двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.

Особенностью системы впрыска автомобиля Лада Приора ВАЗ 2170 является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию отдатчика фазы). Контроллер включает форсунки последовательно, а не попарно или одновременно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720° поворота коленчатого вала.

Неисправен регулятор давления топлива: симптомы

Однако на режимах пуска и на динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленвала.

Основным датчиком для системы впрыска топлива является датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Он установлен в выпускном коллекторе двигателя и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо : воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. Так как датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым. Особенностью системы управления двигателем автомобиля ВАЗ 2170 Lada Priora является наличие, помимо управляющего датчика, второго, диагностического датчика концентрации кислорода, установленного на выходе из нейтрализатора. По составу газов, прошедших через нейтрализатор, он определяет эффективность его работы.

Топливный бак 16 (см. рис. 5.19) сварной, штампованный, установлен под полом кузова в задней части автомобиля Лада Приора ВАЗ 2170 и закреплен двумя стальными хомутами 14. Чтобы пары бензина не попадали в атмосферу, бензобак соединен через сепаратор 11 паров бензина (см. рис. 5.22) и гравитационный клапан 10 паропроводами 12, 13, 14 и 1 с адсорбером 15. Во фланцевое отверстие в верхней части бензобака устанавливают электрический модуль бензонасоса (топливный насос) 5

Рис.. 5.19. Система подачи топлива Лада Приора ВАЗ 2170: 1 — трубки топливные (пластик); 2 — топливный фильтр; 3 — кронштейн крепления топливного фильтра; 4 — уплотнительное кольцо топливного насоса; 5 — топливный насос; 6 — дистанционное кольцо; 7 — прижимное кольцо крепления топливного насоса; 8 — шланг наливной трубы; 9 — пробка наливной трубы топливного бака; 10 — облицовка горловины наливной трубы; 11 — хомут; 12 — наливная труба топливного бака; 13 — воздухоотводящий шланг; 14 — хомут крепления топливного бака; 15 — соединитель (быстросъемный разъем); 16 — топливный бак;

17 — трубки топливные (металл); 18 — шланг топливоподводящий; 19 — кронштейн; 20 — форсунки; 21 — топливная рампа

Рис. 5.21. Система подачи воздуха Лада Приора ВАЗ 2170: 1 — датчик массового расхода воздуха; 2 — уплотнительная втулка; 3 — воздушный фильтр; 4 — дроссельный узел; 5 — впускной коллектор; 6 — регулятор холостого хода или регулятор добавочного воздуха; 7 — хомуты крепления шлангов; 8 — термостат; 9 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 10 — шланги подогрева дроссельного узла; 11 — воздухоподводящий рукав;

12 — хомуты крепления воздухоподводящего рукава

Рис. 5.22. Система улавливания паров топлива Лада Приора ВАЗ 2170: 1 -трубка паропровода передняя; 2 — трубка адсорбера и клапана продувки; 3 — переходник; 4 — шланги; 5 — клапан продувки адсорбера; 6 — хомут; 7 — трубка слива топлива; 8 — кронштейн сепаратора; 9 — прокладка клапана; 10 — клапан гравитационный; 11 — сепаратор паров топлива;

12 — трубка паропровода задняя; 13 — трубка паропровода средняя; 14 — трубка паропровода; 15 — адсорбер

полезные советы автомобилисту

При использовании материалов сайта активная ссылка на car-exotic.com обязательна!

Неисправности регулятора давления топлива

Проблемы в системе питания двигателя могут быть разными. По этой причине во время диагностики необходимо учитывать определенные признаки неисправности регулятора давления топлива. Чаще всего главными симптомами считаются такие, когда двигатель не набирает обороты и не развивает полную мощность, а также глохнет на разных режимах работы. В списке основных признаков специалисты отмечают:

  • неустойчивую работу на ХХ, агрегат глохнет на холостых;
  • потерю мощности, заметное повышение расхода топлива;
  • замедленные реакции на нажатие педали газа;
  • рывки и провалы во время разгона, в момент перегазовки;
  • автомобиль не разгоняется, не набирает обороты;

Отметим, что неисправность РДТ на бензиновых авто напоминает по симптомам распространенные проблемы с топливным насосом или его сетчатым фильтром. По этой причине во время определения неисправностей системы питания необходима обязательная проверка регулятора давления топлива.

Другими словами, если машина глохнет на холостом ходу, пропала мощность двигателя, появились провалы, автомобиль дергается во время разгона или в момент переключения передачи, отмечен значительный расход горючего, тогда дело может быть не только в сетке бензонасоса, моторчике или его реле, но и в регуляторе давления топлива.

Неполадки регулятора обычно сводятся к тому, что пружина теряет нужное усилие, в результате чего горючее преждевременно сливается в «обратку», а двигателю попросту не хватает топлива в момент нажатия на газ и повышения оборотов, а также на переходных режимах. Получается, давление в топливной рампе при неисправной пружине регулятора давления топлива низкое, в результате чего двигатель работает неустойчиво, снижается мощность мотора, ЭБУ не способен правильно корректировать состав смеси для различных режимов работы и т.п.

Еще возможны сбои в работе РДТ, когда регулятор давления в топливной рампе начинает заклинивать с определенной периодичностью. В таких случаях в системе топливоподачи возникают перепады давления, машина начинает дергаться. Добавим, что к наиболее частым причинам выхода регулятора из строя, в результате чего проявляются признаки неисправности регулятора давления топлива на дизеле или бензиновом авто, также относят износ самих материалов внутри устройства, то есть клапан со временем просто отрабатывает свой ресурс. На срок службы и состояние регулятора влияет качество топлива и содержание различных примесей в нем, длительный простой транспортного средства без запуска двигателя и т.д.

Признаки и симптомы неисправности регулятора давления топлива

  • мотор глохнет на холостом ходу;
  • мощность двигателя сильно снижается;
  • при ускорении не удаётся добиться нормальной динамики;
  • машина слабо реагирует на нажатие педали газа;
  • потребление горючего внезапно сильно увеличивается;
  • возрастает количество выбросов углекислого газа;
  • меняется частота вращения коленвала.

Все эти неполадки возникают из-за того, что регулятор со временем засоряется или полностью закупоривается. Ещё одна распространённая причина поломки — ослабевание пружины, приводящее к сильному снижению давления. При отсутствии нормального давления уменьшается подача топлива, снижается мощность и ухудшается управляемость. Особенно часто такие проблемы встречаются на «Ладах» – «Калине» и «Приоре», а также на машинах серий 2110, 2112, 2114, 2115.

Для проверки детали нужно тщательно осмотреть её саму, вакуумный шланг и все соединения. Найденные нарушения герметичности необходимо устранить. Также рекомендуется проверить мембрану. Отсоедините трубку, которая идёт от РТД к ресиверу, и потрясите её. Если изнутри не выходит бензин и не доносится сильный запах, значит, мембрана в порядке.

РДТ в дизельных двигателях

Автомобили с дизелем, работающие по системе Common Rail, также оснащаются регулятором давления. Он входит в топливную рампу или располагается на корпусе топливного насоса высокого давления. Принцип действия примерно тот же. Специальный клапан отводит неиспользуемую часть топлива в обратную линию, предотвращая чрезмерную нагрузку.

Проверка и замена регулятора давления топлива

Как видно, неисправность регулятора давления имеет симптомы, очень схожие с неисправностями бензонасоса или забитым топливным фильтром. В самом начале отметим, что если во время проверки обнаружены неполадки данного элемента, тогда предпочтительна замена РДТ на новый. Дело в том, что замена отдельных частей, попытки очистки и другие манипуляции часто не позволяют вернуть устройству должную работоспособность. Если учесть, что цена регулятора давления топлива является вполне доступной, тогда любые попытки ремонта можно считать нецелесообразными.

Замеры должны показать изменение давления в системе в определенном диапазоне. Давление горючего должно увеличиваться, находясь в рамках от 0.3 — 0.7 Бар. Если такого не произошло, тогда для начала можно попробовать осуществить замену вакуумного шланга, после чего повторить замеры. Чтобы проверить давление топлива на торцевой части рампы понадобится выполнить отворачивание пробки штуцера. В указанной пробке также имеется специальное кольцо для уплотнения. Указанное кольцо следует проверить на целостность, элемент должен оставаться эластичным. Если есть дефекты, тогда кольцо или всю пробку сразу также нужно поменять.

  1. После осмотра кольца можно вывернуть зонтик из штуцера. Многие водители для отворачивания пользуются металлическим колесным колпачком вентиля. Теперь шланг и подключенный к нему манометр нужно соединить со штуцером, после чего конструкция закрепляется дополнительно при помощи хомутов. Далее мотор можно запустить и произвести замеры. В норме показатели должны составлять около 2.9-3.3 кгс на см2. После можно отсоединить шланг от РДТ, наблюдая за показаниями манометра. Показатель давления должен увеличиться от 20 до 70 кПа.
  2. В том случае, если регулятор давления топлива по-прежнему выдает низкий или нулевой показатель, тогда можно задуматься о замене устройства. Поменять РДТ не является сложной задачей, то есть замену можно выполнить самому в условиях гаража. В начале процедуры нужно «стравить» давление в системе питания двигателя. Для решения задачи необходимо открутить гайку, при помощи которой крепится топливная трубка. Теперь можно открутить пару болтов, которыми регулятор обычно прикреплен к топливной рейке на большинстве инжекторных авто.
  3. Следующим шагом становится аккуратное извлечение штуцера регулятора из отверстия в топливной рейке и его окончательный демонтаж (топливную трубку нужно заранее полностью отсоединить). Завершающим этапом становится установка нового или заведомо исправного элемента в рампу, после чего осуществляется проверка работоспособности описанным выше способом при помощи манометра. Напоследок добавим, что также рекомендуется дополнительно смазывать бензином уплотнительные кольца перед установкой нового РДТ или в случае замены указанных колец.

Замена регулятора давления топлива и сеточки — бортжурнал Лада Приора Седан 2010 года на DRIVE2

Машина после долгого простоя очень плохо заводилась да и бывало заглушишь через пару часов опять плохо заводится, купил датчик и сеточку топливную заодно, разобрал и вспомнил про датчик уровня топлива он у меня тупил, стрелка прыгала, но было уже поздно, магазины закрылись, а снова потом из-за него снимать насос не хотелось хоть и ничего сложного … взял обычный ластик для карандаша почистил и все теперь датчик показывает идеально)

Полный размер

откручиваем все гайки на 10 отсоединяем трубки и вытаскиваем его

.

Полный размер

отсоединяем провода

старая сетка

.

Полный размер

Это новый регулятор давления, перед установкой смазываем резиночки немного маслом и ставим

всю грязь вымываем и собираем насос)

Все установил обратно) сейчас заводится намного лучше) Еще пару фоточек авто друга, тачка реально крутая) Состояние отличное)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]