На Какой Скорости Переключать Передачи ВАЗ 2109


Обратил внимание на то, что при езде коробка передач стала издавать звуки трущихся шестерен. Самое первое,что пришло в голову — проверить уровень масла в коробке передач. Коробка на моем Ваз 2109 — старая, необслуживаемая, то есть без щупа. Но есть простой способ проверить уровень масла в необслуживаемой коробке передач Ваз 2108 2109 21099 — это вынуть шестерню привода тросика спидометра. Через отверстие этой шестерни (ее еще называют датчиком скорости) очень хорошо видно сколько масла в коробке. Проверил уровень масла- действительно, масла в коробке передач существенно поубавилось. Причину нашел также быстро — потек сальник кулисы переключения передач.

Потек сальник кулисы Ваз

Ну раз потек, необходима замена. Поехал на рынок, купил сальник штока переключения передач Ваз 2108 2109 21099. Цена сальника — 1$. Теперь предстоит его замена. Порядок замены сальника штока переключения передач Ваз 2108 2109 21099: 1) Сливаем масло с коробки передач в специально подготовленную емкость.

Сливаем масло с коробки Ваз

Чтобы лучше стекала предварительно откручиваем заливную пробку или вынимаем шестерню спидометра. После слива масло сливную пробку закручиваем на место. 2) Теперь залазим под машину и отсоединяем крепление карданчика от рычага переключения передач.

Крепление карданчика к рычагу переключения передач

3) Стягиваем пыльник с карданчика и откручиваем болт, которым он крепится к штоку переключения передач. В моем случае этот болт очень не хотел откручиваться, да и место неудобное. Головкой туда не подлезть, рожковый ключ слизывает грани.

Спас обжимной ключ для тормозных шлангов. 4) После снятия карданчика снимаем пыльник штока переключения передач.

Пыльник штока переключения передач

5) Теперь необходимо достать сам сальник кулисы Ваз 2108 2109 21099. Инструкция по эксплуатации говорит, что делается это шилом. Шила у меня не было, зато был саморез, который я вкрутил в сальник и достал его.

Достаем сальник кулисы Ваз

Главное делать это аккуратно, не царапая шток. 6)Вместо старого устанавливаем новый сальник той же стороной,что и старый. С помощью трубки подходящего диаметра вдавливаем его до конца.

Устанавливаем новый сальник

7) Устанавливаем назад пыльник, прикручиваем карданчик. Болт крепления карданчика к штоку переключения передач — регулировочный. Его нужно закрутить точно также, как и было. Иначе некоторые передачи могут не включаться.Одеваем пыльник на карданчик и соединяем его с рычагом переключения передач Ваз 2108 2109 21099. 8) Садимся в машину и проверяем,что все передачи включаются хорошо. 9) Заливаем масло в коробку передачу. Лично я это делаю через отверстие для шестерни спидометра с помощью шланга и воронки. Все, замена сальника кулисы Ваз 2108 2109 21099 произведена.

Кулиса ВАЗ-2109 – это несложный механизм, с помощью которого происходит переключение передач. Водитель, прикладывая усилие в том или ином направлении, действует посредством кулисы на коробку передач. Тем самым включается нужная скорость. Очень редко, но механизм ломается, и требуется частичная или полная замена. Чаще всего выходит из строя карданчик. Его поменять не составит труда. Но если сломалась сама кулиса, можно задуматься о небольшом тюнинге – сделать короткоходную. Тем самым потребуется меньше усилий, чтобы включить нужную передачу.

Зачем менять кулису?

Существуют ситуации, когда приходится вмешиваться в механизм переключения скоростей из-за выхода из строя какого-либо узла. Но бывают случаи, когда требуется крайняя мера – замена кулисы ВАЗ-2109. В этих случаях требуется замена:

  1. Появилась течь масла вследствие повреждения сальника. Можно произвести замену только сальника.
  2. Полный выход из строя кулисы.
  3. Вы осознали преимущества короткоходной конструкции и у вас имеются средства на подобного рода тюнинг.

Симптомы выхода из строя механизма переключения скоростей:

  1. Увеличение люфта рычага КПП. Обратите внимание на то, что причиной такого поведения может быть и разболтавшийся кардан. Иногда выкручивается болт его крепления, поэтому для уменьшения люфта достаточно его затянуть, а предварительно следует нанести каплю фиксатора резьбы.
  2. Сложно включить передачи. Иногда слышны посторонние звуки.
  3. Переключение передач невозможно.
  4. Несоответствие положения рычага и включенной скорости. Например, пропадает задняя, на ее месте находится первая.

Если появился небольшой люфт, желательно провести диагностику и выявить поломку узла. Ремонт сделать незамедлительно, иначе в самый неподходящий момент пропадет одна или несколько скоростей.

Видео

Видео с канала Garage показывает снятие переключающего механизма на уже частично разобранной коробке.

Источник

Механическая коробка передач

Положения рычага переключения передач показаны на его рукоятке. Поднимите кольцо под рукояткой рычага перед включением передачи заднего хода.

При переключении передач полностью нажмите педаль сцепления и осторожно отпустите ее. Не рекомендуется ездить одной рукой на рычаге переключения, это увеличивает износ коробки передач.

При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте рычаг в боковом направлении, чтобы избежать случайного включения второй передачи, что может привести к тому, что двигатель превысит допустимую скорость

и повредит ее.

Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в состоянии покоя и что ваша нога не находится на педали акселератора. Переместите рычаг из нейтрального положения вправо до упора, а затем включите заднюю передачу.

В приведенной ниже таблице указаны скорости, на которых должна включаться следующая передача для максимальной экономии топлива.

Коробка передач. Автоматическая коробка передач

В основании рычага переключателя расположен циферблат с подсветкой, на котором показаны символы положений диапазонов селектора.

«П» ?? Стоянка «р» ?? Обеспечить регресс «N» ?? Нейтральная позиция

Передние передачи:

«D» ?? Первый. 4-я передача «3» ?? Первый. 3-я передача «2» ?? Первый. 2-я передача

«1» ?? Только первая
передача
Выбор положения рычага

Нажатие педали акселератора при перемещении рычага селектора может увеличить износ коробки передач.

Всегда держите ногу на педали тормоза при настройке положения вождения. Не держите рычаг селектора, так как это может привести к износу коробки передач.

READ Реле стартера ВАЗ 2109 карбюратор где находится

Эта позиция может быть установлена ​​только тогда, когда автомобиль стоит на месте. Рычаг переключения и трансмиссия заблокированы. Двигатель можно запустить.

Эта позиция может быть установлена ​​только тогда, когда автомобиль стоит на месте. Вам нужно нажать кнопку на рукоятке рычага.

Подождите несколько секунд, прежде чем переключать

передачи.

В этом положении двигатель отключен от коробки передач. Двигатель можно запустить. Чтобы автомобиль не скатился по склону, включите ручной тормоз. Чтобы избежать перегрева двигателя и трансмиссии, установите положение «N» во время длительных остановок автомобиля (например, в пробках). В ожидании светофора вы должны установить положение «D»,

Это положение применяется при движении в нормальных условиях. Автомобиль уходит на первой передаче, а затем автоматически переключается между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости.

В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль включается на первой передаче, а затем происходит автоматическое переключение между 2-й и 3-й передачами. Положение 3 рекомендуется при движении по извилистым дорогам и при интенсивном движении в городе. При перемещении рычага из положения «D» в положении 3 трансмиссия сразу переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный тормозной эффект двигателя. Это не должно быть сделано на скорости выше 130 км / ч.

Эта позиция рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше использовать мощность двигателя, а эффект торможения двигателя возрастает. Коробка передач автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.

При перемещении рычага из положения «D» или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только на скорости ниже предварительно определенной скорости, чтобы избежать увеличения частоты вращения двигателя до недопустимых значений.

Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателя; с другой стороны, исключаются постоянные переключения передач, что приводит к перегреву трансмиссионной жидкости.

Если вы переместите рычаг из положения «D» в положение 1 происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, поскольку скорость будет снижена до 70 км / ч, произойдет переключение на 2-ую передачу; и далее, когда скорость снизится до 30 км / ч, произойдет переход на 1-ую передачу. Не устанавливайте рычаг переключателя в это положение на скорости выше 130 км / ч. Ручное движение также нежелательно на ледяной дороге. При таком положении рычага переключателя отсутствует переключение на более высокие передачи.

Прижать педаль акселератора к полу («маслобойка»)

При нажатии педали акселератора на пол. На позиции «маслобойка», понижение, чтобы обеспечить запас хода, например, для обгона. Переход на следующую передачу происходит только при высоких оборотах двигателя или при отпускании педали акселератора.

Источник

Как заменить сальник

При обнаружении утечки масла из коробки передач внимательно осмотрите картер.

Течь выявит сама себя. Обычно уходит смазка через сальники ШРУСов и кулисы. В последнем случае для замены вам потребуется выполнить ряд действий:

  1. Приобрести новый сальник кулисы КПП ВАЗ-2109. Его цена – около 100 рублей.
  2. Из коробки передач слить масло полностью, выкрутив снизу заглушку ключом на «17». При необходимости можно и заменить впоследствии смазку. Рекомендуется вытянуть верхний щуп, чтобы облегчить вытекание масла.
  3. Отсоединяете от рычага кулисы кардан.
  4. Снимите пыльник, выкрутите ключом на «10» болт крепления к штоку КПП.
  5. При помощи шила или тонкой отвертки извлеките старый сальник. Осмотрите его на предмет повреждений.
  6. Установите новый сальник, используя для запрессовки трубку или большую шайбу.

После замены установите пыльник. Оцените состояние кардана: если люфты у него слишком большие, то потребуется замена. После проведения всех работ обязательно проверьте правильность включения скоростей.

Дефектовка деталей.

Прежде всего внимательно осматриваем сам вал. Шейки подшипников должны быть гладкие и блестящие без малейших признаков питтинга, канавок, раковин. Если причиной разборки кпп стало разрушение переднего подшипника вторичного вала, вероятнее всего вал придется выбросить. В таких случаях чаще всего повреждаются зубья ведущей шестерни вала:

На фото стрелка показывает место наибольшего износа зубьев, если такой вал поставить кпп будет сильно гудеть. Одна из самых распространенных неисправностей забитые зубья зубчатого венца шестерен, и поломка ступицы. Это приводит к выбиванию передачи:

Обычно страдает и муфта:

Так же необходимо внимательно осмотреть ступицу. Если поломана это сразу видно, но бывает часто когда ступица еще целая, а трещины уже пошли. Такая долго не продержится, обязательно нужно менять. Стрелками на фото показано место где появляются трещины:

Кроме этого на торцах ступицы, в местах контакта с шестерней часто бывает большой износ.

Как заменить кардан кулисы

В большинстве случаев выходит из строя не сама кулиса, а кардан. Из-за его смещения, даже небольшого, происходит сбой в механизме переключения передач.

Стандартные кулисы ВАЗ-2109 редко устанавливают при ремонте, используют аналогичные детали от «Лады Калины». Замена выглядит следующим образом:

  1. При помощи двух ключей на «13» выкручиваете хомут крепления кардана к тяге.
  2. Отверткой оттяните пыльник в сторону картера коробки. При желании можно его полностью снять, а если на нем имеются порезы или иные повреждения, замените новым.
  3. Выкрутите фиксирующий болт ключом на «10».
  4. Сбиваете кардан молотком, наносите удары аккуратно, чтобы не повредить ничего.
  5. Калиновский кардан кулисы намного долговечнее и надежнее, поэтому установите его вместо стандартного.
  6. Соберите всю конструкцию в обратном порядке. Но не спешите затягивать болт на хомуте – необходима регулировка.

Регулировка кулисы

В процедуре нет ничего сложного, можно справиться и самостоятельно, но придется бегать из ямы в салон.

Да, желательно делать эту работу на яме или эстакаде. Действовать нужно примерно по такому принципу:

  1. Ослабьте гайку на хомуте.
  2. Установите рычаг КПП в положение, соответствующее задней скорости.
  3. Шток коробки выставьте в положение задней скорости. Добиться этого сложно, поэтому придется проводить корректировку.
  4. Проверьте, как включаются передачи. Если задняя слишком ушла влево, то ослабьте хомут и проверните кардан против часовой стрелки. Если пятая скорость (и задняя в том числе) ушли слишком вправо, то кардан проворачивается по часовой стрелке.

Короткоходные кулисы на «девятку»

Такие конструкции разрабатывались исключительно для спортивных моделей, но нашли широкое применение в серийных. Преимущества короткоходной кулисы ВАЗ-2109 перед стандартной:

  1. Более легкое переключение скоростей.
  2. Уменьшается люфт рычага КПП, особенно при использовании кардана от «Калины».
  1. Необходимо либо покупать, либо самостоятельно делать.
  2. Чтобы переключить скорость, потребуется большое усилие. Несмотря на меньший ход, такой тип кулисы больше подойдет для сильных не только духом людей.

Но можно не приобретать в магазинах кулису на ВАЗ-2109, сделать короткоходку из обычной можно, имея небольшие навыки сварщика.

Для этого разрезаете в двух местах старую кулису, привариваете отрезки металлической пластины, чтобы удлинить рычаги. Главное – чтобы новая кулиса стала на свое место, поэтому сначала внимательно изучите рисунок, на котором указаны места разрезов.

Кулиса является важным компонентом коробки передач ВАЗ 2109. При его выходе из строя или неудовлетворительной работе кулису легко можно поменять, отремонтировать.


Внешний вид устройства

Есть два вида кулис:

Принципиальной разницы между двумя типами агрегатов нет. Плюс короткоходной заключается в том, что она на доли секунды обеспечивает более быстрое переключение передач.

Не верьте тем, кто утверждает, что короткоходка положительно влияет на динамику. Между кулисой и динамикой автомобиля нет никакой связи. Но короткоходка имеет свои плюсы.


Комплект для замены

Решение проблем

Многие неисправности коробки передач, которые привели к исчезновению или выходу из строя заднего переключателя, можно устранить, не снимая блок с машины.

Если причиной является ослабление стяжного болта, крепящего зажим на штоке, то для устранения неисправности вам необходимо:

  1. Поместите автомобиль на подъемник.
  2. Ослабьте зажимную гайку полностью.
  3. Установите рычаг коробки передач на полностью включенную заднюю передачу.
  4. Полностью включите заднюю передачу на коробке передач с помощью переключателя картера.
  5. Затянуть зажимной болт.

Регулировка за кулисами

Если затягивание зажима не помогает устранить проблему, необходимо проверить состояние деталей переключателя привода. Одной из причин, по которой нельзя включить заднюю передачу, может быть плохо отрегулированная тяга.

Чтобы внести изменения в механизм, вам могут понадобиться инструменты:

  • Два гаечных ключа размером 13 мм, предпочтительно кольцевой схемы;
  • Любой гаечный ключ 10 мм или головка;
  • Маленький молоток;
  • Шлицевая отвертка.

Поскольку причиной неисправности за кулисами может быть износ деталей, могут потребоваться запасные части:

  • Рамка за кулисами;
  • Иногда может потребоваться заменить уплотнение штока.

Два человека необходимы, чтобы настроить кулисы или заменить их части. Один человек должен переключать передачи из кабины, а другой должен регулировать ход тяги переключения.

Процедура выглядит следующим образом:

  1. Обеспечьте доступ к днищу автомобиля, поместив его на яму или подъемник.
  2. Используйте 13-мм гаечный ключ, чтобы открутить зажим, установленный на стержне.
  3. Снимите стержень со стержня коробки.
  4. Осторожно снимите колодку с помощью отвертки.
  5. Используйте гаечный ключ на 10 мм, чтобы ослабить крепежный болт на валу отбора мощности.
  6. Сбить кардан легкими ударами молотка. Важно не повредить вал.
  7. Снимите уплотнительную колодку с универсального соединения.
  8. В случае утечки масла сальник на штоке коробки необходимо заменить.
  9. Установите новый башмак (или оставьте старый, если он не поврежден) и установите универсальный шарнир на вал.
  10. Совместите отверстие на карданном валу с выемкой на валу.
  11. Затяните фиксатор 10 мм и полностью установите колодку.
  12. Установите шток универсального шарнира и отрегулируйте ход рычага переключения передач.
  13. Второй человек должен сесть на сиденье водителя, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, слегка переместить его вправо и удерживать в этом положении.
  14. Затем затяните гайку зажима 13 мм.

READ Сколько Ходит Двигатель ВАЗ 2107

Обычно такой ремонт зубчатой ​​передачи начинает заводиться без проблем. Кроме того, становится понятнее работа всего механизма выбора передач на ВАЗ-2109

.

Видео от автора MegaMeyhem показывает процесс замены за кадром.

Замена масла в коробке передач

Если сальник на штоке поврежден, масло вытечет из корпуса коробки, и грязь может попасть в саму коробку. Эти факторы могут быть причиной того, что обратная передача больше не закрыта. Кроме того, масло в коробке теряет свои свойства во время эксплуатации, поэтому его необходимо предварительно заменять не реже одного раза в 35-40 тысяч километров. Перед заменой проверьте состояние масла в коробке. Для этого снимите масляную пластину, установленную в картере коробки передач, и визуально оцените качество масла. Наличие металлических частиц и грязи в масле на зонде недопустимо. Само масло должно быть достаточно жидким и не прилипать к рукам толстым слоем.

Масляный клей

Вам понадобятся следующие материалы и инструменты для замены:

  1. Новое масло. При покупке масла необходимо учитывать тип коробки передач. Для довольно редкой четырехступенчатой ​​коробки передач требуется три литра масла, для более новой пятиступенчатой ​​- 3,3 литра. Само масло должно иметь допуск 80W-85, для производителя это не важно.
  2. Бак для слива старого масла объемом не менее 4 литров.
  3. Воронка со шлангом для заливки нового масла или шприца.
  4. Гаечные ключи 12 и 17 мм любого типа.
  5. Ветошь и чистящий растворитель.

Сама процедура такая:

  1. Установите машину с коробкой с подогревом в яму.
  2. Снимите резиновую заглушку с выпускного клапана коробки передач в верхней части картера.
  3. Очистите клапан и пробку от пыли и грязи. Удобно чистить детали тонкой проволокой и ветошью.
  4. Установите чистые детали.
  5. Протрите дно коробки грязью. Открутите заглушку в нижней части картера.
  6. Поместите контейнер под сливное отверстие и слейте масло. Полностью сливается как минимум за 20-25 минут.
  7. Затем прикрутите сливную пробку и осторожно затяните ее гаечным ключом. Пробка и отверстие должны быть тщательно протерты тряпкой.
  8. Залейте свежее масло через отверстие в щупе для уровня масла в коробке.
  9. При заполнении проверяйте уровень масла, который обычно должен находиться между о и «MAX» на ходовом валу.
  10. При переливе масло можно откачать с помощью большого медицинского шприца с трубкой на носу.
  11. Желательно проверить уровень масла и внешний вид в течение нескольких дней после замены. Вы также должны убедиться, что нет утечек через вилку и уплотнения коробки.

В более ранних версиях трансмиссии ВАЗ на переднем колесе нет отверстия для зонда. Для заливки масла в картер таких коробок имеется контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Наполнение осуществляется с помощью шприца для заливки масла. Уровень масла считается нормальным, когда достигается нижний край смотрового отверстия.

Замена механизма выбора передач

Одной из распространенных причин, по которой задняя коробка передач ВАЗ 2109 не включается, является поломка пружины 2, установленной в отдельном механизме.

READ Как Включить Омыватель Лобового Стекла ВАЗ 2107

Механизм выбора передач

Чтобы получить к нему доступ, необходимо снять и отремонтировать сам механизм, расположенный внутри коробки.

Краткий список необходимых действий:

  1. Отключить автомобиль.
  2. Снимите воздушный фильтр полностью.
  3. Снимите левое колесо и открутите гайку ступицы CV.
  4. Слить масло из картера.
  5. Снимите два болта, которые крепят левый шарнир к кулачку рулевого управления.
  6. Разблокируйте и снимите рулевой наконечник.
  7. Снять кулак с плетеных швов.
  8. Удалите левый диск полностью.
  9. Снимите стартер и отрицательный провод с картера.
  10. Снимите рычаги переключения и сцепления.
  11. Откручиваем трос для привода спидометра.
  12. Установите подставку под корпус коробки и снимите крепления суппорта коробки
  13. Снимите коробку передач с автомобиля и разберите ее.

При разборке редуктора необходимо проверить состояние замков редуктора, так как его износ является основной причиной того, что задняя передача невольно выпрыгивает из редуктора. Вы можете достать до защелки, не снимая и не разбирая коробку, она расположена сбоку на картере и закрыта резьбовой пробкой. Разборка коробки передач и обзор механизма выбора передач также помогут решить проблему, при которой задняя скорость

не выключается на ВАЗ-
2109.

Замена пружины

Зачастую владельцы меняют всю сборную сборку, которая стоит в среднем около 2 тысяч рублей. Но вы можете разобрать механизм и получить его, заменив пружину, которая стоит до 50 рублей.

Вы должны сделать следующее:

  1. Снимите заглушку с оси блокировки и снимите саму ось.
  2. Открутите гайку вала рычага.
  3. Снимите ось и замените пружину.
  4. Соберите в обратном порядке.

Причины замены

Есть несколько ситуаций, когда владельцу ВАЗ 2109 приходится или хочется влезать в конструкцию КПП и конкретно работать с кулисой:

  • Вытекает масло из-за поврежденного сальника кулисы. Его требуется обязательно заменить;
  • Вышла из строя старая кулиска;
  • Длинноходку хочется поменять на короткоходку в виду ее преимуществ.

Теперь к вопросу о том, когда замена или ремонт кулисы — это вынужденная мера.

  1. Существенно увеличился люфт селектора КПП.
  2. Передачи переключаются с трудностями, при смене скорости появляются посторонние звуки.
  3. Передачи удается переключить, но с большим прикладываемым усилием.
  4. Скорости меняются некорректно. Вместо одной включается совсем другая.
  5. Все или часть передач вовсе невозможно включить.

Даже если возникший люфт пока незначительный, желательно сразу приступить к ремонту или поменять полностью кулиску.

Замена сальника

Если вы обнаружили, что масло в КПП постепенно исчезает, заподозрить в этом можно именно сальник кулисы. Ничего другого не остается, кроме как поменять элемент.

  1. Первым делом купите новый сальник штока переключения скоростей. Стоит он около 70-100 рублей.
  2. Слейте масло из коробки, подготовив заранее чистую емкость. Это на тот случай, если будете обратно заливать то же масло. Хотя перед вами отличный повод заодно поменять трансмиссионную смазку.
  3. Чтобы масло лучше вытекало, открутите предварительно пробку заливки или извлеките шестерню спидометра. Слив масло, закрутите крышку обратно.
  4. Залезаем под автомобиль и отсоединяем крепежи карданчика рычага КПП.
  5. Стяните пыльник с карданчика, открутите болты его крепления к штоку переключения скоростей. Проблемный крепеж, с которым придется повозиться.
  6. Сняв карданчик, демонтируйте пыльник штока.
  7. Извлекаем поврежденный сальник при помощи шила или подходящих подручных инструментов. Тут главное сам шток.
  8. На место старого сальника монтируем новый, вдавливаем трубкой соответствующего диаметра.
  9. Верните на место пыльник, прокрутите карданчик.
  10. Учтите, болт фиксации карданчика к штоку является регулировочным. Потому закручивайте его точно так же, как было до демонтажа. Иначе некоторые скорости могут не включаться.

Причины

Причины, по которым развороты плохие или сложные, могут быть следующими:

  • Ослабление крепежного зажима ступеней, из-за которого длины стержня недостаточно для полного зацепления;
  • Заклинивание замка включения обратной скорости;
  • Пружинные перерывы и грязь попадают в направляющие канавки механизма выбора передач;
  • Несанкционированное ослабление болтов крепления механизма выбора;
  • Зажимной болт отрезан;
  • Износ диска сцепления и выпускного подшипника;
  • Неправильная регулировка сцепления и педали сцепления;
  • Низкий уровень масла в коробке или необходимость его замены.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]