Как определить момент затяжки свечей зажигания для 8 типов резьбы?

Автор:

Максим Марков

Приветствую вас, друзья! Вот скажите мне, где вы видели, чтоб рядовой отечественный водитель вкручивал свечу зажигания правильно, так как советует инструкция по установке? Честно говоря, я и сам начал «париться» по этому поводу относительно короткое время назад. Тогда, когда узнал возможные последствия некачественного монтажа, сразу же изменил свой подход к этому делу! Запомните, момент затяжки свечей зажигания играет ключевую роль в эффективности детали, неправильное его значение может запросто погубить не только саму свечу, но и мотор! Настоятельно рекомендую и вам обращать внимание на такую мелочь, уж поверьте слушать неосведомленных водителей, которые будут вам доказывать обратное, не стоит! Как бы вы не чувствовали ключ, затянуть на глаз – не вариант!

Основные причины следовать рекомендациям

Оказывается, все эти рисунки на упаковках свечей зажигания, это далеко не комиксы, и не схемы для ботаников. Нельзя их игнорировать, иначе не удивляйтесь если деталь, начнет «барахлить»! Вы, наверное, замечали, что на резьбовой части, присутствует шайба, никогда не задумывались о ее предназначении? Как заявляют производители, это металлическое кольцо, играет важнейшую роль в процессе отвода тепла от детали. И если затяжка будет слабой, соответственно свеча стабильно работать не будет!

И это только начало! Более 90 % поломок, случаются именно из-за неправильного монтажа. Низкое значение момента затяжки, приводит не только к перегреву свечи, но и к пропаже компрессии силового агрегата. Как, следствие появившаяся вибрация, которая может повредить центральный электрод или изолятор.

Однако переусердствовать также ни в коем случае нельзя, здесь нужна аптечная точность! Иначе вполне вероятно кольцевой зазор между калильной трубкой и стальным корпусом сузится, свеча перегреется и выйдет из строя навсегда, может даже выстрелить. Деформированный корпус и треснутая керамика также свидетельствуют о том, что установка свечей зажигания проводилась не профессионально! И можете даже не спрашивать, как прокалить свечи зажигания, в данной ситуации – это бессмысленно!

Правильный монтаж свечи зажигания

В одной из своих прошлых публикаций я уже рассказал вам все о замене свечей зажигания, но о том какое усилие нужно прилагать при их закрутке, скажу честно, умолчал. Исправлю этот не до чет прямо сейчас, вооружившись всего двумя инструментами (обычный свечной и динамометрический ключ), можно приступать.

  1. Убедитесь, что наружная часть свечи чистая, дабы избежать попадания мусора внутрь двигателя.
  2. Проверьте на месте ли уплотнительная шайба!
  3. Установите свечу вертикально и свечным ключом от руки затяните ее до предела.
  4. После, в дело вступает специальное оборудование, то есть динамометрический ключ, с его помощью момент затяжки и угол поворота корректируются согласно таблице, которая расположена немного ниже.

Свечи зажигания Денсо, устанавливаются именно таким образом, в принципе тех же правил нужно придерживаться в случае с любой аналогичной деталью не зависимо от марки производства! Единственное исключения касается вопроса смазки резьбы, некоторые компании ее рекомендуют, в Denso напротив противники подобной профилактики. Объясняют выбор просто – наличие смазки приводит к излишней затяжке, а это крайне нежелательно!

На вопрос чем все-таки можно смазывать перед установкой свечи, я ответил графитовой смазкой, естественно покрывать тоненьким слоем. Как видите, все достаточно просто, главное иметь динамометрический ключ и собственно таблицу рекомендуемых величин. Схему я предоставил, вам же остается раздобыть инструмент!

Пользуемся свечным ключом правильно

При установке свечей важны правильно приложенные усилия.

Эти элементы должны закручиваться до упора без особых усилий.

При перетяжке можно повредить резьбу, повредить целостность свечной конструкции. В этом случае нарушится теплоотдача, а свеча может просто вылететь под воздействием давления внутри блока цилиндров. Лучше всего проводить процедуру замены с помощью динамометрического ключа.


На практике можно действовать в два этапа:

  • вначале закрутить эту деталь рукой до упора;
  • а затем довернуть ключом на треть оборота.

Главное – не перетянуть.

Советы производителей

Вернемся к нашим «комиксам», если вам доводилось покупать новые свечи зажигания, вы могли обратить внимание на некое краткое руководство по монтажу. У разных компаний такая инструкция выглядит абсолютно по-разному, некоторые умудряются продавать свой товар и вовсе без подобных подсказок.

Конечно же, главная информация в таких заводских советах, это тот самый момент затяжки для конкретной свечи. Так что пристально рассматривать необходимо не только желаемую деталь, но и коробку из-под нее. Давайте коротко рассмотрим, основные бренды отечественного рынка, как они подходят к этому вопросу?

  • Bosch – на приобретенном мною комплекте свечей данной фирмы, какая либо полезная информация отсутствует вовсе, хотя нет в уголочке на индивидуальной коробке свечи все-таки указан момент затяжки. Как мне объяснил реализатор автомагазина, на других моделях этой же фирмы еще подсказывают под каким углом свечу затягивать, не более.
  • Denso – тут все наоборот, на упаковке распечатана прекрасная схема монтажа, однако столь важное значение момента затяжки отсутствует, узнать его можно в интернет-каталоге, который вам и рекомендуют посетить.
  • NGK – также указывают момент затяжки и количество оборотов, однако четко понять сколько делать ½ или 2/3 оборота я так и не понял, имеются некоторые не состыковки. Однако официальный дилер, рекомендует все-так ½ оборота.

И все же, прежде чем приобретать новые свечи провести диагностику старых. Найдите устройство для проверки свечей если подручными средствами сделать это не выходит. Вполне возможно, что их можно прокалить и оставить про запас, не торопитесь их выкидывать.

Маркировка деталей

Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д. Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.

Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.

Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.

Редакторы сайта рекомендуют ознакомиться с системами выравнивания плитки СВП и DLS.

Drewpatch68 › Блог › С каким усилием затягивать свечи?

Информация не новая, однако, если, к примеру, опросить 100 автовладельцев, то на вопрос «с каким усилием затягивать свечи», правильно ответят лишь единицы. Обычно на этот вопрос автолюбители отвечают что-то вроде «затягиваю от руки», «даже и не задумывался», «тяну пока сама не остановится», «да это не важно!» и т.п.

К чему эта статья и для чего я вообще за нее взялся? На одном семинаре от официального представителя Bosch в Казахстане я услышал интересное объяснение о перегреве свечей при неправильном их монтаже в головку блока двигателя. Честно признаться, я и сам, до этого, строго не соблюдал предписания производителей, хотя и неоднократно встречал эти рекомендации на упаковках свечей, и как каждый уважающий себя водитель полагал, что те мелкого размера «картинки» на коробочках указаны либо для «ботаников», любящих точность, либо для тех, кто даже не имеет представления как вкручивать свечи, либо для того, чтобы не сорвать резьбу в свечном колодце – «ну ведь я не первый год за рулем и чувствую ключ!»

Первая упаковка самых стандартных свечей Bosch, которые устанавливают как на Nissan, Toyota так и на другие популярные марки. На самой упаковке, в которой хранились все 10 свечей, информация по затяжке не дана вовсе. Однако на упаковке каждой отдельно взятой свечи изображен гаечный ключ и указан момент затяжки – 28 Ньютон на метр, хотя на других типах свечей Bosch в дополнение указывается еще и поворот ключа на 90 градусов.

Хоть и момент затяжки не указан на упаковке каждой свечи (согласитесь, не помешало бы указать?), но надпись о том, что подробная информация о монтаже указана в каталоге, есть, кроме того имеется схема монтажа в виде картинок, где точного значения момента затяжки не указано, но указано то, что после ввертывания свечи «от руки», далее необходимо затянуть ключом на 12 оборота для свечи с шайбой-прокладкой и 116 для свечи с коническим седлом без шайбы – однако, прошу заметить, что нигде на упаковке нет надписи о том, что это правило справедливо лишь для новых свечей, с еще не примятой шайбой.

В этом самом каталоге по применимости свечей Денсо есть раздел и по монтажу. Попробую пролить на это свет.

Следующий пункт гласит о том, что нужно ввернуть свечу «от руки», не используя каких-либо рычагов и ключей (надставка с головкой, при случае, когда глубина свечного колодца не позволяет это сделать рукой, думаю не в счет).

Это интересно: Как снять ручку стеклоподъемника на Калине

Напоследок, на картинке ниже, предлагаю рассмотреть шайбу свечи, через которую отводится тепло. Посмотрите на её строение. Она многослойная. Если эта шайба не будет зажата с нужным усилием, то теплоотвод от внутренних частей свечи зажигания ухудшится.

В прошлой статье мы рассказали о правильной затяжке свечей. Вот эта статья — С каким усилием затягивать свечи? Хотя эта технология монтажа не нова, однако, судя по откликам, которые мы получили уже после публикации, мы подтвердили, что следуют этим правилам не многие.

Из комментариев к статье о правильной затяжке у нас появился новый материал для исследования – все дело в том, что один из участников обсуждения заставил усомниться в том, что желтый налет вокруг свечи – это прорвавшиеся газы, через уплотнения металлической шайбы, из камеры сгорания. Мы решили проверить это, а самое главное показать вам, и разрезали именно ту свечу, которая была на фотографии в прошлой публикации.

После того, как разжали металлическую шайбу отверткой, стало ясно, что уплотнение было не плотным. Цвет керамического изолятора под шайбой и в месте, где был одет наконечник провода, одинаков. Из этого опыта мы сделали выводы, что керамика в шайбе действительно была прижата не плотно и прорыв продуктов горения в какой-то степени был.

Инструкция по выкручиванию

Для выкручивания можно воспользоваться специальным шестигранником или динамометрическим ключом.

С помощью динамометрического ключа контролируется усилие при выкручивании, тем самым, предотвращается срыв резьбы. Простой ключ для выкручивания воспламенителя не подойдет, так как он не войдет в колодец, кроме того, вы можете сорвать резьбу или сломаться.

Каждый нагревательный элемент имеет шестигранник под динамометрический ключ, который расположен примерно на середине свечи. Благодаря ему проводится выкручивание. Обычно отламывается изолятор – верхняя часть свечи. Ключ накидываем на оставшуюся в гнезде часть детали. После этого следует плавными движениями не спеша начать выкручивать деталь. При этом надо воротник, головку и удлинитель удерживать строго параллельно оси устройства. Свеча зажигания имеет правую резьбу, поэтому она должна выкручиваться против часовой стрелки. Движения должны быть без применения больших усилий, чтобы не сорвать резьбу, иначе вам придется ехать в сервисный центр, так как сами вы уже не сможете выкрутить сломанную деталь.

При повороте ключа следует прислушиваться к звукам. Если слышится скрежет, то деталь выкручивается как положено. Если вы почувствовали рывок и выкручивание стало проходить легче, это может означать, что сорвана резьба. В этом случае рекомендую повернуть ключ назад, и немного подождать, пока остынет резьба. Затем плавными движениями в разные стороны выкрутить отломанную деталь.

Сломалась свеча?! Не беда!Настигло меня тут на днях горе.В свободный от дел день было решено сделать ревизию моей машины. Загнал в гараж и стал проверять все узлы и агрегаты.Дело подошло к свечам зажигания, взял свечник, наставышь и трещотку (НИ КОГДА НЕ ОТКРУЧИВАЙТЕ СВЕЧИ ТРЕЩОТКОЙ

). И на первой же свече, которую я хотел открутить, произошло ЧП.Свечка не откручивалась, пришлось приложить усилие, а поскольку инструмент я взял трещотку и по форме это выглядит углом под 90 градусов, при приложении усилия получается так, что вся эта конструкция немного идет на перекос пусть на не большой но этого достаточно что бы получилось вот так.

Слышен хруст, вынимаем головку и видим

При увеличении картинки видно что центральный электрод отсутствует и в глубине виднеется заземляющий электрод.

Остальная часть осталась в голове движка.

экстрактор

Первым делом попробуйте — сорвать свечу на холодном двигателе! (и только на холодном). При помощи удлинённой головки и длинного воротка.

Постарайтесь сделать рычаг воротка как можно длиннее — это упростит процесс.

Не делай резких движений, поскольку свеча может просто сломаться — плавно увеличивайте давление на плечо.

Перед откручиванием можно (и нужно) обработать свечу проникающей смазкой — WD-40.

В случае отсутствия таковой, можно использовать — обычный керосин.

Также не помешает сделать несколько ударов (несильных) по головке-удлинителю или ключу — обстучать!.

Если же свеча зажигания не откручивается через неправильную длину резьбовой части (поскольку часть её находящаяся в камере сгорания покрывается нагаром), то демонтаж обычным способом становится невозможным!

Поможет только снятие головки.

При — «мёртвом закипании» свечи придётся не только снимать головку блока цилиндров, но и высверливать её.

Вы отделаетесь лёгким испугом если после высверливания сохранится резьба в головке.

Как правило — высверливается отверстие большего диаметра, в него вставляется — втулка-переходник, в которой и нарезается новая резьба под свечу.

Чем грозит неправильная затяжка

И действительно, вряд ли кто из новичков автомобилистов задумывался о том, как правильно закрутить свечи зажигания. Ну, может единицы, кто обращает на такие нюансы внимание.

Официальная информация от производителя лучших свечей в мире (ну, может, одних из лучших) Бош: при неправильном моменте затяжки, важнейшие элементы системы зажигания автомобиля перегреваются.

Казалось бы, ну, что тут удивительного. Не Америку открыли. Такая информация присутствует на упаковке СЗ, в том числе и российского производства. Однако лишь единицы обратили внимание на картинку с гаечным ключом, под которой написан рекомендованный момент затяжки.

Примечательно, что определённая часть новичков думает так. Мол, я чищу свечу, за рулём уже долго, опыт имеется, ключ в руках чувствую, ничего не испорчу. Другая часть людей, севших недавно за руль авто, вообще считают эту дополнительную информацию лишней.

Очевидно, что все эти убеждения ошибочны. Всё просто — не следуя инструкции, приведённой на упаковке, можно наделать кучу ошибок. В том числе, это касается неэффективной работы свечи. Новые сравнительно СЗ после короткой эксплуатации требуют замены, на них образуется нагар и отложения. В итоге это всё приводит к лишним затратам.

Часто новички удивляются, почему опытные водители меняют свечи редко. Для некоторых это становится уроком, они начинают интересоваться и узнают простой нюанс, который всегда был перед ними.

Получается, что из-за неправильного момента затяжки СЗ ломаются или перегреваются. Ясно, что при сильной затяжке это грозит поломкой, при слабой – потерей компрессии. Кроме того, недостаточная затяжка также грозит поломкой, так как свеча сильно вибрирует.

Причина перегрева свечи

Правильность того, как закрутить свечу зажигания, имеет большое значение потому, что в колодце имеет быть место теплоотделение. Так, даже прокладка, предусмотренная в нижней части резьбы, там, где верхушка цилиндра и седла прилегают, отвечает за нормальную теплоотдачу. Иначе, если не следовать инструкции по моменту затяжки (например, если свеча будет недотянута), возникнет перегрев. Сама свеча будет функционировать с низким КПД.

Получается целая теория. И на самом деле, эти сведения — не новость, но о них многие просто забыли.

К сожалению, немало попадается комплектов, не имеющих конкретной информации по этому поводу. Случается, что изображён просто гаечный ключ, но момент затяжки не указывается.

Рекомендуемый момент затяжки

28 Н/м – это рекомендуемая производителем Бош сила затяжки свечи. Существует также целый ряд других правил:

  • Если свеча имеет коническое седло без прокладки, после ввертывания её от руки, необходимо добавочно затянуть элемент ключом на 1/16;
  • Если свеча обычная, с шайбой, то ключом нужно дополнительно затянуть 1/2 оборота.

Примечание. Вышеприведённая информация касается только новых СЗ, прокладка которых ещё не сработана.

Интересный момент. В большинстве случаев до рядового покупателя доходят свечи в розницу. Они даже могут быть упакованы по 4 или 6 шт, но это уже делают на месте дилеры, сервисмены и продавцы. На самом деле, с завода большинства производителей свечи идут в упаковке по 10 шт. Но это считается оптом.

Ясно, что вся ценная информация остаётся на заводской упаковке. Редкий продавец третьей руки будет копировать её на свои упаковки.

Мы в таблице привели рекомендованные величины затягивания для свечей с определённым диаметром резьбы. Следуйте всегда этой информации, если не хотите, чтобы свеча перегревалась.

Вариант фиксации без динамометрического ключа

Момент затяжки свечей зажигания NGK указан на коробке каждого изделия. Там же указан принцип завинчивания «от руки»:

  • Заворачивать новые свечи нужно до упора без явного усилия рукой.
  • Согласно инструкции, ключом доворачивают на указанные обороты в соответствии с температурой двигателя.
  • После данного процесса через несколько недель проверяют затяжку. Свеча может ослабиться.

Для классических свечей NGK, используемых на большинстве автомобилей, момент затяжки равен 20 Нм. Но лучше воспользоваться стандартными значениями. Потребуется покупать специальный динамометрический ключ.

Большинство автолюбителей предпочитают экономить и заворачивают свечи «на глаз». В комплекте к свечам часто продается ключ уникальной формы. Если не прикладывать чрезмерных усилий, то можно идеально затянуть шестигранную гайку вручную.

Однако находятся умельцы, которые привыкли тянуть до упора, пока хватает силы. И после этого горе-специалисты приносят продавцам лопнувшие свечи обратно с претензией к их браку. А производитель четко указывает момент затяжки для каждого изделия.

С каким усилием затягивать свечи?

Информация не новая, однако, если, к примеру, опросить 100 автовладельцев, то на вопрос «с каким усилием затягивать свечи», правильно ответят лишь единицы. Обычно на этот вопрос автолюбители отвечают что-то вроде «затягиваю от руки», «даже и не задумывался», «тяну пока сама не остановится», «да это не важно!» и т.п.

К чему эта статья и для чего я вообще за нее взялся? На одном семинаре от официального представителя Bosch в Казахстане я услышал интересное объяснение о перегреве свечей при неправильном их монтаже в головку блока двигателя. Честно признаться, я и сам, до этого, строго не соблюдал предписания производителей, хотя и неоднократно встречал эти рекомендации на упаковках свечей, и как каждый уважающий себя водитель полагал, что те мелкого размера «картинки» на коробочках указаны либо для «ботаников», любящих точность, либо для тех, кто даже не имеет представления как вкручивать свечи, либо для того, чтобы не сорвать резьбу в свечном колодце – «ну ведь я не первый год за рулем и чувствую ключ!»

Эти утверждения и убеждения в корне неправильны. Все дело в том, что если не следовать «картинкам» на упаковках, то свеча работать правильно не будет. Связано это с плотным контактом в резьбовой части и отводом тепла от нее, а также от шайбы (прокладки), которая одета на резьбовую часть в месте прилегания седла и части головки цилиндра. Как заявляют все производители свечей, шайба тоже участвует в теплоотдаче и если свеча будет неплотно затянута, то это приведет к чрезмерному повышению температуры свечи и её нестабильной работе.

Информация и вправду не новая, учитывая, что свечи зажигания придумали давно, но получается хорошо забытая. Я решил проверить, так ли на самом деле доступна эта информация как описывал это дилер, тем более что эту информацию на каждом СТО нашего города знать не просто должны, а обязаны.

Первая упаковка самых стандартных свечей Bosch, которые устанавливают как на Nissan, Toyota так и на другие популярные марки. На самой упаковке, в которой хранились все 10 свечей, информация по затяжке не дана вовсе. Однако на упаковке каждой отдельно взятой свечи изображен гаечный ключ и указан момент затяжки – 28 Ньютон на метр, хотя на других типах свечей Bosch в дополнение указывается еще и поворот ключа на 90 градусов.

На каждой отдельно взятой упаковке свечи Denso информации по монтажу нет вовсе. Хотя это не камень в огород Denso. Торговая точка, отпускающая эти свечи, обязана сама предупредить клиента. Цепочка тянется от дилера, у которого закупаются эти свечи. Видимо, недостаточно информированы наши продавцы, либо просто не желают сильно растягивать процесс продажи «каких-то там свечей».

Хоть и момент затяжки не указан на упаковке каждой свечи (согласитесь, не помешало бы указать?), но надпись о том, что подробная информация о монтаже указана в каталоге, есть, кроме того имеется схема монтажа в виде картинок, где точного значения момента затяжки не указано, но указано то, что после ввертывания свечи «от руки», далее необходимо затянуть ключом на 12 оборота для свечи с шайбой-прокладкой и 116 для свечи с коническим седлом без шайбы – однако, прошу заметить, что нигде на упаковке нет надписи о том, что это правило справедливо лишь для новых свечей, с еще не примятой шайбой.

Каталоги — удел продавцов и сервисмэнов – именно так считает Denso, судя по упаковке. Ведь информация указана только на упаковке, где хранятся свечи по 10шт оптом, да еще и со ссылкой на этот самый каталог, который обычный потребитель-автомобилист никогда и в глаза не видел.

Это интересно: В чем разница между инжектором и карбюратором

В этом самом каталоге по применимости свечей Денсо есть раздел и по монтажу. Попробую пролить на это свет.

Первое, что рекомендует сделать Денсо — это отчистить резьбу свечного колодца от масла и прочих загрязнений. Как считают специалисты этой фирмы, смазывать резьбу свечи вообще нельзя — это приведет к неправильной затяжке.

Следующий пункт гласит о том, что нужно ввернуть свечу «от руки», не используя каких-либо рычагов и ключей (надставка с головкой, при случае, когда глубина свечного колодца не позволяет это сделать рукой, думаю не в счет).

Для свечей NGK тоже справедливо правило затяжки свечей. Только на упаковке каждой свечи с шайбой уже указано не только 1/2 оборота, но и 2/3, к тому же сектор на кружке закрашен все-таки на 2/3. По этой разметке я так и четко не понял как именно мне затягивать свечу на 1/2 (90 градусов), или на 2/3. Для конического седла, там дается такое же значение, как и у Denso 1/16 оборота ключа. (Если кто знает для чего указано еще и значение 2/3 для свечи с шайбой, прошу указать это в комментариях к статье. Однако оф. дилер говорит затягивайте свечу на 1/2 оборота).

На картинке выше приведены новая свеча и старая перегретая свеча, выкрученная с двигателя. Обратите внимание на потемневший керамический изолятор. Это прорвавшиеся продукты горения. В нескольких источниках от производителей я находил описание процесса, при котором в следствии перегрева уменьшалось уплотнение в металлической насадке (гайке) с керамическим изолятором сердечника. У нормально работающей свечи этого быть не должно. Потеря уплотнения в этих местах приведет к еще более сильному нагреву (ведь именно через керамику стержень отдает тепло гайке и далее головке блока). Вследствие этого могли быть пропуски зажигания (нестабильная работа), мог чрезмерно греться наконечник свечного провода. Если болезнь запустить, то мы можем получить полностью неработающую свечу, испорченный, растрескавшийся, высохший или оплавленный наконечник, а иногда и повреждения двигателя – были случаи, когда части свечи попадали в цилиндр.

Напоследок, на картинке ниже, предлагаю рассмотреть шайбу свечи, через которую отводится тепло. Посмотрите на её строение. Она многослойная. Если эта шайба не будет зажата с нужным усилием, то теплоотвод от внутренних частей свечи зажигания ухудшится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]