Замена распредвала — порядок действий

Установка распределительных валов самостоятельно

Распределительный вал является частью системы газораспределительного механизма любого двигателя. Задачей распредвала является синхронизация рабочих тактов ДВС (упорядоченное открытие и закрытие клапанов для впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов). От него зависит работа двигателя и исправность многих запчастей автомобиля.

Распределительный вал может размещаться как сверху, так и снизу. На некоторых двигателях устанавливается два распредвала.

Содержание:

Вращение распредвала происходит путем передачи крутящего момента от коленчатого вала посредством цепной или ременной передачи. При этом угловое смещение распредвала прямо пропорционально зависит от углового смещения коленвала. Соответствие угловых смещений влияет на работу двигателя – если они не будут соответствовать друг другу, то порядок работы цилиндров будет нарушен, и как результат, ДВС не будет работать.

Негативные последствия поздней замены распредвала

Из-за некачественного функционирования распределительного вала происходит утеря мощности мотора и как итог, его ранний выход из строя, в том числе и из-за заклинивания, вызванного плохой смазкой.

Если своевременно не выполнить замену даже простой шестерни распредвала, то стоит морально подготовить себя к замене клапанов головки блока цилиндра и раннему износу выхлопной трубы.

Определяем необходимость замены распредвала

Необходимость ремонта или замены распределительного вала можно узнать только после его дефектовки, которая возможна только при снятом распредвале и наличии специальных инструментов.

Прежде чем вынуть распредвал из постели, нужно проверить его на осевое смещение. Для этого нужно несильно стукнуть по постели и если появится стук, то, скорее всего, распредвал неисправен.

В целом, диагностику распределительного вала можно провести без специального инструмента, визуально. Однако такой способ позволяет выявить только визуальные дефекты (царапины, задиры, трещины, износ кулачков в виде «огранки»), тогда как

При помощи микрометра проверьте диаметр опорных шеек и опор корпуса распредвала. При отклонении размеров от допустимых их можно отремонтировать, но очень часто проще купить новые запчасти, так как восстановление ремонтных размеров обходится дороже.

Показания к замене распредвала

Следить за состоянием распредвала надо регулярно и тщательно. Его неисправность способна также вызывать масштабные поломки в самом двигателе Японского автомобиля. Обычно распредвал начинает «хандрить» глухим стуком во время запуска двигателя. На холодных моторах шум может слышаться в зоне клапанной крышки.

Опытные водители понимают внутренний голос своей машины, быстро определяют урчание двигателя и «левые», нехарактерные шумы. Они в состоянии сразу различить негромкий и ровный звук распредвала, меняющий частоту в зависимости от оборотов ДВС. Если деталь неисправна, то это сопровождается глухими постукиваниями, напоминающими удары молотка.

неисправности также свидетельствуют:

  • ухудшение плавности хода машины;
  • падение мощности ДВС;
  • нестабильная работа на холостых оборотах;
  • сильная вибрация мотора;
  • сложный запуск в морозы.
  • Особое внимание уделяется сальникам распредвала — они не должны иметь разрывов, трещин или потёртостей. Осматривать надо также целостность привода. Однако по косвенным признакам определить износ распределительного вала сложно. Куда проще это сделать на снятой детали, осматривая её визуально со всех сторон. Нигде не должно быть выбоин, задиров, наплывов алюминия с подшипников. Признак несомненного износа — борозды и неровности на поверхностях коромысел и кулачков.

    Проверка износа распредвала

    В демонтированном состоянии распредвал также можно послушать. Для этого нужно одной рукой держать его параллельно земле, а другой — постукивать сверху. Не должно быть никаких стуков. Обязательно условие: распредвал не должен «ходить» по постели! Иначе, цепляясь за ограничитель, он будет неизбежно создавать шум, который можно ошибочно принять за неисправность.

    Качественные распредвалы редко повреждаются раньше срока. А вот китайские или перепакованные в этой стране изделия имеют твёрдость раза в 1,5 ниже, чем у оригинальных. Хороший вал делается из кованной стали.

    Необходимые инструменты для проведения работ

    В процессе съема и установки распределительного вала потребуются следующие инструменты:

    Порядок замены и установки распредвала на примере «классики» Волжского автомобильного завода

    Заменить распределительный вал своими руками не представляет особой сложности, но требует аккуратности и внимательности. При неправильной установке будет нарушен порядок работы цилиндров, что незамедлительно скажется на работоспособности двигателя.

    Этапы замены распределительного вала:

    1. Снятие навесного оборудования двигателя.

    Для снятия распределительного вала, прежде всего, стоит снять мешающее навесное оборудование:

    Чтобы в карбюратор и затем в камеру сгорания ничего не попало (например, гайка, шайба и др., накрываем его тряпкой либо затыкаем ею отверстия карбюратора.

    2. Снятие клапанной крышки силового агрегата.

    Откручиваем 8 гаек, крепящих крышку клапанов к головке блока цилиндров, снимаем и промываем ее.

    При установке клапанной крышки рекомендуется заменить ее прокладку. Это связано с тем, что после сборки через нее может продавливаться моторное масло. При выборе прокладки стоит отдать предпочтение резино-корковой.

    3. Снятие распредвала ДВС.

    Прежде чем снять распределительный вал, необходимо сначала совместить отметку на шестеренке привода с выступом на постели распределительного вала.

    Для снятия распредвала сначала необходимо освободить его шестеренку от цепи привода ГРМ. Для этого:

    4. Дефектовка распредвала ДВС.

    Перед тем как покупать новый распредвал, необходимо продефектовать (см. «Определяем необходимость замены распредвала») снятый, ведь возможно неисправность ДВС заключалась не в нем.

    5. Установка распредвала и сборка двигателя.

    Установка распредвала происходит в обратной снятию последовательности. Для избежания перекоса при установке постели распредвала, болты закручиваются в определенном заводом-изготовителем порядке и с определенным усилием (для «классики» ВАЗа это 18,3 Н/м).

    После замены распредвала необходимо обязательно провести регулировку натяжения цепи привода ГРМ и регулировку клапанов, в ином случае в будущем вам придется их ремонтировать.

    После проведенных работ первое время осматривайте двигатель и прислушивайтесь к его работе и в случае чего сразу же устраняйте обнаруженные дефекты проведенного ремонта.

    Действия по замене распредвала на Lada 2114

    Предупреждаем, что действия описанные ниже, подразумевают вмешательство в ключевые системы автомобиля. Игнорирование предложенного алгоритма и сопутствующих рекомендаций приведет к необратимым последствиям — в частности, к выходу из строя ДВС. Если Вы не уверены в своих силах, то лучше обратитесь за квалифицированной помощью профессиональных автомехаников. Изложенный ниже материал ориентирован на опытных автолюбителей, которые разбираются в устройстве автомобиля.

    Для работ по замене сальников распредвала Ваз 2114 или непосредственно самого распределительного вала автовладельцу понадобятся:

    • Набор ключей: накидные, рожковые, торцевые головки — все пойдет в ход;
    • Тара под крепеж и мелки детали;
    • Набор отверток;
    • Герметик;
    • Ключ-динамометр (рисунок ниже).

    Алгоритм ремонтных работ:

    1. Демонтируем шкив распредвала;
    2. Вытаскиваем шпонку шкива из паза распределительного вала;
    3. Откручиваем гайку крепления системы газораспределения;
    4. Демонтируем гайки крепления кронштейна к тросу;
    5. Демонтируем шланги отвода картерных газов, предварительно ослабив хомутики;

    6. Демонтируем крышку клапанов двигателя, свинтив гайки;

    7. Снимаем прокладку под крышкой;
    8. Откручиваем болты и гайки и после этого снимаем заглушку;
    9. Откручиваются гайки корпуса подшипников распределительного вала. Ни в коем случае нельзя откручивать гайку сразу — их нужно ослаблять постепенно, дабы избежать излома крепежа и уменьшить натяжение пружин. Делаем так: ослабили незначительно одну гайку — перешли к другой. И так продолжаем, пока не открутим все десять штук.

    10. Убираем корпус распредвала и отводим от головки блока цилиндров крышку привода ремня ГРМ;
    11. Снимаем распредвал;

    12. Извлекаем сальник распредвала;

    13. Перед установкой новой детали зачищаем полость вала от нагара, остатков смазки и герметика. Также нужно очистить соприкасающиеся элементы головки блока цилиндров и подшипников;
    14. Наносим свежую смазку на опоры распредвала и «кулачки»;
    15. Укладываем вал в опоры ГБЦ. Кулачки 1-го цилиндра должны быть направлены вверх;

    16. Наносим свежий герметик на места соприкосновения ГБЦ и подшипников;
    17. Ставим крышку корпуса головки блока цилиндров и закручиваем гайки в несколько кругов, постепенно усиливая натяжение пружин и прилегание подшипников к ГБЦ;
    18. Итоговая степень затяжки гаек не должна превышать значения в 2,2 кг/см;
    19. Вытираем проступившие излишки герметика и устанавливаем сальник;
    20. Устанавливаем ременной привод и зубчатый шкив;
    21. Вращаем коленвал по часовой стрелке до совпадения установочных меток на шкиве коленвала и тыльной крышке привода ремня ГРМ;
    22. Вращаем коленвал так, чтобы шкив распредвала «шагнул» приблизительно на 2-3 зубца;
    23. Измеряем зазоры 1-го и 3-го кулачков. Зазор для впускных клапанов — 0,2 мм, для выпускных — 0,35 мм.
    24. Замена распредвала на «четырнадцатой» завершена.

    Разумеется, для выполнения описанных манипуляций требуется демонтаж ДВС. Проводите работы в сухом и хорошо освещенном гаражном боксе. После замены распредвала обязательно залейте новое масло в ДВС. Смазка должна быть новой вне зависимости от сроков предыдущей замены.

    Если после проведенных работ мотор стал работать ровнее, нормализовался расход топлива, исчезли посторонние шумы и вибрации, то ремонтный комплекс завершен успешно. Новый распределительный вал при бережной эксплуатации прослужит не менее 80 000 км.

    Если у Вас остались вопросы о процедуре замены распредвала ваз 2114 8 клапанов, то ознакомьтесь с полезным тематическим видео

    Как установка распредвалов на 4s двигателе

    Рекламные ссылки. Показывается только незарегистрированным пользователям

    помогите пожалуйста установить валы,что то по книге не соображу никак. не встает так как по книге написано

    Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду: как проверить правильность сборки?

    Рекламные ссылки:
    модератор

    Зарегистрирован:

    27 окт 2008, 04:00
    Сообщения:
    12302
    Тем:
    15
    Откуда:
    Вятка
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    3S-FSE, 1999
    Репутация: 1996

    _________________ Vista Ardeo 1999, SV50, D4, Мультик, TV.
    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    модератор

    Зарегистрирован:

    27 окт 2008, 04:00
    Сообщения:
    12302
    Тем:
    15
    Откуда:
    Вятка
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    3S-FSE, 1999
    Репутация: 1996

    _________________ Vista Ardeo 1999, SV50, D4, Мультик, TV.
    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    сначала первые две одиночные? болт ставил. посмотреть бы фото в какие стороны смотрят кулочки. я поставил по первым двум одиночным
    модератор

    Зарегистрирован:

    27 окт 2008, 04:00
    Сообщения:
    12302
    Тем:
    15
    Откуда:
    Вятка
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    3S-FSE, 1999
    Репутация: 1996

    _________________ Vista Ardeo 1999, SV50, D4, Мультик, TV.

    Вернуться к началу
    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    местный модератор

    Зарегистрирован:

    12 фев 2009, 04:00
    Сообщения:
    7539
    Тем:
    100
    Откуда:
    Хабаровск
    Блог:
    Посмотреть блог (6)
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    серебристая с ресничками
    Репутация: 1743

    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    местный модератор

    Зарегистрирован:

    12 фев 2009, 04:00
    Сообщения:
    7539
    Тем:
    100
    Откуда:
    Хабаровск
    Блог:
    Посмотреть блог (6)
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    серебристая с ресничками
    Репутация: 1743

    это хорошо, что перед тем как. теперь его нужно не забыть вытащить и тем самым взвести!))

    добавлю картинку про регулировке зазоров на распредвалах 3S 4S

    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    модератор

    Зарегистрирован:

    27 окт 2008, 04:00
    Сообщения:
    12302
    Тем:
    15
    Откуда:
    Вятка
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    3S-FSE, 1999
    Репутация: 1996

    _________________ Vista Ardeo 1999, SV50, D4, Мультик, TV.
    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    модератор

    Зарегистрирован:

    27 окт 2008, 04:00
    Сообщения:
    12302
    Тем:
    15
    Откуда:
    Вятка
    Машина:
    Toyota Vista Ardeo
    О машине:
    3S-FSE, 1999
    Репутация: 1996

    _________________ Vista Ardeo 1999, SV50, D4, Мультик, TV.
    Любитель

    Зарегистрирован:

    30 ноя 2012, 06:39
    Сообщения:
    67
    Тем:
    5
    Машина:
    Toyota Vista
    О машине:
    sv 40
    Репутация: 0

    Я Александр. как я понимаю всеравно придется вращать и коленвал и распредвал чтоб грм выставить. надеюсь на вашу помощь, тут отлично помогают. у меня с метками всё время запарки. потом бы узнать что когда где должно совпадать при вращение после установки. попробую по книжке
    Рекламные ссылки:

    Необходимые параметры после ремонта распредвала

    Реставрированный распредвал должен иметь следующие, обязательные параметры:

    • допустимая шероховатость поверхности изделия – не ниже 8 класса;
    • конусность и овальность элементов распредвала не более 0,01 мм;
    • отреставрированные поверхности должны иметь твёрдость НКС 54-62.

    Ремонт распредвала сопровождается обязательной заменой на новые, изношенных: роликов, осей, подшипников, втулок толкателей.

    Удачи вам при восстановлении распредвала. Не торопитесь покупать новый распредвал, если не собирались этого делать.

    Главная → Обслуживание и Ремонт → Двигатель →

    Валы большинства двигателей изготавливают штамповкой из стали 40 и 45 или отливкой из специального чугуна (двигатель ЗИЛ-130).

    Основные дефекты распределительного вала:

    • изгиб вала
    • износ и отколы кулачков и опорных шеек
    • износ шпоночной канавки и посадочного места под распределительную шестерню
    • износ или повреждение резьбы

    Вал выбраковывают при трещинах, аварийном изгибе или скручивании, отломах металла на вершине кулачка более 3 мм его ширины.

    Изгиб вала устраняют правкой в холодном состоянии на призмах под прессом. Допускаемое биение средних опорных шеек относительно крайних — не более 0,05 мм для большинства двигателей и не более 0,10 мм для двигателей А-41 и А-01М. Биение шейки под распределительную шестерню допускается не более 0,03 мм.

    Опорные шейки распределительных валов шлифуют под уменьшенный ремонтный размер в центрах специального станка 3A433 или на круглошлифовальных станках электрокорундовыми кругами зернистостью 46-60 и твердостью СМ. Перед шлифованием зенкуют масляные отверстия, углубляют масляные каналы. В этом случае в блок цилиндров необходимо устанавливать втулки ремонтного размера.

    При значительном износе опорных шеек их наплавляют в среде углекислого газа вибродутовой или плазменной наплавкой, наращивают железнением или газотермическим напылением. Перед наплавкой масляные каналы защищают графитными вставками, а перед железнением — свинцовыми. Наплавленные шейки шлифуют. При необходимости после грубого шлифования проводят закалку на глубину 2-3 мм.

    Изношенную шейку под распределительную шестерню восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа или железнением и обработкой под номинальный размер. Шпоночную канавку заплавляют электродом Э42 или в среде углекислого газа проволокой Св-18ХГСА и фрезеруют под номинальный размер. Смещение шпоночной канавки относительно диаметральной плоскости допускается не более 0,05 мм.

    Изношенную шпоночную канавку можно восстановить фрезерованием под увеличенный размер шпонки. Ремонтную шпонку изготавливают из стали 45 и термически обрабатывают до твердости HRC3 40-50.

    Изношенные кулачки шлифуют по копиру на станке 3A433 до выведения следов износа и восстановления профиля. После шлифования кулачка высота подъема клапана не изменяется. При износе кулачков по высоте больше допустимого значения их наплавляют ручной электродуговой сваркой электродом Т-590 или Т-630, автоматической наплавкой в среде углекислого газа порошковой проволокой при помощи специального копировального приспособления с охлаждением вала в процессе наплавки. При ручной электродуговой или газовой наплавке на боковые стороны кулачков устанавливают защитные экраны из меди или графита. Распределительный вал помещают в ванну с водой на подставки так, чтобы половина диаметра вала была в воде. После наплавки проверяют изгиб вала и при необходимости правят. Затем наплавленные кулачки предварительно обрабатывают абразивным кругом по шаблону, а после этого окончательно шлифуют на станке 3A433 по копиру.

    Восстановленный распределительный вал должен иметь твердость поверхности кулачков и опорных шеек HRC3 54-62, шероховатость Ra 0,63-0,32 мкм.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]