Диагностика неисправностей и замена масляного насоса на ВАЗ 2108/2109


Масляный насос и его замена

За счёт масляного насоса в двигателе происходит циркуляция масла под определённым давлением. Таким образом, на машинах ВАЗ 2109 масленый насос устанавливается для смазывания всех подвижных частей. Тогда, когда механизм изнашивается либо не вращается, снижается давление состава в двигателе, а это может стать причиной повреждения или поломки двигателя, требуется срочная замена. На ваз 2109 маслонасос может быть без труда заменен и собственными силами.

Примечание! Первыми признаками неполадок может быть снижение давления масляного состава или же возникновение стука в двигателе.


Ваз 2109 масляный насос и его снятие

Практически для всех двигателей требуется всего 0,7 ат/1 тыс. оборотов. Рост давления будет наблюдаться при холодном двигателе. Снижение будет происходить постепенно с прогревом мотора, тогда струя подачи масла значительно утончается. Нормальным давлением при тёплом двигателе считается 2,1-3,1 ат. Если появились признаки неисправности, первое, что требуется сделать:

  • остановиться и заглушить двигатель;
  • на щупе проверить уровень масла, при минимальной отметке нужно добавить состав, доводя его до максимального показателя;
  • завести двигатель;
  • непрерывное горение сигнальной лампы, «не сползание» указателя до предела нормы или продолжение шума в двигателе может указывать на проблемы с масляным насосом.

Примечание! Естественно, существуют иные причины, к примеру, неисправность датчика давления, маслофильтра, указателя давления или маслоприёмника.

Замена масляного насоса на ваз 2109, 2108

Октябрь 22nd, 2015 Admin

Силовая установка современного автомобиля оснащена несколькими насосами. Их можно назвать «сердцами», каждое из которых перекачивает определенную жидкость – топливо, тосол или масло. Сегодня мы поговорим об одном из них – масляном. Поскольку диагностику этого узла невозможно провести без частичной разборки мотора, состояние насоса определяется по косвенным признакам.

В случае его неисправности события чаще всего разворачиваются следующим образом: на панели приборов зажигается контрольная лампочка давления масла. Автолюбитель проверяет его уровень и видит, что он в норме (или доливает масло при необходимости), однако лампа и не думает гаснуть, что приводит к необходимости поиска неисправности.

Причин, по которым загорелась лампа, может быть немало, но, вероятнее всего, сломался датчик давления масла или что-то не так с насосом. В этой статье мы расскажем, как правильно заменить этот агрегат на ВАЗ-2109 и других автомобилях этого семейства.

Где находится масляный насос на Ваз 2109

Его месторасположение находится за шкивом коленвала. Вследствие этого обстоятельства до него не получится добраться без снятия некоторых деталей, в частности, самого шкива и поддона картера. Ниже приведена фотография, на которой изображен масляный насос на его посадочном месте.

Когда нужно менять масляный насос

Если насос неисправен, происходят следующие вещи:

  • Падает давление масла, в результате чего как раз и зажигается соответствующая контрольная лампочка на приборной панели.
  • Увеличивается расход масла, и его постоянно приходится доливать (однако такое случается не всегда).

Как заменить масляный насос на ваз 2109, 2108, 21099

Инструменты:

Прежде чем вы начнете замену, подготовьте все необходимые инструменты. Это набор гаечных ключей, набор головок, карданный шарнир и удлинитель. Если насос будет заменятся на новый, то купите необходимую запчасть (ее каталожный номер «2108-1011010″). Кроме того, загоните машину на яму или эстакаду, иначе вам будет очень трудно добраться до насоса.

Снятие:

1) Демонтируйте датчик положения коленвала. Следует заметить, что это актуально только для инжекторного мотора, если двигатель карбюраторный, пропустите этот пункт.

2) Слейте моторное масло.

3) Далее демонтируйте зубчатый шкив.

4) Теперь можно снимать поддон картера. Затем отыщите маслоприемник и выкрутите болты, которыми он крепится, после чего снимите его.

5) Возьмите головку нужного размера и удлинитель, и с их помощью выкрутите 6 болтиков, которыми масляный насос крепится к блоку двигателя. Будьте крайне внимательны, поскольку под болтами находятся шайбы, и очень важно не потерять их.

6) В идеале после п.6 насос должен сняться, но на практике так бывает не всегда. Если это ваш случай, возьмите отвертку потолще, вставьте ее между насосом и коренным подшипником и аккуратно покачайте (помните, подшипник повреждать нельзя!).

7) Аккуратно снимайте маслонасос.

Установка:

1) Перед тем, как вы будете устанавливать новый агрегат, выполните одну очень важную процедуру. Вам надо найти ведущую шестерню и повернуть так, … (продолжение ниже)

2) Чтобы ее положение совпадало с особыми лысками, расположенными на коленчатом валу.

3) Теперь возьмите немного моторного масла и промажьте передний сальник коленвала (если точнее – его рабочую кромку).

4) Кромка сальника смазана? Устанавливайте насос на коленвал. Для этого вам понадобится обыкновенный карандаш. Он будет нужен, чтобы заправить сальник на его место (это надо делать строго незаточенным концом карандаша!). После этого закрутите обратно 6 болтиков, крепящих маслонасос, не забыв про шайбы.

5) Теперь осуществите сборку остальных деталей в порядке, обратном процессу снятия. Архиважно!

Поскольку вам придется снять ремень ГРМ, чтобы добраться до зубчатого шкива (а заодно и радиатор вместе с рядом других деталей), будьте предельно аккуратны с коленвалом в процессе смены насоса. Нельзя допустить, чтобы он провернулся на значительный угол, иначе поршни имеют все шансы повстречаться с клапанами, в результате чего те могут деформироваться, а это приведет к печальным последствиям.

Где находится помпа ВАЗ 2109

Автомобильная помпа состоит из металлического литого корпуса, который выполняется из алюминия или чугуна, подвижного вала, подшипников и крыльчатки. Герметичность агрегата обеспечивается за счёт специального уплотнителя. Под действием вращения крыльчатки в механизме создаётся давление, выталкивающее антифриз, который совершает свою полезную работу, нагреваясь в каналах охладительной системы и остывая в радиаторе, чтобы снова попасть в рубашку охлаждения двигателя. Этот процесс регулируются специальным прибором — термостатом.

Располагается насос под кожухом газораспределительного механизма, немного ниже шестерни распределительного вала.

Проверка маслоприёмника

Масляный насос ваз 2109

Как правило, трубка маслоприёмника оснащена экраном, на конце которого есть сеточка для предотвращения проникновения крупного мусора. Посредством этого элемента происходит всасывание масла в насос из картера. Износ насоса может произойти из-за попадания углерода, загрязнений или других микроскопических частиц. Для проверки маслоприёмника нужно:

  • снять с двигателя масляный поддон;
  • замена элемента происходит при его забивании или поломке;
  • почистить маслоприёмник достаточно трудно, так как мелкий мусор может быть не замечен.

Проверка датчика давления


Крышка масляного насоса ваз 2109

Если из двигателя не слышен необычный шум, при этом уровень масла нормальный, может всё равно подаваться сигнал сигнальной лампочкой, который указывает на сниженное давление масла. Тогда, вероятнее всего, проблема будет заключаться именно в датчике давления масла. Этот датчик, как правило, располагается на блоке мотора. Внутри устройства размещается предпружиненная диафрагма, а также диафрагма с автоматическим переключателем, которая обладает большой чувствительностью к давлению. Данный переключатель предназначен для замыкания цепи сигнальной лампы низкого давления, когда оно снижается ниже определённого уровня. Причины поломки датчика:

  • если диафрагма перестаёт двигаться;
  • при заклинивании переключателя;
  • если забивается отверстие, сквозь которое внутрь датчика попадает масло;
  • при неудовлетворительном подключении, причиной которого может стать коррозия, неисправность разъёма или проводки.

Внимание! Если автомобиль оснащен электронным манометром, внутри датчика будет размещаться малый реостат, который при движении этой диафрагмы отправляет сигнал сменного напряжения.

Для проверки датчика давления нужно подключить манометр механического типа до порта давления, расположенного на двигателе. Если прибор показывает удовлетворительный показатель давления, при этом датчик подаёт соответствующий сигнал, скорее всего, проблема кроется в самом датчике. И, наоборот, если показатели неудовлетворительные, это говорит об изношенности насоса или о засорении маслоприёмника.

Разборка и ремонт

Завершив демонтажные работы, вы можете поступить двумя способами:

  • Заменить старый насос на новый;
  • Отремонтировать старый масляный насос.

Ремонт позволяет выявить изношенные элементы и заменить их на новые, что позволит восстановить функциональность. Если же поломка серьезнее простого износа расходников, оптимальным решением будет полная замена масляной помпы.

Чтобы разобрать насос, следуйте инструкции.

  • Разделите насос на две части. Для этого мы уже открутили 6 болтов крепления крышки к корпусу и поддели отверткой эту крышку. Она вышла из штифтов на корпусе. Так что снимаем элемент и откладывает в сторону.
  • Внутри корпуса насоса установлена ведомая и ведущая шестерни, которые нужно извлечь и положить пока в сторонке. Потом мы проверим их состояние.
  • Далее снимается редукционный клапан. Для этого сначала открутите пробку клапана и извлеките из отверстия пружину, а потом клапан.
  • В некоторых случаях с извлечением клапана могут возникать проблемы. Если вы столкнулись с такой ситуацией, аккуратно постучите корпусом масляной помпы о деревяшку или вооружитесь деревянным конусовидным штырем. Он вставляется в отверстие клапана, клапан цепляется и извлекается.
  • Разобрав свой масляный насос на ВАЗ 2109, тщательно вымойте всего его компоненты, используя чистый керосин. Не забудьте потом протереть детали насухо.
  • Проверьте состояние крышки, корпуса вашего насоса на механические дефекты, сколы, трещины.
  • Особое внимание уделите местам посадки шестерней, где не должны быть следы износа и прочие механические изъяны. Если они есть, насос придется заменить.

Во многом работоспособность и ремонтопригодность старого масляного насоса зависит от результатов проверки характеристик крышки и корпуса устройства. Необходимо сделать замеры зазоров.

Место проверки

Требования

Диаметр посадочного гнезда ведомой шестерни

Диаметр может увеличиваться в процессе работы насоса и возникновения трений. Нормальный диаметр этого места для ВАЗ 2109 — 75,1 миллиметр. При отклонении в сторону увеличения диаметра насос идет под замену.

Толщина привалочной стенки

В нормальных условиях этот параметр составляет 3,4 миллиметра. Если зазор оказался меньше положенного, насос меняют полностью

Толщина ведущей шестерни

Нормальный показатель — 7,42 миллиметра. При уменьшении размера насос идет на свалку, а на его место ставится новый

Толщина ведомой шестерни

Для нее нормальным параметром является толщина 7,35 миллиметра. Как и в случае с ведущей шестеренкой, отклонение от нормы означает замену

Осевой зазор ведущей шестерни

Для замера возьмите металлическую линейку и щупы на 0,12 и 0,15 миллиметров. Зазор проверяется так — в корпус насоса укладывают шестерню и сверху торцом ставится линейка. Измеряется зазор между торцом линейки и плоскостью щупа. Для ведущей шестеренки зазор составляет 0,12 миллиметра

Особенности эксплуатации и неисправности маслонасосов

В системах смазки с мокрым картером (масло находится в поддоне двигателя) маслонасос располагается между маслоприемником и фильтром в передней части двигателя. Для систем с сухим картером (резерв смазки находится в специальном баке) насос находится между масляным баком и очищающим фильтром. В некоторых моделях авто он также может находиться возле дополнительного масляного радиатора системы воздушного охлаждения. Его легко найти, ориентируясь на передачу привода масляного насоса, соединенную с коленвалом.

Ресурс насосов достаточно большой — несколько сотен тысяч километров пробега. Основными требованиями правильной эксплуатации этого узла является использование качественного масла, регулярная очистка фильтра, а также своевременная доливка и замена. Негативное влияние может оказать некорректный запуск двигателя, особенно в условиях пониженных температур, а также попадание в масло охлаждающей жидкости.

Наиболее распространенными проблемами являются:

  • Износ зубьев шестерен или поверхности роторов.
  • Увеличение зазоров между основными рабочими элементами и корпусом.
  • Коррозия поверхностей.
  • Поломка редукционного клапана (заклинивание, несвоевременное срабатывание).
  • Неисправности привода масляного насоса.

Поломки масляного насоса приводят к нарушению режимов подачи смазки к основным узлам двигателя. При этом негативными для мотора являются как слишком высокое, так и низкое давление. В случае обнаружения неисправностей в маслонасосе в большинстве случаев его полностью меняют на новый.

Какое масло лить и сколько?

Часто владельцы «Восьмерки» заливают универсальное 5W-30 и 5W-40. Например можно купить MOTUL 8100 X-cess 5W40 — хорошее масло.

При покупке ориентируйтесь на количество в 4 литры т.к. двигатель сразу же скушает около 3,5 л. Также нужно оставить хотя бы 0,5 литры на ежедневный мониторинг и при необходимости на доливку уровня.

Для скрупулезных владельцев ниже представлена таблица которая поможет подобрать вязкости и фирму моторного масла. Например если вы живете в средней географической полосе — присмотритесь для универсальной (всесезонной) вязкости.

ГодВязкость SAEвсесезон
от +25 до -25 °C
зима
от -35 до 0 °C
лето
от 0 до +35 °C
5W-20 5W-30 10W-30 10W-4020W-30 20W-20 20W-40 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингЛукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть, CONSOL198515W-20 10W-30 10W-20

5W-20 5W-30 10W-3020W-30 20W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингXado, ZIC, Лукойл, Valvoline, G-Energy, Роснефть198615W-20 10W-30 10W-20

5W-20 5W-30 10W-3020W-30 20W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингЛукойл, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть198715W-30 15W-20 10W-30 10W-20

5W-20 5W-30 10W-3020W-30 20W-20 25W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингG-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos, Total, AGA198815W-30 15W-20

5W-20 5W-30 10W-3020W-30 25W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингKixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos, Total, AGA198910W-30 10W-40 15W-30 15W-40

5W-30 10W-40 10W-3020W-30 25W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингMobil, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos, Total, AGA199010W-30 10W-40 15W-30 15W-40

5W-30 10W-40 10W-3020W-30 25W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингGt-Oil, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos,199110W-30 10W-40 15W-30 15W-40

5W-30 5W-40 10W-4020W-30 20W-40 25W-20 25W-30

SGCD-IIминералка, гидрокрекингGt-Oil, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos199210W-30 10W-40 15W-30 15W-40

5W-30 5W-40 10W-4020W-30 20W-40 25W-30

SGCEминералка, гидрокрекингMobil, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol199310W-30 15W-30 15W-40 5W-30

5W-30 10W-3020W-30 25W-30

SGCEполусинтетика, минералка, гидрокрекингGt-Oil, Kixx, G-Energy, Роснефть, CONSOL199410W-30 10W-40 15W-30

5W-30 10W-3020W-30 25W-30 25W-20

SGCEполусинтетика, минералка, гидрокрекингMobil, Valvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol199510W-40 15W-30 15W-40

5W-20 5W-30 10W-30 10W-4020W-30 25W-30

SGCEполусинтетика, минералка, гидрокрекингKixx, G-Energy, Роснефть, CONSOL199610W-30 10W-40 15W-30 5W-40

SHCF-4полусинтетика, минералкаMobil, Valvoline, Kixx, G-Energy, CONSOL199710W-30 10W-40 15W-30

5W-30 5W-4020W-40 20W-30 25W-30

SHCFполусинтетика, минералкаValvoline, Kixx, G-Energy, Роснефть, CONSOL199810W-30 10W-40 15W-40 15W-30

5W-30 5W-4020W-40 20W-30 25W-30

SJCFполусинтетика, минералкаMobil, ZIC, Лукойл, Valvoline, Роснефть, Mannol199910W-30 15W-40 15W-30

5W-20 5W-30 5W-4020W-40 20W-30 25W-30 25W-40

SJCGполусинтетика, минералкаXado, ZIC, Лукойл, Valvoline, Kixx200010W-30 10W-40 15W-40 15W-30

5W-20 5W-30 5W-4020W-40 20W-30 25W-30 25W-40

SJCGполусинтетика, минералкаZIC, Лукойл, Valvoline, Select, Kixx, G-Energy, Роснефть, Mannol, Lotos200110W-30 10W-40 15W-40 15W-30

5W-20 5W-30 5W-4020W-40 20W-30 25W-30 25W-40

SJCG-4полусинтетика, минералкаMobil, Роснефть, Select, Mannol, Lotos200210W-30 10W-40 15W-40 15W-30

5W-30 5W-40 0W-3020W-40 20W-30 25W-30 25W-40

SJCHполусинтетика, минералкаMobil, Select, Mannol, Lotos200310W-40 5W-40

5W-4020W-40 25W-30 25W-40

SHCH-4полусинтетика, минералкаMobil, ZIC, Лукойл, Valvoline, Роснефть, Select200415W-40 10W-40 5W-40

0W-30 5W-40 5W-3020W-30 20W-40 25W-30

SJCH-4полусинтетика, минералкаMobil, Лукойл, Valvoline, Роснефть, CONSOL

Ремонт маслонасоса

Масляный насос ваз 21093

Механизм можно разобрать и выявить признаки изнашиваемости или повреждения самостоятельно. Обычно износ наблюдается в самом корпусе насоса, что становится причиной чрезмерного роста зазоров между корпусом и шестернями. Для устранения такого дефекта придётся либо сменить корпус, либо наплавить, после чего подогнать область износа. Лучше всего сменить маслонасос.

Замена

Масляный насос для ваз 2109

Перед заменой насоса нужно убедиться, что покупаемый механизм действительно подходит для двигателя. Если не хватает пропускных характеристик, может произойти масляное голодание мотора. Когда устройство крепится при помощи болтов в нижней области блока, нужно использовать прокладки или кольца уплотнения. Если не предусмотреть такой нюанс или неправильно установить уплотнитель, может произойти утечка масла.

Масляный насос на ваз 2109

Примечание! Не рекомендуется использовать уплотнители дважды, даже если изделия сделаны из резины.

Выявить неисправность механизма, а также заменить его можно, опираясь на видео и фотов домашних условиях своими руками. Это не сложная процедура, поэтому поможет самая простейшая инструкция. Главное — правильно выбрать деталь для замены, её цена должна соответствовать качеству.

Это интересно: Ремонт автостёкол своими руками

Износ масляного насоса


Масляный насос на ваз 2109

Маслонасос – это единственный элемент двигателя, который можно обработать нефильтрованным маслом. Прежде чем понять, из-за чего происходит износ масляного насоса, нужно знать, как он работает и на что реагирует. Итак:

  • Если внутри механизма есть изношенные механизмы или большие зазоры между корпусом и шестернями, может наблюдаться утечка давления. Таким образом, не обеспечивается нормальное рабочее состояние двигателя.
  • Масляный состав из картера всасывается вращающимися внутри корпуса шестернями, далее он проходит в маслоприёмник, только после этого в сам насос. Посредством насоса масло поступает в масляный фильтр под определённым давлением. Если оно холодное, а струя толстая, тогда перепускной клапан легко открывается и даёт возможность не профильтрованному составу пройти, не попадая на фильтр. За счёт этого холодный двигатель будет развивать хорошее давление масла до его прогревания и утончения струи.

Что делать, если случилась поломка?

Если такая неисправность застала вас, то нужно выполнить такие манипуляции:

  • Остановитесь и заглушите мотор.
  • Подождите, чтобы все масло, которое залито в двигатель, стекло обратно в поддон. Проверьте уровень. Если он ниже нормы, то нужно долить.
  • Запустите двигатель.
  • Обратите внимание на контрольную лампу – если она все равно горит, появляется посторонний шум, то это явно поломка масляного насоса.

В некоторых случаях возможно засорение сетки маслоприемника. Справедливости ради стоит отметить, что насос – это такой механизм, в котором нечему ломаться – это корпус и две стальные шестерни. Они смогут «пережить» даже десятикратное увеличение нагрузок, долгую работу без смазки. А вот маслоприемник часто забивается, смазка просто не поступает в насос.

Конструкция

Маслонасос ваз 2109

Сегодня есть три типа насосов:

  • 2-х шестеренные насосы, в них одна шестерня подсоединяется к валу, который начинает работать от промежуточного или распредвала ваз. Данный насос устанавливается внутри поддона, располагающегося в нижней области блока цилиндров. Обычно частота вращения элемента равна ½ частоты вращения мотора.
  • В героторном насосе имеется вращающаяся малая передача внутри наружной передачи. Этот насос размещается в нижней области мотора в поддоне.

Масляный насос старого образца

  • Внутренний насос зачастую устанавливается на фронтальной крышке двигателя. Он начинает функционировать от коленвала. Конструктивно такой механизм похож на героторный механизм, но в данной ситуации он сменяет переднюю заслонку двигателя. В результате есть возможность генерации большего потока масла с большим давлением.

Демонтаж

Снять насос своими силами — легко. Ну и для вас полностью по силам выполнить самостоятельный ремонт.

  • Обесточьте автомобиль, сняв с АКБ минусовую клемму.
  • Ослабьте крепежные болты генератора, снимите ремень.
  • Приготовьте чистую тару, слив в нее масло из картера. Дальше будет нужно снять защиту мотора и поддон картера с маслом.
  • Демонтируйте зубчатый ремень привода распредвала.
  • Сейчас, когда ремень снят, ни при каких обстоятельствах не проворачивайте коленвал и распредвал. Роль масляного насоса в конструкции ваз 2109 переоценить сложно. Замена масла в двигателе и масляного фильтра на ваз 2110. При выходе его из строя эксплуатация автомобиля должна прекратиться полностью. По другому вы повредите клапана, ударив по ним поршнями.
  • Снимите шкив коленчатого вала, вооружившись 2-мя плоскими отвертками и стянув его с вала. Если шпонка плохо удерживается на собственном месте посадки, ее лучше тоже снять.
  • Последующий на очереди демонтажа маслоприемник. Для его снятия необходимо открутить два крепежных болта, расположенных на крышке коренного подшипника, также один крепежный болт соединения маслоприемника к насосу (масляному).
  • Снимите насос, удерживающийся на собственном месте за счет 6 болтов.
  • Открутив все болты, аккуратненько сдвиньте масляный насос от крышки коренного подшипника, после этого со размеренной душой снимайте масляную помпу.

Читайте:

Демонтируем устройство

Виды и устройство насосов

Основной принцип работы всех масляных насосов двигателей схож: всасывание моторного масла из поддона картера (масляного бака) и нагнетание в магистрали системы смазки. Конструктивно это могут быть шестеренчатые, роторные и пластинчатые насосы с возможностью принудительной регулировки уровня давления или без таковой. Отличается и способ приведения их в действие.

Шестеренчатые насосы

Этот тип механизмов относится к нерегулируемым. Привод такого масляного насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя. На практике это означает, что уровень давления напрямую зависит от оборотов мотора. Чтобы при этом давление масла в нагнетательной магистрали системы смазки было постоянным и не превышало критических значений, такие масляные насосы всегда дополняются редукционным клапаном.

Шестеренчатый масляный насос с внешним зацеплением

Конструктивно шестеренчатый насос состоит из следующих элементов:

  • Ведущая шестерня, соединенная с коленвалом.
  • Ведомая шестерня, приводимая в движение ведущей шестерней.
  • Герметичный корпус с нагнетательным и всасывающим каналами.
  • Редукционный клапан масляного насоса — он представляет собой плунжер с пружиной, который при повышении давления отжимается, открывая канал сброса масла.
  • Уплотнители (сальники).

Шестеренчатые насосы могут быть:

  • С внешним зацеплением — шестерни располагаются рядом и имеют внешние зубья. Недостатком данного типа является сложность достижения высокого уровня сжатия, поскольку это провоцирует рост удельных давлений в зоне зацепления зубьев. И хотя благодаря применению специального разгрузочного паза проблему можно решить, насосы с подобным пазом неэффективны для широкого спектра частот вращения и на малых оборотах производительность будет очень мала.
  • С внутренним зацеплением — ведущая шестерня имеет внешние зубья и расположена внутри ведомой, зубья которой направлены внутрь. Шестерни не имеют общей оси и образуют полукруглый зазор (полость). Такой маслонасос имеет более компактные размеры.

Принцип работы шестеренчатого насоса очень прост: смазка поступает внутрь через всасывающий канал, где сжимается шестернями и выталкивается под давлением в нагнетательный канал. Маслонасосы с внутренним зацеплением также могут оснащаться разделительным серпом (серповидной перегородкой). Он устанавливается между зубьями роторов в зоне из максимального удаления друг от друга. Благодаря этому происходит уплотнение полостей нагнетания и обеспечивается более высокое рабочее давление.

Роторные насосы для перекачки моторного масла

Маслонасосы роторного типа сходны с шестеренчатыми внутреннего зацепления. Однако вместо шестерней сжатие масла осуществляется при помощи неподвижного статора (большего диаметра) и подвижного ротора (расположенного внутри статора). Такие насосы могут быть нерегулируемыми (с редукционным клапаном) и регулируемые.

Роторный маслонасос ДВС

Нерегулируемые роторные масляные насосы имеют привод от коленвала и создают уровень давления пропорционально его вращению. Избыточное давление так же как и в шестеренчатых масляных насосах сбрасывается редукционным клапаном.

Отличием регулируемых роторных насосов является наличие подвижного статора и специальной регулировочной пружины. Сам процесс регулировки основан на принципе изменения объема рабочей полости (зазор между роторами), что осуществляется поворотом статора. Так, если частота вращения коленчатого вала повышается, двигатель потребляет больше масла, что приводит к снижению давления.

Пружина реагирует на это и перемещает статор, изменяя позицию ведомого ротора и изменяя рабочую полость насоса. Увеличивается производительность маслонасоса. Регулируемый маслонасос позволяет поддерживать стабильный уровень давления независимо от режима работы двигателя.

Пластинчатые или шиберные маслонасосы

Для некоторых типов двигателей может быть использован пластинчатый или шиберный масляный насос. Такая конструкция позволяет регулировать производительность исходя из оборотов двигателя.

Состоит шиберный насос из корпуса, внутри которого находятся ротор и статор. Их оси смещены, благодаря чему в нижней части образуется серповидный зазор. Ротор также оснащен подвижными пластинами, вставленными в специальные пазы. Под действием центробежной силы на участке зазора между ротором и статором они выдвигаются и образуют отдельные камеры сжатия масла. При вращении ротора объем камер постоянно изменяется. Когда объем увеличивается, создается разрежение и происходит всасывание масла. Когда камера уменьшается, давление возрастает и выполняется нагнетание.

По каким причинам ломается насос?

Следует выделить несколько причин, по которым происходит выход из строя редукционного клапана и масляного насоса на ВАЗ-2109:

  • Чрезмерно низкое давление масла.
  • Неисправность датчика давления.
  • Низкое качество моторного масла.
  • Использование смазки, характеристики которой не подходят для данного автомобиля.
  • Неисправность предохранительного или смазочного клапана.
  • Загрязнение фильтра очистки масла.
  • Засорение сетки маслоприемника.

Обратите внимание на то, что необходимо снимать и чистить поддон – это позволит избежать появления засоров. Нарушение работы насоса может быть спровоцировано следующими поломками:

  • При повреждении резиновой прокладки.
  • При ненадежном креплении масляного фильтра.
  • При чрезмерном износе деталей масляного насоса ВАЗ-2109.
  • При поломке клапана редукционного типа.

Возможные неисправности и их признаки


Ресурс узла достаточно велик и составляет порядка 100 000 километров пробега. Как же сделать так, чтобы маслонасос не вышел из строя преждевременно? Условием того, что он прослужит отведенное время, является регулярная замена и доливка масла, периодическая чистка. При этом использовать следует только качественные масляные смеси.
Тем не менее, устройство может выйти из строя. «Симптомами» поломки могут служить следующие.

  • Снижение или повышение рабочего давления масла. О нем сигнализирует соответствующая лампочка на приборной панели транспортного средства.
  • Увеличенный расход масла.

В роли причин подобных проявлений могут выступать следующие неисправности.

Похожие статьи


  • Как правильно измерить уровень масла в двигателе автомобиля: инструкция, советы

  • Забитие сетки маслоприемника. Попадание туда грязи препятствует нормальному прохождению жидкости, в результате чего не удается обеспечить необходимый напор. Проблема решается чисткой.
  • Поломка клапана. Если из строя вышел редукционный клапан, при существенном повышении давления не происходит сброс. Устраняют неисправность путем замены вышедшей из строя детали.
  • Механический износ. Ему подвержены как внутренняя поверхность корпуса, так и подвижные элементы (шестерни, ротор, статор). При незначительном износе можно заменить пришедшую в негодность деталь. При существенном единственный путь решения проблемы – это полная замена прибора на новый.
  • Некачественное масло. Некоторые марки смазочных материалов не обладают достаточной текучестью. В результате могут возникнуть проблемы. Решение – слить старую и закачать новую смазку.
  • Утечка в картере. Из-за механического повреждения картера смазка может подтекать. В таком случае давление падает, а маслонасос начинает работать более интенсивно. Решают проблему путем устранения причины утечки.

Устройство

Рассматриваемое устройство схематично может выглядеть вот так:

Основные элементы датчика давления масла:

  • корпус;
  • место подключения провода;
  • резьба для фиксации в блоке цилиндров;
  • диафрагма;
  • пружина, которая сопротивляется деформированию диафрагмы;
  • положительный и отрицательный контакты.

Датчик давления масла расположен с левой стороны на обратной стороне двигателя. Это делает его достаточно легкодоступным для диагностики или замены.

Где расположен масленый насос

Масленый насос находится за шкивом коленвала, и поэтому четко его увидеть можно только после снятия шкива с двигателя. Насос прикреплен к блоку цилиндров с помощью шести болтов, которые обеспечивают надежную фиксацию деталей.
Когда масляный насос приходит в неисправность, возникают такие проблемы:

  • уровень давления масла в системе резко снижается, о чем и будет сигнализировать датчик на панели;
  • расход масла начнет значительно увеличиваться, что повлечет за собой необходимость регулярного добавления масла.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]