История снегохода Буран
Первый двигатель РМЗ
На борту «Бурана» был установлен силовой агрегат от «ИЖ-Юпитер-3». Однако двигатель от мотоцикла «не вытягивал» по мощности, поэтому было принято решение создать новый мотор. Так появилась первая модель РМЗ-640, которая за время существования претерпела не одну модификацию. И по сей день инженеры РМ используют этот двигатель в своей технике.
Завод по сборке авиадвигателей превращается в ведущего производителя снегоходов
Ранее предприятие носило название «Рыбинские Моторы» и занималось выпуском двигателей для самолетов, но начальство не хотело останавливаться на этом. Инженерам-конструкторам была поставлена задача создать такую технику, которая была бы доступна широкому кругу покупателей и пользовалась спросом.
Главной специализацией предприятия является разработка и производство снегоходной техники. Однако рыбинский завод также выпускает несколько моделей квадроциклов, мотобуксировщики. Среди жителей северных районов нашей страны продукция РМ пользуется большим спросом. В качестве отечественные снегоходы могут поспорить с зарубежными аналогами. «Русская Механика» − это не просто цех по сборке китайской техники, а полноценная компания, контролирующая производство на всех этапах, начиная с разработки.
Описание и технические характеристики снегохода «Буран»
Снегоход «Буран» − старый, проверенный временем снегоходный трак. Его выбирают охотники и рыболовы, благодаря его стоимости, а также хорошей проходимости и возможности тянуть крупный груз. Вездеход стал настоящей легендой отечественного сегоходного производства, и сейчас, спустя более сорока лет с начала производства, его продолжают выпускать. Модель имеет более сорока лет истории, за которые претерпела немало изменений. За все время с конвейера завода сошло свыше четырехсот единиц техники.
Данный снегоходный трак, в соответствие с классической конструкцией производителя, имеет одну направляющую лыжу. Новые модели снегохода РМ «Буран» отличаются современным дизайном, плавными формами. Однако это все те же «рабочие лошадки», способные тянуть груженые сани весом до полтонны.
Современный модельный ряд включает машины:
- «Буран А/АЕ»;
- «Буран АД/АДЕ»;
- «Буран 4Т/4ТД».
Модификация А/АЕ: основные характеристики
Сноубайк «Буран А» получил двухтактный двигатель с двумя цилиндрами и мощностью 34 лошадиных силы. Охлаждение мотора происходит при помощи воздуха. Трак имеет хорошую тягу, способен развивать скорость до 60 км/ч.
Данная модель не имеет электрического стартера.
Следующий вариант вездехода имеет модифицированный капот. В качестве основы производитель взял литьевой пластик. Материал отличает ударопрочность, выдерживает сильные морозы. В отличие от предшественника, имеет электростартер. Модель с длинной платформой будет весить немного больше.
Чем отличается вторая модель
Технические параметры этого снегоходного трака практически не отличаются от предыдущего. Обе модификации имеют на борту электростартер, длинную платформу и лыжную базу.
Новый четырехтактный Buran
Последняя модификация снегохода «Буран» получила кардинально отличающиеся характеристики. Это уже не просто надежный, но и экономный тягач.
Благодаря установки четырехтактного двигателя производителю удалось уменьшить расход топлива. При этом модель отличается комфортом и высокой проходимостью. Главное отличие модификаций 4Т и 4ТД состоит в том, что во втором случае трак имеет удлиненную платформу.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Глушитель снегохода крепится на раме снизу, где также расположена выхлопная труба. Это позволяет уменьшить уровень шума и вибрацию.
Габариты
Сиденье вездехода рассчитано на двух человек − водителя и одного пассажира. Габариты снегохода «Буран» зависят от модификации:
Параметр (в метрах) | Модель | |
4Т | 4ТД | |
Длина | 2,7 | 3,1 |
Ширина | 0,91 | 0,91 |
Полная высота | 1,44 | 1,44 |
Грузоподъемность трака и размеры прицепа
Сноубайк имеет вместительный багажный отсек, который расположен под сидением. Помимо этого модель снабжена прочным фаркопом, благодаря которому можно транспортировать грузы.
Габаритные показатели прицепа:
Длина | 2,42 м |
Ширина | 106 см |
Высота | 113 см |
Подвеска
Модель не имеет амортизаторов. Впереди установлена рессора эллиптического типа, а сзади − независимая катковая пружинно-блуждающая подвеска.
Ход обоих подвесок составляет 5 см.
Движитель
В качестве движителя используются две парных резинотканевые армированные гусеницы с передним расположением ведущих звездочек. Для натяжения используется винтовой механизм.
Длина | 2,878 м |
Ширина | 38 см |
Высота грунтозацепов | 1,75 см |
Удлиненная модель, с литерой «Д» в маркировке, имеет более длинную гусеничную ленту − 3,685 метров.
Трансмиссия
Коробка передач представлена трехступенчатым вариатором с клиноременной передачей и автоматическим изменение ведущего и ведомого шкивов.
Набор скоростей:
- передняя повышенная;
- передняя пониженная;
- нейтральная.
Как и все современные снегоходы, «Буран» имеет также реверсивную передачу.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Для управления коробкой используется ручной привод. При этом рукоятка и механизм переключения соединены автоматическим натяжительным механизмом.
Тормоза
Основу шасси трака совместно с вариатором образует механический тормоз дискового типа. Тут ничего нового − большинство современных снегоходов, в том числе производства РМ имеют такой же.
Эксплуатационные параметры, максимальная скорость и грузоподъемность
Снегоход можно запустить при помощи ручного или электрического стартера. При этом на борту установлен бесконтактный тип системы зажигания. Модель не имеет отдельного масляного бака, емкость топливного составляет 28 литров. Удлиненная и укороченная версии трака имеет некоторые эксплуатационные различия:
Параметр | 4Т | 4ТД |
Сухой вес (кг) | 289 | 314 |
Масса буксируемого груза (макс. кг) | 250 | 500 |
Максимальная скорость | 60 | 55 |
Базовая комплектация
В базовую комплектацию этого четырехтактного утилитарника входит:
- элестростартер и реверс;
- ветровое стекло;
- аварийный тормоз;
- одометр;
- спидометр;
- фаркоп;
- вместительный багажник.
Чтобы увеличить комфортабельность модели, конструкторы добавили подогрев курка газа и рукояток, а также спинку пассажирского сидения.
Светотехника
Спереди установлена яркая галогеновая фара, мощностью 55/60 ватт. Задняя фара состоит из светодиодов. Удлиненная модель дополнительно оснащена фарой-прожектором.
Двигатель
На модели установлен надежный американский двигатель Kohler с двумя цилиндрами. Силовой агрегат имеет следующие технические характеристики:
Общий объем цилиндров | 0,747 л |
Тип топливной системы | впрыск |
Мощность | 29 л. с. |
Тип | 4т |
Ход поршня | 6,9 см |
Диаметр цилиндра | 8,3 см |
Система смазки | в картере, механический насос |
Мотор имеет воздушное охлаждение. На впуске установлен фильтр, а на выпуске − глушитель.
Технические характеристики
- Длина снегохода/длина снегохода без лыж — 2845/2665 мм
- Ширина по корпусу/высота по ветровому стеклу — 900/1320 мм
- Размеры ящиков, мм: Длина/Ширина/Высота — 2960/1060/1200
- Передняя подвеска — эллиптическая рессора
- Задняя подвеска — независимая, пружинная сбалансированная
- Ходы передней и задней подвесок — 50/50 мм
- Передние рессоры, шт. — 1
- Движитель — гусеничного типа, с передними ведущими звездочками
- Гусеницы, шт. — 2
- Система натяжения гусениц — винтовая
- Гусеничная лента — резинотканевая, армированная стержнями (материал стержней — пластик)
- Максимальная длина гусеницы — 3585 мм
- Ширина гусеницы/высота грунтозацепа — 380/17 мм
- Коробка передач — вариатор, с пониженной и повышенной передачами, а также реверсом и нейтральным ходом (всего четыре передачи)
- Тормоза — дисковые, механические
- Запуск ДВС — с помощью ручного или электрического стартера
- Система зажигания — бесконтактная
- Система смазки — масло и бензин (комбинированная смазка)
- Масса машины — 310 кг
- Снаряженная масса/масса буксируемого груза — 560/500 кг
- Объем топливного бака — 28 литров
- Компоновка — двухместная
- Скорость — 55 км/час
- Система запуска — глушитель с объемным резонатором
- Система впуска/удельное давление на опорные поверхности — глушитель шума/впуска/0,046 кг на кв. см.
Базовые опции: электростартер, реверс, функции подогрева руля и курка газа, высокое ветровое стекло, пассажирская спинка, фаркоп, одометр и спидометр, фары спереди и сзади (галогеновая и светодиодная соответственно).
Инструкция по эксплуатации снегохода
Как и вся прочая продукция , снегоход «Буран» имеет подробное руководство по эксплуатации. В нем собраны инструкции по техническому обслуживанию всех важных узлов трака, указана периодичность.
Виды и периодичность технического обслуживания
Ежедневное ТО проводят каждый раз перед и после поездки. Кроме этого проводят более тщательное обслуживание:
Тип | Предельно допустимый пробег (км) |
После обкатки | 250-300 |
ТО-1 | 950-1050 |
ТО-2 | 1950-2050 |
Кроме этого после длительного простоя перед вводом в эксплуатацию проводят сезонное обслуживание техники.
Органы управления
Также в прилагаемой инструкции владелец найдет понятные схемы расположения важных частей машины. Это поможет существенно облегчить мелкий ремонт и обслуживание узлов.
Управляющие элементы левой ручки:
- тормоз;
- выключатель стартера;
- ограничитель (стояночный тормоз).
На правой рукоятке находится руль и рычаг газа. Остальные органы управления собраны на приборной панели:
- экстренный тормоз;
- спидометр;
- одометр и кнопка сброса суточного пробега;
- замок зажигания;
- экстренная система торможения (со шнурком);
- переключатель передач;
- индикатор масляного давления;
- переключатель режима головной фары.
Некоторые управляющие элементы отсутствуют у укороченной модели. Помимо перечисленных выше версия 4ТД предусматривает наличие тумблера фары-прожектора, а также индикатор поломки силового агрегата.
Двигатель и топливо
На «Буране» установлен двухтактный двигатель. Удачная конструкция позволила ему просуществовать без малого четыре десятилетия и без особых переделок дойти до наших дней. Работает на масляно-топливной смеси. Бензин заливается вместе с маслом. Никакой системы раздельной смазки здесь не предусмотрено.
Доступ к моторному отсеку очень удобен. Все очень просто. Достаточно лишь открыть капот снегохода, и можно достать до любого агрегата. Моторный отсек очень большой. Нужно заметить, что капот крепится очень удобно и фиксируется двумя резиновыми жгутами. На верхней его части расположены широкие воздухозаборники. Они служат для хорошего воздушного охлаждения двигателя, который выдает 34 лошадиных силы. Максимальная скорость составляет около 60-70 км/ч. «Буран» имеет дисковую тормозную систему.
Топливный бак достаточно большой и расположен спереди. Если сравнить с автомобилем, то он на месте радиатора. Вместимость — 35 литров. Снегоход «Буран», расход топлива которого составляет около 15-20 литров на 100 км, можно назвать очень прожорливым агрегатом. Бензин используется АИ-92. Заливается вместе с маслом. Разводится 1:50 — на 50 литров бензина 1 литр масла. Оно используется то же, что и в импортных бензопилах. Лючок для заправки снегохода находится спереди, под фарой.
Поломки и особенности ремонта
В мануале по эксплуатации данной машины владельцы найдут подробный список неисправностей трака, их описание, а также рекомендации по устранению.
Некоторые неисправности:
Где возникла проблема | Характерные признаки | Возможная причина | Как устранить |
Двигатель | Не заводится | Отсутствует подача топлива; в бензин попала вода; низкое качество топлива. | В первом случае почистить, в других − заменить топливо |
Перебои в работе | Провод плохо сидит на свече; загрязнения; нарушение контакта | Очистить свечи. Лучше закрепить колпачок | |
Появился стук | Перегрев. Износ колец, поршней, коленвала и т.п. | В первом случае немедленно остановить двигатель и деть ему остыть. В случае износа расходников − отремонтировать | |
Нет тяги | Плохое топливо; перегрев; дроссель открыт не полностью; топливный фильтр загрязнен | Заменить топливо; промыть фильтр; Отрегулировать дроссель | |
Трансмиссия | Самопроизвольная остановка | Обрыв ремня или цепи | Установить новый |
Скорости не переключаются | Неисправность механизма переключения | Отрегулировать | |
Ходовка | Стук в регуляторе | Износ подшипника | Заменить |
Гусеницы не держатся на звездочках | Слабое натяжение цепи | Отрегулировать гусеницу | |
Управляющие механизмы | Тугое вращение руля | Заедание в подшипниках и приводе руля | Смазать |
Стрелка спидометра перестала двигаться | Оборвался гибкий валик. Неисправен механизм спидометра | Поставить новый. Во втором случае обратиться в сервисный центр |
Внешний вид и тюнинг снегохода
Данный сноубайк получил свое название в честь снежного бурана, поэтому и капот у него неизменно белый. Машина пользуется большим спросом благодаря своей сравнительно невысокой стоимости, проходимым и тяговым свойствам. Цена нового снегохода версии 4Т у официального дилера составляет 355 тыс. руб. Модель с длинной платформой будет стоить дороже на 20 тысяч.
В интернете можно найти немало положительных отзывов владельцев, посмотреть обзоры и тест-драйвы. Кроме этого, «Буран» отлично поддается модернизации. Конечно, превратить бюджетный утилитарник в гоночный трак не получится, но улучшить эксплуатационные характеристики вполне можно.
Чтобы снизить уровень шума устанавливают закрытые подшипники. Увеличить количество оборотов двигателя помогает регулятор «Сафари», который устанавливают с завода на мотоснегоходы линейки «Тайга». Если установить бортовой компьютер, вездеход будет выглядеть не хуже дорогих зарубежных аналогов.
Полный тюнинг
Существует ряд фирм, которые предлагают собранные комплекты для полной модернизации данного вездехода. Однако каждый владелец может сам собрать такой набор и сэкономить при этом деньги. Стандартный комплект включает:
- мотор Honda (22 л. с., 2 цилиндра);
- регулятор «Арктик» с четырьмя позициями;
- АКБ емкостью 24 ампер-часа;
- трос крепления для силового агрегата;
- шумоизолированный капот;
- отбойник для бампера.
Кроме этого можно установить облегченную пружину на тормозной механизм. Это позволит сделать процесс остановки комфортнее.
«Буран АД и АДЕ»
Про снегоход «Буран» длиннобазный отзывы говорят, что благодаря удлиненной раме площадь опорной поверхности стала больше, а потому и проходимость стала выше. Это особенно важно при эксплуатации снегохода по рыхлому и глубокому снегу. С точки зрения оснащения модель не имеет ничего нового:
- 2-цилиндровый 2-тактный двигатель.
- Объем – 635 см3.
- Мощность – 38 л.с.
Благодаря удлинению базы «Буран АД» получил грузовую площадку. В комплектацию входит сцепное устройство, способное буксировать прицеп массой до 500 кг. Стандартный комплект включает в себя поворотную фару-прожектор, которая освещает участки местности без света.
О такой модели, как снегоход «Буран АДЕ», отзывы встречаются интересные. Например, отмечается, что машина показывает отличную проходимость и длительную работу без поломок. С другой стороны, часто приходится менять цепь, что не очень удобно, кроме того, слишком шумно работает мотор. С технической точки зрения эта модель имеет удлиненную раму, электрозапуск, грузовую площадку и поворотную фару.