Мотоциклы R1200GS выпускаются BMW с марта 2004 года. Модель стала последователем R1150GS. При разработке новой версии специалисты подвергли изменениям как внешний вид мотоцикла, так и его техническую часть. R1200GS получил: • новый двигатель с балансирным валом, мощностью 100 л. с. и крутящим моментом 115 Нм; • новую систему вспрыска; • сниженную снаряженную массу (до 225 кг); • технические опции: электронно-регулируемую подвеску, систему контроля тяги, систему курсовой устойчивости, бесключевой доступ, охранную систему и светодиодные фары. Изменился и внешний вид мотоцикла. R1200GS получил новые приборную панель, бензобак и пластик. Во всем остальном модели R1200GS присущи классические для мотоциклов BMW R-серии черты. В их числе: • фирменные подвески; • 2-цилиндровый оппозитный двигатель; • карданный привод; • ABS. Отличается данная модель BMW и рядом туринговых опций: защитой рук и подогревом ручек, круиз-контролем, штатными креплениями для кофров и др. Для модели R1200GS характерна универсальность. BMW R1200GS идеально подходит и для пересеченной местности, и для качественных дорог. Эта модель отличается комфортом и потрясающей динамикой. Данные качества великолепно сочетаются с легендарной надежностью. Конкурентов у R1200GS практически нет. Неудивительно, что модель неоднократно становилась победителем в тестовых испытаниях и имеет ряд наград. BMW R1200GS вдохновляет на путешествия и поиски нового. В современной версии модель представлена в 4 цветовых решениях (стилях): • Black Storm metallic – в этой версии она выглядит мощно, стильно и динамично; • Light White – в этой гамме модель выглядит достаточно легко и изящно; • Exclusive – в темно-коричневой гамме модель отличается потрясающей элегантностью; • Rallye – этот стиль с оснащением для бездорожья открывает новые возможности для своего владельца.
Основные поколения
Первое поколение R1200GS В этой версии устанавливается двигатель мощностью 100 л. с. Второе поколение R1200GS Максимальная мощность двигателя повышается до 105 л. с., появляются и новые опции: антипробуксовочная система и электронная регулировка подвески. Изменяется форма пластика на баке, оформление колесных дисков и ряда других элементов. Третье поколение R1200GS В этой версии мотоцикл марки BMW выпускался всего 2 года, с 2010 до 2012. На двигатель установлена новая головка блока цилиндров с двумя распределительными валами. Это позволило увеличить мощность мотора до 110 л. с. Четвертое поколение BMW R1200GS В этой версии мотоциклов установлен новый двигатель мощностью 125 л. с. Изменился внешний вид модели. Также BMW R1200GS получил новые тормоза, увеличенные шины, новое сцепление, гидравлический рулевой демпфер в стоке и др. Модель R1200 GS от BMW получила и другие нововведения, изменившие ее характеристики.
Краткая история модели
- 2004 г. – начало производства и продаж BMW R1200GS.
- конец 2005 – начало 2006 г. – начало производства и продаж BMW R1200GS Adventure.
- 2006 г. – появление модификаций BMW R1200GS с ABS III.
- 2008 г. – второе поколение. На обычной версии изменяется дизайн пластика на баке и колесные диски (в версиях с литыми алюминиевыми колесами). На версиях с ABS II убирается электроусилитель тормозов. Максимальная мощность двигателя увеличивается до 105 л.с. за счет повышения степени сжатия мотора (с 11.0 до 12.0). Появляются новые электронные опции – ESA, ASC.
- 2010 г. – третье поколение. Главным отличием стало использование новых ГБЦ с двумя распредвалами (DOHC). Максимальная мощность повышается до 110 л.с.
- 2013 г. – четвертое поколение. Модель BMW R1200GS получает новый жидкостный двигатель, изменения по внешнему виду, новые тормоза, сцепление и множество новых электронных опций. Поворотники теперь имеют один переключатель на левом пульте (вместо традиционных для BMW двух, на соответствующих пультах). Версия Adventure имеет 30-литровый алюминиевый топливный бак.
- 2014-2016 гг. – дополнительные опции: светодиодные фары, система безключевого доступа, квик-шифтер. Система ABS получает новую прошивку, повышающую безопасность и адекватность срабатывания системы в поворотах.
- 2017 г. – модели этого года получили адаптивные фары и демпер на выходном валу КПП (как на версии Adventure). Узлы КПП также были доработаны и усовершенствованы. GSы стандартной комплектации теперь имеют дуги безопасности как на Adventure-версии.
Технические характеристики
Двигатель: 4-тактный, 2-цилиндровый оппозитный Boxer объемом 1170 куб. см. Охлаждение: воздушно-жидкостное с 2013 года, до этого воздушно-масляное. Зажигание: электронное. Коробка передач мотоцикла R1200 GS: 6-ступенчатая. Привод: карданный. Шины: 110/80 ZR19, с 2013 года — 120/70 R 19 (задняя), 150/70 R17, с 2013 года — 170/60 R 17 (передняя). Тормоза: 2 диска, 305 мм, 4-поршневые суппорты, полуинтегральная ABS II (передние), 1 диск, 265 мм, 2-поршневой суппорт, полуинтегральная ABS II (задние). Подвеска: BMW Telelever (рег. преднатяга), ход — 190 мм (Adventure — 210 мм) спереди и маятниковая BMW Paralever (регулировка сжатия и отбоя, опц. ESA), ход — 200 мм (Adventure — 220 мм) сзади. Бензобак: 20 литров в стандартной версии и 33 литра в версии Adventure. Максимальная скорость разгона мотоциклов: 208 км/ч. Разгон до 100 км/ч: 3,4 секунды. Снаряженная масса мотоциклов: 225 кг для стандартной версии и 256 кг в версии Adventure.
Конструктивные особенности
Мотоцикл BMW r1200rt оснащается двухсекционной рамой композитной разновидности. Роль несущего элемента конструкции играет двигатель. Таким образом, вес Гуся распределяется равномерно, и обеспечиваются хорошие характеристики жёсткости и прочности.
Двигатель мотоцикла BMW k 1200 имеет цилиндровую защиту способную предохранить мотор от повреждений во время передвижения по пересечённой местности. Определёнными характеристиками обладают отдельные компоненты BMW r1200rt, о котором идёт речь, например:
- Подвеска обеспечивает Гусю отличную устойчивость. За счёт небольшого диаметра вилка не подвержена сжатию во время резкого торможения.
- Диски, произведённые из лёгкого сплава алюминия. Если верить отзывам покупателей, то они хорошо приспособлены для езды по улицам мегаполисов и совсем не подходят для бездорожья.
- Шины, предназначенные для передвижения по ровному дорожному покрытию. Они обеспечивают устойчивость при резких поворотах и имеют малое сопротивление качению. Шины весят немного и обладают специализированными сегментами рисунка, которые дают возможность произвести отвод влаги, если речь идёт о передвижении по мокрому дорожному покрытию. Для задних шин характерен меньший диаметр, чем для передних. Благодаря этому, крутящий момент используется максимально эффективно и обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Таким образом, процесс торможения становится максимально эффективным.
- Тормозная система Гуся, а именно встроенная ABS моделирует давление таким образом, что потери тяги на колёсах предотвращаются в полном объёме. Её элементы, расположенные спереди, представляют собой скобы с радиальным креплением и двумя дисками по 305 мм. Задние компоненты состоят из суппорта и одного диска на 276 мм. Антиблокировочная система мотоцикла BMW r 1200 gs способна работать в трёх режимах, а именно полноинтегральном, частично интегральном и отключаемом.
- Двигатель, оснащённый двум цилиндрами и относящийся к четырёхтактной разновидности. Система охлаждения может являться воздушной или гликолево – водяной. Мотор обладает повышенными показателями экономичности и КПД за счёт применения двух распределительных валов. Более того, разработчикам удалось в значительной степени снизить вибрацию.
- Дроссельная заслонка оборудована электронным приводом, который производит контроль над работой двигателя с максимальной точностью. Регуляция подачи топлива производится посредством инновационной системы. Имеет место катализатор с замкнутым контуром, отфильтровывающий вредные вещества, содержащиеся в отработанных газах. Максимальный крутящий момент мотоцикла BMW r 1200 gs составляет 125 Нм. Он приходится на 6500 оборотов.
- Трансмиссия, частью которой является коробка передач, рассчитанная на 6 ступеней. Она имеет косозубые шестерни. Подобная конструкция обеспечивает плавное и равномерное переключение передач во время передвижения, практически бесшумную работу КПП, пониженную динамическую нагрузку, которую испытывает вся система. При этом описываемый элемент трансмиссии обладает повышенными показателями устойчивости к неправильному переключению на пониженную передачу.
Описанные конструктивные особенности делают BMW r1200gs уникальным.
Без границ
Чтобы правильно съесть баварское блюдо и тонко прочувствовать его вкус, нужно понимать предначертанный конструкторами ареал обитания этого, бесспорно, одного из лучших на сегодня больших туристических эндуро. Вне города BMW R1200GS Adventure — настоящий гарант спокойствия, непоколебимый тевтонский тяжеловоз, запросто позволяющий держать, например, 150 км/ч на насмерть разбитой грунтовой дороге с полуметровыми ямами, где, скажем, Toyota Land Cruiser вылетит с дороги уже после 80 км/ч или просто лишится подвески… И это не образное сравнение, а вполне конкретные наблюдения из практики. Не разочарует Adventure и на идеальном асфальте — во всяком случае, в диапазоне до 180 км/ч. Вряд ли кому-то придет в голову жаловаться на недостаточную эффективность тормозных механизмов или плохую работу подвески. Хотя, на мой вкус, работа трекшнконтроля, скрывающегося под литерой ASC, грубовата. Из той же практики могу сказать, что в случае необходимости двигатель без последствий может переварить всё реже встречающийся в мегаполисах России и практически отсутствующий в Европе АИ-92. При «средневзвешенном» пассажире динамические характеристики мотоцикла также практически не меняются.
В небольшую герметичную емкость на бензобаке может поместиться только предельно маленький смартфон… или пара миллионов бактерий.
Наверное, в случае с BMW R1200GS Adventure можно было бы попытаться провести аналогии с каким-нибудь внедорожником из автомобильной линейки BMW… но баварцы не делают серьёзных внедорожников — в их арсенале есть отличные кроссоверы. Собственно, в этом году и в мотоциклетной линейке баварского производителя есть некий аналог BMW Х6 — новый XR1000R — требования современного рынка диктуют появление таких моделей. А BMW R1200GS Adventure — настоящий ариец, монументальный, ни грамма не толерантный, созданный для больших парней и приключений. Да, как и полагается в современном мире, эти самые большие парни должны быть весьма состоятельными, чтобы прикоснуться к немецкой легенде…
Виктор Крюков специалист технического центра AES-Moto
Система электронного управления двигателем BMW R1200 GS Adventure —немного отличается от классической. Стандартный ECU имеет в своей памяти множество таблиц вида X = обороты, Y = нагрузка, Z = результирующая величина, где по оси Z могут находиться значения длительности впрыска, угол опережения зажигания или другие величины. Поскольку BMW Adventure относится к классу туристических мотоциклов, то баварские инженеры еще на стадии разработки заложили возможность адаптации блока управления к изменяющимся условиям окружающей среды, а для обеспечения надежности —продублировали некоторые датчики. На цилиндрах двигателя установлены пьезомикрофоны, измеряющие уровень акустического шума от процесса горения топлива. Выполняя разложение снятого со стенки цилиндра сигнала в ряд Фурье (спектральный анализ), по наличию определенных характерных сочетаний частот «мозг» способен определять пропуски зажигания (неисправность высоковольтных катушек или свечей), детонацию и многое другое. Благодаря непрерывной коррекции УЗ и впрыска топлива двигатель малочувствителен к октановому числу бензина. Более того, УОЗ цилиндров вполне может получиться разным, например —при несимметричном охлаждении. Контроллер BMW учитывает при расчете параметров не только заложенные в него таблицы, но и математическую модель соответствующего двигателя —вычисляя массовый расход воздуха, ожидаемый крутящий момент, количество сконденсированного на стенках впускного коллектора топлива и многие другие параметры. Это делает систему управления гибкой, способной адаптироваться к плохому бензину, перепадам атмосферного давления и температуры, но наличие математической модели в алгоритме управления создает существенные сложности при настройке такого двигателя в процессе тюнинга.