Субкультура «байкеры» может быть полностью понята простыми обывателями, не имеющими ничего общего с соответствующими людьми и мотоциклами, только если окунуться вглубь ее истории. Все началось в 1868 году, когда эра велосипедов с моторами только стартовала. Поскольку человека всегда тянуло к чему-то новому и неизведанному, логично предположить, что мотоциклы сразу заинтересовали очень многих. Кто-то использовал их исключительно в качестве средств передвижения, а кто-то – для поддержания имиджа.
Но появилась и другая, отдельная группа людей, которая буквально жила своими байками, не представляя собственного существования без скорости и адреналина. Постепенно течение сформировалось в отдельную субкультуру, которая сегодня распространена не только среди молодежи. Взрослые и солидные люди также не откажутся лишний раз промчаться по трассе на большой скорости.
Субкультура «байкеры»: история возникновения
Итак, первый прототип мотоцикла был изобретен в 1868 году. Спустя более чем полвека, появилась субкультура «байкеры». История ее возникновения основывается на распространении двухколесного моторного транспорта. А случилось оно в 30х гг. 20 века. В это время мотоциклы постепенно переходят из разряда редкости и экзотики в ряд общедоступных средств передвижения. Теперь недорогой аппарат может себе позволить каждый человек, который хотя бы немного зарабатывает. Дорогие же изделия становятся прерогативой только обеспеченных людей.
Надо сказать, что мотоциклы, за которые надо «отвалить» бешеную сумму денег, вовсе не интересуют настоящих байкеров. Ведь эта субкультура основывается не только на том принципе, что каждый ее представитель имеет двухколесного коня. Байкер должен буквально жить им, восхищаться, стать другом. А чтобы это произошло, необходимо разбираться в соответствующей технике.
Поэтому большинство байкеров покупали поначалу дешевые мотоциклы. Впоследствии они самостоятельно их модернизировали и улучшали. Причем в итоге получались байки, которым бы позавидовали ведущие производители этих двухколесных транспортных средств.
Элементы и атрибутика субкультуры
По факту, байкеру вовсе не обязательно должны надевать на себя кожаные изделия или цепи. Достаточно иметь агрессивный и бунтарский характер. Это и будет вся атрибутика. Ведь байкер может носить и строгий костюм, но в нем всегда можно распознать представителя этой субкультуры.
Но субкультура «байкеры» не обходится без некоторых важных элементов, как бы вычурно ни вел себя ее представитель. Во-первых, это, конечно, мотоцикл. Желательно, чтобы он был доработан своим хозяином, а не выглядел стандартно. Во-вторых, это массивные аксессуары. Например, таковыми могут являться цепи или часы. Они подчеркивают бунтарское отношение к жизни, невосприимчивость к мелочам.
Основная символика
Тем не менее, хотя байкерская политика сильно отличается от фильмов, но общий образ более-менее соответствует реальности. Ведь все эти истории брались не спроста. Их основных атрибутов члена такой субкультуры можно выделить:
- мотоцикл. И байк – это не просто транспортное средство. Это настоящий друг и партнер байкера. Он обязательно должен быть чистым, ухоженным. Предпочтение отдают тюнингованным моделям с оригинальным дизайном;
- флаг Конфедерации. Он должен подчеркивать бунтарский характер таких людей. При этом сейчас мало внимания относят исторической составляющей данного элемента, так что флаг используют мотоциклисты со всего мира;
- череп. С одной стороны, данный символ показывает бесстрашие перед смертью, с другой – это своеобразный защитный талисман;
- эмблема клуба. Достаточно часто такие любители создают большие клубы. Как результат, нашивка может сильно отличаться. В основном, эмблему можно увидеть на кожаном или джинсовом жилете, который надевают поверх косухи;
- нашивка «1». 1 байкеры подчеркивают свою независимость. Такая эмблема появилась тогда, когда Ассоциация американских мотоциклистов сказала, что подавляющее большинство владельцев мотобайков – порядочные и законопослушные люди, и лишь 1 процент портит их репутацию;
- татуировка. Некоторые даже выделяют целое направление байкерских тату. Преимущественно, люди набивают мотоциклы, логотипы популярных брендов-производителей байков, символы свободы и пр.
Также будет интересно: Обзор мотобайка Suzuki Hayabusa
Байкер и мотоциклист: есть ли разница?
Слово «мотоцикл» пришло из латинского языка и состоит из двух частей, которые можно перевести следующим образом: «колесо» и «находиться в движении». Что касается байка, то его дословный перевод будет звучать, как «двухколесный». То есть, изначально даже своими названиями мотоциклисты и байкеры отличаются друг от друга. Первые всего лишь управляют транспортом, а вторые стараются подчеркнуть, что они питают страсть только к двухколесному агрегату.
Мотоциклистами могут стать все люди. Для этого достаточно только купить соответствующее транспортное средство, причем на нем можно ездить не каждый день. Мотоцикл нередко у таких людей попросту стоит в гараже, им хвастаются перед друзьями и родственниками.
Что касается байкеров, то здесь совсем другая история. Такие люди посвящают своим мотоциклам всю жизнь, не представляя своего существования без них. Именно этим и отличается субкультура «байкеры». Фото лихих ездоков, видео с многочисленных шоу всегда передают особую атмосферу. Байкер даже иначе смотрит на свой мотоцикл: в его взгляде чувствуется любовь и преданность.
Что такое байкер — мироощущение или стиль жизни?
Данное движение, как обычно зародилось в США, в конце 40-х годах. Своего максимального расцвета достигло в 60-х, в это время появился «миф о байкерах», раздуваемый воодушевленной прессой. Популярнейший байкерский клуб Hells Angels, который культивировал и продолжает культивировать красивую легенду и посвящает ее своим основателям: мол после Второй мировой войны в 1948 году военные летчики США из распущенной эскадрильи, которая носила то же название, что и пресловутый мотоклуб, замученные адреналиновым голодом, успешно произвели перемещение с самолетов на мотоциклы, тем самым бросив вызов обществу, которое отвернулось от них.
Если внимательно присмотреться, то эта легенда окажется липовой. Только один американский летчик был в числе основателей «Ангелов ада», однако он быстро покинул клуб. Этот факт замечательно демонстрирует основы мифологии байкеров и их коллективное самосознание.
Однако после Второй мировой войны в Америке появилось огромное количество мотоклубов, членами которых становились в основном выходцы из низких общественных слоев, их профессиональные дела были или связаны с работой на заводах Америки, или вовсе не определены. Автор первого журналистского расследования Хантер Томпсон, который посвятил свой труд байкерам, очень колоритного «ангела ада» Терри, работающего на заводе General Motors, описывает так: в свои 27 лет Терри уже имел огромный и скверный список полицейских приводов. Однако на его счету не было ни одного тяжкого преступления. Терри говорил, что эти геройства – это полицейская подстава.
В биографии первых байкеров США проблемы с полицией были самой естественной вещью. Собственный мелкий бизнес, который обычно был связан с мотоциклами и автомобилями, или работа на конвейере Америки (очень сильно отличался от конвейеров Европы тем, что отсутствовали сильные профсоюзы) давали байкерам средства к существованию, но одновременно с этим позволяли не быть задействованными в системе общественных связей. Их философия – это волчья философия. К тому волк является любимым животным этой тусовки, часть эмблем и названий множества мотоклубов носит эту символику. Ведь волк – это умное, сильное и самостоятельное животное, которое может существовать и в стае, и в одиночку.
В культуре почти всех народов мира существуют два типа волчьих образов: первый – это коварное, жестокое и прожорливое существо, враг человека, которое необходимо убивать, второй – это гордый и великодушный хищник-одиночка. В своей идеологии байкеры следуют второй традиции. Многие настоящие клубы (МС) основаны на стайном принципе. Демократичность и иерархия среди членов уживаются вместе. Вожака стаи или президента уравновешивает собрание членов клуба. Однако в глаза бросается военизированность большинства американских клубов: имеется весьма четкое разделение на «солдат» и «офицеров». Сейчас трудно сказать, откуда появилась эта структура организации. Может быть, это пережиток военного времени или воспоминания ветеранов, которые имели отношение к байкерскому движению на заре его существования.
Со второй стороны, наш исследователь О. Г. Новиков считает, что большинство первых байкеров являлись выходцами юга США, и, вероятно, примером эффективной организации для них был известный Ку-клукс-клан, который также имел военизированную структуру, и организован ветеранами Гражданской войны 1861–1865 годов. Это позволяло им выжить и даже расширить свою деятельность, несмотря на сильнейший прессинг со стороны общества и государства. К сегодняшней армии такая милитаризованность никакого отношения не имеет, скорее всего, здесь сгодится сравнение с племенными дружинами в эпоху военной демократии. Также заметим, что байкеры никогда не были массовой субкультурой. Всего лишь несколько сотен человек, максимум тысяча являлись пределом даже для крутого мотоклуба. Вероятные причины кроются в военизированной структуре и суровом нонконформизме организации. Но данная малочисленность стала очередным поводом для самоидентификации субкультуры. Таким образом, в 1947 году мотоциклетная ассоциация США по поводу погромов в Холлистере в интервью прессе заявила, что байкеров было не более 1% от всего количества участников ралли мотоциклистов. Данная цифра сразу же стала оригинальным мемом в байкерской среде. До сих пор у них можно найти значки, нашивки или татуировки с изображением 1%. Данный факт очень хорошо раскрывает философия жизни этой субкультуры. Как считает А.М.А., 1% свидетельствует о маргинальности движения, о его жизнедеятельности вне закона (outlaw – это фраза того же интервью, также ставшая мемом байкеров), но это было воспринято байкерами как особая крутизна.
Противопоставление себя самого и всех остальных – важная часть стиля и образа жизни, возможно, ранних байкеров. Однако не переоценивайте идеологичность этих парней. Никакой специально разработанной программы у них не существует. Их суждения о свободе и жизни – это гипертрофированные убеждения обычного обывателя Америки, который является потомком покорителей Дикого Запада и обитателя небольшого городка. Легко заметить, что «байкерский миф» почти в полном объеме повторяет «ковбойский миф», где прерии – хайвэи, кони – мотоциклы, в индейцы – полицейские. Основная идея – это культ свободного простого человека, который одинок, ему для жизни не требуется ни государство, ни общество. Можно сказать, что распространение по миру субкультуры байкеров — это заслуга масс-медиа США, но никак не их самих. Голливудский фильм «Wild One» (1953) в главной роли с Марлоном Брандо стал первой ласточкой в черном пиаре для байкеров. Этот фильм рассказывает о захвате американского небольшого городка шайкой байкеров, которая избивала и насиловала всех, кто попадался им на пути, он частично был основан на реальных событиях, которые проходили в упомянутом Холлистере в 1947 году. Картина имеет, несомненно, антибайковскую мораль, однако большой актерский талант Брандо позволил окрасить фигуру вожака байкеров в мрачные, но романтические тона, сделав тем самым его привлекательным для молодежи.
Очередной взлет темы байкеров пришелся на начало 60-х. Томсон пишет, что криминальная история с изнасилованиями несовершеннолетних (позднее выяснилось – была липовой), будто содеянным «Ангелами Ада» в 1964 году в городке Монтерей (штат Калифорния), стала причиной грандиозной травли (с одновременной рекламой) байкеров в крупных американских СМИ. Во множественных публикациях их рисовали в буквальном смысле демонами, которые только что вышли из ада. Тема получила общественный резонанс, сначала к ней подключилась полиция, которая громогласно грозилась покончить с «бандитами на колесах», а затем к ней присоединились и политики, быстро почуяв, что на этом можно заработать голоса электората. Пресса быстро отреагировала на политиков, продолжила вал публикаций-небылиц, которые писали журналисты, сидя в уютных лос-анджелесских или нью-йоркских офисах и не видели никогда в жизни этих самых байкеров. Круг замкнулся. Ответив интересам публики, Голливуд снимает целую череду фильмов о «кумирах прессы»: «The Wild Angels», «Motor Psycho», «Hells Angels On Wheels», где центральную роль сыграл молодой актер Джек Николсон и снимались настоящие «Ангелы Ада» и их вожак сам Сонни Баргер, а также «Wild Rebels», «Hell’s Bloody Devils», «The Hell Cats», «Devils Angels». Сюжеты фильмов просты до безобразия: грязные, дикие байкеры пьют, дерутся, насилуют, воюют с полицией. На этом фоне яркой звездой засветил культовый фильм «Easy Rider» (1969), который вышел далеко за интересы байковской темы и попытался показать целое поколение 60-х бунтарских лет. В главных ролях снялись знаменитые актеры: Питер Фонда и Джек Николсон. Фильм не о мотоклубах и 1%, а о свободе и, как символ современного мира – мотоцикл. Фильм, несомненно, можно отнести в лучшие кинофильмы темы байкерской субкультуры.
Подобным образом истерия в кино и прессе сформировала для байкеров имидж, страшный с одной стороны, и притягательный для романтиков и сорвиголов ХХ века с другой. Благодаря этому мотоклубы стали расти как грибы осенью почти во всех развитых странах мира. Многочисленные фото-, киносъемки, публикации дали возможность нищим американским мотоклубам немного разбогатеть.
Однако именно внимание общества их и убило. Первые члены были люди типа Сонни Баргера, который был лидером «Ангелов Ада» и мог со всей ответственностью сказать, что лучше быть правителем в аду, чем прислужником в раю. Его жизненный путь доказывает, что он жил именно этой максимой. Люди, которые пришли в клубы под воздействием медийного симулякра, были совершенно другие. Они пришли не за свободой, а за тусовкой, веселой жизнью. А исторический опыт показывает, что тусовка способна убить любую серьезную организацию. Байкеры США уже имели печальный опыт в общении с полицией, однако, с 70-х организация начинает все сильнее ассоциироваться с криминалом, появились клубы, которые оказались ОПГ на колесах. Снят в 1992 году хороший фильм «Beyond the Law», где рассказывается о полицейском агенте, который был внедрен в байкеры, занимающиеся продажей наркотиков. В фильме показана жизнь этой банды в современных условиях. Постараемся разобраться как выбирать мотоцикл начинающему байкеру.
Конечно, байкеры любой страны мира несут в себе отголосок американских корней данной субкультуры, но хорошо, что национальные особенности зачастую превышают сомнительный американский опыт, который проявляется сейчас только в общей идейной устремленности и во внешнем виде. Допустим, в России нет такого мотоклуба, который был бы замечен в связи с криминалом, а положительного примера круговой поруки и общей солидарности у парней на «железных конях» достаточно. Вероятно, здесь существует связь с тем, что российское общество существенно отличается от американского и не принимает байкеров в штыки, а смотрит на них с повышенным интересом. Сами байкеры России не стремятся презрительно и демонстративно отгородиться от общества. Быть может, в этом существует «отход канонов». Однако такой отход нуждается в приветствии.
Шоу и развлечения братства
Субкультура «байкеры» не может обойтись без двух главных мероприятий в году. Это открытие и закрытие сезона. На протяжении нескольких дней все представители данной субкультуры, а также те, кто интересуется байками, празднуют и хвастаются друг перед другом своими агрегатами. Конечно, такие шоу не проходят без обилия пива, сигарет и девушек.
Что касается конкурсов, то все они – довольно-таки однотипны. Один из них называется «сосиски». Байкер усаживает позади себя девушку. Она непосредственно во время передвижения должна укусить подвешенную на веревке сосиску. Сделать это сложно, но зрелище получается забавным и веселым.
Другой конкурс называется «бочки». Выигрывает тот байкер, который по прямой линии дальше всех прокатит металлическую емкость. Естественно, делать это он должен только посредством своего мотоцикла.
Что нужно, чтобы называть себя байкером?
Нельзя стать членом братства, просто купив себе мотоцикл. Байкеры – это такие люди, которые придерживаются двух простых правил. Так, они должны питать неподдельную любовь к своему «железному коню» и рок-н-роллу.
Двухколесный транспорт всегда занимает особое место в жизни байкера. Любовь к нему проявляется в поддержании чистоты, постоянной модернизации, обновлении, тюнинге. Причем если у байкера недостаточно средств, то можно лишь сменить наклейки на крыльях. Друзья по братству обязательно это оценят.
Субкультура «байкеры» сразу после своего появления была воспринята как выделяющаяся, кричащая. Именно поэтому музыка в стиле рок-н-ролл идеально для нее подходит. Да и сами представители субкультуры непрочь отдохнуть в баре под соответствующие композиции.
Имидж байкера
Независимый бунтарь и агрессивный человек. Именно такие ассоциации возникают у человека, когда он слышит о байкере. Причем в истории есть моменты, которые полностью подтверждают это. Так, в качестве примера приведем историю, которая произошла в Калифорнии. Несколько мотоциклистов изрядно выпили и поехали кататься по улицам ночного города. Вскоре к ним присоединились и другие ребята, естественно, тоже не трезвые. Тогда то и было зафиксировано первое байкерское насилие. Но одного раза достаточно, чтобы сформировать определенный имидж.
Надо сказать, что субкультура «байкеры» в России многими обывателями сегодня воспринимается отрицательно. Причем, ее представители не стараются сделать ничего, чтобы изменить мнение людей. Им это не нужно. Они представляют собой отдельное братство, члены которого если и дорожат чьим-то мнением, то только своих друзей по «железным коням».
В качестве еще одной особенности байкера можно выделить тот факт, что за своего «брата» по субкультуре он будет стоять насмерть. Поэтому если одного человека принимают в соответствующую группу, то он полностью может рассчитывать на других ее членов. Естественно, от него ожидается то же самое.
Байкеры против рокеров
Как это начиналось
Сразу уточню: мне не пришлось ходить по архивам, листать подшивки старых газет и журналов, где тогдашним, начала 80-х годов, рокерам назойливо делали ненужную рекламу. Просто я проживал тогда в одном подъезде с лидером московских рокеров — Майклом (Мишей) Ло, негром, родившимся в Москве.
Именно он организовывал у нашего дома ночные сборища мотоциклистов, быстро подхвативших кликуху «рокеры». Правда, сами они всегда оговаривали, что рокеры с эстрады — это дрянь и мерзость, а вот они — именно то, что надо: мужественные, искренние, отчаянные.
Ах, рокеры, рокеры, где же вы теперь?! Где те ребята, что неслись по ночному городу, тесня друг друга и полностью заняв встречную полосу движения?
Лидер Миша с группой в 30 — 40 собратьев, примчавшись утром домой, на улицу Нежданова, обычно восторженно вопил:
— А как этот улетел в сторону, а? А помнишь, как тот придурок свалился? Ха? Ха-ха!!
Потом из рассказов ребят я узнавал: неслись на бешеной скорости в сторону Домодедова, а навстречу ехал ничего не подозревавший таксист. Ну куда бедному деваться перед строем мотоциклов — съехал вместе со своей задрипанной «Волгой» в ближайший овраг. Лучше уж туда, чем в морг.
«Шутили» и над инспекторами ГАИ. Один из них решил в одиночку взять сорок рокеров. Ребята и сыграли с ним спектакль.
«Бедный мусорок за нами летит, думает, героем дня станет. Не тут-то было: мы сиганули на набережную и по тормозам. Все разом. Останавливается и патрульная машина. Офицерик бежит, кричит, размахивает дубинкой и грозит всеми карами небесными. А нам по барабану — перед выездом махнули чуть не по пол-литра каждый. Один из наших подходит к стене дома и щекой резко проводит по стене. Кровища течет, а он смеется:
— Щас вот пойду к прокурору, и ты в двадцать четыре часа из ментовки вылетишь за избиение несовершеннолетнего!
Через две минуты мент нас просил, чтобы мы ничего не делали, а то, мол, семью без жратвы оставим!»
И так далее. Дело даже не в этом, а в том, что иной раз пресса, ухватившись за какой-то один случай, вертит и крутит им так часто и много, что у героя статей вдруг начинает кружиться голова от всеобщего внимания. Вот Мишу Ло и его братию тянут на ТВ, вдруг приезжает некий юнец, представляющий в Москве голландское радиовещание. Как вы думаете, что сообщает интервьюируемый Ло? Оказывается, его притесняет милиция вовсе не за мотохулиганство, а за цвет кожи!
Лидер есть лидер — приходится нести ответственность. В подмосковном спецприемнике ГУВД Москвы, где привыкли к тишине и покою, Мишу «заперли» на 15 суток. За хулиганство. И вот тут началось. Те самые сорок рокеров, что носились прежде в Лужники на «стрелку», примчались теперь сюда, собираясь разнести «тюрьму». Начальник спецприемника, человек спокойный и выдержанный, дрогнул: как ему выдержать осаду, если его заведение охраняет только шесть человек, включая его самого? И отправился майор милиции к лидеру: спасай положение!
Майкл почувствовал ответственность за порученное дело, вышел на улицу и заявил:
— Все в порядке, ребята, меня здесь тухлятиной не кормят.
И когда компания, развернув тяжелые мотоциклы, унеслась в столицу, небрежно сказал начальнику спецприемника:
— Я там видел у вас на столе журнал с моим интервью. Почитайте, нелишне будет…
Как это продолжалось
В умах и сердцах «стариков 80-х» все еще прочно сидит слово «рокер». Но уже народилось новое поколение, и вчерашние младенцы прочно заняли свое место в жизни. О рокерах они не помнят, зато знают, что такое «байкер».
Новички-байкеры, между прочим, особой оригинальностью не отличаются. Вот стоит новенький «харлей», изрисованный костями и отдельными частями скелета. Ужас и страх! Только я уже видел это, когда Майкл и компания, украсив свои бренные тела гирляндой из костяшек-черепов, неслись в неведомую ночную жуть.
Новички подхватили и другую традицию — усиленно налегают на пиво. А какая разница между прежними и нынешними «мотопарнями»?
Решил спросить это у одного из лидеров байкеров — Леши С. и его компании. Очень я их уговаривал разрешить мне в публикации назвать настоящие фамилии — отказались. Да что же за секретность такая, вопрошаю, а в ответ:
— Мы тебе чего скажем, а потом нас менты повяжут.
Ишь ты, думаю, значит, наверняка, как чертов разбойник Майкл, носятся в ночи. Но ребята мне мозги от старой блажи прочистили.
— Поймите, мы глупостями не занимаемся и водку за рулем не пьем. О рокерах слышали кое-что, но так, бред всякий. И движение у них было, ну… хулиганское, что ли. У нас все наоборот.
— Наоборот? Вы что — записались в юные помощники ГАИ?
Байкеры смеются, предлагают снять шоры с глаз и иначе, совершенно иначе, взглянуть на них.
— Поймите, — у Леши даже вызывает гнев, что я уравниваю их движение с рокерами. — Это же балбесы были, а мы хотим пройти по жизни, неся идею нового стиля и смысла жизни.
— Не слишком ли высокую цель себе задали?
— Нет, потому что не стоит мелочиться. Слишком коротка она, жизнь наша.
Чем это кончится?
Почему эти парни уходят в ночь на мотоциклах? Да потому, что любовь к технике, к ветру странствий и непередаваемому восторгу несущегося по шоссе человека никогда не подменить уютом теплой квартиры. Это главное в них, байкерах. За руль мотоцикла садится тот, кто хочет испытать себя. Байкер — это не водитель легковушки, развалившийся в мягком кресле и дымящий сигаретой. Это парень, который не боится риска перед неизвестностью, хочет выработать в себе те качества, которые никогда не сформирует ни мамочка заботливая, ни школа с ее занудностью. Многие, кстати, вспоминая школу, плевались от души. И вовсе не потому, что дура-училка поставила когда-то «пару». Нет. Просто «в школе человек томится над маразматическими посылами вроде «Пушкин хотел сказать своим произведением то-то, а Лермонтов то-то…». Кем-то разжеванные бутерброды истин байкерам не нужны, они хотят найти нечто свое, проверенное жизнью.
— Нам противно и скучно, — говорил Андрей Л., — бултыхаться в каких-то догмах. Нам нужны дороги. Ведь никто не ругает альпиниста за то, что он идет в горы. Нам нужна скорость, ветер, уверенность в себе.
Милицию, особенно ГАИ, парни недолюбливают, равно как и Майклову компанию начала 80-х:
— Мы не хулиганим на дорогах, да и пьяные не носимся. Мы хотим ездить иначе. Скорость нам приходится сбрасывать уже потому, что сегодня все улицы забиты автомашинами. Дороги выбираем не московские, а областные, разгоняемся так, чтобы встречным не мешать. Скорость — это единственное, против чего может высказаться ГАИ.
Впрочем, милиция сегодня к парням на мотоциклах стала терпеливее. Некоторые инспектора, кстати, в свое время сами были рокерами, но тайными, не приобщались к движению, а лишь мечтали об этом. Может, потому и ребят нынешних воспринимают нормально, не так, как бывшие «старики», ушедшие из ГАИ на пенсию, с их прямолинейным мышлением и ревностным исполнением приказов свыше.
— Самовыражения нам не надо, — горячится Женя Д. — Мы не просто участники движения к новому стилю жизни. Нам важно и другое — чтобы люди обращали внимание на наши проблемы. Сами знаете — сегодня в Москве половина технических и спортивных клубов закрыта, а то, что раньше держалось на энтузиазме, просто свернуто…
Да, к сожалению, знаю. Могу даже дополнить — с 1990 года по России число технических секций сократилось на 15 тысяч, туристических — на 7 тысяч. А ведь в них занимались более полумиллиона парней и девушек. А бывшее ДОСААФ ныне берет обучать езде только за деньги.
— Секции ДОСААФ — для нас это прошлое. В чем-то даже сказка.
Действительно, сказка, если главная причина отказа ребят называть фамилии кроется в том, что приходится им на своих производствах подворовывать детали, которые можно подогнать к мотоциклу. Покупать запчасти — дорого, равно как и пообедать нормально. Да, с ГАИ отношения внешне нормальные. Но когда у парня, имеющего всего лишь пять тысяч на бутерброд, инспектор походя, просто так, отнимает их, как свои собственные, кладет в карман, приобщая к «лимону» с двумястами зарплаты, в сердце байкера закипает злость.
Байкерство — не просто любовь к мотоциклу. Парни искренне хотят и возрождения секций, и порядка на дороге, и честных инспекторов ГАИ. Потому что хотят жить в этой стране, а не пребывать в ней.
Пока же они играют в заклепки, напульсники, Кощеев Бессмертных, украсивших их тяжелые машины. Но есть в байкерах и другое — они самостоятельно мастерят новые модели, из кусков старых разбитых «Яв» и «М-72» собирают нечто новое, неожиданное. Они толкутся на свалках и помойках, выискивая среди технических отбросов то, что можно подточить, подпилить и использовать в машине о двух колесах. Все это не только для того, чтобы с ревом взвился «харлей» и полетел на бешеной скорости по ночному шоссе. Кроме всего прочего — это еще и проверка себя на надежность, на крепость в этой жизни.
Сергей КОРКИН