Двадцать советов начинающим мотоциклистам
1. Всегда используйте защитную экипировку. Необходимый минимум – это шлем, перчатки, мотоботы, наколенники и мотокуртка с встроенной защитой, либо «черепаха». Не ленитесь одеть шлем, даже если собираетесь проехать 100 метров. Никто не знает, что может произойти на дороге через секунду.
2. Перед каждым выездом проводите осмотр мотоцикла: тормоза, тросики, сцепление, световые сигналы, отсутствие повреждений шин. Регулярно контролируйте уровень масла и давление в шинах.
3. Постоянно совершенствуйте навыки вождения. Умение экстренно тормозить и маневрировать может спасти вам жизнь. Но помните, если вам понадобилось применять эти навыки на дороге, вы сами загнали себя в эту ситуацию, не учтя какой-либо фактор, а правильное безопасное вождение предполагает избегать экстремальных ситуаций, а не бороться с ними.
4. Соблюдайте скоростной режим. Падение на скорости в большинстве случаев приводит к травмам, зачастую не совместимым с жизнью.
5. Не сажайте пассажира, если не чувствуете себя абсолютно уверенно. Помните, что тормозной путь увеличится, скорость в поворотах уменьшится — вы не сможете так же контролировать мотоцикл, как при поездке в одиночку. Перед поездкой проведите инструктаж, что должен делать второй номер во время движения и что категорически не должен. Следите, чтобы на втором номере всегда была экипировка. Снизьте скорость и удвойте внимание — сейчас вы отвечаете не только за себя, но и за другого человека.
6. Соблюдайте дистанцию! Помните, тормозной путь мотоцикла больше, чем тормозной путь автомобиля, то есть при резком торможении едущего впереди вас транспортного средства, при несоблюдении дистанции, вы окажитесь у него в багажнике. Безопасной считается дистанция «скорость пополам», то есть, если вы едете со скоростью 60 км/ч., дистанция должна быть 30 метров, если 90 км/ч. – 45 метров.
7. Занимайте доминантное положение в полосе, в которой вы движетесь. Ехать прямо по середине полосы не рекомендуется, там может быть мусор и масляные пятна, но и не прижимайтесь к краю, чтобы у водителей легковых автомобилей не возникало желание поместиться с вами в одной полосе, что может стать причиной «выдавливания» вас на обочину или на встречку.
8. Пересекайте трамвайные пути и любые препятствия под углом, максимально близком к прямому. В противном случае, падение очень вероятно. Также, никогда не тормозите на трамвайных путях, резиновом покрытии вокруг них и на линиях разметки. Коэффициент сцепления у них гораздо ниже, чем у дорожного покрытия, колеса могут пойти в юз, что приведет к падению.
9. Перед прохождением поворота заранее сбрасывайте скорость и выбирайте такую передачу, на которой вы пройдете весь поворот. Торможение в повороте может привести к потере контроля над мотоциклом.
10. Взгляд должен быть направлен туда, куда вы едете. Переиначивая, мотоцикл всегда едет туда, куда направлен ваш взгляд. Тренируйте привычку «проходить поворот взглядом». Если, например, на дорогу выбежала собака и вы будете смотреть на нее, столкновение с ней неизбежно.
11. Очень распространенная причина ДТП — выезд автомобилей из дворов и с прилегающих территорий. При езде по узкой дороге фиксируйте все въезды/выезды и будьте готовы к применению экстренного торможения.
12. Обращайте внимание, куда направлены колеса у припаркованных автомобилей и у автомобилей, стоящих в пробке. Если колеса вывернуты, существует вероятность, что автомобиль совершит неожиданный маневр и окажется прямо перед вами. То же с автомобилями, стоящими или притормаживающими около осевой линии на полосе встречного движения. Водитель может совершить поворот или разворот прямо перед вами, последствия могут оказаться фатальными.
13. При движении в стоящей пробке вы всегда подвергаетесь опасности того, что водитель или пассажир может неожиданно открыть дверь, не подумав про возможность нахождения рядом мотоцикла. Никогда не ездите в ней быстрее 15-20 км/ч. Еще одна опасность — пешеходы частенько пытаются перейти дорогу в неположенном месте, когда весь поток стоит, и могут внезапно выбежать прямо перед вами. Не прижимайтесь к автомобилям, стоящим у обочины — двери у них открываются так же бездумно и непредсказуемо.
14. При движении в потоке, лучше всего ехать с его скоростью, контролируя ситуацию вокруг, не допуская, чтобы автомобили сближались с вами на небезопасную дистанцию. Возможно ехать со скорость, превышающую скорость потока на 20%, но в этом случае вы должны помнить, что становитесь невидимыми для большинства участников дорожного движения и учитывать это при выборе дистанции, бокового интервала и осуществлении маневров.
15. Научитесь быть видимыми и предсказуемыми для других участников дорожного движения. Исправность световых приборов, дополнительная подсветка мотоцикла, яркий жилет и светоотражающие элементы — это ваша пассивная безопасность.
Внутренняя траектория
Давайте рассмотрим стандартный правый поворот. Перед поворотом направо Вы смещаетесь немного в левую сторону, проходите поворот в непосредственной близости к внутренней бровке и выходите в левой половине полосы. Казалось бы, обычный поворот и все так поворачивают. Но такой маневр не всегда полностью безопасен. Хорошо, когда встречный транспорт не угрожает и следующий поворот в ту же сторону, что и предыдущий. Но бывают и противоположные случаи, когда необходимо осуществлять маневр поворота более безопасно, или как мы назвали этот метод – «Внутренняя траектория».
Данный метод является более безопасным по той причине, что очень большое количество водителей перед левым поворотом выезжают на встречную полосу. Наша «внутренняя траектория» позволяет держаться от таких водителей на расстоянии.
Кроме этого, данный вид поворота можно отнести и к более эффективному. Ведь чаще всего, после правого поворота следует левый. Не всегда так, но довольно-таки часто. Именно поэтому, чтобы правильно войти в следующий поворот, выходить из предыдущего необходимо внутрь, а не наружу.
Тренировка данных маневров может происходить как на пустой площадке, так и на дороге с большим количеством поворотов. В случае тренировки на дороге, Вы должны быть очень хорошо знакомы с этой дорогой.
Основные принципы упражнения при его выполнении на дороге:
- Дорога, на которой происходит тренировка, должна быть очень хорошо знакома.
- Не нужно делать повороты быстро. Необходимо их осуществлять правильно.
- Точка входа в поворот должна практически совпадать с точкой предварительного руления. Эта точка находится в том месте, где дорога начинает изгибаться.
- Точной основного руления будет та точка, с которой видно выход из поворота. Иными словами, это точка, где дорога начинает распрямляться.
- Апекс – точка, в которой траектория мотоцикла находится максимально близко к бровке. Он практически должен совпадать с точкой выхода из поворота.
На что стоит обратить внимание при тренировке на пустой площадке:
Отрабатывать данный маневр необходимо не менее чем по 60 минут один раз в месяц.
Как ездить на мотоцикле: полезные советы
Современные мотоциклисты часто задаются вопросами касаемо правильности езды на их байке. Одни считают, главное – это безопасность, другие уверены, что аварии им не страшны, скорость и комфорт на первом месте.
Общие положения о мотоциклах
Свое начало мототранспорт ведет с далекого конца XIX века. В то время человечество увидело первый мотоцикл. Только, по сути, никакой это был не мото-, а квадроцикл, поскольку имел четыре колеса вместо положенных двух. Двигатель мощностью в 1 /2 лошадиной силы кое-как приводил в движение деревянную машину.
Сегодня же никого не удивить современным разнообразием двухколесной техники.
Существует некая классификация по назначению мотоциклов:
Несложно догадаться, что спортивные и гоночные мотоциклы предназначены для вождения в условия гонки, соревнований и так далее. Чего нельзя сказать о классических байках. Эти транспортные средства ежедневно используют для обыденного передвижения на работу, учебу, отдых и в другие места.
О том, как ездить на мотоцикле
Выбор стиля езды на двухколесном транспорте сильно зависит от водителя. Опытные мотоциклисты на вопросы о том, как ездить на мотоцикле, отвечают подобно этому: “Смотря какая прокладка между рулем и сиденьем”. На самом же деле никакой прокладки между рулем и сиденьем байка быть не может. Такое название присваивают неопытным мотоциклистам, новичкам в байкерском деле.
Для того чтобы начать езду в городе, следует достаточно много тренироваться. Как правило, подобные тренировки происходят на неоживленных дорогах сельской или поселковой местности, загородным проезжим участкам, лесам и полям.
Казалось бы, управлять небольшим скутером или мопедом вовсе не сложно. И это действительно так, если есть минимальный опыт езды на других двухколесных транспортных средствах. Совсем другое дело – езда на мощных, тяжелых байках (например, советских дорожных мотоциклах “Урал”, “Днепр” и других).
Особенности тяжелых мотоциклов
Снаряженная масса такого агрегата превышает 180 килограмм, именно поэтому его классифицируют как тяжелый. Объем двигателя зачастую более 400 см кубических, что говорит о значительной мощности двух- или трехколесной машины.
Как ездить на мотоцикле “Урал” или “Днепр”, было известно каждому второму советскому байкеру. Эти габаритные машины использовались как автомобиль. Особенно отдельное внимание стоит отвести “Уралу”. Детище ирбитского мотоциклетного завода, как правило, используется с коляской. Некоторые модели “Урала” имеют привод на колесо так называемой “люльки”. Шофер этой машины имеет возможность отключать привод коляски.
Чтобы ездить на любых других моделях тяжелых мотоциклов, наезднику важно иметь достаточный опыт управления подобным транспортом. Если байк таких размеров используется без коляски, что еще более усложняет процесс вождения, водитель должен хорошо ощущать не только равновесие, но и предусматривать возможные трудности торможения и сложные условия дорожного покрытия.
О езде в плохих погодных условиях
Типичной нестандартной дорожной ситуацией для мотоциклиста считается выпадение осадков. Поскольку зимой мало кто ездит на мотоциклах, рассмотрим изменение погоды в теплое время года.
“Как ездить на мотоцикле в дождь?” – казалось бы, банальный вопрос, ответ на который довольно прост. На самом деле, есть ряд нюансов и трудностей, которые могут возникнуть во время такой езды.
Немудрено, что простая одежда быстро намокнет, вследствие чего всадник запросто может замерзнуть. Чтобы предотвратить подобное, следует использовать специальную мотоодежду. Это могут быть брюки и куртка или комбинезон, сапоги, перчатки и, конечно же, шлем.
Манера вождения в таких условиях ни в коем случае не должна быть резкой и быстрой. Предельная осторожность поможет водителю сохранять контроль над своим байком. Скоростной режим стоит выбрать, скорее, средний, нежели быстрый. Останавливаться на светофорах или перекрестках с учетом удвоения тормозного пути. То есть тормозить начинать нужно заранее, избегать резкого ускорения и сильного наклонения мотоцикла на поворотах.
Железные люки, иногда дорожная разметка, разлитые смазочные материалы – особо небезопасные участки: в дождливое время они обладают плохими сцепными свойствами с резиной.
Незаконное управление байком
Громко сказано, но в стране довольно часто происходят случаи нелегального управления транспортными средствами, в том числе и мотоциклами. Незаконной считается езда:
- Без наличия водительского удостоверения.
- С отсутствием технического паспорта на транспортное средство.
- С нарушением действующих правил дорожного движения и личной безопасности.
- Другие условия.
Как ездить на мотоцикле без прав, знает практически каждый байкер. Немудрено, что водителя с правами и без них отличает только наличие соответствующего документа. На самом же деле уровень мастерства “всадника” напрямую зависит от стажа езды.
На вопрос “как ездить на мотоцикле без документов” последует ответ: “Ездить с минимальными нарушениями”. Иными словами, не стоит привлекать внимание сотрудников ГАИ, а именно:
- Обязательно управлять байком согласно правилам дорожного движения, не забывать о шлеме.
- Нежелательно управлять вызывающим мотоциклом, поскольку соответствие с техническим паспортом некоторых модернизаций машины (если такие имеются) могут вызвать сомнения у сотрудников ГАИ.
- В городе, в местах патрулирования ГИБДД, не управлять мотоциклом вызывающе.
Отсутствие номерного знака
Как ездить на мотоцикле без номеров, и можно ли управлять байком без государственного знака? Ответ на вопрос очевиден — это напрямую противоречит действующим правилам дорожного движения. Управлять транспортным средством без номерного знака допускается только в случае его недавней потери. Несомненно, такие мотоциклы обязательно привлекут внимание сотрудников ГАИ.
Если мотоцикл эксплуатируется вдали от города или в местности, где контроль транспорта осуществляется редко или вовсе не происходит, — езда без номеров вполне реальна.
Смышленому водителю, который хорошо ознакомлен с ПДД, имеет юридические знания, а еще лучше, если напрямую связан с этим, не составит труда убедить стража порядка в подлинности всех документов и законности управления.
В свою очередь, грамотный инспектор имеет полное право проверить представленную информацию. Поэтому езда без номеров довольно опасна. Наказание за подобные проделки может быть абсолютно разным: от штрафа до конфискации транспортного средства в особо отягчающих обстоятельствах.
Наказание за незаконное управление мотоциклом
Законодательством России предусмотрены наказания за управление транспортом без соответствующего документа:
- За управление транспортным средством водителем, который не имеет при себе прав или документов, предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа размером в 500 рублей.
- За вождение без права управления (если “всадник”, в принципе, не имеет удостоверения) предусмотрен штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей.
Исходя из вышеуказанных пунктов, можно сделать вывод, что попадаться стражам дорожного порядка с такими нарушениями вовсе не стоит.
В случае задержания намного рентабельнее убедить сотрудника ГАИ в том, что необходимые документы остались дома или в гараже, честно раскаяться и пообещать, что такого впредь не повторится. В таком случае адекватный инспектор ограничится штрафом или вовсе отпустит наездника безнаказанным. Как ни странно, но такое тоже бывает.
Как ездить на мотоцикле вторым номером
Считается, что быть пассажиром двухколесной машины несколько безопаснее. Это не просто слух или чье-либо мнение. По статистике, в дорожно-транспортных происшествиях, особенно при лобовом ударе мотоцикла, основной удар на себя принимает первый номер.
Чаще всего пассажир спортивного байка находится выше водителя, что может спасти ему жизнь в случае резкой остановки. Иными словами, пассажир перелетает водителя, в то время как первый принимает всю тяготу удара на свое тело.
Касаемо управления, пассажиру не стоит забывать в первую очередь о собственной безопасности. Это, конечно же, соответствующая экипировка, ноги на подножках, но никак не на глушителях или на весу, крепкий хват за первого или за предусмотренные поручни.
Во время резкого ускорения, поворота или торможения второй номер должен внимательно повторять маневры первого, поскольку это даст возможность контролировать равновесие машины.
О том, как ездить на мотоцикле вторым номером, не нужно читать литературу или иметь особые знания. Главное – не стоит отвлекаться, спрыгивать или садиться на байк на ходу (но об этом, наверное, даже не придется напоминать).
О езде по трассе
А теперь поговорим, как ездить на мотоцикле по трассе, или о том, как безопасно передвигаться на автомагистрали. Эти моменты стоит разобрать по пунктам:
- Начинающему байкеру не нужно поддаваться соблазну и разгонять свой байк до предельно допустимой максимальной скорости на этом дорожном участке, не говоря уже о предельной скорости самого мотоцикла.
- Учитывая дорожные условия, даже опытному наезднику важно быть предельно внимательным.
- Ни в коем случае не нужно близко ехать за другими участниками движения, необходимо всегда держать дистанцию.
- Обгон и прочие маневры совершать установленным способом, убедившись, что это не создаст аварийной или опасной ситуации на дороге.
- В случае возникновения непредвиденных ситуаций с участием самого мотоцикла или без него по возможности придерживаться крайнего правого ряда.
Подведем итоги
Мотоцикл — эффективное и экономное средство передвижения в современном мире заполненных дорог и постоянно уходящего вперед времени.
Выбор мотоцикла зависит от предпочтений водителя касаемо стиля и манеры езды. Немалое значение имеет стаж вождения “всадника”. Чем больше стажа, тем меньше вероятности совершить ту или иную ошибку во время управления мотоциклом.
Как ездить на мотоцикле в дождь, езда по трассе, без номеров и документов, описано в разделах выше, исходя из личного опыта вождения. Упомянут и деликатный момент. Это как ездить на мотоцикле без прав. Однако лучше все же этого не делать для собственной же безопасности и безопасности других участников дорожного движения.
Попрактикуйте зимнее вождение
Холодные и мокрые дороги. Скользкие участки. Зима полна (не очень приятных) сюрпризов для мотоциклиста. Поскольку вам нужно быть готовым ко всему, вам следует попрактиковать зимнее вождение мотоцикла.
Но как это сделать?
В нашей автошколе мы предлагаем услугу, которая является первой и единственной в Беларуси. Благодаря ей вы сможете попрактиковать вождение мотоцикла зимой, научится безопасно и хорошо ездить по заснеженным или обледенелым дорогам, а также просто покататься с опытным инструктором, который расскажет обо всех тонкостях вождения зимой.
Немного об услуге:
Стоимость одного сеанса – 33 рубля. За час тренировки, которая состоит из 3 заездов по 10 минут и консультацией с мастером, экипировка и оформление документации.
Если вы хотите ездить самостоятельно, то есть без инструктора, то тогда у вас есть возможность покататься на специально оборудованной трассе, которая по условиям схожа на дорогу в зимнее время.
Вы также можете покататься сами в любое свободное время. Как это лучше сделать?
Просто пойдите на стоянку ближайшего супермаркета в воскресенье и попрактикуйтесь без посторонней помощи, однако ездить на мотоцикле зимой по городу не безопасно.
Начните очень медленно и постепенно ускоряйтесь. Наберитесь терпения и отработайте торможение на разных скоростях. Вам нужно понять, как ваш мотоцикл будет реагировать на легкий и более мощный тормоз.
Для чего это нужно?
При торможении задним тормозом сначала вы понижаете центр тяжести мотоцикла, увеличивая его устойчивость. И постепенно сжимая передний тормоз, вы даете время своему мотоциклу перенести свой вес на переднее колесо, прежде чем применить дополнительную тормозную силу. Благодаря добавленному весу, переднее колесо будет способно эффективно остановить ваш мотоцикл.
Как научиться ездить на мотоцикле: советы
Мотоцикл это опасно! Всегда помните об этом! Но помимо риска, и опасности, это двухколесный транспорт может подарить и кучу радости, адреналина и новых ощущений.
В данной статье, я постараюсь описать свой опыт началу обучению езды на мотоцикле. Сразу скажу, что опыта то у меня пока что не много, но тем не менее, я по крайне мере опишу свое обучение и первые выезды в город на моте.
Мой опыт езды
С машинами и другими средствами передвижения с моторами, у меня как то не сложилось. А вот на велосипеде, я откатал где-то три сезона. Ну и права категории Б были. Правда нигде кроме автошколы я не ездил.
В целом мотоцикл, а особенно ёбр, по управлению очень похож на велик, только несколько тяжелее :-). Поэтому держать равновесие и крутить руль, мне было вполне привычно и легко. А вот на освоение техники сцепления и трогания, ушло время.
Чему я обучался в гаражах
Мой мот, хранится в гараже, который находится в гаражном кооперативе. И там есть место спокойно поездить, не выезжая в город.
Поэтому первые мои тренировки-поездки, были в гаражах :-). Собственно я дольше всего учился троганию с места. По началу я часто глох. Но с практикой – я научился трогаться практически без заглыхания. И правильно трогаться мне помог интернет :-).
1) Научится трогаться с места
Основной секрет в трогании с места на моте, это ПЛАВНО отпускать сцепление. Даже если мот уже вроде как едет, не пускайте рычаг сцепления, а ПЛАААВВНО его отпускайте дальше. И вероятность заглохнуть резко снижается.
2) Научится переключать передачи
После освоения, техники трогания. Я научился переключать передачи. С первой на вторую и далее, ну и назад, с третьей на вторую и первую. Первая передача на YBR 125 короткая, это значит что, как только тронулись, надо уже включать вторую передачу. Все переключения передач выполняются только при выжатом сцеплении. В целом, правильное переключение придет только с практикой. Поэтому для начала просто поездите по площадке(в моем случае гаражам). Мотор и мотоцикл надо почувствовать.
По сути после того, как я наездился на площадке, я надев весь экип, выехал в город.
Первые выезды в город на мотоцикле: страшно, очень страшно, нормально
После гаражей, я решил первый раз выехать в город на моте. Учитывая, что до этого я активно катался на велосипеде, то решил для начала просто медленно ехать в крайней правой полосе, как велосипедист. Что ж, не всегда это удобно и возможно. Но в целом, ехать там не так страшно как в средней и левой полосах :-).
1) Видеть знаки
Правила дорожного движения я знал, поэтому трудности возникли только в том что бы видеть знаки. Увы, но научится видеть знаки можно только с опытом. Поэтому ехать лучше медленно, 30-50 км в час.
2) Светофоры и зебры, сброс скорости, переключение передач
По началу гемор доставляют светофоры, ведь на них надо останавливаться. А останавливаться кстати просто. Для скидывания передач просто зажимаете сцепление, и клацаете лапкой переключения передач до упора вниз(таким образом у вас как раз станет первая передача для последующего трогания).
Ну а трогаться я научился в гаражах. Соответственно на светофорах не так уж и страшно.
3) Уступи дорогу
Сложнее ситуация со знаками приоритета, вроде “уступи дорогу”. Вы как бы и сбрасываете скорость, но не до конца. Если у меня главная дорога, я всегда смотрю на водителя со второстепенной – видит ли он меня. И когда вижу что видит – и уступает дорогу, набираю газ – что бы проехать быстрее.
В целом с третьим выездом в город, я почувствовал себя более уверенно на дороге.
Не катайтесь долго!
По первой, я устаю от езды в городе, надо быть ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Поэтому не рекомендую кататься более 2-3 часов в день. И каждый час советую делать перерыв.
Если вы будете долго ездить на моте, то потеряете внимательность и вероятность попасть в ДТП возрастет. Поэтому учитесь езды на мотоцикле последовательно и понемногу и обязательно одевайте весь экип + ВКЛЮЧАЙТЕ БЛИЖНИЙ СВЕТ ФАР.
Я тоже катаюсь
Я тоже так учился, я водил машину и принцип работы со сцеплением здесь тот же. Плюс перед покупкой когда вначале хотел брать планету 5 наткнулся на видео где инструктор учит блондинку кататься на ебыре, вот там он и объяснил что когда отпускаешь сцепление и появляется первый контакт, это место с иголочку надо продолжать держать пока не проедешь 5 метров и медленно отпуская дальше. Я взял Centurion 125, хотя его первое название Stels SB 200. Первая передача у него тоже короткая, тронулся и сразу вторую и так далее. По вечерам катаюсь по селу когда машин мало и нетрезвых под вечер людей еще не так много. Скоро первое ТО проходить на отметке в 300 километров, надо на ТО ехать в город, так что пока в селе тренируюсь перекрестки проезжать и прочее, только надо бы еще со светофорами потренироваться, там они точно будут. Поеду наверно рано утром чтобы машин поменьше было. Уже целый список на 2 листа составил что не так в моем моте и что надо бы подправить, за исключением того что сам натворил, упал на правый бок на 10 км/ч на кочке с пассажиром,на дыбы и лежу. Немного поцарапал, совсем чуть-чуть, погнул ножку водителя справа тоже совсем немного, поцарапал корпус зеркала правого, дело все это было на грунтовке, на асфальте таких кочек у нас не встретишь, заплатки только как шахматная доска на дороге. В общем освоился с мотом быстро и уже привык к его весу. Сегодня впервые за 3 дня прокатился на велике, блин как тяжело крутить педали чтобы хоть немного ехать и что за тупая посадка и управление! Хотя раньше мне велик казался очень даже удобным а сегодня чувствовал себя словно на высоте четырех метров на очень коротком и не устойчивом тренажере на дороге. Как я раньше без мотоцикла жил, штука очень ответственная но очень интересная и захватывающая.
Уклонение
Два последних упражнения предназначены для обычных и вполне предсказуемых ситуаций. Но бывает очень много непредсказуемых ситуаций на дороге. Их регулярно создают как водители, так и пешеходы. Упражнение под названием «Уклонения» было создано для того, чтобы научится уклоняться от неожиданных помех на дороге. Данное упражнение объединяет в себе два последних упражнения.
Основные правила данного маневра:
- Правильная скорость. Необходимо, в первую очередь скорректировать скорость мотоцикла. Это не означает, что нужно снизить скорость, в некоторых случаях, наоборот, нужно немного ускориться. Но в большинстве случаев, перед помехой необходимо притормозить. В таком случает, даже если не получится уклониться и случится столкновение, то на более низкой скорости будут менее критические последствия. Иногда бывает так, что шустрое ускорение помогает унести вас от надвигающейся помехи.
- Уклоняться нужно только в тех случаях, когда в этом есть необходимость. В случае торможения у Вас будет дополнительное время еще раз подумать и принять правильное решение. Помните, если Вы решили уклониться, то обратно ускориться уже не получится. Это своеобразная точка невозврата.
- Необходимо разделять торможение от руления. Сила трения не является бесконечной и если большая ее часть уходит на торможение, то на центробежную силу ее может и не хватить. В самых критических случаях руление и торможение применяется по полной, на их комбинирование силы трения точно не хватит. Далее следуют три варианта развития событий: 1) снос переднего колеса и падение водителя; 2) снос заднего колеса и лоусайд; 3) снос заднего колеса и хайсайд (это только в том случае, если все делалось неправильно). Важно отметить, что в данной ситуации не спасает даже система ABS, на которую большинство возлагают большие надежды.
Все неожиданные препятствия на дороге разделяются на два вида. Первые – те, которые возникают на прямых участках дороги. Это могут быть автомобили, пешеходы, животные, ямы на дороге. Вторые – те же самые препятствия, но уже на поворотах.
Перед тем, как сесть за руль своего мотоцикла, необходимо иметь в голове детальный план уклонения. Все действия должны быть отработаны до автоматизма. Бывают, конечно, и нестандартные ситуации, но в большинстве случаев, на прямом участке дороги лучше всего зарекомендовало себя торможение или торможение, а потом уклонение. На поворотах же, обычно спасает котрруление, а в некоторых случаях в комбинации с торможением.
Но есть и такие ситуации, при которых сразу можно применить уклонение. Это полностью предсказуемые ситуации, например: яма в асфальте, мусор или небольшой предмет на дороге. При появлении таких объектов на дороге можно избежать экстренного торможения. Достаточно лишь немного изменить направления траекторию движения транспортного средства.
Основные принципы осуществления уклонения:
- Важно помнить, что обычное уклонение – это два контрруления, которые объединяются в одно целое.
- Голова должны быть, как всегда, строго в вертикальном положении, чем будет обеспечен горизонтальный взгляд.
- Эффект от маневра уклонения зависит в первую очередь не от силы давления на ручку, а от продолжительности этого давления.
- Важно помнить, что заканчивать торможение необходимо до начала руления.
- Необходимо пытаться осуществлять уклонение на небольшом расстоянии от препятствия. Идеальным считается уклонение на расстоянии 1,5-2 метра от объекта.
- Нельзя заживать руки. Держатся за мотоцикл лучше ногами.
- Это постепенное упражнение. Для начала научитесь резко тормозить и скидывать скорость до 15-20 километров в час. Если это показалось слишком простой задачей, то попробуйте начать торможение позже.
- Не забывайте переключаться на более низкую передачу во время торможения.
- Среднестатистический автомобиль имеет длину 4 метра. Поэтому уклонятся необходимо на расстояние не менее трех метров от линии движения.
- Смотрите не на объект уклонения, а на траекторию объезда.
- После второго руление необходимо выровнять мотоцикл и хорошенько добавить газу.
- Во время тренировки сделайте симметрические препятствия, которые дадут Вам возможность отрабатывать маневр при движении в обе стороны.
- Во время тренировки лучше не использовать реальный автомобиль. Ведь на начальных этапах что-то может пойти не по плану. Это может быть очень опасно.
Тренироваться и выполнять уклонение необходимо не менее чем по 60 минут один раз в месяц.
Для повышения мастерства можно увеличивать начальную скорость.
В помощь новичку
Кто из нас не бросал завистливые взгляды в сторону шикарных, быстроходных транспортных средств, коими являются мотоциклы? А многие ли задумывались при этом, какие проблемы появляются у их владельцев вместе с приобретением «железных красавцев»? Во-первых, охотников до чужого добра немало. Вероятность угона мотоцикла на улицах города в отсутствие хозяина довольно-таки велика. Да и возле дома такую уникальную игрушку не бросишь на ночь. Значит, нужен гараж. Во-вторых, езда на мотоцикле требует определенных навыков и умений. Особенно в условиях мегаполиса. Немалым количеством ссадин и ушибов придется заплатить за такой опыт. В-третьих, для езды на мотоцикле необходима соответствующая экипировка – шлем, костюм, перчатки. Все это выполняет важную роль – защита от ветра, холода, грязи, смягчающее средство при незапланированном соприкосновении тела с асфальтом во время падения. И, конечно же, такая униформа – имиджевая часть любого мотоциклиста. И наконец, самое основное. Хороший мотоцикл стоит хороших денег. Готовы ли вы пожертвовать крупной суммой из своего кошелька? А ведь мотоцикл требует постоянных денежных вложений. Эксплуатация его подразумевает потребление бензина, ремонт, модернизацию, улучшение внешнего вида. Дело хлопотное, материально затратное. Если вас не останавливают все эти обстоятельства, если решение ваше приобрести мотоцикл твердо и взвешенно, то тогда все следующие советы предназначены именно вам.
Выбор мотоцикла должен определяться, в первую очередь, вашими финансовыми возможностями и, конечно, удобством этого транспортного средства. Начинающему мотоциклисту подойдет модель, имеющая в своем составе минимум пластиковых составляющих и среднюю кубатуру двигателя. Это обусловливается тем, что «соревноваться с ветром» на первых порах вам еще рановато, а обучиться основным приемам вождения вполне реально на таком агрегате. Пластиковые же детали быстро ломаются и царапаются при падении. Кроме того, следует определиться, с какой целью вам нужен мотоцикл. Если испытать себя в скоростных гонках, то вам подойдет спортивный мотоцикл. Если вы – человек степенный и даже солидный, то ваша модель – круизер. Для обычных поездок по ровным дорогам приемлем дорожник. Ну а если вам захочется проделать массу пируэтов на разных поверхностях, то тогда непременно вам потребуется эндуро.
Костюм мотоциклисту обойдется в кругленькую сумму. Хороший шлем спасет вашу голову при падении на приличной скорости, а мотокостюм и перчатки не позволят содрать вашу кожу об асфальт и коряги. Скупиться здесь, право, не стоит.
Прежде чем взгромоздиться на «железного коня», перед поездкой произведите его основательный осмотр. Проверьте уровни масла, тормоза, сцепление. Обратите внимание на наличие или отсутствие луж под мотоциклом и подтеков на вилке. Это сигнал надвигающейся опасности. Если вы отнесетесь к нему с безразличием, то в последствие вас ожидают неприятные сюрпризы на дороге. Например, на очередном повороте сцепление мотоцикла с дорогой сведется к нулю, а там и аварии недалеко. Вообще, постарайтесь своевременно делать профилактику и ремонт вашего мотоцикла, чтобы путешествие на нем было приятным времяпрепровождением для вас, а не лихорадочной суетой и вынужденным копошением в его сломавшихся «внутренностях».
Для уверенного управления ознакомьтесь со всеми кнопочками и ручечками, присутствующими на панели управления. Понимание их предназначения и четкая работа с ними поможет вам скорее освоить новую для себя технику. Если у мотоцикла есть центральная подножка, то это позволит вам симулировать езду на мотоцикле. Вы сможете, не выезжая на дорогу, разобраться в том, как работают разные узлы вашего мотоцикла. Для этого достаточно поставить мотоцикл на подножку так, чтобы переднее колесо находилось на земле, а заднее – висело в воздухе. Вы можете спокойно приземлиться на сидение, завести мотоцикл, выжать сцепление, включить передачу, добавить газу. Только не переусердствуйте в своих занятиях. Ведь в выхлопном газе слишком много СО. Зачем вам травиться им?
Для начала выбирайте для езды ровные, свободные от движения участки дороги. И не газуйте прямо со старта. Иначе вы познаете не радость от поездки, а опасность «полета».
Режим вашей первой поездки должен быть таковым – чуть трогаетесь с места, проезжаете несколько метров, останавливаетесь. Таким образом вы сумеете уловить, как работают сцепление, тормоза, что происходит, когда вы газуете. Все это выработает у вас уверенность движений и осознанность происходящего.
После таких занятий можете выезжать на улицы города, но делайте это с осторожностью. Не выбирайте центральные, слишком оживленные улицы мегаполиса. И не совершайте поездки в час пик. Для первых поездок по городу вполне подойдут утренние часы и малолюдные улочки. Не создавайте проблем ни себе, ни окружающим. Дорогу лучше выбирать широкую, с просматриваемыми обочинами, с светофорами и перекрестками. Да и погоде тоже стоит уделить внимание. Ясная, сухая погода будет способствовать хорошей видимости и лучшей устойчивости мотоцикла на дороге. А мокрая или обледенелая проезжая часть готовит неопытному мотоциклисту массу неприятных сюрпризов, исход которых связан с явной опасностью. Для начала ездите не спеша. Вам главное научиться правильно вести мотоцикл, четко управлять им. По мере того, как ваша уверенность в собственных успехам будет расти, вы можете постепенно наращивать скоростной режим.
Вернувшись с поездки, постарайтесь осознать, что ощущает ваше тело в тот момент, когда вы слезаете с мотоцикла. Если вам тяжело, тело ломит, руки сводит, значит, вы все время были в напряжении. Получается, что в вас нет еще той свободы движений, которая рознит начинающего мотоциклиста от бывалого байкера. Проанализируйте все моменты вашей поездки, выясните, что именно вас заставляет напрягаться, что вызывает у вас волнение, на чем вы зацикливаетесь во время движения по дороге.
На дороге помните, что зеркала на мотоцикле существуют не для красоты и не для самолюбования перед ними. Зеркало заднего вида позволит вам оценить окружающую вас обстановку на дороге и не попасть в беду. Поворотники тоже даны мотоциклу не для украшения и иллюминации. Включив поворотник, вы даете знать следующему за вами транспорту о ваших намерениях, что также, безусловно, поможет избежать вам различных ДТП.
Не пытайтесь шутить с разметкой на дороге. Она наносится на дорожное покрытие, чтобы ликвидировать хаос в движении и распределить всех участников движения по определенным рядам. Иногда разметка наносится не краской, а изготавливается из пластика. Вздумаете проехаться по ней, можете при резком торможении почувствовать себя словно хоккеист на льду. Только вместо клюшек и соперников в данном случае другие транспортные средства станут вам и тем, и другим. Что опять же может привести к аварии. Кстати, для легких мотоциклов опасны и продольные трещины в асфальте. Застрять в них легко, но если еще это совершить на полном ходу, то травма при вашем падении с мотоцикла станет весьма тяжелой. Не стоит упускать из виду и колею. Маневры в таком случае следует делать очень аккуратно. Не принесет вам и вашему мотоциклу радости неровность покрытия в виде камушков и выбоин. Разлетающиеся во все стороны камни могут стать причиной травм для мотоциклиста. Пересечение трамвайных путей и железнодорожных переездов лучше производить под тупым и прямым углами. Это избавит вас от трудностей, возникающих в таком случае.
Если вам приходится ехать в дождь, то, скорее всего, при резком выдохе стекло шлема может запотеть вследствие большой влажности. Достаточно приподнять стекло, чтобы улучшить видимость и обзор. Накиньте на себя в такой момент дождевик, иначе вы промокнете и замерзнете.
На дороге держитесь за правым колесом идущей впереди вас машины. Это обусловливается тем, что так вам проще увернуться от столкновения с опасными предметами, которыми изобилуют наши дороги, и которые машины обычно пропускают между колес. Кроме того, подобная позиция позволяет вам вовремя перестроиться и совершить обгон, конечно же, только благоразумный. Если вам вдруг вздумается проехать между полосами, не забывайте, что таким образом вы попадаете в зону «мертвой видимости», а при открытии двери впереди едущего автомобиля вы и вовсе можете попасть под летящий окурок или плевок.
Заимейте хорошую привычку, держать свои пальцы поближе к рычагу тормоза. Это не слишком удобно, зато дает выигрыш в несколько секунд в момент экстренного торможения.
Хороших вам путешествий на мотоцикле. Радуйтесь простору, воле и скорости, но не забывайте, что на дороге вы не одни, значит, правила дорожного движения никто не отменял.
Не представлять дорожную ситуацию целиком
Во-первых, хватит смотреть под колесо и только прямо. Начинающим всегда страшно, но с этим придется бороться. Мотоциклист обязан следить за дорогой даже тщательнее автомобилиста, потому что у нас с вами нет каркаса безопасности, нас не придержит в седле ремень и из руля не выпрыгнет подушка безопасности.
Во-вторых, если вы не представляете картинку дорожного движения целиком, то как минимум не будете ждать перестроения или поворота окружающего транспорта, молчу уже о пешеходах. Вы можете возразить:
— Я же не могу знать наизусть карты дорог всего города, а если я в незнакомом месте окажусь?
Не обязательно знать каждую подворотню, достаточно понимать принцип движения на вашем участке и примерный план развития событий впереди, что читается по разметке и знакам. Начинающие мотоциклисты порой концентрируются только на своей полосе, даже не предполагая, что опасность может прилететь с другой стороны. Или начинают судорожно перестраиваться, когда понимают, что их поворот с другой полосы.
А что до других городов…. карту лучше посмотреть перед выездом, хотя бы по основным улицам и проспектам, чтобы не попасть в глупую историю. А если у вас есть знакомые водители, то почему бы не пообщаться с ними? Неужели вашему товарищу будет сложно предупредить вас об опасном перекрестке или повороте, который легко пропустить?
«Ощущение скорости во время езды на мотоцикле»
«О чем нужно помнить во время открытия мотосезона?»