Тюнинг системы охлаждения ВАЗ 2114: для чего и как проводится

Система охлаждения

Всем нам прекрасно известно, что поднятие мощности двигателя приводит к его повышенному тепловыделению. Очень часто возникает проблема, проявляющаяся в перегреве двигателя и отклонении его от нормальных температурных режимов при эксплуатации, причем возникает она не только на автомобилях, двигатели которых подвергались какому-либо тюнингу, но и даже на совершенно стандартных. Причины возникновения этой проблемы очень различны и зачастую встречаются одновременно на одном автомобиле:

а) Недостаточная производительность помпы – проблема, встречающаяся на каждом втором автомобиле, связана с тем, что между крыльчаткой помпы и блоком цилиндров есть достаточно большой зазор, через который возникают протечки охлаждающей жидкости, что приводит непосредственно к снижению производительности. Лечится эта проблема выбором помпы с максимальной высотой крыльчатки, такой, с которой зазор становится минимальным или отсутствует вовсе (актуально для помп с пластиковой крыльчаткой, допускающей небольшое трение о блок в период притирки). Выбрать помпу с нужной крыльчаткой достаточно просто – в магазине нужно взять несколько помп (чем больше, тем лучше), и попарно сравнить высоту крыльчаток (желательно пользоваться штангенциркулем, но вполне реально определить даже на глаз) до тех пор, пока не будет найдена помпа с самой высокой крыльчаткой.

б) Неисправен термостат – очень частая проблема, также встречающаяся повсеместно. Термостат попросту не открывается до конца (а может и не открываться вовсе) при достижении температуры открытия, что приводит к движению охлаждающей жидкости преимущественно по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. Симптомом чаще всего является недостаточно горячий верхний патрубок, идущий к радиатору. Лечится все той же заменой на новый качественный термостат. Помните о том, что качество нынешних запчастей оставляет желать лучшего, поэтому даже новый термостат может работать неадекватно.

в) Недостаточная производительность радиатора охлаждающей жидкости.

Проблема в основном касающаяся достаточно серьезно подготовленных двигателей, в частности – турбомоторов. Теплоотводящая способность стандартного радиатора очень ограничена и рассчитана непосредственно на стандартный двигатель, пусть даже и с небольшим запасом. Настоятельно рекомендуем заменить стандартный радиатор на радиатор с повышенной теплоотводящей способностью, такими радиаторами являются медные 2-3 рядные или же более производительные алюминиевые. Помните о том, что хороший радиатор – новый радиатор, но даже тщательно промыв внутри и снаружи свой радиатор, Вы непременно ощутите положительный эффект.

г) Недостаточная продуваемость радиатора охлаждающей жидкости. Наиболее часто встречается эта проблема на автомобилях с установленным турбонаддувом – установленный интеркулер закрывает значительную (а часто даже и всю) площадь обдува радиатора. При установке интеркулера следует сохранять достаточно большое расстояние с основным радиатором. Также следует учитывать этот момент непосредственно при выборе интеркулера – он должен перекрывать минимальную площадь радиатора, сохраняя его обдуваемость встречным потоком воздуха. Немалую роль играет в решении этой проблемы и выбор переднего бампера автомобиля, стандартный бампер очень ограничивает встречный поток воздуха, а вкупе с интеркулером – полностью его перекрывает, что приводит к неизбежным проблемам перегрева двигателя. Решением может стать подбор переднего бампера с более правильной площадью обдува зоны радиатора/интеркулера или же доработка стандартного.

д) Недостаточный отвод горячего воздуха из подкапотного пространства. Очень распространенная ошибка – установка капота с заборником воздуха в стиле Subaru WRX. Помните о том, что на данном автомобиле это вынужденная мера, связанная с неудачной компоновкой интеркулера, расположенного непосредственно на двигателе, при установке интеркулера фронтально (что само по себе имеет исключительно только плюсы) надобность в подобном воздухозаборнике отпадает полностью. Никакой пользы от обдува подкапотного пространства воздухом извне для температурного режима нет. Действительно большая польза от непосредственного вывода горячего воздуха, который может быть выведен как через заднюю кромку капота (возле лобового стекла), так и через специальные прорези в капоте.

е) Недостаточная производительность основного вентилятора. Тут, как известно, кто на что горазд. Наиболее часто встречающаяся схема (однако при этом не самая удачная) – установка сдвоенных вентиляторов от автомобиля Нива. Самая распространенная ошибка при их установке – электрическая схема, при которой оба вентилятора включаются одновременно, создавая очень большую нагрузку на генератор, что в свою очередь может привести даже к проворачиванию демпфера на шкиве коленчатого вала. Куда более предпочтительной является установка вентилятора от автомобиля Калина (или вентилятора повышенной производительности) – он обладает более чем достаточной производительностью для охлаждения любого двигателя ВАЗ, подвергшегося серьезным доработкам. Но всегда помните о том, что хороший вентилятор – не панацея, система охлаждения должна работать настолько эффективно, чтобы вентилятор включался только непосредственно без движения автомобиля.

Система охлаждения двигателя

Обучающая статья про автомобильную систему охлаждения двигателя. В статье представлена схема системы охлаждения двигателя ВАЗ, а также описан принцип её работы и дано видео.
Система охлаждения двигателей стандартного типа охлаждает его нагреваемые детали. В системах современных автомобилей она выполняет и другие функции:

Есть несколько способов охлаждения двигателя, от применения которого зависит тип используемой системы охлаждения. Различают жидкостную, воздушную и комбинированную системы. Жидкостная — отводит от двигателя тепло при помощи потока жидкости, а воздушная — потока воздуха. В комбинированной системе оба этих способа объединены.

Чаще других в автомобилях используется жидкостная система охлаждения. Она равномерно и достаточно эффективно охлаждает детали двигателя и работает с меньшим шумом, чем воздушная. Основываясь на популярности жидкостной системы, именно на её примере и будет рассмотрен принцип действия систем охлаждения двигателя автомобиля в целом.

Проверка герметичности системы

При осмотре трубопроводов необходимо проверить, плотно ли шланги сидят на радиаторе и агрегатах двигателя. Также нужно осмотреть тонкие шланги для отопления салона и дроссельной заслонки и убедиться, что они не потрескались.

Твёрдые немедленно заменить. Необходимо убедиться, что концы шлангов глубоко натянуты на патрубки, иначе может случиться их отсоединение. Также проверить, хорошо ли затянуты болты хомутов.

Ржавые хомуты могут ослабить крепление во время езды, при полном рабочем давлении в гидросистеме это опасно. Если есть коррозия, необходимо их заменить. Трещины, идущие вдоль шланга, являются результатом его старения. Повреждения внутренней поверхности усложняют поток жидкости.

https://youtu.be/https
://youtu.be/tVZI0WCXRXk

Схема системы охлаждения двигателя

Для бензинового и дизельного двигателей применяются схожие конструкции систем охлаждения. Их стандартный набор элементов следующий:

Рассмотрим каждый из этих элементов по отдельности:

1. Радиаторы.

2. Вентилятор радиатора. Для повышения эффективности работы радиатора в нём используется вентилятор, который может иметь различный приводной механизм:

Наиболее распространен электрический вид вентиляторов, управление которым осуществляется в достаточно широких пределах.

3. Центробежный насос. При помощи насоса в системе охлаждения обеспечивается циркуляция её жидкости. Центробежный насос может быть оснащен различным типом привода, например, ременным или же шестеренным. У двигателей с турбонаддувом помимо основного может быть использован дополнительный центробежный насос для более эффективного охлаждения турбокомпрессора и наддувочного воздуха. Для управления работой насосов используется блок управления двигателем.

4. Термостат. При помощи термостата осуществляется регулировка количества жидкости, попадающей в радиатор. Устанавливается термостат в патрубке, ведущем к радиатору от рубашки охлаждения мотора. Благодаря термостату можно управлять температурным режимом системы охлаждения.В автомобилях с мощным двигателем может быть использован термостат несколько иного вида — с электрическим подогревом. Он способен обеспечить регулирование температурного режима жидкости системы в двухступенчатом диапазоне при трех рабочих положениях.

В открытом состоянии такой термостат находится во время максимальной работы двигателя. При этом температура охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, понижается до 90 °С, благодаря чему снижается вероятность детонации двигателя. В остальных двух рабочих положениях термостата (открытое и полуоткрытое) температура жидкости будет поддерживаться на отметке 105 °С.

5. Теплообменник отопителя. Поступающий в теплообменник воздух нагревается для последующего его использования в отопительной системе автомобиля. Для повышения эффективности работы теплообменника его размещают непосредственно на выходе охлаждающей жидкости, прошедшей через двигатель и имеющей высокую температуру.

6. Расширительный бачок. Вследствие изменения температуры охлаждающей жидкости меняется и её объем. Чтобы компенсировать его, в систему охлаждения встраивается расширительный бачок, поддерживающий объем жидкости в системе на одном уровне.

7. Рубашка охлаждения двигателя. В конструкции такая рубашка представляет собой каналы для жидкости, проходящие через головку блока двигателя и блок цилиндров.

8. Система управления. В качестве элементов управления системы охлаждения двигателя в ней могут быть представлены следующие устройства:

Промывка системы

Регулярно необходимо осуществлять промывку. Делается она несложно, достаточно только применить специальный раствор, предназначенный для этой цели. Заливаете его в систему, запускаете двигатель и даете ему прогреться до рабочей температуры. После этого глушите мотор, сливаете раствор и повторяете процедуру 2-3 раза, только используйте чистую воду. Растворы, предназначенные для промывки, очень агрессивны и способны разрушить резину и металл при долгом контакте.

Обратите внимание, перед сливом жидкости из системы необходимо выждать некоторое время, чтобы температура снизилась до безопасного значения – порядка 50 градусов. Если имеются повреждения, то проведите ремонт. Система охлаждения ВАЗ-2107 имеет два сливных отверстия – на радиаторе и блоке цилиндров. И не забывайте открывать кран печки при промывке, чтобы в радиатор попадал раствор. Цена данной процедуры на СТО колеблется в интервале 500-700 рублей. Это не так уж много, по сравнению с ремонтом.

Принцип работы системы охлаждения двигателя в действии

Налаженная работа охлаждения обусловлена наличием системы управления. В автомобилях с современными двигателями её действия основаны на математической модели, в которой учтены различные показатели параметров системы:

Система управления, оценивая различные параметры и их влияние на работу системы, компенсирует их влияние регулированием условий работы управляемых элементов.

С помощью центробежного насоса осуществляется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Проходя через рубашку охлаждения жидкость нагревается, а попав в радиатор — остывает. Нагревая жидкость, сами детали двигателя остывают. В рубашке охлаждения жидкость может циркулировать как в продольном (по линии цилиндров), так и в поперечном направлении (от одного коллектора к другому).

От температуры охлаждающей жидкости зависит круг ее циркуляции. Во время запуска двигателя он сам и охлаждающая жидкость холодные, и чтобы ускорить его нагрев жидкость направляется на малый круг циркуляции, минуя радиатор. В дальнейшем, при нагревании двигателя, термостат нагревается и меняет свое рабочее положение на полуоткрытое. Вследствие этого охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор.

Если встречного потока воздуха радиатора недостаточно для понижения температуры жидкости до требуемого значения, включается вентилятор, образующий дополнительный поток воздуха. Охлажденная жидкость вновь попадает в рубашку охлаждения и цикл повторяется.

Если в автомобиле используется турбонаддув, то он может быть оснащен двухконтурной системой охлаждения. Первый её контур охлаждает сам двигатель, а второй — наддувочный поток воздуха.

Смотрите познавательное видео про принцип работы системы охлаждения двигателя:

Источник

Жидкостный насос в системе

Это устройство входит в схему циркуляции охлаждающей жидкости «Газели» и любого другого автомобиля. Привод может осуществляться следующим образом:

  1. От ремня газораспределительного механизма.
  2. От ремня генератора.
  3. От отдельного ремня.

Конструкция состоит из таких элементов:

  1. Металлическая или пластиковая крыльчатка. От количества лопастей зависит эффективность работы насоса.
  2. Корпус – обычно выполняется из алюминия и его сплавов. Дело в том, что именно этот металл хорошо работает в агрессивных условиях, практически не действует на него коррозия.
  3. Шкив для установки ремня привода – зубчатый или клиновидный.
  4. Вал – стальной ротор, на одном конце которого находится крыльчатка (внутри), а снаружи шкив для установки приводного шкива.
  5. Бронзовая втулка или подшипник – смазка этих элементов осуществляется при помощи специальных присадок, которые имеются в антифризе.
  6. Сальник позволяет избежать вытекания жидкости из системы охлаждения.

Конструктивные особенности

Вообще, работа стандартной системы основана на данных, которые дает датчик температуры. Схематически она состоит из следующих элементов:

Также особо стоит отметить в системе охлаждения ВАЗ 2110 еще два шланга, один подходит к дроссельному патрубку, а другой служит для отвода жидкости.

В самом дроссельном патрубке к тому же имеется жидкостный датчик, который следит за температурой и уровнем тосола. Примечательно, что в самых последних моделях двигателя десятки датчик температуры помещен в специальный литой алюминиевый корпус, а емкость расширительного бачка значительно увеличена.

Ремонт своими силами

Кто обладает базовыми знаниями, как работает система охлаждения ВАЗ-2107, слесарным инструментом и способен определить причину проблемы, может попытаться исправить поломку самостоятельно. Водитель без особых проблем сможет справиться с заменой повреждённого провода или ремня насоса. Но если нет уверенности в диагнозе или возникло подозрение серьёзной поломки, безусловно, лучше отдать автомобиль в руки специалиста.

Неправильно проведённый ремонт может создать много серьёзных проблем. Прежде всего, водитель должен знать, что неисправность гидросистемы автомобиля очень быстро приведёт к полному разрушению двигателя.

Принцип работы системы охлаждения

Теперь, когда с устройством системы все понятно можно поговорить и о том, как она работает на практике.

Материал в тему:

— Система охлаждения на ВАЗ 2110: принцип работы и характерные неисправности

Первое, что следует знать любому водителя — никаких настроек в работе системы не предусмотрено – циркуляция является принудительной и происходит безостановочно. Заливку охлаждающей жидкости следует производить в расширительный бачок и всегда следить за ее уровнем, в случае необходимости добавлять жидкость.

Вообще, в системах охлаждения российских автомобилей является тосол – это смесь воды с этиленгликолем или еще некоторыми присадками. Замерзает такая жидкость только при экстремально низких температурах и ей не страшны даже самые лютые сибирские морозы.

Чтобы полностью наполнить систему охлаждения десятки потребуется почти 8 литров тосола. В дальнейшем жидкость нужно будет только доливать и изредка не чаще чем каждые 75 тысяч километров пробега в профилактических целях производить ее полную замену.

Диагностика негерметичности системы

Одна из основных неисправностей системы — нарушение ее герметичности. Свидетельствуют об этом:

  • постоянное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
  • специфический запах технического раствора;
  • мокрые следы под автомобилем.

Недостаточный объем технической жидкости способствует перегреву двигателя. Места протечек определяются при визуальном осмотре подкапотного пространства или салона (при нарушении герметичности радиатора «печки» или крана отопителя).

Внимание! Технические жидкости, используемые для охлаждения двигателя токсичны. Поэтому, работая с ними, необходимо соблюдать требования безопасности. Сливать ее из мотора можно только в специально подготовленную емкость объемом не менее 5 литров.

Сохранить:

Основные неисправности системы охлаждения

Раз уж разговор зашел об уменьшении жидкости в системе имеет смысл упомянуть и о других неисправностях связанных с ее работой. Беспокоиться имеет смысл если вы заметите следующие признаки:

Любая из этих проблем требует срочного вмешательства и устранения. Самостоятельно можно произвести следующие манипуляции. Первым делом проверьте уровень жидкости. Обычно корень всех вышеперечисленных проблем заключается в негерметичности системы, к примеру, это могут быть пробитые шланги или повреждение соединительных деталей, старые прокладки, ну и, наконец, протекающий сальник водяного насоса.

Проверять систему охлаждения имеет смысл на полностью остывшем двигателе. Желательно через несколько часов после полной остановки двигателя. Иначе диагностические мероприятия могут закончиться сильными ожогами. Для проверки потребуется заехать на яму, после чего вооружившись мощным фонариком или светильником можно начинать осмотр. Детали, на которых будут капли или подтеки жидкости, скорее всего, и дают течь. Однако очень важно, что осмотр производился на чистом двигателе, чтобы не спутать обычную дорожную грязь с неисправностями. Особое внимание, кстати, заслуживает датчик температуры – обязательно осмотрите его на наличие внешних повреждений, пусть даже и в профилактических целях.

Если вам удастся самостоятельно найти такие детали или поврежденный датчик – смело меняйте. После чего осмотрите вентилятор на наличие накипи и загрязнений, возможно, причина проблем в его некорректной работе.

Если же видимых повреждений нет, а проблема сохраняется не стоит самостоятельно разбирать систему охлаждения, лучше доверить ремонт квалифицированным автомеханикам, которые наверняка все сделают качественно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]